Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 1. Домашнее хозяйство как экономический субъект. Теория поведения потребителя




 

Домашние хозяйства как рыночные субъекты предлагают на рынке экономические ресурсы и предъявляют спрос на произведенные фирмами товары и услуги.Домашнее хозяйство выступает на рынке как потребитель.

Потребитель – хозяйствующий субъект, который принимает решения о структуре и объеме потребляемых благ.

В данном вопросе необходимо рассмотреть, как потребитель тратит свой доход, как делает выбор между различными товарами. Это имеет большое значение для изучения спроса, его динамики и структуры.

Теория потребления изучает, как складываются предпочтения потребителя, какие ограничения определяют выбор потребителя, и как потребитель осуществляет свой выбор в пределах этих ограничений. В основе теории потребления лежит теория полезности.

В создание теории потребительского поведения внесли свой вклад экономисты XIX в. и начала XX в. Г. Госсен и Э. Энгель (Германия), К. Менгер и Э. Бём-Баверк (Австрия), А. Маршалл, У. Джевонс, Ф. Эджуорт (Англия) и другие.

В основе потребительского поведения лежат следующие принципы:

1. Разумное поведение.

Потребитель стремится так расходовать свой денежный доход, чтобы получить от него наибольшее удовлетворение, то есть максимальную совокупную полезность.

2. Предпочтения потребителей.

Потребитель имеет систему предпочтений в выборе товаров, то есть представляет, какую предельную полезность он получит от потребления каждого товара.

3. Бюджетное сдерживание.

Денежный доход потребителя ограничен. Экономические ресурсы редки, ограничены. Поэтому доход, получаемый от использования этих ресурсов в производстве, также является ограниченным.

4. Цены.

Каждый товар является редким, поэтому имеет цену. Потребитель, обладая ограниченным денежным доходом, может приобрести ограниченное количество товаров по определенным ценам.

Задача потребителя состоит в том, чтобы найти такую комбинацию товаров на рынке, чтобы в пределах ограниченного денежного дохода в наибольшей степени удовлетворить свои потребности и вкусы. Потребитель выбирает из альтернативных товаров такие товары, чтобы получить наибольшую полезность, или найти наиболее удовлетворительный набор товаров и услуг.

При этом мы должны понимать, что чем большее количество товара приобретают потребители, тем меньше они хотят получить дополнительное количество единиц этого товара. Рассмотрим закон убывающей предельной полезности.

Люди приобретают товары потому, что каждый товар удовлетворяет какую-либо потребность человека. Товар обладает полезностью.

Полезность есть научная абстракция, которая означает субъективное удовольствие, пользу от потребления товара.

Это психологическая оценка товара. Полезность невозможно измерить. Это аналитическая конструкция, предназначенная для того, чтобы объяснить, как потребители распределяют свой доход между полезными для них товарами. Полезность выражается следующим образом.

Первая порция товара, которую потребляет потребитель, дает ему определенное количество психологической полезности. Если он потребит вторую порцию товара, то общий объем полезности увеличится. Каждая следующая порция товара увеличивает общую полезность.

Обозначим добавочную полезность, прибавляемую каждой новой порцией товара, термином «предельная полезность».

Тогда с потреблением новых порций товара общая полезность будет возрастать все более медленными темпами. Это происходит потому, что психологическая способность к оценке потребляемого товара уменьшается при увеличении его количества. Происходит сокращение прироста общей полезности.

Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена): при увеличении количества потребляемого товара и насыщения в нем потребности предельная полезность товара, то есть добавочная полезность, приносимая последней новой порцией, сокращается.

В приведенном примере общая полезность TU растет, но темпы роста все время сокращаются. Это означает, что предельная, или добавочная полезность товара MU сокращается.

 

Таблица 2.3.1.

Количество товара Q Общая полезность TU Предельная полезность MU
     

 

График 2.3.1.  

 

Кривая общей полезности Кривая предельной полезности

MU
TU


TU

 
 

 

 

 

 
 

 

 

 
MU


 

 

Q
 
 
 
 
 
 
 
Q
 
 
 
 
 

 

 

 

Потребитель должен приобрести такой набор товаров на рынке, который принесет ему наибольшую полезность, максимально удовлетворит его потребности.

Правило максимизации полезности (второй закон Госсена): потребитель получит максимальную полезность, когда каждый доллар, затраченный в момент приобретения каждого товара, принесет ему одинаковую добавочную, или предельную, полезность.

