Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура конца XIX начала XX века




В этот период в области начального образования продолжают существовать земские школы, школы Министерства просвещения и церковно-приходские училища, число которых значительно выросло по сравнению со второй половиной века. В начале нового века Министерство просвещения вынуждено было внести в Государственную думу законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», но законопроект не был осуществлён.

Растущая потребность в инженерно-технических кадрах, специалистах в разных областях экономики и культуры способствовала расширению технического и гуманитарного образования. Несмотря на то, что количество университетов выросло незначительно, тем не менее, количество обучающихся в них выросло в несколько раз. Как научные и учебные центры выделялись Электротехнический и Политехнический институты, частный Психоневрологический институт Бехтерева, Вольная высшая школа Лесгафта. Заметно расширилось женское высшее образование, где работало свыше 30 высших женских курсов, и был утвержден закон о праве женщин на высшее образование, особенно в сфере педагогического труда.

Различные формы внешкольного образования начинают играть важную роль в просвещении народа. Такими стали рабочие курсы, например, Пречистинские в Москве. В 90-х годах получила распространение новая форма культурно-просветительной работы. Это своеобразные клубы с библиотекой-читальней, театрально-лекционным залом, даже чайной и торговой лавкой по типу народных домов, как, например, широкой известностью пользовался Лиговский народный дом графини Паниной или народный дом театрального типа в Петербурге, где выступали выдающиеся русские артисты.

По числу издаваемых книг, Россия занимала третье место в мире. Большую популярность приобрели еженедельники, например, журналы «Нива», «Зритель», «Пулемёт» и другие. В конце века началась интенсивная деятельность русских книгоиздателей Суворина в Петербурге и Сытина в Москве. Они открывали в городах России книжные магазины, заводили типографии. Издавали не только дорогие подарочные издания, но и «Дешёвую библиотеку» для народа с произведениями русских писателей, Сытин, будучи монополистом, в издательском деле и книжной торговле, издавал для народа «Библиотеку самообразования», миллионными тиражами издавал учебную литературу: буквари, календари, детские книги.

На рубеже веков сложилось новое искусство - кино, вначале видовое и хроникальное, а затем игровое. До революции в России было создано более двух тысяч картин отечественного производства.

 

Многие факторы социально-экономической жизни России определяли развитие русской науки этого времени. Академия наук и университеты с развитой системой научных обществ, всероссийские съезды учёных продолжали сохранять значение основных центров в объединении научных сил страны. Издание научно-популярной литературы, многочисленной научной периодики «Вокруг света», «Природа», «Наука и жизнь», «Научное обозрение», публичные лекции известных русских учёных, содействовали распространению научных знаний. На базе имеющихся достижений математики и механики, получили развитие новые области науки: воздухоплавание и электротехника. Исследования Жуковского послужили теоретической основой, на которой возникла современная авиационная наука. Были созданы первые русские самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Успехи русской авиации, прежде всего, связаны с именами лётчиков-испытателей Нестерова, Уточкина, Котельникова. В начале века Циолковский опубликовал статью» Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой изложил теорию движения ракетка последующие труды «Реактивный прибор как средство полёта в пустоте и атмосфере» разрабатывали теорию будущих космических полётов.

На рубеже веков в области физики были сделаны важнейшие открытия: рентгеновские лучи и радиоактивность, делимость атома и возможность превращаемости элементов, теория относительности (пространство и время), основы генетики.

В исследование новейших проблем естествознания русские учёные внесли огромный вклад, так Лебедев, создатель научной школы физиков, экспериментально доказал существование давления света, Его работы сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Голицын стал основоположником сейсмологии как науки. В трудах Вернадского были заложены основы новых наук - биохимии и радиогеологии. Мировое значение получили работы учёного-физиолога Павлова, который создал учение об условных рефлексах, связанных с высшей нервной деятельностью человека и животных.

В области гуманитарных наук выдвинулось немало крупных учёных: экономист и историк Туган-Барановский, историки Платонов, Павлов-Сильванский, Семевский: литературоведы Венгеров, Пыпин. Важной областью русской культуры стала оригинальная религиозная философия в лице Соловьёва, Бердяева, Булгакова,Т рубецкого, Флоренского, в научных трудах которых утверждалась духовность, новое религиозное сознание, поиски путей соединения материального и духовного.

Художественная культура этого периода отличается необычайной противоречивостью и сложностью. Это период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысливания ценностей, появления новых модернистических направлений. Русская литература продолжает играть важную роль в культурной жизни страны. Ещё продолжается творчество Л.Толстого. Появляются лучшие произведения А.Чехова «Моя жизнь», «Мужики», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», драматические произведения «Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад», в которых автор не является судьёй или проповедником, а лишь правильно затрагивает современные вопросы. Начинается творчество А.Горького в его «Рассказах и очерках», Бунина, Куприна и других.

