Профилактика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ
наркотик психотропный преступление незаконный Правовая культура и преступность связаны очевидной зависимостью - более высокий уровень правовой культуры естественным образом ограничивает преступность, является предпосылкой уменьшения ее интенсивности. Наибольшей эффективности в решении вопросов профилактики можно добиться, опираясь и активно используя возможности средств массовой информации, которые служат основным, а порой и единственным источником информации для большинства населения. Особенно это актуально, учитывая, что основными потребителями наркотических средств сейчас являются молодые люди. Эффективность предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, может быть обеспечена правовым информированием граждан, информированием граждан об успешности деятельности органов государства, ведущих борьбу с данным видом преступности, и уровнем карательного воздействия за совершение соответствующих преступлений. В сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков специальная профилактика включает в себя: выявление и уничтожение очагов произрастания дикорастущей конопли, выявление посевов конопли и мака; выявление и привлечение к ответственности потребителей, изготовителей, перевозчиков и сбытчиков наркотиков; пресечение переработки, перевозки и сбыта наркосодержащих растений; проверка объектов законного оборота наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ, прекурсоров и ядов на предмет соблюдения правил учета, хранения и использования контролируемых веществ и предотвращения их утечки в незаконный оборот.
особое внимание в современных условиях следует уделять выявлению и закрытию мест, откуда ведется торговля наркотиками, привлечению к ответственности продавцов. По этому вопросу имеются проблемы с проведением первоначальных следственных действий, в частности с проникновением в помещение, документированием преступной деятельности, применением криминалистических средств для изобличения преступников в случае уничтожения ими вещественных доказательств. Работа органов государственной власти, призванных вести борьбу с незаконным оборотом наркотиков, должна сформулировать у граждан сознание того, что каждое такое преступление, кем бы оно ни было совершено и какие бы ухищрения при этом ни применялись, будет раскрыто, а виновные понесут достаточно строгое наказание, так как данные преступления характеризуются повышенной общественной опасностью. Информирование граждан о карательном содержании норм некоторых отраслей права есть исходное и наиболее универсальное средство общего предупреждения, представляющее собой доведение до сведения граждан соответствующей совокупности правовых знаний. По мнению некоторых авторов, антинаркотическая пропаганда в СМИ ведется без достаточно продуманной системы и глубокого анализа сложившейся ситуации в целом по стране и учета региональных особенностей, как правило, эпизодически. Нередко антинаркотические передачи создаются журналистами как бы вообще, исключая адресную направленность. Поэтому в них не учитываются ни возраст аудитории, ни социальная принадлежность, ни интересы тех или иных групп подростков, ни мотивация просмотра или прочтения материала о наркотиках. Не всегда рассчитано удобное время для теле- и радиопередач. В условиях развития так называемой свободы слова и демократии появляются и печатные издания, оплаченные самой наркомафией, которые содержат подробную информацию о свойствах тех или иных видов наркотиков, способах их приготовления, хранения, местах приобретения и т.д. Это своего рода энциклопедия для начинающих наркоманов. Выпуск в свет подобных изданий никем не контролируется, выходят они без рецензий специалистов.
Нередко искаженная, необъективная, до конца не продуманная информация причиняет неустранимый многогранный вред всему обществу и отдельным его гражданам. Например, у определенной части населения, услышавшей цену продаваемых наркотиков, СМИ невольно могут сформировать уверенность в возможности в одночасье разбогатеть: стоит только один раз рискнуть, чтобы получить большую сумму денег. Используя огромный потенциал СМИ, следует проводить мероприятия в области профилактики и просвещения, направленные на объективное информирование широкой общественности о последствиях применения наркотиков и злоупотребления ими, что будет способствовать формированию более рационального подхода к проблемам наркотиков и позволит избежать сенсационности. Для этого необходимо активно сотрудничать с: руководителями печатных изданий (газет, журналов и т.п.), в которых создаются постоянные рубрики по проблемам незаконного оборота и злоупотребления наркотиками; журналистами и корреспондентами, специализирующимися на указанной тематике; администрацией региона, организующей транслируемые по кабельному телевидению циклы передач об опасности злоупотребления наркотиками с привлечением педагогов, психологов, медицинских работников и т.д.; молодежными лидерами, спортивными кумирами подростков и молодежи, пропагандирующими здоровый образ жизни. Еще в 2001 г. Главным управлением по борьбе с незаконным оборотом наркотиков были разработаны методические рекомендации по взаимодействию органов внутренних дел с прессой в сфере профилактики незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими. Согласно данным рекомендациям, основными формами взаимодействия правоохранительных органов и прессы должны являться: брифинг; заказ тематики статьи журнала; подбор материала по запрашиваемой журналистами теме; непосредственная работа пресс-служб правоохранительных органов.
