20. Осип Мандельштам «Ленинград» Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда — так глотай же скорей
20. Осип Мандельштам «Ленинград» Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда — так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей! Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток. Петербург! Я еще не хочу умирать: У тебя телефонов моих номера. Петербург! У меня еще есть адреса, По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок Ударяет мне вырванный с мясом звонок, И всю ночь напролет жду гостей дорогих, Шевеля кандалами цепочек дверных. Стихотворение было написано в Ленинграде в декабре 1930 г. II. Приступаем к анализу композиции. 1 -я строфа(две строчки) — слова лирического героя о возвращении в любимый город. 2-я, 3-я строфы — слова города или диалог лирического героя с самим собой. 4-я, 5-я строфы — слова лирического героя, обращенные к Петербургу, которого уже нет. 6-я, 7-я строфы — слова лирического героя о своих ощущениях в Ленинграде. Формула композиции: 1 + 2 + 2 + 2. Форма композиции — диалог лирического героя с городом или самим собой. ключевые слова « я и город». «Я» — лирический герой, «город» — Петербург и Ленинград. Образ лирического героя создают слова: «я, знакомый до слез, до прожилок, до детских припухлых желез, еще не хочу умирать, еще есть адреса, мертвецов голоса, на лестнице черной живу, в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок, всю ночь жду гостей дорогих, кандалами цепочек дверных». Образ города создают слова: «мой город, знакомый, мои номера телефонов, Петербург (о Петербурге); Ленинград, глотай скорей рыбий жир ленинградских фонарей, декабрьский денек, зловещий деготь, желток (о Ленинграде)».
Композиция строится на противопоставлении образов Петербурга и Ленинграда. Контрастны 1-я и 6—7-я строфы: Петербург детства противопоставлен Ленинграду взрослого человека. Антитеза обнаруживается и в 1-й и 2—3-й строфах: приметы умершего Петербурга и приметы живого современного Ленинграда, также контрастны 4—5-я и 6—7-я строфы. Следовательно, Петербург для поэта — это детство, друзья, культура, счастье. Ленинград — это кошмар, страх, насилие. Ленинград убивает Петербург, а вместе с ним и мир лирического героя. В основе композиции лежит прием антитезы. В 1-й строфе лирический герой возвращается в родной город с ощущением детства. Во 2—3-й строфах он осознает, что город другой, страшный, «ленинградский». В 4—5-й строфах лирический герой отчаянно пытается вернуть прошлое (Петербург, друзья), но не обманывает себя (мертвецов голоса). В 6—7-й строфах он живет в Ленинграде и ожидает с ужасом гибели. Художественные образы по мере развития говорят о приближении катастрофы. Родной Петербург мертв, страшный Ленинград жив. Лирический герой помнит прекрасное прошлое и живет в ужасном настоящем. Попытаемся найти повторяющиеся звуки (звукопись). Аллитерация на «р, л, з, ж, д»создает образ Петербурга, аллитерация на «р, щ, ш, ж, ч»— образ Ленинграда. Преобладающие звонкие звуки противопоставлены преобладающим глухим звукам. На уровне фонетики мы обнаружили прием контраста. Найдем повторяющиеся слова и определим, какова роль повтора. «Вернулся». В 1-й строфе возвращение в любимый город, во 2-й строфе оказалось, что он стал чужим (антитеза). В 1-й строфе «знакомый», т. е город детства, родной; в 3-й строфе «узнавай», т. е. чужой, неизвестный. На уровне лексики мы обнаружили приемы повтора и противопоставления (Ленинград — Петербург). Автору важны ощущения и мысли лирического героя. Личные местоимения «я — ты» создают диалогичность. Метафоры. «Рыбий жир фонарей»— мутный цвет, неприятные вкусовые ощущения. «Деготь» — темнота, очень черное, неприятное. «Желток»— свет фонарей или жалкое декабрьское солнце. «Гости» — представители НКВД; ироничность. «Вырванный с мясом звонок»— рана, насилие, смерть. «Мертвецов голоса»— все близкие, жившие в Ленинграде, погибают. Метафорический эпитет. «Кандалы цепочек дверных»— страх, ожидание насилия.
