Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Узуальное словообразование




Задачей раздела является прежде всего исследование словообразовательной структуры новообразований, выяснение путей и способов их производства, установление словообразовательных типов, наиболее активно функционирующих в сфере новообразований, а также выявление и описание новых типов, появившихся в исследуемый период. Словообразовательная структура новообразований устанавливалась традиционно - на основе учета связей и отношений, существующих между производной и производящей основами.

1.В количественном отношении среди новообразований преобладают имена существительные (одушевленные - неодушевленные), достаточно многочисленны имена прилагательные, немногочисленны остальные части речи - глаголы, наречия.

.Способы образования тех или иных слов неоднозначно распределяются как по частям речи, так и внутри них. Так, в сфере имен существительных состав способов несколько различен среди одушевленных и неодушевленных имен существительных. Самыми продуктивными способами среди одушевленных является суффиксация, затем основосложение, а среди неодушевленных - сначала основосложение, затем суффиксация и словосложение. В сфере имен прилагательных доминирующими способами являются сложение, префиксация и суффиксация, остальные способы /семантический, сложение в сочетании с суффиксацией, префиксация в сочетании с суффиксацией и др./дали небольшое количество образований. В среде глаголов самыми продуктивными способами являются префиксация, семантический способ, суффиксация, а также префиксация в сочетании с суффиксацией. В сфере наречий ведущим способом словообразования является суффиксация, в меньшей степени - префиксация в сочетании с суффиксацией, остальные способы /сложение, префиксация, сложение в сочетании с суффиксацией /характеризуют незначительное количество наречий.

Состав способов наиболее многочислен и разнообразен в сфере глаголов /1% способов/ и существительных /9способов/ Менее разнообразны способы среди прилагательных /7 способов/ и наречий 3способа/.

. В отношении словообразовательных типов, к которым принадлежат исследуемые новообразования, можно отметить следующие моменты: а/ большинство новообразований принадлежат к определенным, известным в языке типам, некоторое количество новообразований представляет собой те или иные отклонения от словообразовательных типов или же является внетиповыми образованиями; б/ отмечается оживление ранее продуктивных или малопродуктивных типов / например, в сфере существительных---типы с суффиксами---арь, --иш, ---ств/, с префиксами под-, супер--, и др.\, в / расширяется сфера функционирования некоторых типов / тип с префиксом пред- и суффиксом - н - в сфере прилагательных дал образования не только в терминологии, но и в газетно-публицистической речи: предразводный; г / примечательным является и тот факт, что среди новообразований возросло количество слов. образованных по малопродуктивным или непродуктивным типам / выползыш /, с нарушением типа / женсоветчица, офонареть /. или внетипно /выпечатка., внеполитичность/,; д / новые типы отмечаются во всех частях речи, например: тип с суффиксом - онок-, мотивированный неодушевленными существительными и образующий слова с ласкательным оттенком / букваренок, жигуленок /;

е / в отношении словообразовательных формантов можно отметить высокую продуктивность таких, например, суффиксов, как -ист, -ец /-овец, -ик, -ени, -изм, -ость, -к в сфере имен существительных; -ск, -н, -ов в сфере имен прилагательных, -ова, -и- в среде глаголов., -о/-е- в среде наречий.

Так устанавливается продуктивность суффиксов

)для имен существительных:

ец: горбачевец, лебедевец, жириновец, МММовец, пиаровец;

ист: звиадист, тарантинист, гэкачепист, аумист,гербалайфист, оригамист;

тель: "увольнитель, требователь, ущемитель;

щик:сникерщик, бриллиантщик, джинсовщик;

ация/-изация: афганизация, ливанизация,балканизация, купонизация, губернизация,колхозизация, фискализация;

изм:горбачевизм,зюганизм, гайдаризм, нарциссизм, стервизм, клубизм, левшизм, панкизм;

ость: апокалиптичность, 'поперечность, лохматость, алфавитность, гейскость, утяжеленность, всенародноизбранность;

) для имен прилагательных

ск -:электоратский, зазеркальский, хоперский, дебирсовский, МММовский, хэппиэндовский, козаностринский;

н-:пионерлагерный, компартийный, смачный, наоборотный, откутюрный, хайфайный;

) для глаголов:

и -: стукачить, эфирить, режимитъ, факсить;

ова-/-ирова-:правительствовать,суверенизироваться, гуманизироваться.

