Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретико-методологические подходы, представляющие содержательную основу психологического консультирования семьи




На сегодняшний день, классификация различных подходов в психологическом консультировании семьи представляет собой не простую задачу, так как они являются открытыми и гибкими и постоянно эволюционируют. Происходит постоянный обмен понятиями и техниками среди различных теоретических направлений. В настоящее время семейное психологическое консультирование представляет собой достаточно гибкий подход и может включать в себя: индивидуальные встречи с членами семьи; работу с отдельными семейными подсистемами, делая при этом акцент на совместные встречи и планируя создание условий для изменения во всей семейной системе.

Современная практика семейного психологического консультирования чаще всего придерживается двух основных теоретико-методологических направлений: психодинамического подхода и теории систем, которые перекликаются и взаимно дополняют друг друга [2, 8, 11]. Если в основе психодинамического подхода лежит психоаналитическая теория и ориентация на индивидуальную работу, то последующим шагом в консультативной практике с клиентом необходимо рассматривать его в условиях единой семейной системы с акцентом на межличностные отношения. Иначе психологическая проблема клиента будет рассматриваться однобоко, «выключено» из процесса социального взаимодействия. Отсюда, современные стратегии работы с семьёй в процессе консультирования и психотерапии разворачиваются относительно трёх ключевых кластеров, ориентированных: 1) на семейную историю; 2) на структуру или процесс семьи; 3) на переживания в семье.

Подход, ориентированный на семейную историю включает в себя методы, которые рассматривают личность внутри системы, а именно проблему передачи паттернов через поколения. При применении данного подхода широко используются психодинамические категории. Единица анализа – личность в её отношениях с партнёром, где основными паттернами выступают Эдипов комплекс и Комплекс Электры. Проводится параллель между брачно-супружескими отношениями клиентов и базовыми моделями отношений у их родителей. Психологическая работа ориентирована на реконструкцию и воссоздание прошлого, осознание вытесненного и подавленного. В целом, подход к консультированию в этих школах акцентирует освобождение индивидуальностей от их чрезмерной вовлеченности в отношения с предыдущими поколениями. Это происходит благодаря процессу открытия этих привязанностей, достижению инсайта об их несообразностях и постепенному освобождению от них. Симптомы трудностей супружеских отношений рассматриваются как «точка опоры» в разрешении прошлых неразрешённых конфликтов, подавленных влечений в отношениях с родителями. Проводится анализ работы защитных механизмов эго: вытеснения как основной причины развития чувства вины перед родителями; проекции и отрицания как основы агрессивного и подавленно-агрессивного поведения и др. Большое значение уделяется анализу природы тревоги и сопротивлений. Роль консультанта состоит в облегчении процесса осознания клиентов своих проблем в семье. Используются методы анализа и интерпретации (конструкции, объяснения), связывающей отношения в родительской семье с теперешними взаимодействиями с детьми и партнером по браку. Проводится инструктирование клиентов о том, как им формировать наиболее приемлемые и ориентированные на настоящее взрослые отношения с членами их родительской семьи.

