Применение психотехник для исследования и коррекции семьи в практике психологического консультирования
Исследовательский этап в психологическом консультировании семьи, обратившейся за помощью к психологу-консультанту, является очень важным для построения стратегии дальнейшей работы. На первом месте стоит задача уточнения проблемы, которая обозначается как ключевая. На данном этапе необходимо изучить ролевую структуру семьи, её внутренние и внешние ресурсы. Провести исследование истории развития семьи с момента её зарождения (знакомства супругов и др.). Для консультанта важно сформулировать точные рабочие гипотезы о причинах проблемы, собрать анамнестические сведения и обозначить семейный диагноз. Семейный диагноз – это информация, которая образует клиническую основу причин образования симптома для дальнейшей консультативной работы специалиста психолога. Важным является определение «идентифицированного пациента» или «носителя симптома», с которым напрямую связана семейная проблема. «Идентифицированный пациент» - это член семьи, отклоняющееся поведение и психологические проблемы которого являются непосредственным поводом обращения семьи к психологу-консультанту. Идентифицированный пациент, как носитель симптома может возникнуть в семье на любой стадии развития семейной системы. Симптом и система связаны между собой и служат для целей поддержания семейного гомеостаза, независимо от осознания членами семьи его дисфункционального качества в данный момент жизненного времени семьи. При построении стратегии консультационной работы нужно учитывать взаимосвязь между взаимообусловленными понятиями: «семейная система» - «семейная проблема» - «симптом» - «идентифицированный пациент». Первое, к чему стремиться семья, обратившаяся к специалисту – это стремление быстрого снятия симптома (снятие «боли»), что, в свою очередь, не снимает причины проблемы, но усиливает мотивацию членов семьи к дальнейшей коррекционной работе, по принципу: «стало легче, можно работать дальше…». При исследовании причин образования проблемы и проявления симптома, специалисту необходимо следовать поэтапного плана сбора информации об особенностях функционирования семейной системы клиентов:
1. Выяснение событий, произошедших недавно в семье, ухудшивших её функционирование. 2. Прояснение: какова была ситуация в семье перед возникновением проблемы, после её появления и в настоящий момент, что членов семьи заставило обратиться к специалисту. 3. Обозначение и анализ наиболее «острых моментов» проявления семейной проблемы: как часто, в какие временные периоды, какие избирались способы реагирования и др. 4. Наблюдение и анализ рассуждений и поведения члена семьи, который первым проявил инициативу обратиться к специалисту: интерпретация его роли (как инициатор общения, ответственный член семьи, виновник проблемы и др.). 5. Выяснение автоматически повторяющихся схем реагирования в семье в решении предъявляемой проблемы и поведения идентифицированного пациента. 6. Определение особенностей и стиля семейной коммуникации: примеры манипулятивной двусмысленной обратной связи и др. 7. Диагностирование искажения эмоциональных связей и интеракций между членами семьи; нарушения границ между подсистемами: выявить триангуляции (треугольники) дисфункции. 8. Обозначение перспектив коррекции с учётом мотивационной направленности на развитие семейной системы: готовность семьи к изменениям, стремления к сотрудничеству с консультантом. На различных этапах работы с семьёй специалистом-консультантом могут быть использованы эмпирические (наблюдение, интервью и др.), диагностические (стандартизированные психодиагностические тестовые методики) методы психологических исследований, а также, методы оценки семейной системы, применяемые именно в практике семейного консультирования и психотерапии. Особенность этих методов заключается в том, что они несут в себе как диагностическую, так и коррекционную функции одновременно, поскольку, обладают проективными свойствами. В современной практике семейного консультирования, чаще всего, принято использовать метод наблюдения, интервьюи др. Специальные методы коррекционно-диагностического порядка: социометрические, структурные и поведенческие техники.
Интервью – это способ речевого взаимодействия на заданную тему с целью прояснения точки зрения по интересуемому вопросу. Интервью в практике консультирования несёт в себе несколько задач. Эти задачи следующие: 1) прояснение информации на заданную тему; 2) помощь членам семьи в определении своей точки зрения, обозначения своей позиции; 3) предоставления поля действий для проговаривания субъективного мнения решения проблемы и др. Для получения информации о функционировании семейной системы в работе с маленькими детьми, используются доступные детям способы самовыражения, такие как рисунок, игра, конструирование и др. В практике используются несколько типов вопросов в процессе проведения интервью: линейные, круговые, стратегические, рефлексивные. Линейные вопросы имеют следственный характер и ориентированы на выяснение причины, например: «Почему вы решили обратиться к консультанту?»; «Что вы предпринимали для того, чтобы решить эту проблему?» и др. Круговые вопросы направлены на проявление круговой каузальности и ориентированы на взаимное влияние членов семьи друг на друга, например: «Как ты думаешь, кто из твоих родителей больше уделяет тебе внимания и почему?»; «Вы давно наблюдаете, конфликт вашей жены и вашей матери, скажите, не могли бы вы поделиться увиденным со мной?» и др. Стратегические вопросы направлены на изменения и как бы «бросают вызов» семейной системе, направлены на активизацию конфронтации в семье, например: «Как ты думаешь, какую позицию займет в конфликте бабушка…и др.?»; «Как давно вы стали опасаться, что ваш муж будет вести себя также как его мать?» и др.
