Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

15. А.Блок «Россия». 16. А.Блок. Поэма «12»




15. А. Блок «Россия»

Стихотворение «Россия» было создано А. А. Блоком в 1908 го­ду. Основная тема его — тема Родины, России. Мы можем отне­сти произведение к гражданской, патриотической лирике. Так­же мы видим здесь попытку философского осмысления судьбы России.

В первой строфе стихотворения возникает тема дороги. Кар­тина создается конкретными деталями: мы видим «три стертые шлеи», «спицы расписные», «расхлябанные колеи». Затем лири­ческий герой признается в своей любви к Родине: Россия, нищая Россия, /Мне избы серые твои, / Твои мне песни ветровые, — /Как слезы первые любви!

Мы понимаем, что судьба его и судьба России неразделимы, слиты воедино. Герой со смирением принимает все происходя­щее в стране, он готов разделить с Родиной ее участь, ее трудно­сти и невзгоды: «И крест свой бережно несу…». Он осознает, что страну ожидает непростая, драматическая судьба. Ведь недаром «глухая песня ямщика» звенит «тоской острожной», а краса Рос­сии — «разбойная». Здесь возникает едва уловимый мотив рус­ского бунта, и этот момент всегда был в центре внимания поэта.

Образ России в произведении двойственен. С одной сторо­ны, это нищая, сирая страна, где «серые избы», «расхлябанные колеи». С другой стороны, это страна огромного внутреннего потенциала, духовных откровений: здесь «невозможное возмож­но». В этих строках звучит вера лирического героя в Россию, в ее скрытые силы.

Образ Блока конкретен: Россия предстает у него в образе прекрасной женщины, матери, жены, возлюбленной (в этом отличительная, оригинальная черта патриотической лирики Блока, это придает патриотическим чувствам лирического героя и этой теме особую интимность). Поэт наделяет ее конкретными чертами: у нее — «разбойная краса», «плат узорный до бровей». В финале стихотворения вновь возникает мотив дороги. И здесь мы вспомним лирическое отступление Н. В. Гоголя о Руси-тройке из поэмы «Мертвые души», стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка».

Таким образом, произведение имеет кольцевую компози­цию — начинается и завершается оно образом дороги, что само по себе символично: Россия находится в вечном движении, в поиске своего пути. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитеты («в годы золотые», «разбойную красу»), сравнение и инверсию («Как слезы первые любви»), фразеологизм («И крест свой бережно несу»). Произведение мы можем рассматривать в контексте лиричес­ких размышлений Блока о судьбе России — стихотворений «Русь», «Осенний день», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? », «Рожденные в года глухие…», цикла «На поле Кули­ковом», поэм «Двенадцать», «Скифы».

16. А. Блок. Поэма «12»

«Сегодня я – гений! » - так написал Александр Александрович Блок, поэт-символист, закончив работу над своим, пожалуй, главным произведением – поэмой «Двенадцать». Октябрьская революция 1917 года, которой посвящена поэма, стала событием, разделившим жизнь всех людей начала ХХ века на ДО и ПОСЛЕ. Те, кто не смог принять новую власть и ценности, установленные ею, эмигрировали из России навсегда. Те же, кто остался, должны были раз и навсегда определиться со своим отношением к тому, что произошло. Символист Блок услышал «музыку революции» и призвал всех современников последовать его примеру.

«Двенадцать» - эпическая поэма, отражающая картины реальности и напоминающая больше калейдоскоп. Сюжет довольно прост: двенадцать красноармейцев, военный патруль, поддерживают порядок в городе во время комендантского часа. Но на самом деле картины-главки, сменяющиеся, как в детском калейдоскопе, складываются в масштабную панораму постреволюционных дней.                                                                                                   Начинается поэма с символического образа ветра – некоей стихии, которая сметает все на своем пути, причем стихия эта всеобъемлющая: «Ветер на всем божьем свете». Несложно угадать в этом очистительном вихре саму революцию, ведь именно ветер разгоняет остатки «старого мира»: «барыньку в каракуле», «расстригу-попа», старушку, напоминающую курицу, и квинтэссенцию всего старого мира – безродного пса, который плетется, поджав хвост.                                                                                                                  Новый мир символизируют двенадцать красноармейцев – «апостолы новой веры», как принято их называть. Очень разношерстная компания, надо сказать. Из отдельных деталей складывается пугающий образ: «винтовок черные ремни». «в зубах цигарка». «примят картуз». и как будто апофеоз всему – «на спину б надо бубновый туз». Эта деталь говорит о многом: такой знак явственно указывал на каторжанина, а на каторгу, как известно, ссылали за тяжелые преступления – убийство, грабеж, насилие. Итак, апостолы новой веры имеют темное прошлое, но светлое будущее.

Поэма построена на контрасте: «черный вечер» и «белый снег». Однако ветер как будто стирает границу между этими образами. При этом складывается вполне символическая картина. Именно образы старого мира связаны со светом: «Кругом огни, огни, огни…» А новый мир не только с черными ремнями винтовок, но и черной злобой, кипящей в их сердцах. Эту злобу автор называет «святой», потому что она копилась столетиями, пока господствовало крепостное право – право одних людей измываться над другими.

И в то же время это «грустная злоба». Такую оценку дает уже повествователь – герой-интеллигент, понимающий весь ужас положения, но не имеющий возможности что-либо изменить. Действительно, остается только грустить и скорбеть. Образ повествователя является сквозным. Это он видит ночной заснеженный город, по которому идут двенадцать человек. Это он увидел плакат об Учредительном собрании, и буржуя, и старушку-«курицу», и всех остальных героев старого мира. Это он чувствует настроение освобожденного народа, которому все теперь позволено, который «был никем». но «станет всем»:                                                                                                                                                 Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!

На фоне подобного настроения вполне логичным выглядит убийство «толстоморденькой» Катьки, которая «с юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла». Эта сцена – композиционный центр поэмы. Катька – звено, связующее старый мир и новый в лице Петьки, одного из двенадцати красноармейцев. И теперь, когда Петька из-за ревности к «буржую Ваньке» самолично убивает Катьку, у него развязаны руки для дальнейших преступлений. Ведь «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой».                                                                                                                                                     Есть ли будущее у тех, кто «вдаль идет державным шагом». Для кого теперь «свобода без креста». а значит, никаких нравственных запретов больше нет? Ведь идут они «без имени святого». Но в финале поэмы неожиданно возникает образ Иисуса Христа. До сих пор никто не может дать окончательной оценки этому образу в поэме. Ведь для верующих людей появление бога во главе убийц и уголовников выглядит святотатством. Но и расценить появление Христа как попытку освятить революцию тоже невозможно. Что же остается?                                                                                                                                                             Сам Блок записал у себя в дневнике: «К сожалению, Христос». Ведь другого пока нет, а надо другого. Но пока - «в белом венчике из роз впереди Исус Христос». Как символ веры, как мученик, принявший на себя все грехи человечества, которое никак не может добиться жизненной справедливости. Наверное, от того, какую оценку дать этому символу, и будет зависеть разгадка поэмы: что это – благословение или проклятие революции? Очевидно, что каждое последующее поколение найдет свое объяснение. Но до тех пор, пока эта поэма будет тревожить умы и сердца людей, произведение будет воистину гениальным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...