Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура новгорода и пскова.




ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Киевская Русь.

Киевское государство, возникшее в IX веке, достигло своего могущества в X - XI столетиях. Мощной основой формирования и развития самобытной древнерусской культуры явилось богатое культурное наследие восточных славян. Уже в VII-VIII веке у них сложились ремесленные и сельскохозяйственные орудия труда, использовавшиеся в течение нескольких столетий, когда формировались трудовые навыки и накапливались практические знания о природе. Закреплению и передаче производственного и социального опыта служила языческая религия - многобожие, где можно выделить несколько разновременных пластов, восходящих к различным историческим эпохам. Наиболее древний пласт восходит к одухотворению природы, вера в добрых и злых духов - леших, водяных, русалок, домовых, якобы управлявших отдельными земными объектами - лесами, водными источниками, жильём и т. д., более поздний пласт связан с символизацией природных стихий к покровительством различных отраслей хозяйства: грозы и молнии - Перун, солнечные божества - Даждьбог и Сварог, бог ветров - Стрибог, женского начала и женских работ -Мокошь, покровитель скота - Велес и т. д.

Опираясь на языческие верования в Киевской Руси, был создан богатый и разнообразный фольклор. Это в первую очередь календарная обрядовая поэзия; заговоры, заклинания, обрядовые песни, свадебные песни, плачи - причитания, песни на пирах и тризнах. Существовали также и другие формы фольклора, не связанные с языческой религией: пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Сказочные мотивы нашли своё отражение и в летописях, в житийской литературе, например в «Киево-Печерском патерике».

Письменные памятники донесли до нас многочисленные легенды «О времени Бусовом», о движении славян на Балканы. С образованием государства, возникает значение исторических жанров фольклора. К числу таких преданий относится предание о Кие, Хорине, об основании Киева, о походах на Константинополь, о смерти князя Олега от укуса ядовитой змеи, о единоборстве Мстислава и Редеди и т, д. К X веку относится возникновение былинного эпоса - вершины народного устного творчества: легендарные сказания о героях - богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, а позднее появляются и земледельческие былины.

При князе Владимире в 988 году Русь принимает крещение и становится христианской. Но становление новой религии проходит не просто, христианство, внедряясь в народные массы, трансформировалось

под влиянием традиционных языческих верований и культов. Древние языческие боги, покровители разных областей человеческой деятельности, продолжают своё существование под именем святых православной религии. Так образ Ильи Пророка слился с образом Перуна - громовержца, святые Модест, Вдасий, Георгий стали покровителями скота. Но новая религия с ее монотеизмом способствовала развитию феодального способа производства, укреплению молодой русской государственности, международным связям с христианским миром. Неслучайно, при Ярославе Мудром в первой половине XI века Киевское государство превратилось в могущественную феодальную державу. Поэтому, очевидно, в конце XII века появилось величайшее литературное произведение «Слово о полку Игореве».

Существование у восточных славян письменности не вызывает никакого сомнения, Это подтверждают многочисленные археологические находки. Пиктографическое примитивное письмо исследователи относят к первой половине первого тысячелетия н.э., например, в сказании Черноризца Храбра. Но такое письмо было непригодно для записи сложных текстов при зарождающейся государственности. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов - миссионеров Кирилла и Мефодия, создавших два алфавита: кириллицу и глаголицу. Принятие христианства способствовало широкому распространению письменности, так как христианство в православном восточном варианте допускало богослужение по книгам на национальных языках, в отличие от католического богослужения - на латыни.

На основе диалектов древнеболгарского языка возник старославянский или церковнославянский язык, который и стал основой для исторической и повествовательной литературы типа «Слове о полку Игореве» и «Поучении Владимира Мономаха».

Существовало в Древней Руси и школьное образование. Сразу после введения христианства, князь Владимир приказал отдавать детей из лучших семей «на обучение книжному делу», где обучение велось на родном языке - учили чтению, письму, счету, основам христианского вероучения. Школы высшего типа готовили служивых людей для государственной к церковной деятельности, в таких школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, исторические и античные сочинения, естественные науки.

Образованность ценилась очень высоко. Высокообразованные встречались не только среди духовенства, но и в светских княжеских кругах, например, Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославович, Владимир Мономах были образованными людьми, среди них было

широко распространено знание иностранных языков.

Большинство памятников письменности домонгольского периода погибло во время пожаров и иноземных нашествий. Сохранилось всего около 150 книг, древнейшими из которых являются «Остромирово Евангелие» и два «Изоборника князя Святослава». Переписка книг была сосредоточена главным образом в монастырях, но в XII веке в крупных городах и у князей появляются переписчики - ремесленники. Ведущим центром книжности был Киево-Печерский монастырь, где существовала большая библиотека. Широкое распространение получила также переводная литература из Византии, Греции, стран Востока.