Рефлексивные вопросы направлены на активизацию потребности у членов семьи анализировать своё поведение и искать пути решения проблем. Например: «Как вы думаете, чего добивается таким поведением ваш ребёнок?»; «Создаётся впечатление, что конфликт между вами и вашей свекровью – это способ вступать в контакт. А могут ли быть какие-то другие способы контакта, кроме конфликтных?» и др. Социометрические техники – это методы для наблюдения, измерения и изменения социального взаимодействия. Уделяется внимание месту каждого члена семьи в системе с позиции того, какие результаты его деятельности и каким образом они воспринимаются другими членами системы. За счёт этого исследуются паттерны и схемы взаимодействия. Особое внимание уделяется повторяющимся паттернам. К социометрическим техникам относят: генограмму, социограмму, семейное пространство, семейная скульптура, игры, ролевая карточная игра. Генограмма - метод изучения истории семьи, описания места данной семьи в расширенной семейной системе и социальном сообществе. Социограмма - метод оценки предпочтений и выборов в ролевом взаимодействии. Семейное пространство - метод описания взаимоотношений пространства, места и эмоций в семейной системе. Семейная скульптура - метод определения места индивида во внутрисемейной системе взаимоотношений на сегодняшний день. Игры - проигрывание ролей в семейном взаимодействии. Ролевая карточная игра - метод определения ролевого поведения, которое ожидается от членов семьи и воспринимается другими членами этой семьи как адекватное. Применение социометрических техник предоставляет следующие возможности в практике психологического консультирования семьи: ü активизируют экспериментальное взаимодействие и вовлеченность каждого члена семьи; ü позволяют изучить распределение значимости семейных ролей; ü даёт возможность видения семейной ситуации со стороны, провести переоценку ценностей;
ü решают проблему ригидности и стереотипности мышления и поведения членов семьи; ü способствуют освоению приёмов метакоммуникаций членами семьи; ü несут в себе коррекционную функцию для идентифицированного пациента и семейной системы в целом. Структурные техники – это метод, применяемый для изменения в организационной структуре семейной системы, где члены семьи переходят в пространстве с одного места на другое. И выполняют то одну, то другую роль, тем самым устанавливая и поддерживая адекватные границы между позициями в системе. Это способствует реорганизации семейной системы. К структурным техникам относят: прослеживание, поддержка межпоколенных границ, присоединение к субсистеме, стратегические альянсы, семейные ритуалы, отпуск, обращение ролей, вызов взаимодополнительности. Прослеживание направлено на изучение в деталях специфических паттернов поведения, мышления и чувств, в семейной системе на основе собственных символов и метафор, предложенных членами семьи. Поддержка межпоколенных границ – это методика, направлена на изучение границ подсистем семьи, внутрисемейной иерархии и традиций. Присоединение к субсистеме – методика направлена на решение проблемы дисфункционального распределения власти с учётом внутрисемейного взаимодействия дистанции «близость – дальность». Она эффективна в семьях где запутанные эмоциональные связи и имеется несколько треугольников. Стратегические альянсы – это встречи консультанта с одним из членов семьи с целью способствовать такому изменению поведения этого человека, которое привело бы к позитивным переменам на уровне всей системы. Семейный ритуал - это техника, призванная изменить правила существующей семейной игры при помощи изменения структуры семьи и устойчивых способов взаимодействия в ней. Отпуск – методика помогает сформировать адекватные границы между составляющими подсистемами, заставив доминантных или сверхактивных членов отступить от этой своей позиции («уехать в отпуск»). Обмен ролями – это методика, относящейся одновременно к социометрическим и психодраматическим (игровым) техникам, позволяющей оценить желание или способность клиента посмотреть глазами другого человека, эмоционально и физически ощутить роль другого, войти в образ другого. Вызов дополнительности – методика основана на ключевой аксиоме системности о том, что целое и части могут быть должным образом объяснены только в терминах соотношений, которые существуют между частями. Ртсюда, все члены семьи вносят свой особый вклад в установление соответствующего стиля жизни, который для данной семьи представляется гармоничным.
Применение структурных техник предоставляет следующие возможности в практике психологического консультирования семьи: ü активизируют процесс изменения, движения в семейной системе; ü позволяют изменить траекторию ценностной направленности в развитии семьи, за счёт того, что клиенты занимают (обыгрывают) новую позицию в семейной системе; ü разрушают коалиции, ставят под сомнения симбиотические связи; ü проявляют и формируют новые границы между семейными подсистемами; ü изменяют семейную систему, работая с одним из её членов, оперируя тем, что при изменении положения одного человека в системе происходит процесс приспособления к нему всей системы. Поведенческие техники – это комплекс методов, направленных для уменьшения конфликтов и стимулирования эффективных внутрисемейных взаимодействий через непосредственное выполнение заданий, предложенных консультантом, выполняемых во время консультации или дома.Поведенческие техники включают в себя: супружескую конференцию и семейный совет, структурный тренинг общения, символизм и подарки, дни заботы, позитивный обмен, структурированные задания во время консультации. Супружеская конференция и семейный совет - формальные встречи семьи для улучшения коммуникаций и близости в их взаимоотношениях; Структурированный тренинг общения – это специальное обучение адекватному слушанию и говорению; Символизм и подарки – это обучение использования невербальных средств общения для выражения позитивных чувств; Дни заботы – это упражнения, направленные на освоение навыка доставления приятного друг другу; Позитивный обмен – освоение навыка чувствования и переопределения желаний каждого члена семьи; Структурированные задания во время консультирования, направлены на вовлечение семьи в процесс конструктивного взаимодействия друг с другом Супружеский контракт - настольная игра для обучения супружеской пары умению вести переговоры. Применение поведенческих техник предоставляет следующие возможности в практике психологического консультирования семьи: ü обучают практическим навыкам эффективного общения в семье за короткие промежутки времени; ü клиенты видят реальный эффективный результат изменения паттернов семейного взаимодействия за счёт применения новых тактик поведения; ü изменяют стиль поведения в семье, дают позитивный настрой для самосовершенствования. ü являются простыми в применении и легко запоминаются и могут в дальнейшем применяться без помощи консультанта.
Читайте также: B. Статистические и экспериментальные исследования Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|