Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ролевая карточная игра




Данная техника направлена на выявление ролей и обязанностей во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняется каждым членом семьи. При работе с данной техникой изучаются особенности межличностного общения в семье при совместном решении поставленных консультантом задач. Через игровую деятельность изучаются индивидуальные способности, негативные механизмы и семейная динамика. Члены семьи без предварительного обсуждения выбирают карты (список их приводится ниже) для себя и для других. В картах описывается домашние обязанности, которые необходимо кому-то выполнять в вечернее время, когда идет подготовка к ужину, собственно ужин, а потом семья укладывается спать. Предлагаются, также, карты, в которых имеется ряд ролей, где члены семьи играют во взаимоотношениях друг с другом. Члены семьи имеют возможность согласиться, или, наоборот, не согласиться с соответствием каждой карты конкретному индивиду, а также отклонить те карты, которые они не хотят взять себе. В картах предлагаются следующие роли:

«Роли-обязанности»: организатор дома; закупщик еды; планировщик ужина; мойщик пола; его превосходительство плохой исполнитель всех своих обязанностей; мальчик на побегушках; распорядитель; убиральщик со стола после еды; делатель напитков; повар, накрывальщик стола; разгрузчик посудомойки; кормитель животных; купальщик маленьких детей; тот, кто укладывает детей спать; садовый работник; организатор праздников; создатель правил; «дисциплинарный» человек, отвечающий за все и др.

«Роли во взаимодействии»: Позитивные: говорящий правду, помогающий, понимающий, творческий, счастливый, дипломат. Негативные: обвинитель, умиротворитель, компьютер, одинокий волк, сбиватель с толку, жертва, крикун и др.

Цель данного упражнения - изучить в рамках личностно-безопасной карточной игры как члены семьи видят себя и друг друга в терминах обязанностей и социальных ролей. При этом важно следить за различиями между тем, как данный человек видит самого себя и как его видят другие. Консультант имеет возможность наблюдать семью в структурированной невербальной ситуации. Оборудование, необходимое для проведения данной техники включает в себя 36 ролевых карт (каждая роль печатается на отдельной карточке), лист бумаги, карандаш и резиновую ленту, скрепляющую колоду карт для каждого участника.

Семья получает следующую инструкцию: «Перед вами лежит колода карт. Каждый из вас должен выбрать карты, ему соответствующие и положить их около себя на столе так, чтобы другие могли их видеть. Если кто-то выбрал карту, которая, как вы считаете, должна принадлежать вам, запишите ее на листе бумаги, который лежит перед вами. Но имейте ввиду, что это не соревнование за то, кто больше получит карт. Играть нужно молча, так что, пожалуйста, не разговаривайте. Карты предназначены не только для вашей семьи, поэтому нет необходимости, чтобы буквально все из них были выбраны. Вы можете считать, что какая-то определенная карта должна принадлежать больше чем одному человеку. Если это так, то отметьте, пожалуйста, это, на вашей бумаге».

Каждому участнику дается также инструкция проверить весь набор карт и убедиться в том, что они распределены правильно. «Если вы не согласны с тем, что какая-то определенная карта должна принадлежать вам или кому-то другому, наговорите информацию об этом на магнитофон». Кроме того: «Если кому-то попалась карта, которая, как вы считаете, не должна ему принадлежать, также скажите об этом и положите ее в «неправильную колоду». Когда каждый участник использует свою возможность высказаться по поводу карт других, семье предоставляется возможность избавиться от любых ролей, которые им не нравятся, независимо от того, насколько они точны. При оценке результатов «игры» консультантом используется магнитофон, результаты видеосъёмки и др. Оценка ролевой карточной игры исследуется соответственно следующих направлений:

УМЕНИЯ:

1.Факты, ценности и смыслы, которые разделяются членами семьи. Соглашения между членами семьи о ролях, взятых для себя и других. Являются ли большинство ролей точно сформулированными - или же они ложны и не должны достаться никому?

2.Ответственность, распределение обязанностей. Какая модель по поводу этого имеется у родителей и служит эталоном для детей? Какие конкретно обязанности выбираются разными членами семьи?

3.Позитивное взаимодействие друг с другом. Оставляют ли члены семьи друг другу в течении игры позитивные роли.

4.Способность играть. С удовольствием ли члены семьи играют? Скучно ли им во время игры или весело? Настроены ли они на соревнование друг с другом?

5.Принятие и поддержка индивидуальных различий. Допускается ли в данной семье отличаться от других и изменять установившийся образ себя? Способны ли члены семьи отвергать роли, которые им приписывают? Способны ли члены семьи давать другим свободу, поддерживать их особенность и индивидуальность?

6.Роли, принятые самим субъектом «не на показ». Думают ли члены семьи сами о себе и о других в позитивном ключе или иные могут отвергаться как «плохие», или такие, которые все время обвиняют, придираются и т.д.

НЕГАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ:

1. Унижения. Негативные социальные роли, которые члены семьи приписывают друг другу плюс негативные высказывания, зафиксированные на магнитофоне.

2. Самоунижения. Негативные социальные роли, которые члены семьи выбирают для самих себя, плюс соответствующие устные высказывания.

3. Другие негативные механизмы. Неадекватные шутки и ненужные вопросы (необходимо фиксировать и то, и другое).

СЕМЕЙНАЯ ДИНАМИКА:

1.Сексизм. Распределяются ли обязанности на основе традиционного представления о половых ролях? Выбирает ли сразу же муж/отец роль «Создателя правил» и «Дисциплинария»? Могут ли члены семьи преодолеть традиционные представления о типично-женским и типично-мужских обязанностях?

2.Поиски «козлов отпущения». Выбирает ли кто-нибудь карту «Жертва» или может быть кто-то эту карту получает (в данном случае важно еще и то, принимается ли карта или отвергается)? Кто принимает на себя роль «Спасителя»?

3.Сила. Кто выполняет большую часть обязанностей, кто приписывает их другим и кто принимает те обязанности, которые приписываются ему другими членами семьи.

4.Семейные альянсы. Кто разделяет обязанности с другими (с кем именно)? Объединяются ли члены семьи в группы для приписывания другим негативных ролей?

5.Гнев. Кто отбирает роли у других, делая упор на негативном. При этом иногда гнев лежит на поверхности, а иногда скрыт.

6.Эмоциональная поддержка. Если члены семьи распределяют обязанности справедливо, приписывая друг другу только позитивные роли и отбирая карточки с негативными ролями - то таким образом они проявляют в игре эмоциональную поддержку (или стремятся произвести благоприятное впечатление на консультанта, выглядеть в лучшем свете).

7.Вопросы, которые не обсуждаются и являются скрытыми. Скрытые конфликты, о которых не говорят. Суждения о том, каков в действительности тот или иной член семьи и что ему нужно от других - все это может быть выявлено в ходе игры.

Следует отмечать невербальные проявления в поведении. Какие реакции были у участников: фразы, эмоциональные звуки, проявление гнева, непредусмотренный правилами захват карт, необузданное веселье и др. Данная техника является очень полезной, так как показывает семье - кто какие обязанности в действительности выполняет и позволяет семье искать новые более конструктивные пути в распределении домашнего труда. Все скрытые установки, как позитивные, так и негативные, по поводу обязанностей всплывают здесь на поверхность [13].

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...