№
| Базовые
компетентности
педагога-
воспитателя
| Характеристики
компетентности
| Показатели
оценки
компетентности
|
I. Личностные качества
|
1.1
| Вера в силы
и возможности обучающихся
| Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребенка – значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности.
| - Умение создавать ситуации социального успеха;
- осуществлять грамотное педагогическое оценивание поступков и поведения;
- уметь находить положительные качества у каждого ребенка, грамотно позиционировать его среди других, опираясь на эти качества;
- уметь разрабатывать программы развития ученика в его индивидуальном проявлении.
|
1.2
| Интерес к внутреннему миру ребенка
| Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности.
| - Умение составить устную и письменную характеристику воспитанника, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;
- умение выявлять индивидуальные предпочтения, интересы;
- умение построить индивидуальную воспитательную программу;
- умение показать значение и смысл того или иного поступка в системе межличностных отношений.
|
1.3
| Открытость
к принятию позиции воспитанников
| Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции.
| - Убежденность, что истина может быть не одна, и поведение ученика объясняется разными причинами;
- интерес к мнению воспитанников;
- учет различных точек зрения в процессе воспитания.
|
1.4
| Общая культура
| Определяет характер и стиль воспитательной деятельности. Определяет позицию педагога в глазах воспитанников.
Невозможно осуществлять воспитательный процесс, не пользуясь уважением воспитанников.
| - Воспитатель должен быть личностью, вызывающей уважение воспитанников;
- ориентация в проблемах внутреннего мира ребенка;
- ориентация в системе межличностных отношений.
|
1.5
| Эмоциональная устойчивость
| Определяет характер отношений в воспитательном процессе. Помогает избегать конфликтов, способствует объективной оценке воспитанников.
| - Сохраняет спокойствие в конфликтных ситуациях;
- не теряет способности объективно оценивать поведение воспитанников;
- не стремится избежать эмоционально напряженных ситуаций.
|
1.6
| Позитивная направленность на воспитательную деятельность
| Позволяет осуществлять образовательный процесс в единстве обучения и воспитания.
| - Осознает свои возможности, уверен в собственных силах;
- доминирует позитивное настроение;
- испытывает удовлетворение от воспитательной деятельности;
- высокая профессиональная самооценка.
|
II. Постановка целей и задач в воспитательном процессе
|
2.1
| Умение поставить цели воспитания по отношению к коллективу и конкретному ученику
| Определяет целенаправленность всего воспитательного процесса.
| - Владение методами диагностики проблемных ситуаций в коллективе и у каждого воспитанника;
- владение методами перевода проблемных ситуаций в поступок.
|
2.2
| Умение ставить воспитательные цели сообразно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников
| Данная компетенция является конкретизацией предыдущей.
| - Знание возрастных проблемных ситуаций;
- владение методами организационного поведения, направленными на разрешение проблемных ситуаций с учетом конкретного возраста.
|
III. Мотивация поведения (поступков)
|
3.1
| Умение провести психологический анализ поступка (поведения) воспитанника с правильных позиций
| Данная компетенция позволяет обеспечить рефлексию воспитанником нравственной стороны своего поведения, увидеть себя со стороны, пробудить совесть воспитанника.
| - Знание интересов, потребностей воспитанников;
- умение определить социальный статус воспитанника;
- демонстрация последствий того или иного поступка, поведения.
|
3.2
| Компетентность в педагогическом оценивании
| Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания воспитанником нравственной основы своего поведения.
| - Знание многообразия оценок в воспитательном процессе;
- владение приемами различного вида и типов оценивания.
|
3.3
| Умение создать положительное эмоциональное сопровождение конкретных поступков
| «Правильное воспитание, – говорил еще Платон, – заключается в том, чтобы наслаждение и страдание доставляло что следует».
| - Умение вызвать правильные чувства при анализе поведения, оценке поступков других, чтении художественной литературы и т.д.
|
IV. Информационная компетентность
|
4.1
| Компетентность в предмете воспитания
| Знание внутреннего мира ребенка как основа воспитания.
| - Знание жизненного пути воспитанника;
- знание семейной обстановки;
- знание травмирующих ситуаций;
- умение установить социальный статус воспитанника;
- умение определить, что доставляет воспитаннику удовольствие и страдание.
|
4.2
| Компетентность в методах воспитания
| Обеспечивает возможность формирования нравственной личности.
| - Знание нормативных методов и методик;
- умение применить нормативные методы к конкретному случаю;
- наличие своих «находок» и методов воспитания.
|
4.3
| Компетентность в субъективных условиях воспитания
| Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации воспитательного процесса.
| - Знание индивидуальных особенностей учеников;
- владение методами диагностики индивидуальных особенностей воспитанников.
|
4.4
| Умение вести самостоятельный поиск информации
| Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности.
Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагают непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск
| - Профессиональная любознательность;
- умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями;
- использование различных баз данных в образовательном процессе
|
V. Разработка программ воспитательной работы и принятие решений
в воспитательном процессе
|
5.1
| Умение разработать программу воспитания для конкретного воспитанника, коллектива
| Умение разработать
воспитательную программу
является базовым,
интегрирующим
другие компетентности.
| - Знание существу-ющих и используемых на практике воспитательных программ;
- наличие персонально разработанных программ, их эффективность;
- обоснованность ис-пользуемых воспитательных программ.
|
VI. Компетенции в организации воспитательной деятельности
|
6.1
| Компетентность в установлении доверительных отношений с воспитанниками
| Является основой работы по воспитанию
| - Быть личностью;
- знать учеников;
- готовность к сотрудничеству.
|
6.2
| Компетентность в педагогическом оценивании
| Добиться понимания учебного материала – главная задача педагога. Этого понимания можно добиться путем включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путем демонстрации практического применения изучаемого материала.
| - Знание того, что знают и понимают ученики;
- свободное владение изучаемым материалом;
- осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся;
- демонстрация практического применения изучаемого материала;
- опора на чувственное восприятие.
|
6.3
| Компетентность в создании воспитывающих условий
| Создание таких условий должно гарантировать нравственное поведение.
| - Умение соотнести нравственную проблему с условиями, при которых она может быть разрешена;
- разбираться в условиях, обеспечивающих желательный поступок.
|