Одним из основных жанров формирующейся русской литературы стало летописание. Летописи - это памятники духовной культуры средневекового общества. Самым значительным памятником летописания является «Повесть временных лет», выполненная в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, который изложил сложный и разнообразный по составу материал, куда включены политические события и дипломатические документы, литературные произведения и исторические повести, жития, богословские трактаты и др. Несмотря на то, что «Повесть временных лет» памятник феодальной идеологии, тем не менее её содержание проникнуто идеей единства Русской земли, героикой перед лицом внешней опасности. Одним из величайших памятников русской литературы является «Слово о законе и благодати», написанное священником Илларионом, где в форме церковной проповеди создан политический трактат против притязаний Византии на культурную и политическую гегемонию в Восточной Европе.

Разновидностью житийской литературы стали княжеские жития. Это «Сказание о Борисе и Глебе», которые стали жертвами междоусобной борьбы. Нравственные и политические проблемы затронуты в «Поучении Владимира Мономаха», где есть призыв к князьям для объединения против общего врага.

Наиболее выдающееся произведение древнерусской литературы это «Слово о полку Игореве», рассказывавшего о неудачном походе Новгород - Северских князей против половцев в 1185 году. Это произведение светское, автор его явно принадлежал к дружинной среде, а поэтому «Слово» наполнено широким патриотическим содержанием и размышлениями о судьбах раздробленной Русской земли.

До конца X века монументального каменного зодчества на Руси не существовало. Славяне издавна были искусными плотниками, поэтому строительство было исключительно деревянным, но ни княжеские дворцы, терема, культовые постройки до нашего времени не сохранились. После принятия христианства начинается строительство каменных храмов, принципы, создания которых были заимствованы в Византии.

 

Первой каменной постройкой была Десятинная церковь в Киеве и Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Вершиной киевского зодчества является Софийский собор в Киеве, построенный греческими и русскими мастерами. Киевская София значительно отличается от византийских образцов ступенчатой композицией храма и наличием тринадцати венчающих ее куполов. Успенская церковь Печерского монастыря положила начало распространению простых однокупольных храмов.

Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Первые храмы украшали приезжие греческие мастера, они принесли с собой сложившуюся иконографию, систему расположения религиозных сюжетов в храме, плоскостную манеру письма, искусно объединили мозаику с фресками. Из мозаичных работ выделяются изображение Богоматери Оранты в алтарной абсиде и Христа Вседержителя в центральном куполе храма. Две башни Софии Киевской выполнены в манере светской живописи: здесь изображены сцены княжеской охоты, цирковые состязания, музыканты, скоморохи, акробаты, групповой портрет семьи Ярослава Мудрого.

В Киевской Руси существовал свод законов феодального права «Русская правда», включающего отдельные нормы «Закона Русского» Ярослава Мудрого, правду Ярославичей, устав Владимира Мономаха. Это защита жизни и имущества дружинников, положение феодальнозависимых людей, обязательственное и наследственное право.

Терминология:

«Киево-Печерский патерик» - жизнеописание Киево-Печерского мужского монастыря.

Мстислав и Редедя - Мстислав, тмутараканский князь. Победил в поединке богатыря князя когосов Редедю в 1022 году.

Политеизм – многобожие.

Монотеизм – единобожие.

Жития - биографии духовных и светских лиц, канонизированных православной церковью.

Риторика - наука об ораторском искусстве.

Трактат - научное сочинение по отдельно взятой, теме.

Иконография - строго установленная система изображения снятых и культовых сцен на иконах.

Абсида (апсида) - алтарник выступ в храмах.

 


КУЛЬТУРА НОВГОРОДА И ПСКОВА.

Великий Новгород считается источником русской народности, откуда вышел весь быт русской жизни. Географическое положение Новгорода избавило его от непосредственного давления русских князей, претендовавших на главенство над Русью и от участия в княжеских раздорах. Густые леса и болота, окружавшие Новгород, спасли его от татарского нашествия, близость к водным бассейнам способствовали оживлённой торговле с удельными князьями и европейским западом. Владения Новгорода простирались от Ледовитого океана и до Урала.

Несмотря на то, что вече считалось в Новгороде верховным органом, тем не менее, боярство и церковная власть обладали большой силой. Установление в Новгороде республиканского строя сказалось и на искусстве архитектуры. Церкви стали центром общественной жизни, местом хранения имущества, в культовом строительстве наметилось Формирование местных архитектурных и художественных школ. Возник новый тип храма - четырёхстолпный кубический храм с тремя абсидами и одним куполом. Лаконизм и суровая простота свойственны сооружениям Новгорода XII века, это Николо - Дворищенский собор, собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, Георгиевский собор Юрьева монастыря, которые поражают богатырской мощью внешнего облика. Со второй половины XII века новгородское зодчество претерпевает значительные изменения: храмы становятся более контактными, отличающимися простотой внешнего облика ее скупым декором и ясной конструкцией. Это церковь Благовещения, Петра и Павла на Синичьей горе, церковь Георгия в Старой Ладоге.

Чрезвычайно интересна монументальная живопись Новгорода XII -XIII веков. Она свидетельствует об упорных творческих исканиях и широких культурных связях с другими странами. Если фрески Софии Новгородской тесно связаны с живописью византийского киевского круга, то фрески Рождества Богородицы Антониева монастыря указывает на связь с романской живописью. Своё оригинальное лицо новгородская живопись обретает в XII веке: это конкретность трактовки священных событии, выразительность образов святых, священнослужителей, пророков, например «Чудо Георгия о змие».