Первые три формы предполагают подготовку материала для периодических изданий журналистами, которые не являются специалистами в области наркологии, психологии, педагогики или юриспруденции. Главными критериями отбора материала для них являются острота темы, сенсационность, неординарность и др. Такой подход не всегда способствует профилактике незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими. Поэтому для правильного освещения наркоситуации журналистами в средствах массовой информации рекомендуется следующее: . Информация должна быть правдивой. Ложная и поверхностная информация может привести к утрате доверия к органам внутренних дел со стороны населения, особенно молодежи, которая неплохо информирована, а иногда и имеет опыт употребления наркотиков. С другой стороны, она не должна быть слишком подробной, чтобы не возбуждать нездоровый интерес, за исключением материалов о роковых последствиях употребления наркотиков. . Информация не должна быть устрашающей, а должна иметь деловой и разъясняющий характер, нести элементы воспитательного воздействия, сочетать подробности, вызывающие страх перед наркотиками, и ненавязчивые советы по отказу от их потребления. . Информация не должна порождать отрицательное отношение к людям, потребляющим наркотики, со стороны общества, но в то же время она должна разъяснять, по каким признакам можно распознать наркомана, как нужно себя вести с ними, чем можно ему помочь и т.д. . Информация не должна содержать сведений, раскрывающих рецепты изготовления наркотических средств, указывающих на места произрастания наркосодержащих культур, приобретения или возможного хищения наркотических средств. . Информация не должна раскрывать методов борьбы с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией, чтобы лица, занятые наркобизнесом, не смогли выработать меры противодействия. . Материал должен способствовать выработке критического отношения читателя к наркотикам и наркобизнесу. . Критическая информация о деятельности правоохранительных органов в сфере профилактики незаконного оборота наркотиков должна быть взвешенной и не называть конкретных слабых мест работы, чтобы не привлекать внимание наркобизнесменов, которые могут незамедлительно воспользоваться информацией для своей пользы.
Особое внимание должно быть отведено мерам, ориентированным на разъяснение молодежи медицинских, социальных и правовых последствий наркомании. Разъяснительная работа может проводиться в формах: регулярных встреч и бесед с различными группами населения (аудитория может формироваться по возрастному, половому, территориальному, профессиональному, социальному и т.д. признаку); распространения наглядных пособий: буклетов, листовок, плакатов и т.д. о вреде наркотиков; выступлений в средствам массовой информации; оказания методической помощи педагогическим коллективам школ, ПТУ в вопросах освещения наркоситуации, организации антинаркотической пропаганды среди учащихся, обучения способам распознания подростков потребителей наркотиков; информирования представителей территориальной, политической, законодательной, судебной власти, руководителей общественных и религиозных организаций о наркоситуации и мерах, предпринимаемых правоохранительными органами в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов; участия в проведении круглых столов, дискуссий, анкетировании по выявлению отношения отдельных социальных групп к проблеме эффективности антинаркотических мероприятий. Профилактика наркотизма должна также включать в себя меры по предупреждению злоупотребления наркотиками путем формирования атмосферы их неприятия в школах, по месту работы молодежи, в местах проведения досуга. Сотрудникам правоохранительных органов важно оказывать содействие педагогическим коллективам учебных заведений в: организации работы родительских групп по оказанию эмоциональной и социальной поддержки, психологическому консультированию родителей с целью изменения их реакции на проблему, повышения ответственности за воспитание подростков; привитии родителям навыков определения симптомов употребления наркотиков, обучении их формам и методам воздействия на подростков с целью склонения их к добровольной сдаче имеющихся у них наркотических средств. Разъяснение необходимости обращения в учреждения здравоохранения за оказанием своевременной медицинской помощи в связи с немедицинским потреблением наркотиков; организации внеучебного досуга в социально позитивных группах без подавления инициативы подростков с направлением ее в полезное русло;
