Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

18. Сергей Есенин «Отговорила роща золотая.»




Данное лирическое произведение было написано в 1924 году, то есть незадолго до трагической гибели поэта. К моменту создания стихотворения поэт уже испытывает колоссальную тоску, разочарование в жизни. Он не строит новых планов, а подводит итоги прожитой жизни. Пусть она и не была длинной, но зато запоминающейся (как мы помним, Есенин прожил всего 30 лет.  Как странно и удивительно, что человек, находясь в достаточно молодом возрасте, мог написать это письмо прощания в стихах, адресованное самому себе. Сергей Есенин словно предчувствует свою скорую смерть: он мысленно заранее анализирует совершенные поступки, ищет смысл происходящему, подводит итоги. Данное лирическое произведение очень сильно по смыслу связано с другим стихотворением – «Не жалею, не зову, не плачу», написанным на несколько лет раньше. Композиция стихотворения.  Данное лирическое произведение состоит из шести отдельных строф. Общий тон стихотворения наводит на печальные мысли, заставляет задуматься о многих серьезных вещах: смысл бытия, возможна ли подлинная радость, в чем заключается предназначение человека? Сюжет развивается на фоне всепоглощающей тоски: лирический герой живет воспоминаниями об утраченной юности. Быть может, он просто жалеет о том, что не сумел сохранить свою почти детскую непосредственность и чересчур увлекся чарующим обманом жизни?                                                                               Состояние лирического героя. Лирический герой говорит о себе в прошедшем времени, словно ему в скором времени предстоит покинуть этот мир, как будто его уже не существует. Он одновременно уверен в себе и сбит с толку. Лирический герой находится в завершении своего пути, не знает, к чему стремиться в дальнейшем. Это страшное состояние, когда ты молод, но нет сил и желаний что-либо делать, воплощать в жизнь заветные стремления. Лирический герой Сергея Есенина лишился мечты. Общее настроение стихотворения – спокойное равнодушие и безучастность. Не жаль прошлого, настоящего, растраченных напрасно лет, но это только потому, что не к чему больше стремиться. Некогда широкая дорога сделалась вдруг узенькой тропинкой и постепенно зашла в тупик.  Можно понять состояние лирического героя и как прощание с юностью. Он переосмысляет прожитые года, осознает свои ошибки, мысленно отмечает победы и поражения. «Отговорила роща золотая» можно отнести к разряду самых загадочных и таинственных произведений поэта.                                                                                      Символы и их значения.  В данном стихотворении особое внимание следует уделить образам, за ними скрываются важные детали, необходимые для целостного понимания и выстраивания общей картины. «Березовый веселый язык» обозначает легкую жизнь, какую прежде вел лирический герой. То есть не приходилось задумываться над смыслом бытия, над тем, что когда-нибудь все подойдет к логическому завершению и придется расплачиваться за собственные ошибки. анализ стихотворения отговорила роща золотая по плану Тема «журавлей» заслуживает особенного внимания. Их печальный полет звучит как надрывная песня, под которую хочется плакать. Они одновременно являются частью настоящего и прошлого, которое неминуемо отступает. Журавли тесно связаны с юностью поэта, его прекрасными порывами и надеждами. «Роща золотая» Символизирует душевное богатство лирического героя, его стремление к познанию мира. Каждое дерево имеет свои корни, так и всякий человек - индивидуальную историю. Возможно, сравнивая себя с рощей, поэт говорит о приверженности к русскому народу, связи с национальным сознанием, традициями и обычаями. Почему Есенин выбирает именно эту метафору? Возможно, ему оказался близок этот образ по причине того, что его мало кто понимал при жизни. Кроме того, отмечается схожесть со светлыми волосами поэта («золотой» цвет). «Рябиновый костер» Олицетворяет собой возвышенные мечты и стремления лирического героя. В стихотворении упоминается о том, что этот костер горит, но уже никого не может согреть. Почему так произошло? Неужели душа медленно умирает? Скорее всего, здесь Есенин говорит о наступающем равнодушии и медленном забвении сердца. анализ стихотворения отговорила роща золотая кратко Пламя свободы постепенно угасает в нем, он становится спокойнее, рассудительнее, теряет желание и возможность безрассудно действовать, как прежде. Человек может существовать, пока в нем живы мечты и стремления. А лирический герой ничего не хочет, кроме покоя. Вечный странник В числе прочего упоминается, что каждый из нас приходит в этот мир одиноким странником и должен покинуть его в свой час. Путник Сергея Есенина неразрывно связан с его собственной жизнью. Поэт как будто предчувствует неизбежность и близость смерти. Странник символизирует тему поиска смысла жизни. Утрата собственной личности была связана с разочарованиями и одиночеством, которые, точно снежный ком, постепенно нарастали и поглотили душу. О чем пишет Есенин? Безусловно, о самом себе. О пережитых мгновениях радости и горького разочарования, о собственных победах и поражениях. Кто знает, почему он в конце жизни остался один, отчего страдал от глубокой депрессии? Каждый из нас хочет прожить свою жизнь как можно более полно и осмысленно. А для этого необходимо научиться ценить каждое мгновение, любые ее проявления. Поэт пишет о своей погубленной жизни, о невозможности вернуться к прошлому и исправить былые ошибки.

