Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.Реко­мендации учителям, психологам, адми­нистрациям школ




1. Начните с точного, приемле­мого для вашего образовательного уч­реждения определения буллинга. По­мните, что понятие буллинг не анало­гично таким понятиям, как агрессия или насилие. Однако последние могут быть элементами этого комплексного явле­ния. Буллинг — это разрушительное поведение более «сильных», направ­ленное на более «слабых». Это не ссо­ры и драки, в которых участвуют школь­ники, обладающие одинаковым автори­тетом. Буллинг не бывает справедли­вым, так как «сильный» получает «удо­вольствие» от нанесённого ущерба (ма­териального и морального) «слабому».

2. Установите формы буллинга, которые имеют место в вашей школе. Можно вести дневник наблюдений за поведением членов школьного сообще­ства, которые, на ваш взгляд, склонны к проявлению физического или психо­логического насилия. Включить в него можно также учителей и родителей. Прежде всего, необходимо понять, где находится «силовой» дисбаланс.

3. Узнайте, какими способами под­держивают свой авторитет учителя, административные работники, ученики школы. Многое можно почерпнуть из ежедневных наблюдений за отношениями учеников (не только в классе, но и на школьной спортивной площадке), школь­ного персонала, учителями и родителями.

Полезно также составить и ис­пользовать короткие анкеты, на вопро­сы которых смогли бы анонимно отве­тить все члены школьного сообщества, включая родителей. Это поможет оце­нить ситуацию и определить, какие ме­ры необходимо предпринять. Они также дают возможность оценить масштаб буллинга и проанализировать его при­чины. Вы также сможете определить, какие меры нужно предпринять, чтобы дети чувствовали себя защищенными в школе. Анализ анкет поможет понять, где, в каких местах школьники сталки­ваются с буллингом и как они реагиру­ют на него, кто из них заинтересован, нуждается в помощи, кто заинтересо­ван, а кто нет в борьбе с этим явлени­ем. Вы также узнаете реакцию школь­ного персонала и родителей на бул­линг, и, более того, какие дополнитель­ные внешние силы, на их взгляд, следу­ет привлечь для решения проблемы.

4. К организации действий сле­дует приступать после исследования проблемы насилия в школе с помощью анкет, изучения специальной литерату­ры и видеозаписей. Меры по борьбе с буллингом могут быть различными. В США, например, существует такое со­общество, как «полиция по борьбе с буллингом», в которую входят все, кто заинтересован в эффективном ре­шении этой проблемы. Для привлече­ния такой «полиции» требуются следу­ющие формальные документы:

· заявление школы;

· краткое определение буллинга с иллюстрациями;

· декларация правил поведения в школьном сообществе для учащихся, учителей, административных работни­ков и родителей;

· заявление об ответственности всех тех, кто наблюдал буллинг и пытался его устранить;

· общее описание мер, которые школа предпринимает по борьбе с буллингом.

5. Обсуждение проблемы. Бесе­ды со школьниками как индивидуаль­ные, так и в группе очень важны и полезны. Большинство детей презирают «обидчиков», поэтому ваша задача заключается в том, чтобы доказать, что решение проблемы прежде всего в их интересах. Следующий шаг — обраще­ние к чувствам школьников, моральная оценка действий «обидчиков». Это уве­личивает вероятность того, что они бу­дут на стороне «жертвы» и попытаются помочь. Не менее важно грамотно по­строить разговоры с детьми, пострадав­шими от насилия. Цель бесед с ними — вовлечь в игры или дружеские отношения с другими детьми.

Вот некоторые рекомендации:

· обсудите со школьниками, по­чему в вашем образовательном учреж­дении возможно насилие и что нужно сделать, чтобы его предотвратить;

· предложите учащимся напи­сать об известном им конфликте, кото­рый произошёл в школе. С их разреше­ния зачитайте его, и предложите им дать определение буллингу. Особое внимание обратите на предложения детей по его предотвращению, подчёр­кивая наиболее реальные из них;

· ознакомьте школьников с ма­териалами (видео, книги), которые со­держат информацию на эту тему.

· предложите тему для обсуждения, например: как свидетели насилия
должны себя вести, чтобы помочь «жертве», «обидчику».

· пригласите заинтересованных учащихся в Комитет по предотвращению буллита, созданный в школе. Это может помочь учителям, персоналу школы и родителям в решении проблемы.

Комитет по предотвращению буллинга может быть эффективным средством в противостоянии насилию в школе. Учащиеся — члены такого ко­митета обладают более полной инфор­мацией о данном явлении. Со временем они приобретают навыки помощи жерт­вам насилия. Кроме того, у них появля­ется возможность эффективного реше­ния своих личных проблем, связанных с этим аспектом школьной жизни. Школьники, которые состоят в таких ко­митетах, часто своими действиями, по­средническими навыками, могут реаль­но изменить в лучшую сторону ситуа­цию в школе. Члены комитета могут стать также связующим звеном между персоналом и учащимися в работе с «полицией по борьбе с буллингом».

В Комитет по предотвращению буллинга рекомендуется включать школьников всех возрастов и учите­лей. Отношения между членами коми­тета строятся на основе демократиче­ских принципов. В обязанности коми­тета входят: подготовка школьного собрания на тему буллинга; формиро­вание специальных групп для работы с новыми учащимися (рисуются пла­каты, содержание которых направ­ленно против буллинга); проведение бесед с учащимися, которые сталки­вались с тем или иным видом насилия в школе; оказание помощи персоналу школы в решении проблемы.

6. Определите поведение персо­нала школы, которое способствует по­зитивным межличностным отношениям между учащимися. Этот пункт включа­ет в себя моделирование личного просоциального поведения и работу по уменьшению асоциального поведения; наблюдение (деликатное) за поведе­нием учащихся в классе, на переменах; готовность оказать поддержку тем школьникам, которые стали «жертва­ми» буллинга; обмен опытом по поло­жительному решению таких проблем.

7. Не исключайте из поля зрения «обидчиков». Обязательно беседуйте не только с виновными, но с их родите­лями, даже если это сложно сделать.

Буллинг — явление не «крими­нальное», но, тем не менее, его прояв­ления, если не будут своевременно пресечены, становятся всё более опасными. Реакция школьного сооб­щества на случаи насилия — важный аспект в решении этой проблемы. Ра­бота с виновными может быть различ­ной. Иногда с ними устанавливают контакты и беседуют индивидуаль­но — без угроз. Но зачастую исполь­зуется такой подход: учитель или пси­холог, работая с жертвами, приглаша­ют виновных принять участие в реше­ние ситуации. Этот подход достаточно эффективен — особенно если ребё­нок проявляет постоянную склонность к насилию.

8. Помогите ребёнку, который стал жертвой самому решить пробле­му, конечно с помощью других. Учите­лям следует определить тех детей, чьё поведение провоцирует насилие. Им нужно помочь преодолеть свои про­блемы, например, неуверенность в се­бе. В работе с такими детьми полезно смоделировать ситуацию, в которой они находились и помочь им её пре­одолеть.

9. Конструктивно работайте с родителями. Обсуждайте с ними при­чины буллинга. При разговоре с роди­телями виновных важна сдержанность в оценке. Ведь чаще всего виновные в ситуациях буллинга — дети из не­благополучных семей. С родителями жертв опасность состоит в том, чтобы не занять позицию защиты «мундира», т. е. защищать школьную репутацию, а не ребёнка, который стал жертвой. Если же разговор будет о том, что можно и нужно сделать, чтобы изме­нить ситуацию, вы сможете решить эту проблему вместе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...