разработке школьных программ санитарного просвещения по вопросам злоупотребления наркотиками. У несовершеннолетних и молодых людей в возрасте до 20 лет, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, имеются определенные особенности по сравнению со взрослыми потребителями наркотиков, в мотивации потребления наркотиков, видах предпочитаемых наркосредств, интенсивности формирования синдрома зависимости, тяжести медицинских и социальных последствий. Следовательно, меры индивидуальной профилактики к подросткам и молодым людям должны быть несколько иные, чем применяемые к взрослым наркоманам. Индивидуальная профилактика незаконного потребления молодежью наркотиков - это комплекс мероприятий по выявлению лиц, потребляющих наркотики, а также совершающих правонарушения и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Основные формы индивидуальной профилактики, осуществляемой правоохранительными органами, основаны на двух методах. . Метод убеждения: помощь, профилактические беседы, осуждение негативного поведения в коллективе; приобщение личности к социально полезной и значимой деятельности, воздействие шефов, наставников, общественных воспитателей, иных авторитетных лиц. . Метод принуждения: предупреждение, официальное предостережение, привод, лишение права заниматься определенной деятельностью, административный арест, условное осуждение, обязательные работы, исправительные работы, лишение профессиональных и специальных прав. По мнению Е.А. Соломатиной, особое внимание следует уделять методу убеждения, для реализации которого немалую роль играют следующие мероприятия: выявление и нейтрализация отрицательного влияния на подростка со стороны взрослых лиц, сверстников с антиобщественной направленностью поведения; проведение бесед с участием медицинских работников и лиц, пользующихся авторитетом у подростков и способных оказать на них положительное влияние; привлечение сил учебного заведения или трудового коллектива; развитие позитивных интересов у подростков и молодых людей путем привлечения их к спорту, самодеятельности, другим формам общественно полезной занятости; посещение места жительства подростка (в том числе совершеннолетних) и работа с его родителями. На взгляд указанного автора, мероприятия по индивидуальной профилактике должны предусматривать полное выявление начинающих потребителей наркотиков и принятие к ним комплекса мер индивидуального профилактического воздействия: посещение места жительства наркоманов, проведение с ними бесед, осуществление совместной работы с медицинскими учреждениями, учебными или трудовыми коллективами, общественными организациями, постоянный контакт с семьей подростка или совершеннолетнего молодого человека, закрепление общественного воспитателя, психологический курс реабилитации с участием специалистов и другие мероприятия. Мероприятия по изучению лиц, склонных к потреблению наркотиков из числа молодежи, и оказанию на них воспитательного профилактического воздействия должны быть строго индивидуальными, предельно конкретными, обоснованными и полными. Антинаркотическая работа также не должна проводиться в общих аудиториях, так как практика показывает, что несовершеннолетние стесняются задавать интересующие их вопросы в присутствии взрослых. Профилактическую работу, направленную на молодых людей, необходимо вести силами родителей, педагогов и психологов. Но, как показывает мировой и отечественный опыт, эта работа может быть достаточно эффективной в том случае, когда она реализуется силами самой молодежи. Этот вывод основан на итогах проведенных исследований среди девушек, злоупотребляющих наркотиками, немалая часть которых весьма низко оценивает эффективность профилактических мероприятий, критически относится к деятельности, осуществляемой в данном направлении различными государственными и общественными организациями, и считает, что в ближайшие несколько лет будет наблюдаться дальнейший рост наркомании. На сегодняшний день одним из эффективных выходов из сложившейся ситуации могло бы стать привлечение к индивидуальной профилактической работе прежде всего самих молодых людей, так как лица из числа молодежи, например, иногда начинают употреблять наркотики, неосознанно следуя сложившимся традициям и стереотипам поведения взрослых, а также моде. Идея привлечения к проведению профилактической работы самих подростков является перспективной и выполняет насколько задач: позволяет охватить этой работой достаточно большую подростковую аудиторию, что важно при дефиците специально подготовленных психолого-педагогических кадров; разрешает сформировать устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки, как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|