Анализ рентабельности производства и реализации продукции
Рентабельность производства - экономический показатель эффективности производства, измеряемый отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Рентабельность производства характеризует эффективность использования предприятием производственных ресурсов. Анализ рентабельности производства продукции дает возможность установить тот уровень рентабельности, с которым работало предприятие в отчетном году по выпуску продукции. Рентабельность производства продукции (Рпр) определяется по формуле: Рпр = (Птп/Стп)100%, где Птп – прибыль от производства товарной продукции; Стп – себестоимость товарной продукции; Птп = Втп – Стп, где Втп – объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия. Для анализа рентабельности производства составим таблицу 2.1. Таблица 2.1 - Рентабельность производства продукции
Из данных этой таблицы видно, что фактический уровень рентабельности производства за исследуемый период снизился на 13 % с 19,8 % в 2008г. до 6,8 % в 2009г. Это объясняется тем, что за отчетный период произошло снижение прибыли и повышение затрат на 1 рубль товарной продукции. Анализируя изменение показателя рентабельности производства продукции за 3 года мы видим, что наивысший результат приходится на 2008г., это является следствием более быстрого роста прибыли от реализации продукции по сравнению с показателем, формирующим знаменатель (темп роста себестоимости), а наименьший результат приходится на 2010г.
На рентабельность реализованной продукции в 2010г. повлияли непроизводительные потери, в результате чего не дополучено 186 млн. прибыли, в том числе: - потери от простоев составили – 161 млн. р.; - потери от порчи материальных ценностей при хранении на складах – 2 млн. руб.; - потери от брака 7 млн. р.; - прочие непроизводственные расходы – 16 млн. р. Резервы повышения уровня рентабельности производства заключаются в увеличении прибыли от производства продукции за счет снижения себестоимости товарной продукции, путем применения более современных и экономичных технологий, замены дорогостоящего сырья на более дешевое. Анализ рентабельности продаж должен также проводится по отдельным товарам и товарным группам с использованием данных потоварного учета валового дохода и издержек обращения. Это позволяет установить высокорентабельные, низко рентабельные и убыточные товары и принять меры к расширению закупки и реализации товаров с высокой рентабельностью. В условиях рыночной экономики следует определять рентабельность каждой партии закупаемых товаров. При изучении целесообразности и эффективности закупки и реализации отдельных партий товаров необходимо учитывать их оборачиваемость. По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, а так же влияние факторов на изменение этого показателя (таблицы 2.2). Таблица 2.2 - Рентабельность продаж
Рентабельность продаж (Рп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции: Рп = (В – С – КР – УР)/В100% = Пр/В100%. Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты. В приводимых ниже формулах использованы следующие обозначения: В1 и Во – отчетная и базисная выручка; С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость; КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы; УР и УРо – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах. Проводя факторный анализ, проанализируем 2009 и 2010 гг. по сравнению с 2008г., т.е. 2008г. будет базисным, а 2009 и 2010 гг. будут отчетными. 1. Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж: DРпв = [(В1 – Со – КРо – УРо)/В1 – (Во – Со – КРо – УРо/Во)]100%. 2009 год к 2008 году DРпв = ; 2010 год к 2008 году DРпв = . В связи с ростом выручки от реализации в 2009г. рентабельность выросла на 28,6 %, а в 2008 г. по сравнению с 2008г. - на 9,5 %. 2. Влияние изменения себестоимости продукции: DРпс = [(В1 – С1 – КРо – УРо)/В1 – (В1 – Со – КРо – УРо)/В1]100%. 2009 год к 2008 году DРпс = ; 2009 год к 2008 году DРпс = . Повышение себестоимости продукции привело к снижению рентабельности продаж в 2009г. на 28 %, а в 2010г. по сравнению с 2008г. - на 20,1 %. 3. Влияние изменения коммерческих расходов: DРпкр = [(В1 – С1 – КР1 – УРо)/В1 – (В1 – С1 – КРо – УРо)/В1]100%. 2007 год к 2006 году DРпкр = ; 2010 год к 2008 году DРпкр = . За счет роста снижения коммерческих расходов на единицу продукции в 2009г. рентабельность продаж увеличилась на 0,1 %, а в 2010г. за счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж снизилась на 0,1 %. 4. Влияние изменения управленческих расходов: DРпур = [(В1 – С1 – КР1 – УР1)/В1 – (В1 – С1 – КР1 – УРо)/В1]100%. 2009 год к 2008 году DРпур = ; 2010 год к 2008 году DРпур = . В связи с ростом управленческих расходов рентабельность продаж снизилась в 2009г. на 3,3 %, а в 2010г. по сравнению с 2008г. - на 3,6%.
Общее влияние всех факторов составит: 2009 год к 2008 году DРпобщ = ; 2010 год к 2008 году DРпобщ = . В 2008г. прослеживается еще большее снижение рентабельности, которое связано в основном с ростом себестоимости реализованной продукции и управленческих расходов, которые снизили рентабельность на 20,1% на 3,6 % соответственно. Данное увеличение протекало более быстрыми темпами, чем рост цены изделия, т.е. выручки от реализации, которая увеличила рентабельность только на 9,5 %. В конечном счете данное увеличение цены не позволило перекрыть снижение рентабельности продаж связанное с ростом затрат, в итоге предприятие снизило рентабельность продаж на 14,3 %. Подводя итого проделанного расчета можно сделать вывод, что в 2009 г. снижение рентабельности на 2,6 % связано в основном с ростом себестоимости реализованной продукции на 28 % и управленческих расходов на 3,3 % более быстрыми темпами, чем рост цены изделия, т.е. выручки от реализации, которая увеличила рентабельность на 28,6 %. Данное увеличение цены не позволило перекрыть снижение рентабельности продаж связанное с ростом затрат и в итоге предприятие и снизило рентабельность продаж на 2,6 %.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|