Подход, ориентированный на структуру или процесс семьи отличается от исторического подхода тем, что отстраняются от сбора истории, открытия неосознаваемого, интерпретации и инсайта и фокусируются на системном уровне с незначительным рассмотрением психологии индивидуальности или полным отказом от нее. Делается акцент на текущих паттернах взаимодействия в семье и взаимоотношении этих паттернов с симптомами или представленными проблемами идентифицированного пациента. (Идентифицированный пациент – это член семьи, отклоняющееся поведение и психологические проблемы которого являются непосредственным поводом обращения семьи к консультанту). Стратегия консультативной работы опирается на логику того, что симптоматическое поведение появляется в результате стереотипных (застывших) ролевых взаимодействий между членами семьи и служит «коммуникативной метафорой» (шифром потребностей семейной системы), отражая некоторые закрытые темы, поскольку прямое обсуждение их «нарушило» бы равновесие семейной системы. С системной точки зрения, симптом – это механизм регуляции всей системы и в случае его ликвидации, вся система оказывается нерегулируемой. Среди методов и приёмов существуют некоторые варианты: 1) рассмотрение паттернов взаимодействия в семье через структуру семьи: распределение ролей, власти и лидерства; 2) акцентировании внимания на изменениях, кризисах семейного процесса в целом; 3) оказание «скорой» психологической помощи для облегчения симптома у идентифицированного пациента; 4) ориентирование на теорию обучения навыкам эффективной коммуникации в семье и др. В целом, этот подход проводит реорганизацию семейной системы с целью устранения дисфункциональных элементов, которые поддерживают симптом. Консультант в данном случае играет роль эксперта. Его задачей является диагностирование дисфункциональных элементов системы и планирование серии вмешательств, которые предложат семье альтернативы. При этом часто используются парадоксальные директивы. Если сравнить по количеству времени, необходимому для работы с семьей при применении первого и второго подходов, то исторические подходы являются долговременными, поэтому только мотивированные семьи и индивиды в состоянии пройти весь процесс. С другой стороны, консультанты, использующие подход, ориентированный на структуру и процесс, могут достигать драматических результатов в облегчении симптомов за очень короткое время.

Подход, ориентированный на переживания в семье включают в себя гештальт­и­ст­скую, эмпирическую и клиент-центрированную парадигмы в семейном консультировании и терапии. Эти направления больше заинтересованы в повышении качества жизни индивидуальностей в семье, чем в преодолении симптомов или изменении семейной системы. Они принципиально основываются на экзистенциально-феноменологических теоретических концепциях. Подход к консультированию в этих направлениях основан на попытке интенсифицировать аффективный опыт для поиска личностного смысла, роста и самоактуализации членов семьи. Роль консультанта состоит в фасилитации, отражении семейного взаимодействия и присоединении к семейному процессу так же, как к подлинной не защищающейся личности. Некоторые клиенты, приходящие на консультацию, намерены получить опыт собственного личностного роста, зная, что это стимулирует семью сделать то же самое. Консультант часто интегрирует методы работы с клиентами, например, стремится дополнить картину взаимоотношений “здесь и теперь” историческим анализом семьи. Посвящая несколько встреч реконструкции семейной истории, она как бы исподволь подготавливает семью к феерическому и очень динамичному этапу работы с актуальными проблемами. Этот этап можно уподобить мощному взрыву, цель которого — расшатать привычные стереотипы семейных взаимоотношений, подвергнуть всех членов семьи без исключения потрясающим переживаниям («пиковым переживаниям»), заставив их, глубоко пережить чувство близости друг с другом. Такой импульс выталкивает семейную систему из «болота», приводя к конструктивным изменениям.

Резюмируя, можно сказать, что, несмотря на все проблемы, связанные с неизбежными упрощениями любой классификации, подобные деления консультационно-терапевтического поля могут служить отправной точкой для создания интегративных диагностических и терапевтических моделей.

 

Поделиться:





Читайте также:

II. МЕТОДЫ (МЕТОДИКИ) ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ И СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ
III. ПРОГРАММЫ ПОАСПЕКТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИИ УЧЕТА И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ШКОЛЬНИКОВ
Алкогольная проблема в свете теории психологического программирования
В зависимости от признака, положенного в основу классификации, можно рассматривать различные классификации цен.
В каких значениях в психологии семьи используется понятие «функция»?
В основу разработанных композитных составов цементов положен принцип сульфоалюминатного твердения и (или) ввода в состав смеси гироизолирующего агента.
В связи с этим, можно составить обобщенную классификацию, положив в основу механизмы упрочнения.
Взаимодействие классного руководителя с семьей воспитанника. Современные подходы и методы изучения семьи
Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе
ВИДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ДАННЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...