Если каждый приобретаемый в данный момент товар приносит своему потребителю одинаковую полезность, то потребитель находится в состоянии равновесия. Это значит, что он не будет стараться изменить структуру своих расходов и покупать другие товары.

Пусть потребитель тратит свой доход в размере 10 долларов на приобретение двух товаров.

Основными факторами, определяющими комбинацию товаров А и В, являются предпочтения потребителя и цены товаров.

 

Таблица 2.3.2.

  Единицы товара Товар А РА = 1 дол. Товар В РВ = 2 дол.
Предельная полезность   MUA Предельная полезность в расчете на 1 дол. MUA / PA Предельная полезность   MUB Предельная полезность в расчете на 1 дол. MUB / PB
Первая Вторая Третья Четвертая Пятая Шестая Седьмая        

 

Чтобы сравнить предельные полезности товаров, покупаемых потребителем по разным ценам, необходимо определить, сколько предельной полезности от приобретения товара приходится на один затраченный доллар.

MU / P показывает, сколько полезности получает потребитель на доллар, или от какого количества долларов он должен отказаться, покупая этот товар, от покупки другого, альтернативного товара.

Как потребитель приобретает товары и тратит свой доход?

Он покупает первую единицу товара В по 2 доллара, так как при этом получает максимальную полезность в расчете на 1 доллар, то есть 12 единиц полезности.

Теперь он стоит перед выбором, что приобрести. Он может купить и товар А и товар В, так как на 1 доллар получит одинаковую полезность в размере 10 единиц полезности. Предположим, что он покупает единицу товара А по цене 1 дол. и единицу товара В по цене 2 дол.

Рассмотрим, как распределился доход потребителя.

Первая единица товара В по цене 2 дол. принесла 12 единиц полезности;

первая единица товара А по цене 1 дол. принесла 10 единиц полезности;

вторая единица товара В по цене 2 дол. принесла 10 единиц полезности.

Потребитель на каждый последний, то есть затрачиваемый в данный момент, доллар получил одинаковую полезность по 10 единиц. Но максимальную полезность покупка не принесла, так как потребитель потратил всего 5 долларов, а его денежный доход на приобретение этих товаров составляет 10 долларов.

Приобретение товаров продолжается.

Третья единица товара В по цене 2 дол. принесла 9 единиц полезности;

вторая единица товара А по цене 1 дол. принесла 8 единиц полезности;

четвертая единица товара В по цене 2 дол. принесла 8 единиц полезности.

Полученная предельная полезность на каждый последний доллар на приобретение товара А и товара В одинакова и равна 8 единицам, расходован весь денежный доход потребителя 10 долларов.

Таким образом, комбинация товаров, максимизирующая полезность, составляет 2А + 4В, включает 2 единицы товара А и 4 единицы товара В. Общая величина полезности равна:

TU = А(10 + 8) + В(24 + 20 + 18 + 6) = 96 единиц полезности. Это максимально возможная величина. Рассмотрим другие комбинации товаров.

На доход 10 долларов можно приобрести комбинацию товаров 4А + 3В. Суммарная полезность равна:

TU = А(10 + 8 + 7 + 6) + В(24 + 20 + 18) = 93 единицы полезности.

Если покупатель приобретет комбинацию товаров 6А + 2В, то получит

TU = А(10 + 8 + 7 + 6 + 5 + 4) + В(24 + 20) = 84 единицы полезности.

В данных примерах нарушено правило максимизации полезности, каждый последний затраченный доллар не приносит потребителю одинаковую полезность. Поэтому сумма полезности меньше 96 единиц полезности.

Рассмотрим пример 4А + 5В, где это правило соблюдается, последний доллар приносит по 6 единиц полезности. Однако эта комбинация товаров требует затратить 14 долларов, а денежный доход потребителя равен только 10 долларам.

Определим правило максимизации полезности в математической форме. В соответствии со вторым законом Госссена, потребитель получит максимальное удовлетворение, если последний доллар, расходуемый на товар А и последний доллар, расходуемый на товар В, принесет одинаковую предельную полезность.

Отсюда правило максимальной предельной полезности:

 

MU тов 1 MU тов 2 MU тов n

= = • • • =.

Р тов 1 Р тов 2 Р тов n

 

Теперь мы можем объяснить действие закона падающего спроса. Ответим на вопрос, что произойдет, если цена товара В упадет и составит 1 доллар. Равновесная комбинация товаров изменится.

Потребитель изменит свои предпочтения и набор товаров будет другим.

Изменение цены товара В приведет к изменению соотношения цен товаров А и В. Это вызовет изменение соотношения предельных полезностей товаров в расчете на затрачиваемый доллар на их приобретение и на изменение структуры покупок товаров.