Особый раздел древнерусской живописи домонгольского периода представляет иконопись. Под кистью новгородских иконописцев возникают образы, исполненные подлинного величия, например, «Устюжное Благовещение», «Спас Нерукотворный», «Успение», «Ангел Златые власы».

Монгольское нашествие XIII века нанесло огромный урок русской культуре, но Новгород и Псков не пострадали. В XIII - XV веках роль Новгорода, как торгового центра, стала ещё более значительной - торговали с Византией, Астраханью, стали партнёрами Ганзейского союза.

 

Чрезвычайно интересны литературные произведения, возникшие в Новгороде в XIII- XV веке. Это дружинная повесть об Александре Невском с подробным описанием Невской битвы и «Ледового побоища» (переработана в «Житие Александра. Невского»), а также о псковском князе Довмонте, которые говорят о демократизации культуры. Это подтверждает и огромное количество берестяных грамот разного назначения: хозяйственные записи, долговые расписки, письма, учебные тетради, обнаруженные при раскопках в Новгороде. Это подтверждает наличие большого количества грамотных в Новгороде и даёт представление о методах обучения в школах того времени не только в Новгороде, но и за его пределами.

Новгородские зодчие и художники опираются в своих исканиях на широкие народные традиции, перерабатывая их и приспосабливая для выражения своих собственных художественных идей. Местоположение Новгорода и его богатства способствовали тому, что сюда устремлялись мастера издалёка, так большой вклад в развитие новгородской живописи внёс византийский художник Феофан Грек. Он приехал в Новгород сложившимся мастером, но здесь в полной мере раскрылись самобытность и мощь его творчества в свободном обращении с иконографическими традициями, виртуозностью исполнения и интересом к эмоциональному миру человека, его внутреннему содержанию. Его лучшие работы находятся в церкви Спаса на Ильине улице, позднее работал также в Москве на оформлении Кремлевских соборов.

С XIII века оживляется строительная деятельность с развитием нового стиля в зодчестве, с классической ясностью пропорций, с нарядностью внешнего убранства. Это церковь Фёдора Стратилата на Ручью, Спасо-Преображенский собор, церковь Петра и Павла в Кожевниках. Кроме того, в XIV веке в Новгороде и Пскове начинается строительство мощных крепостных стен - Кремлей. Так в Пскове длина кремлёвских стен составляла 9 километров.

В XV веке в Новгороде и Пскове начинается подъём в развитии древнерусской живописи, свидетельствующей о глубоком постижении мира, о расширении круга идей, о выходе за рамки религиозной тематики, о новых чувствах и переживаниях. В новгородскую иконопись врывается стихия сказочности и ярких радостных красок, взятых у народного творчества. Это святой Георгий, поражающий дракона - радостный рассказ о прекрасном юном витязе, борющемся против сил коварства и зла, идея самопожертвования в иконе «Чудо о Флоре и Лавре». Обострение взаимоотношений между Новгородом и Москвой вызвало появление исторической иконы «Битва Суздальцев с новгородцами», кроме того, традиционные композиции новгородские мастера наполняют бытовыми подробностями: изображают пейзаж, животных, архитектуру, реально существующих людей как, например, в иконе

«Молящиеся новгородцы». Широкое распространение получило искусство миниатюры с тератологическим орнаментом, близким плоской деревянной резьбе. Процветает искусство шитья, резьба по дереву и кости, прикладные искусства по изготовлению украшений.

Культура Пскова не обладала большим своеобразием в отличии от культуры Новгорода, в храмовых и в гражданских постройках просматривалась скромность, сдержанность, суровость, иконография отличалась демократичностью и экспрессией в толковании сюжета иконы, например, «Параскева Пятница» или «Дмитрий Солунский». Но псковские строители обладали большим авторитетом в возведении храмов, и их приглашали для строительства соборов в московском Кремле.

Кроме берестяных грамот, обнаруженных в Новгороде, есть многочисленные сведения о существовании училищ для детей и учителях-«книжниках», которые встречаются в книгах о житии русских святых. Такие училища, как правило, существовали при церквях, где начинали обучение с 7 лет и учили чтению, письму, счёту и церковному пению. Крупнейшими центрами книжности были монастыри, где существовали книгописные мастерские и библиотеки, особенно в северной части Новгородской республики: Кириллово-Белозерском и Соловецком монастырях.

В XIV веке сложились новгородские былины о Василии Буслаеве и Садко, отразившие богатство и могущество Великого Новгорода в период его самостоятельности. В этот же период оформляется новый жанр устного народного творчества - историческая песня, где в отличии от былинного эпоса исторические события передаются более близкими реальности, хотя сюжет и герои могут быть вымышленными.

Терминология:

Лаконизм - краткость, чёткость в выражении мысли, изображения и т. д.

Экспрессия - выразительность, сила проявления (чувств, переживаний).

Тератологический орнамент - изображение фантастических существ.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...