 

19. М. Цветаева. Стихи Блоку «Имя твоё – птица в руке…»

Цикл «Стихи к Блоку» создавался в течение нескольких лет — с 1916 по 1921. Многое роднит этих поэтов: трагическое ощущение одиночества, бунтарский дух, мятежность, энергия и напря­женность лирического повествования. В этом цикле Блок предстает как «рыцарь без укоризны», ангел, Божий праведник. Цветаева восторженно славит имя Блока и горюет о его утрате: И умереть заставили. / Умер теперь. Навек. —/ Плачьте о мертвом ангеле!

Заглавным в цикле является стихотворение «Имя твое — птица в руке. » (1916 год), одно из самых из­вестных стихотворений поэта. Оно удивительно тем, что в нем, открывающем цикл, ни разу не произнесено имя Блока, но читатель тем не менее безошибочно определяет, о ком идет речь.

Стихотворение состоит из трех строф. В первой Цветаева воссоздает фонетический и даже гра­фический образ слова «Блок». Первая строка — «Имя твое — птица в руке» — воссоздает крат­кость (всего один слог) имени Блока. Оно, как птица, которая мгновенно улетит, стоит лишь раз­жать пальцы. Подчеркивают эту краткость, мгновенность и другие строки — «одно-единственное движенье губ», «мячик, пойманный на лету», «камень, кинутый в тихий пруд». Во второй строке («Имя твое — льдинка на языке») гениально обыгрывается звук «л», действительно подсознатель­но ассоциирующийся с холодом.

Трагическое ощущение одиночества роднит Цветаеву с Блоком. Для её Блок - " два белых крыла", ангел, Божий праведник. Блок - это то-то возвышенное, легкое, но почему-то ускользающее и невещественное. Цветаева славит имя Блока, любит, внемлет, молится ему. Во всех стихах цикла, написанных с 1916 по 1921 г. мы чувствуем горечь утраты и надежду на воскрешение. Заглавным в цикле является стихотворение " Имя твоё - птица в руке. ". Оно удивительно тем, что в нем, открывающем цикл, ни разу не произнесено имя Блока, но все равно мы безошибочно определяем, о ком идет речь. Стихотворение состоит из 3 строф. В первой Цветаева воссоздает фонетический и даже графический образ слова " Блок", каждая строчка значима в формировании образа Блока. " Имя твоё - птица в руке" - в слове " блок" всего один слог, но мы чувствуем эту неуловимость мгновения. Вот она, птица, живая, теплая, но раскроешь ладони - улетит и нет её. Вторит этому и строчка " одно единственное движенье губ". Произнести слово - улетает оно, не вернуть. для Цветаевой важен аждый звук имени блока. Когда произносим " л", возникает образ чего-то легкого, холодного, голубого. Так появилась строка " имя твоё - льдинка на языке". Льдинка - это щекочущий холодок тайны, прикосновение к самым сокровенным глубинам души.
Музыкальная палитра стихотворения чрезвычайно насыщена: здесь и звон бубенца, и щелканье курка, и топот копыт. Слово " блок" впитывает все звуки, все краски, так умело нанесенные на холст стиха художником. Он и " мячик, пойманный на лету", и " камень, кинутый в тихий пруд". Так и хочется повторить слова Цветаевой из третьей строфы, напоминающие звук поцелуя. Блок Цветаевой - её любовь, любовь духовная, неземная. Цветаева пытается услышать в звучании имени поэта мир его снежной маски: " ключевой, ледяной, голубой" Символично и то, что последнее слово стихотворения - " глубок" - содержит все звуки имени поэта и рифмуется с ним, ведь он безмерен, как и его поэзия.
Синтаксис стихотворения очень близок к синтаксису самого Блока. Цветаева использует безглагольные синтаксические конструкции, что позволяет ей достичь особой экспрессии в передаче своих чувств. Предложения фиксируют настоящее время, но им свойственнен особый, вневременной характер. Они подчеркивают бессмертие Блока. Это позволяет акцентировать внимание на главном для неё - ассоциативном ряде. Вот почему так велика напряженность, взволнованность поэта. Цветаева использует синтаксический параллелизм: построение синтаксических конструкций 1 и 3 строфы совпадают, что придает стихотворению композиционную завершенность и целостность. Анафора " имя твоё" обращает наше внимание именно на ключевое слово и усиливает восхищение поэтом. Даже тире у Цветаевой несет синтаксическую нагрузку - необходимо сделать паузу. Помогает Цветаевой и инверсия. Она делает строки особенно плавными: ". в легком щелканье. ". Зрительный образ Блока помогают создать тропы: метафоры (" птица в руке", " льдинка на языке" ) - они выражают эмоциональное отношение к поэту; эпитеты (" нежная стужа недвижных век" ); олицетворение (" назовет курок" ), что делает образ Блока более живым, запоминающимся.
Повествование держится не столько сюжетом, сколько энергией монолога Цветаевой. Эту энергию даёт стихотворению каждый его элемент.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...