В общественной жизни страны необычайно возросла роль театра. В 1898 году был открыт Московский художественный театр, руководимый Станиславским и Немировичем-Данченко с новыми принципами режиссуры и актёрского мастерства. В это время формируется эстетика экспериментального театра Мейерхольда, в Петербурге открывается театр В.Комиссаржевской.

На рубеже веков существенные изменения происходят в музыке. Были открыты новые консерватории в Саратове, Одессе и Киеве, что свидетельствовало об успехах музыкального образования в стране. Новые черты в русской музыке начала XX века нашли наибольшее выражение в творчестве С.Рахманинова и Скрябина. Если первый следовал лучшим традициям русской классики, то творчество второго отличалось новаторством, глубоким философским содержанием, самобытностью. Центрами музыкальной жизни России были Мариинский и Большой театры, частная опера Мамонтова, в которых развернулось искусство замечательных русских певцов Шаляпина, Собинова, Неждановой.

Сложные процессы происходили в изобразительном искусстве. Новое поколение передвижников: Касаткин, Иванов, Коровин обратились к изображению представителей рабочего класса и крестьянства. Касаткин в 1892 году специально поехал в Донбасс, чтобы почерпнуть новые темы для творчества. Был выполнен целый цикл работ из жизни шахтёров: «Углекопы. Смена», «Шахтёрка», «Углекопы», «Шахтёр-тягальщик». Первые картины С.Иванова были посвящены крестьянам-переселенцам «В дороге», «Переселенка в вагоне», «Смерть переселенца», «Обратные переселенцы». В дальнейшем творчество Иванова обращается к теме каторги и ссылки «У строга», «Беглый», «Бродяга», «Арестант», к революционным событиям «Майский праздник», «Забастовка».

Архипов обращается к живописи на открытом воздухе. Это «На Оке», «Обратный», к изображению мрачного подвала, наполненного испарениями, «Прачки». Традиции передвижничества продолжают в своём творчестве Мешков, Бакшеев, Бялыницкий-Бируля, Серов.

 

Творчество В. Серова представлено, прежде всего, живописью портретной, психологическим социальным портретом. Это «Девушка с персиками» и «Девушка, освещённая солнцем», портреты Левитана, Лескова, Римского-Корсакова, Репина, Остроухова, Горького, Чехова, Шаляпина, Федотовой, Ермоловой, Павловой, которые передают творческий облик этих людей, главные черты их дарования. Портреты Мамонтова, Бахрушина, Победоносцева, Морозова, Витте, Голицына, Нобеля, Гиршмана передают облик талантливой предприимчивой передовой буржуазии европейского типа. Серов создавал и светские парадные портреты. Это прежде всего портрет княгини Орловой, танцовщицы Иды Рубинштейн, прибегая к схематичности и гротеску.

Интересно относящееся к этому периоду творчество М. Врубеля. Главная тема его искусства - трагическое столкновение гордого, неприступного отщепенца с чуждым враждебным ему миром, где происходит разлад мечты и действительности, трагедия одиночества и обречённости. Он черпал сюжеты из мифологии, былин, библейских легенд, а также у Пушкина, Лермонтова, Шекспира, Гете. Это «Суд Париса», «Микула Селянинович», «Принцесса Грёза», «Фауст», «Богатырь», «Пан», «Муза», «Морская царевна», «Демон», «Царевна Лебедь», «Сирень». Для всех этих произведений, прежде всего, характерна экспрессия, необузданная фантазия и страстность выражения.

В конце века возникает новое творческое объединение «Мир искусства», куда входили Серов, Сомов, Бенуа, Добужинский, Бакст, Малявин, Головин, Рерих, «Мир искусства» предлагал создание живописи и скульптуры свободной от общественных оков с обновлением художественно-выразительных средств. Их творчество часто проникнуто сознанием исторической бесперспективности, трагизма, страхом перед грядущим. Они рисуют интимную жизнь дворянских будуаров, гостинных, парковые сцены. У Сомова - «Осмеянный поцелуй», «Остров любви», «Поэты», «Вечер», «Дама и чёрт», у Бенуа-красота парков Версаля, Царского села, Петергофа, Павловска, у Добужинского-городская тема «Гримасы города», «Окно парикмахерской», «Домик в Петербурге», «Дьявол».

Близко к «Миру искусства» примыкает творчество Борисова-Мусатова. В его произведениях есть романтика старого уходящего мира. Это картины «Гармония», «У водоёма», «Встреча у колонны». Яркой звездой вспыхнуло творчество Малявина, его первые работы «Крестьянская девушка с чулком», «Старуха», а затем «Бабы» и особенно «Вихрь» сверкают дерзновенностью и стихийным разгулом красок.

