Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно-правовой аспект в сфере незаконного оборота наркотиков




Введение

 

Актуальность рассматриваемой в настоящей работе проблемы в том, что наркомания, или наркотизм, как ее называют в последнее время, относится к одной из разновидностей социальных проблем, которые представляют собой существенную угрозу для общества и государства в целом. Несмотря на множество научных исследований, посвященных поиску эффективных способов и мер противодействия распространению этой угрозы, особого прогресса в решении вопроса не наблюдается. Все больше и больше людей поражаются этим недугом. Особенно быстро наркотизм распространяется в молодежной среде. Будущее страны при нынешних темпах распространения заболевания в социальных структурах оказывается под угрозой.

Наркотизм, как и любое социальное явление, имеет свои, присущие только ему, специфические признаки, выражающиеся, так же как и преступность, в специфическом поведении. Но в отличие от преступности наркотизм связан с употреблением людьми наркотических веществ, которое само по себе не приносит вреда обществу, но вот его последствия представляют серьезную угрозу для здоровья людей, экономики и культуры в самом широком смысле этого слова.

Таким образом, употребление людьми наркотических веществ, приводящее к потере контроля за своим поведением и нарушениям в связи с этим существующих социальных норм служит ядром содержания актов человеческого поведения.

Современное общество России, как и народы многих других государств мира, по психологическим, нравственным и иным характеристикам остается объектом транснациональной преступности для насаждения наркотизма и наркомании, вовлечения широких масс населения в незаконный оборот наркотиков.

Организованная преступность, и не в последнюю очередь транснациональные наркосиндикаты, пользуются этим в максимальной степени. Они ведут целеустремленную деятельность по массовому приобщению к немедицинскому потреблению одурманивающих препаратов, особенно среди молодежи, формируя тем самым все новые рынки сбыта наркотиков в перспективе на дальнейшее их развитие.

В этой связи темы борьбы с коррупцией и терроризмом, особенно в привязке к наркобизнесу, являются на рубеже третьего тысячелетия весьма актуальными не только для России, а буквально для всех стран нашей планеты. Однако наиболее остро они проявляются в государствах, перходящих к рыночной экономик е в условиях демократизации, широкой гласности и открытости общественных, политических и государственных структур.

Объектом исследования в данной работе являются наркотики и психотропные вещества.

Предметом - незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ.

Задачи настоящей работы заключаются в следующем:

изучить и проанализировать нормативно-правовые акты в сфере незаконного оборота наркотиков;

рассмотреть постатейно преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ;

привести примеры использования мер профилактики в сфере незаконного оборота наркотиков;

выделить и описать меры осуществления государственной политики в сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ;

сделать по итогам работы заключение о влиянии незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ на государство в целом, и о применении мер профилактики и других действий для снижения уровня наркотизации общества.

Для написания настоящей работы потребовалось изучить много нормативно-правовых источников, касающихся данной проблемы - Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 6 мая 2004 г. N 231 «Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 УК РФ» и т.п. Также были использованы интернет - источники, программа «Консультант-Плюс» и различные периодические издания.

 


Незаконный оборот наркотиков или психотропных веществ в жизни общества и государства

Нормативно-правовой аспект в сфере незаконного оборота наркотиков

 

Злоупотребление наркотиками и их незаконной оборот продолжают оказывать все более разрушительное воздействие на развитие мирового сообщества, безвременно прерывая жизни и калеча здоровье людей, стимулируя рост преступности, насилия и коррупции. Международный наркобизнес подрывает морально-этические и культурные устои, провоцирует политическую и социально-экономическую нестабильность во многих странах мира.

Система многостороннего контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ охватывает целый ряд согласованных действий. Правовыми рамками этой системы являются три международные конвенции в области наркотиков, к которым присоединилось большинство государств, в том числе и Российская Федерация. Это Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., определившие правовую основу международного контроля над наркотиками и противодействия их незаконному обороту.

В Российской Федерации действует достаточно скоординированный круг нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков. В настоящее время из основных нормативных правовых актов в рассматриваемой области можно выделить порядка 20 законодательных и 30 подзаконных актов, например следующие:

1. Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах". Данный Закон закрепляет определение понятий наркомании, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; производства, изготовления, переработки, распределения наркотических средств и психотропных веществ, их незаконного потребления и др. Устанавливает правовой режим определенных групп наркотических средств, подлежащих контролю в РФ в зависимости от места в соответствующем списке Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, принципы государственной политики в области оборота наркотических средств, правовые основы легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Содержит запрет на потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача и определяет содержание противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

2. Уголовный кодекс РФ в ст. 228 - 234 предусматривает ответственность за преступления в области незаконного оборота наркотиков.

ноября 2003 г. Государственной Думой и 26 ноября 2003 г. были приняты и одобрены Советом Федерации предложенные Президентом России изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации. Анализ нового законодательства свидетельствует о том, что усилия тех, кто на протяжении семи лет боролся с произволом правоохранительных органов, прокуратуры и суда, заведомо неправомерно обвинявших и осуждавших граждан за деяния, связанные с наркотиками по ст. 228 УК РФ, увенчались успехом.

Статья 228 УК РФ полностью изменена и дополнена статьями 228-1 и 228-2, которыми конкретизирована ответственность за сбыт, пересылку и оборот наркотических средств.

Статья 228 УК РФ изложена в следующей редакции:

«Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

.   Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

.   Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Примечания:

.   Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов изъятие указанных средств, веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

.   Крупным размером в настоящей статье, а также статьях 228-1 и 229 настоящего Кодекса признается количество наркотического средства, психотропного вещества или их аналогов, превышающее размеры средней разовой дозы потребления в десять и более раз, а особо крупным размером - в пятьдесят и более раз. Размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, а также статей 228-1 и 229 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации».

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях в ст. 6.8 устанавливает ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; в ст. 6.9 устанавливает ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; в ст. 6.13 - за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров; в ст. 10.4 - за непринятие должностным лицом мер по обеспечению установленного режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли, а равно мер по уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры; в ст. 10.5 - за непринятие землевладельцем или землепользователем мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли после получения официального предписания уполномоченного органа; в ст. 20.20 - за те же действия в общественных местах; ст. 20.22 предусматривает ответственность за те же действия несовершеннолетних.

4. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" содержит Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список I), включающий 154 наименования наркотических средств и 11 наименований психотропных веществ; Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список II), включающий соответственно 46 и 11 наименований; Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список III), включающий 18 наименований; Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список IV), включающий 27 позиций.

5. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2004 г. N 231 "Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 УК РФ.

6. В соответствии со ст. 30 ГК РФ гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. В соответствии со ст. 1077 ГК РФ вред, причиненный гражданином, ограниченным в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, возмещается самим причинителем вреда.

7. В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить работника (не допускать к работе), появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. В соответствии со ст. 81 ТК данное обстоятельство служит основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. В соответствии со ст. 243 ТК в подобных случаях на работника возлагается полная материальная ответственность за причиненный ущерб.

8. Содержание понятий приобретения и хранения дается в руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

9. Указом Президента РФ "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" N 649 от 20 мая 2004 г. предусмотрено создание Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

10. Указом Президента РФ "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" от 28 июля 2004 года N 976 определяется ее компетенция. В соответствии с данным Указом Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Руководство деятельностью ФСКН России осуществляет Президент Российской Федерации.

Основными задачами ФСКН России являются:

) обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;

) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля);

) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

) участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

) создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;

) осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...