Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая сущность рентабельности организации




Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..…….5

1 Теоретические основы понятия «рентабельность предприятия»………………7

1.1 Экономическая сущность рентабельности организации……………………7

 

1.2 Экономическая система показателей рентабельности производства…….…11

2 Оценка рентабельности финансово-хозяйственной деятельности организации (на примере ОАО «Хлебозавод» №5)………………………….………………….17

2.1 Анализ рентабельности производства и реализации продукции……………17

2.2 Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия…………..22

3 Направления повышения рентабельности предприятия……..………………..26

3.1 Пути повышения рентабельности предприятия за счет скидок продукцию предприятия………………………………………………………….……………..26

3.2 Воздействие финансово-кредитных рычагов на повышение рентабельности промышленного производства………………………………………….…………31

Заключение…………………………….……………………………………………35

Список использованных источников……………………………………………38

 


Введение

Актуальность темы исследования.В системе показателей эффективности деятельности предприятий важнейшее место принадлежит рентабельности. Важнейшим показателем хозяйственной деятельности любого предприятия является показатель рентабельности. Эффективность хозяйственной деятельности предприятия и экономическая целесообразность его функционирования напрямую связаны с его рентабельностью, о которой можно судить по прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции предпринимательской фирмы. Рентабельность — это относительный показатель уровня доходности предприятия, он характеризует эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.).

Идея показателя рентабельности состоит в том, чтобы продемонстрировать, насколько окупаются затраты, которые несет организация в ходе осуществления своей деятельности. Но, оказывается, на этот вопрос нельзя ответить однозначно - все зависит от коэффициента, который применяется для расчетов.

На современном этапе развития экономики целью деятельности любого хозяйственного субъекта является получение прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия. На основе налога на прибыль формируются бюджетные доходы. Поэтому одна из важнейших составных частей экономического анализа это анализ формирования прибыли. Прибыль часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции.

Целью исследования является: дать оценку рентабельности исследуемого предприятия. Из цели исследования вытекает несколько задач:

- изучить понятие «рентабельность производства»;

- изучить задачи, цели и функции рентабельности производства;

- изучить методику проведения рентабельности на предприятии;

- дать краткую экономическую характеристику исследуемому предприятию;

- дать оценку рентабельности исследуемого предприятия;

- выявить пути повышения рентабельности на предприятии.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения и выводы курсового исследования могут быть использованы в научно — исследовательской и преподавательской деятельности. Определенные аспекты проблемы могут найти отражение в учебных программах, стать базой для разработки вузовских специальных и факультативных курсов.

 

Теоретические основы понятия «рентабельность предприятия»

Экономическая сущность рентабельности организации

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. Относительными показателями является система показателей рентабельности. В широком смысле слова понятие рентабельность означает прибыльность, т. е. отношение, в числителе которого всегда будет прибыль. Экономическая сущность рентабельности лучше всего раскрывается через характеристику содержания того или иного показателя. И поскольку это относительные показатели - они в основном не подвержены влиянию и инфляции. Различают следующие виды рентабельности.

Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства. В общем виде он рассчитывается как отношение прибыли к затратам, т. е. является нормой прибыли. При этом следует выделять показатели, используемые для оценки эффективности применяемых в производстве авансированных ресурсов (капитала) и текущих затрат, и показатели, на основе которых определяются доходность и эффективность использования имущества предприятия (фирмы).

Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.
Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.
Уровень рентабельности, исчисленной отношением прибыли к товарообороту, имеет существенный недостаток: он не учитывает, при каких хозяйственных ресурсах (активах) достигнут финансовый результат и как эффективно они используются. В связи с этим экономисты предлагают определить рентабельность хозяйственных ресурсов как отношение годовой суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств. Он показывает, сколько процентов занимает прибыль в активах предприятия или сколько копеек прибыли получено с каждого рубля хозяйственных ресурсов. В зарубежной аналитической практике его называют уровнем рентабельности функционирующего капитала. При исчислении рентабельности функционирующего капитала в расчет следует включать все основные производственные средства (собственные, арендованные и безвозмездно предоставленные) и все оборотные средства (текущие активы). Фактическую среднегодовую стоимость собственных основных средств и оборотных активов рассчитывают по данным бухгалтерских балансов.

Способом долевого участия можно измерить влияние на уровень рентабельности функционирующего капитала изменения средних остатков отдельных видов хозяйственных средств.

Далее необходимо изучить причины и факторы, повлиявшие на изменение средних остатков основных и оборотных активов, и выявить резервы повышения эффективности их использования. Средние остатки основных производственных фондов математически можно представить как отношение объема товарооборота к уровню фондоотдачи. Влияние фондоотдачи на рентабельность функционирующего капитала можно также измерить способом долевого участия.

Средние остатки оборотных активов можно представить как произведение среднедневного товарооборота на их оборачиваемость в днях. В связи с этим по уровню рентабельности функционирующего капитала можно изучить влияние второго качественного показателя работы торговых предприятий - оборачиваемости оборотных средств. Для этого исчисляют, сколько высвобождено или дополнительно вложено средств за счет изменения оборачиваемости (умножением фактического среднедневного товарооборота за отчетный год на ускорение или замедление оборачиваемости оборотных средств в днях) и способом долевого участия определяют ее влияние на уровень рентабельности хозяйственных ресурсов (по той же методике, что и влияние на рентабельность изменения фондоотдачи)

Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции.
Каждое предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а, следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.
Однако абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

- отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);

- отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.

Реальный смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.
Распределительная функция рентабельности конкретно проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта – прибыли.

Основными функциями рентабельности являются:

- учетная;

- оценочная;

- стимулирующая.

Понятие «рентабельность» имеет разные значения позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если предприятие работает рентабельно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на прибыль поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.

Объектом экономических интересов государства является та часть «прибыли», которую уплачивает предприятие в виде налога на прибыль и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счет этой рентабельности предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении рентабельности связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте рентабельности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.

В гармонично развивающемся обществе ни один из вышеперечисленных интересов не обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаимосвязь нарушится в пользу чьих-либо интересов, то тем самым это приведет к ущемлению интересов других сторон. Так, снижение заинтересованности предприятия в наращивании рентабельности (например, из-за необоснованности налогов и отчислений) приведет к уменьшению платежей в бюджет, к замораживанию заработной платы, к нерациональному использованию капитала.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...