Возникший в Москве «Союз русских художников» испытал на себе влияние импрессионизма. Здесь выставлялись Коровин, С.Иванов, Юон, Архипов, Грабарь, Рябушкин, Васнецов, Жуковский, Рылов, Туржанский, Малютин.

 

Рябушкин обращался в творчестве к суриковским традициям, к картинам жизни и быта древней Москвы - «Русские женщины XVII столетия», «Свадебный поезд в Москве», «Едут». Коровин к портретной и жанровой живописи - «Портрет хористки», «У балкона», «В лодке», «Покупка кинжала», «Мостик», «Бумажные фонари». Выступает как художник-декоратор в частной опере Мамонтова, Большом театре, в «Русских сезонах» в Париже.

Юон, Архипов, Степанов, Грабарь, Рылов и другие живописцы «Союза русских художников» сохранили традиционные мотивы национальной русской живописи и реалистического искусства. Обращались к разным темам в своём творчестве, но преимущество отдавали пейзажу.

В начале XX века в художественном творчестве появляются новые организации «Голубая роза», «Венок», «Бубновый валет», «0слиный хвост» Лучшие художники «Голубой розы» Кузнецов и Сарьян обращаются к неразбуженному прогрессом экзотическому Востоку. В 1910 году вновь возобновляются закрытые ранее выставки художников «Мира искусства» где появляются имена Кустодиева, Лансере, Петрова-Водкина, Богаевского. Самобытной фигурой позднего «Мира искусства» является Рерих, воскресивший архаическую старину в своих произведениях - «Зловещие», «Идолы», «Славяне на Днепре», а затем продолжавший своё творчество в Индии.

Крупными скульпторами этой эпохи являлись Голубкина, Коненков, Матвеев, Трубецкой, Андреев. Голубкина обращалась в творчестве к миру простого человека труда «Железный», «Идущий», «Рабочий», Трубецкой испытал влияние импрессионизма «Мать с ребёнком», «Мать и сын», памятник императору Александру III. Андреев создал памятник Гоголю в Москве. Коненков обращался к разным темам в своём творчестве от богатырских до сказочных. Это «Рабочий-боевик Иван Чуркин», «Нике», «Коленопреклонённая», «Лесовик», «Старичок-полевичок», «Нищая братия», «Сказительница Кривополенова», «Паганини».

В конце XIX начале XX века на территории России было построено много новых зданий разного назначения: промышленные сооружения, магазины, банки, доходные дома, вокзалы, где применялись новые строительные материалы. Здесь выделяется здание гостиницы «Метрополь» - архитектор Валькот, здание Ярославского вокзала - архитектор Шехтель, здание Казанского вокзала - архитектор Щусев.

Здесь, в заключении, уместно сказать о последнем предреволюционном десятилетии русской культуры, особенно о поэзии и её новых направлениях. На этот период приходится расцвет литературного символизма в творчестве таких поэтов как Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Мережковковский, Гиппиус, Белый, Блок. Они почти все входили в религиозно-философское общество, которое занималось богоискательством в литературно-художественной среде. Они издавали сборник «Вехи» со статьями о русской интеллигенции, её роли в русской революции и отношении к народу. В модернистическом искусстве на смену символизма пришёл акмеизм. Его основоположниками считаются Гумилёв и Городецкий, туда входили также Ахматова, Зенкевич, Мандельштам, Кузмин.

Одновременно с акмеизмом возник футуризм. Наиболее значительная из футуристических групп объединяла поэтов Бурлюка, Хлебникова, Кручёных, Каменского, Маяковского, Северянина. Там же начинали свой творческий путь Асеев и Пастернак. Они провозглашали новые революционные формы поэзии, абсолютную свободу поэтического слова, отказ от литературных традиций. Но в среде русских поэтов были и индивидуальности, такие как Волошин, Цветаева, Есенин, которых трудно было отнести к какому-то направлению. Творчество таких писателей как Горький, Бунин, Куприн продолжает развиваться в традициях русского реализма.

К этому предреволюционному времени относится и возникновение русского художественного авангарда в творчестве Малевича, Кандинского, Фалька, Шагала, Филонова.

Русское искусство получает широкое международное признание. Организованные С.Дягилевым «Русские сезоны» в Париже относятся к числу этапных событий в истории русского искусства, где представлялась русская живопись, оперное и балетное искусство с неожиданным для всего мира большим успехом. Здесь выдвинулись выдающиеся в русском искусстве имена: танцовщики А.Павлова, Т. Карсавина, 0.Спесивце-ва, В.Нижинский, балетмейстер Фокин, композитор И. Стравинский.

Терминология:

Рефлекс - отражение, ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляющиеся через нервную систему. Различают (врождённые) безусловные и условные (приобретённые в жизненной практике).

Сейсмология - раздел геофизики, занимающейся изучением колебаний земной коры, в частности землетрясений.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...