В современном русском языке имеется 3 словообразовательных типа, по которым создаются существительные с суффиксом -изм.: а / отадъективные существительные, обозначающие названия различных направлений, склонностей / миризм, бытовизм (реализм) /; б / отсубстантивные существительные, также обозначающие названия различных научных направлений, качеств, склонностей / героизм, реваншизм /; в / отадъективные существительные, обозначающие элемент языка речи или какого-либо произведения, характеризующиеся признаком, названным производящей основой /тюркизм, вульгаризм, канцеляризм/.

Окказионализмы бездушизм, чепухизм, засоризм, наплевизм, путанизм, запугизм образованы с нарушением тех или иных условий этих трех словообразовательных типов. В словах чистюлизм, чепухизм наблюдается нарушение структуры словообразовательного типа б/: суффикс -изм, носящий книжный характер, не сочетается с основами стилистически сниженных слов, а существительные чепуха, чистюля даны в словаре с пометой “разговорное”.

Кроме того, в окказионализме чистюлизм производящая основа имеет суффикс “неодобрительности” - ул` (а), а в слове бездушизм производящей основой является основа качественного прилагательного. Это противоречит нормам образования существительных на -изм. Во-вторых, происходит и семантическая несоответствие: окказионализмы на -изм не способны обозначать какие-либо научные эстетические направления, течения, а также склонности и качества.

В окказиональных словах запугизм, рассуждизм, размышлизм, засоризм нарушение состоит в том, что в качестве производящей основы используются основы глаголов, а не существительных или относительных прилагательных. Поэтому отглагольные существительные на -изм уместно отнести к окказиональным словам,, созданным с нарушением словообразовательных закономерностей.

Производящая основа узуальных существительных от имен собственных на -ич не имеет семантической нагрузки, а в окказиональных словах она несет то или иное содержание, образную мотивацию. Образования на -ич в языке периодической печати служа эффективным способом сатирической характеристики персонажей, а не только средством персонификации, что свойственно подобным окказионализмам в современной периодической печати. Суффикс -ация относится к числу регулярных и продуктивных словообразовательных формантов. “ И если регулярность суффикса может характеризоваться количественным показателем, то продуктивность - это понятие, характеризующее способность определенного словообразовательного форманта участвовать в образовании новых слов, а словообразовательного типа- функционировать в качестве модели.” Слова с производной основой можно разделить на две неравные в количественном отношении группы: отглагольные / мотивирующей основой которых является глагол/, и отсубстантивные / мотивирующей основой которых является существительное /.

Главенствующая роль принадлежит отглагольной словообразовательной модели: абсолютизировать- абсолютизация и т.д. Вторая, отсубстантивная, модель имеет несколько модификаций. Так, в качестве производной основы может выступать существительное с конкретным значением, а в качестве словообразовательного форманта--морф -изация, наряду с морфом -ация. Благодаря семантической определенности этих морфов на базе слов с конкретным значением образуются слова с абстрактным значением действия или процесса: азот-азотизация, битум-битумизация, люмпен-люмпенизация. Основной пласт этой лексики представлен словами с иноязычной по своему происхождению основой, но значительна и часть слов, возникших на чисто русской основе: военизация, яровизация, большевизация. Факт присоединения иноязычного по своему происхождению суффикса -ация/ - изация / к русской основе говорит о том, что этот морф стал активным элементом русской словообразовательной системы. В наши дни данная словообразовательная модель расширяется за счет существительных с абстрактным значением. Образованные от связанных и - реже - свободных основ, они структурно соотносятся с этими основами, а семантически - с абстрактными существительными с суффиксами -изм, -ость, имеющими ту же мотивирующую основу: алкоголизм-алкоголизация, архаизм-архаизация, инфантилизм-инфантилизация и др. Здесь отчетливо просматривается тенденция к дальнейшему расширению семантической структуры слова.

По мнению Ворониной Н.И., если существительное с суффиксами -изм, -ость обозначают явление или состояние, то слова, оформленные словообразовательным формантом -ация, приобретают значение “ распространение явления”, т.е. значение процесса или следствия этого процесса.” Алкоголизм как явление вследствие его распространенности ведет к “алкоголизации населения”, инфантилизм или инфантильность как состояние - к процессу “ инфантилизации молодежи”. Эта разновидность словообразовательной модели имеет открытый лексический ряд; обладает большими деривационными возможностями, хотя на начальном этапе своего вхождения в язык тяготеет к окказиональным новообразованиям. Окказионализм в этом случае напоминает узуальное слово, которое, однако, изменено так, что каламбурно сближается со словами других семантических групп, чем и достигается необходимая экспрессивность и оригинальность ассоциаций.

В целом же очевиден тот факт, что из всего множества аффиксов, известных системе языка, лишь небольшая их часть участвует в образовании новых слов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...