Таблица 2.3.3

  Единицы товара Товар А РА = 1 дол. Товар В РВ = 1 дол.
Предельная полезность   MUA Предельная полезность в расчете на 1 дол. MUA / PA Предельная полезность   MUB Предельная полезность в расчете на 1 дол. MUB / PB
Первая Вторая Третья Четвертая Пятая Шестая Седьмая        

 

Покупки товаров А и В будут следующими:

первая ед. товара В по цене 1 дол. принесла 24 ед. полезности;

вторая ед. товара В по цене 1 дол. принесла 20 ед. полезности;

третья ед. товара В по цене 1 дол. принесла 18 ед. полезности;

четвертая ед. товара В по цене 1 дол. принесла 16 ед. полезности;

пятая ед. товара В по цене 1 дол. принесла 12 ед. полезности;

первая ед. товара А по цене 1 дол. принесла 10 ед. полезности;

вторая ед. товара А по цене 1 дол. принесла 8 ед. полезности;

третья ед. товара А по цене 1 дол. принесла 7 ед. полезности;

шестая ед. товара В по цене 1 дол. принесла 6 ед. полезности;

четвертая ед. товара А по цене 1 дол. принесла 6 ед. полезности.

Равновесная комбинация составила 4А + 6В.

С падением цены товара В с 2 дол. до 1 дол. спрос на него вырос с 4 до 6 единиц. Построим кривую спроса на товар В при изменении его цены.

 

 

График 2.3.2.

Кривая спроса на товар

 

Рв1 = 2 дол. Комбинация товаров 2А + 4В Рв2 = 1 дол. Комбинация товаров 4А + 6В    
d
Р, дол.

 

 

 

 

 

d  

 

 
 
 
 
 
Q, шт.

 

 

 

 


При понижении цены товара возникают эффект замещения и эффект дохода.

Эффект замещения: с падением цены предельная полезность товара В на доллар повысилась и произошло замещение товаром В покупок товара А в комбинации товаров А и В.

Рв1 = 2 дол. Комбинация товаров 2А + 4В

Рв2 = 1 дол. Комбинация товаров 4А + 6В

Эффект дохода: при снижении цены товара В реальный доход потребителя увеличился. На эту же сумму денежного дохода 10 дол. он сможет приобрести большее количество товаров.

Рв1 = 2 дол. Количество приобретаемых товаров 6 единиц.

Рв2 = 1 дол. Количество приобретаемых товаров 10 единиц.

Если на комбинацию товаров 2А + 4В расходовалось 10 дол., то теперь только 6 дол. Реальный доход увеличился, у потребителя появилась возможность приобрести дополнительное количество товаров.

Анализ эффекта замещения и эффекта дохода показывает, что выбор более дешевых товаров осуществляется так, чтобы получить при этом наибольшую полезность.

Таким образом, между графиком убывающей предельной полезности и графиком падающего спроса существует тесная взаимозависимость.

Закон падающего спроса объясняется действием закона убывающей предельной полезности. Каждая последующая порция товара приносит потребителю убывающую предельную полезность, в результате спрос на товар сокращается.

Следовательно, чтобы побудить потребителя приобрести еще одну единицу товара, производитель должен понизить цену на товар.

 

Вопрос 2. Организационно-правовые формы предприятий. Виды предприятий в Республике Беларусь

 

Вторым крупным экономическим субъектом рыночной экономики выступает предприятие (фирма) как производитель товаров и услуг.

Предприятиевыступает основным звеном экономики, так как на предприятии производится и реализуется продукция, создается национальный доход, в процессе производства внедряется новая техника и технология, происходит развитие производительных сил общества на основе научно-технического прогресса.

Предприятие(фирма) – это хозяйственная единица, обладающая обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять коммерческую деятельность под свою имущественную ответственность.

В современной экономической литературе понятие «предприятие» и «фирма» используются как синонимы, однако предприятие является самостоятельной производственной единицей, а фирма – это организация, владеющая несколькими предприятиями для производства товаров с целью получения прибыли.

В учебнике «Экономикс: принципы, проблемы и политика» К. Макконнелла и С. Брю даются определения предприятия и фирмы.

Предприятие (завод) – это учреждение в форме фабрики, фермы, шахты, магазина, которое выполняет функции по производству и реализации товаров и услуг. Фирма – это организация, которая владеет этими предприятиями и ведет на них хозяйственную деятельность.

Деятельность предприятий в нашей стране регулируется законодательством Республики Беларусь.

Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.

Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия. Удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работах, услугах регулируется государством экономическими методами.

В рыночной экономике Республики Беларусь структура предприятий определяется формами собственности, целями производственной деятельности, отраслевой принадлежностью, размерами выпускаемой продукции.

По формам собственности предприятия в Республике Беларусь включают основные виды предприятий:

1. Основанные на частной индивидуальной собственности – индивидуальные предприятия, семейные предприятия. В сельскохозяйственном производстве основным видом предприятия, основанного на частной собственности, выступает крестьянское (фермерское) хозяйство;

2. Основанные на частной коллективной собственности – хозяйственные товарищества, акционерные и иные хозяйственное и общества, производственные кооперативы, потребительские кооперативы.

3. Основанные на государственной собственности – государственные предприятия: государственное республиканское предприятие, государственное коммунальное предприятие.

Государственное республиканское предприятие создается органами управления Республики Беларусь. Имущество государственного республиканского предприятия находится в собственности Республики Беларусь и закрепляется за предприятием. Государственное республиканское предприятие несет ответственность по обязательствам в пределах своего имущества, находящегося на самостоятельном балансе предприятия.

Государственное коммунальное предприятие создается местными органами управления Республики Беларусь. Имущество государственного коммунального предприятия находится а собственности административно-территориального образования и закрепляется за государственным коммунальным предприятием. Государственное коммунальное предприятие несет ответственность по обязательствам в пределах своего имущества, находящегося на самостоятельном балансе предприятия.

По отраслевой принадлежности различаются предприятия промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, торговые, предприятия связи и другие.

По целям деятельности предприятия в экономике Республики Беларусь делятся на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческими являются предприятия, основной целью деятельности которых выступает получение прибыли и распределение ее между собственниками.

Коммерческие предприятия могут создаваться в форме акционерных обществ, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В соответствии с законодательством существуют основные организационно-правовые формы предприятий: индивидуальные предприятия, унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, потребительские кооперативы.

Индивидуальное предприятие создается гражданином, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан экономически несостоятельным (банкротом) в судебном порядке.

Унитарным предприятием признается коммерческое предприятие, не наделенное правом собственности на закрепленное за ним собственником имуществом. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Унитарное предприятие может быть создано в форме унитарного государственного (республиканского и коммунального) и унитарного частного предприятия.

Имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности административно-территориального образования и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.

Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства) либо юридического лица и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.

Хозяйственным товариществом признается коммерческое предприятие с разделенным на доли (вклады) участников уставным фондом.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и коммандитного товарищества.

Полным товариществом является товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Коммандитным товариществом является товарищество, в котором наряду с участниками, отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом, имеются участники (вкладчики, коммандиты), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм своих вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества.

Хозяйственное общество создается в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерного общества.

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных уставом размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных уставом размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых уставом общества, но не менее размера, установленного законодательными актами.

При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен уставом общества.

Акционерное общество (компания) – фирма, капитал которой образуется путем выпуска и продажи акций. Акция – ценная бумага, которая свидетельствует о внесении вклада в капитал предприятия и дает право на получение определенной части прибыли в виде дивиденда и на участие в управлении предприятием.

Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Производственным кооперативомявляется коммерческое предприятие, участники которого вносят имущественный паевой взнос, принимают личное трудовое участие в его деятельности и несут субсидиарную ответственность в равных долях, но не меньше полученного годового дохода в производственном кооперативе.

Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином или членами одной семьи, внесшими имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции, основанной на личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством.

Крестьянское (фермерское) хозяйство отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства не отвечают по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства, а крестьянское (фермерское) хозяйство не отвечает по обязательствам членов крестьянского (фермерского) хозяйства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Некоммерческими являются предприятия, не имеющие цели получения прибыли и распределения ее между собственниками.

Потребительские кооперативы – добровольные некоммерческие объединения граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и других потребностей участников, осуществляемых путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

По размерам производимой продукции и численности работников выделяются малые, средние и крупные предприятия.

Преимуществом крупных предприятий являются низкие затраты на единицу продукции, большие финансовые возможности для производства современной конкурентоспособной продукции. Вместе с тем крупным предприятиям присущи трудности в управлении в условиях больших масштабов производства, недостаточная гибкость в реагировании на изменения рынка.

Малые предприятия реагируют на изменения спроса потребителей, цен ресурсов производителей, имеют меньше сложностей в управлении. Однако в результате небольших объемов выпуска они не могут снизить издержки производства и обеспечить устойчивую прибыль.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...