Эпитеты. «Детские железы» — детство, счастье. «Зловещий деготь» — кошмар, страх. Лестница «черная» — в переносном значении вызывает ассоциации, связанные со смертью (в прямом значении — противопоставляется парадной лестнице). Гости «дорогие» — ирония, на самом деле страшные (противопоставление). Олицетворения. «Петербург» — как живое любимое существо. «Звонок ударяет в висок»— как убийца. «Звонок, вырванный с мясом»— насилие. Символы. «Петербург» — символ прошлого, детства, счастья. «Ленинград»— символ настоящего, ужаса, смерти. Анафора. «Петербург»в двух центральных строфах (4-й и 5-й). Я в 1-м и последнем предложениях. Композиционно выделены ключевые слова: «я»и «Петербург»— два героя стихотворения. Инверсия. В последних трех предложениях необычное синтаксическое построение (определение после определяемого) увеличивает силу воздействия на читателя. Роль художественных средств языка очевидна. Все они работают на основную мысль стихотворения. Теперь мы можем сформулировать тему и идею текста. 21. А. Ахматова «Мужество» Наверное, в мире нет другого такого народа, который бы пережил столько же войн, сколько пришлось испытать русскому. Но, несмотря на это, мы свободны, свободен наш язык. Благодаря тому, что наши люди проявляли мужество во всех столкновениях и распрях, что происходили в разные периоды российской истории, на русском языке говорят миллионы людей. Именно тому самому мужеству и посвящено стихотворение Анны Андреевны Ахматовой – великой русской поэтессе 20 века, вместе со всей страной пережившей самое большое горе того столетия.
Стихотворение написано в 1942 году, как раз тогда, когда и началась Великая Отечественная война. Думаю, каждого, кто прочитает это произведение, не может не охватить чувство патриотизма, гордости за родину. В нём Анна Андреевна не просто надеется на то, что люди нашей страны смогут защитить её, она уверена в этом, что доказывает с помощью глаголов «сохраним», «пронесём», «дадим», «спасём», вселяя тем самым эту уверенность в души всех читающих.
Стихотворение звучит как клятва, даже заканчивается оно словом «навеки», которое по смыслу можно было бы заменить глаголом «клянёмся». Вообще организовано оно в одну строфу, в нём нет никаких микротем, во всём содержании прослеживается одна мысль – обещание сохранить русский язык, чего бы это нам не стоило. «Не страшно под пулями мёртвыми лечь, не горько остаться без крова.. » – этими словами Ахматова показывает, на какие жертвы готов народ ради спасения нашей русской речи, человек, прочитавший эти строки, воодушевляется, настраивается на борьбу. Думаю, они на самом деле послужили хорошей моральной поддержкой для многих людей огромной страны в те тяжёлые военные годы.
Ахматова использует не слишком много изобразительно-выразительных средств, что делает стихотворение необычным, что указывает на то, что оно написано на очень серьёзную тему. И всё же тем русским языком, который так прославляет Анна Андреевна, невозможно выразить без эмоций абсолютно никакие чувства. Поэтому в тексте выделяются тропы, благодаря которым автору и удаётся показать любовь к родной стране и всему, что с ней связано, особую роль в создании такого эффекта играют эпитеты («великое русское слово», «свободным и чистым…»). Не менее важным является употребление олицетворения («мужество не покинет»), метафоры («час мужества пробил на наших часах»).
В нескольких строчках произведения наблюдается одна из стилистических фигур – инверсия («что ныне лежит на весах», «мужество нас не покинет»). В начале стихотворения находится повтор слов «ныне», «мужество», что обычно используется для того, чтобы заострить наше внимание на отдельных, особенно важных моментах. С этой же целью автор употребляет и анафору («не страшно под пулями мёртвыми лечь, не горько остаться без крова»). Последнее предложение является восклицательным, что как бы призывает, побуждает к действиям. Данное произведение величайшей русской поэтессы, я думаю, явно поспособствовало тому, что у всего нашего народа поднялся боевой дух в годы войны. Анна Андреевна Ахматова – настоящий патриот нашей родины, что она подтвердила своим стихотворением, своей истинной любовью к родной речи. «Великое русское слово», – пишет она, показывая этим всем нам значимость нашего русского языка. Мы все должны задуматься и осознать, как важно сохранить ценность этих понятий в современном обществе так же, как сохранили для нас её наши предки. Обязаны мы и пронести его через века, передать потомкам, поклясться в том, что мы его «и внукам дадим, и от плена спасём навеки».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|