Система психолого-педагогических действий профилактики
Система психолого-педагогических действий профилактики Приведенные выше примеры подтверждают мысль о том, что система взаимоотношений субъектов воспитания непосредственным образом влияет на уровень агрессивности детей и подростков и частоту проявления актов жестокого обращения и насилия. Как решить эту проблему? На наш взгляд, изменить ситуацию может специально разработанная система психолого-педагогических действий . В нее должны входить следующие элементы: · диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией; · консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями; · консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению; · информационно-образовательная работа с детьми; · формирование психоэмоциональной среды учебного заведения, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса; Мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества: · улучшение психологического климата в школе; · повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов); · повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся; · профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков; · снижение асоциального поведения школьников; · развитие стрессоустойчивых качеств личности обучающихся; · формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий и навыков поведения, а именно навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем; навыков оценкисоциальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки; навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства; навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки; навыков бесконфликтного и эффективного общения;
· направленное осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения (Я - концепции(самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам; собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее; умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку; осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим). В содержание психолого-педагогического модуля включены: · психолого-педагогические подходы к коррекции агрессивного поведения; · рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков; · рекомендации по работе с детьми, склонными к суицидальному поведению; · рекомендации по профилактике тревожности и страхов у детей и подростков. · индивидуальная работа с ребенком. Особенно важны действия, направленные на просвещение родителей, отношения с которыми, как показывает практика, в условиях современной школы являются самыми сложными. Они имеют огромное значение для создания безопасной образовательной среды. В начале и в конце любой коррекционной работы проводится диагностический минимум, позволяющий определить характер проблемы, увидеть динамику и спланировать зону развития. При работе с агрессивными подростками возможно использование следующих диагностических методик:
· Опросник Басса-Дарки (агрессивность); · Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (тревожность); · Фрейбургская анкета на выявление склонности к агрессивному поведению; · Тест «Склонности к риску»; · «Шкала враждебности» Кука-Медлей; · Методика экспресс-диагностики невроза (К. Хек и Х. Хесс) При организации профилактики необходимо учитывать два основных содержательных направления: работа с потенциальными агрессорами (педагоги, родители, школьники) и работа с потенциальными жертвами (те же группы). Система педагогических действий рассчитана на деятельность различных категорий педагогических работников: классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги - организаторы.
Организация безопасной среды учебно-воспитательного процесса. Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива школы. Проведенные исследования позволяют утверждать, что в школы целесообразно вернуть систему коллективно-творческой деятельности, изменив, может быть, некоторые принципы ее организации (адаптировать к личностно-ориентированной системе образования). Ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал. В наши задачи не входит глубокий анализ возможностей и недостатков КТД, но, думается, эта методика может способствовать решению проблемы насилия в школьной среде. Организацию ненасильственного учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, необходимо начинать с учителя, с егопереосмысления профессиональных ценностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|