Структурная модель патологической семьи (С. Минухин)
Американский психолог Сальвадор Минухин в середине 60-х годов 20-го столетия обозначил, что семейная структура с патологическими взаимоотношениями хорошо выделяется на фоне структуры семей с нормальными взаимоотношениями. В нормальной семье существуют ясные границы между подсистемами. Взаимодействие подсистем в здоровой семье представляется следующим образом: чтобы обеспечить приватность жизни супругов, границы супружеской подсистемы закрыты для проникновения из вне. Границы родительской подсистемы чётко обозначены, но не настолько «глухи», чтобы через них не проникало родительское влияние, необходимое для хорошего исполнения родительских обязанностей. У подсистемы детей тоже есть границы. Она организована таким образом, что у детей есть обязанности и привилегии, сообразные с их возрастом, полом и культурной традицией конкретной семьи. Каждый член семьи также представляет собой отдельную подсистему, у которой имеется требующая уважения граница. Таким образом, границы вокруг образующей ядро родственного круга семьи тоже требуется уважать. Границами подсистем служат правила. Здоровое развитие семьи диктует необходимость невмешательства в дела одной подсистемы со стороны других подсистем. Например, развитие у детей-сверстников их умения договариваться между собой требует невмешательства со стороны родителей. Четкие границы или правила позволяет сохранить свободу подсистемы от внешних посягательств. Примером правильного обозначения границ между родительскими и детскими подсистемами будет выражение, которое говорит мать старшему сыну: «Если ты увидишь, что младший брат пытается играть с огнём, то скажи мне, я – мама, и с ним буду говорить по поводу его поведения» и др. Таким образом, правила взаимодействия внутри семьи формируют структуру семьи как единого целого. Они могут не иметь чёткого словесного выражения и, возможно, не всегда открыто признаваться некоторыми членами семьи, например детьми-подростками и др. Патологическая семейная структура может развиваться по двум типам:
ü разобщённые семьи с излишне жёсткими границами между подсистемами; ü проблемные семьи с запутанными взаимосвязями. В разобщённых семьях между членами семей почти нет контактов, и наблюдается относительное отсутствие структуры, порядка и власти. Связи между членами семьи слабы или отсутствуют вообще, подобно хаотическому движению. В этих семьях, как правило, мать пассивна и неподвижна. На уровне ощущений, чувствует себя эксплуатируемой, проявляется депрессивная симптоматика. У детей в разобщённых семьях есть риск появления асоциальной симптоматики, поскольку, у них на эмоциональном не всегда осознаваемом уровне формируется чувство «заброшенности» матерью и он начинает «откалывать номера». Обычно у одного из членов такой семейной группы симптомы развиваются настолько, что он может стать пациентом психотерапевта, хотя заболевание коренится в неспособности его семьи качественно адаптироваться к изменяющимся условиям. В проблемных семьях границы подсистем слишком акцентированы - «замкнуты» друг на друга, поэтому попытка кого-нибудь изменить семейные правила, вызывает сильное сопротивление других. Подобно «снежному кому» запутывание взаимосвязей приводит к растворению семейных границ, например, когда идут постоянные выяснения: «Кто в доме хозяин?» В такой семейной системе плохое разграничение между семьёй-ядром и отпочковавшимися семьями, что в результате приводит к сложным отношениям между свёкром/свекровью и невесткой и тестем/тёщей и зятем. Перепутывание границ между подсистемами родителей и детей приводит к тому, что в отпочковавшихся семьях повзрослевших детей происходит с трудом освоение ролей мужа и жены, чаще всего отсутствует дифференциация между ролью супруга и родителя. В результате не может нормально функционировать ни родительская, ни супружеская подсистемы. При нарушении неприкосновенности границ подсистемы входящего в семью индивида – он лишается возможности развивать свою личностную самобытность и независимость.
Читайте также: ER-модель (entity-relationship model) Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|