Культура первых послевоенных десятилетий 50 - 70 гг.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 За годы войны советская наука понесла огромный ущерб в кадрах, значительно пострадала, её материальная база. Чтобы восстановить эти потери, государство резко увеличило ассигнования на науку, поэтому в короткие сроки была восстановлена материальная база научных исследований. С возникновением новых отраслей и научных направлений создавались новые научно-исследовательские коллективы. Так были открыты Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт физической химии, Институт атомной энергии, Институт ядерных проблем. Планы научно-исследовательских институтов координировались с народнохозяйственными планами. Большие и серьёзные задачи стояли перед народным образованием, которому война также нанесла огромный ущерб. Военное производство требовало напряжения всех сил, поэтому образование было отодвинуто на второй план. Для восстановления и развития народного хозяйства необходимо было повышение образовательного уровня населения, обеспечение производства квалифицированными специалистами. Первоочередной задачей этого периода было восстановление обязательного семилетнего обучения детей в городе и деревне. Помимо средств государственного бюджета на восстановление школ, библиотек, музеев, выделяли средства профсоюзы, промкооперация. Началось патриотическое движение за восстановление и развитие школ методом народной стройки. Идеологическая и идейно-воспитательная работа партии в те годы была подчинена интересам сохранения и укрепления командно-административной системы. Само её существование нуждалось в насаждении в обществе страха и подозрительности, в жёстком контроле за умами, за творческой деятельностью интеллигенции. Все средства информации были направлены на пропаганду исключительных успехов советской экономики и культуры, достигнутых под мудрым руководством «гениального вождя всех времён и народов». Но образ процветающей державы, народ которой наслаждается всеми благами социалистической демократий, не имел ничего общего с реальностью. Правда о жизни народа, о прошедшей войне с трудом пробивала себе дорогу. Некомпетентное авторитарное вмешательство в общественные и естественные науки оказалось пагубным для их развития. Ведущее место в исследовательской и педагогической практике общественных наук занимали работы Сталина, которые воспринимались как непререкаемые истины. Крупные открытия, сделанные зарубежными учёными в области физики, квантовой механики, химии и кибернетики, объявлялись враждебными материализму. В агробиологии ведущее место занимали рекомендации Лысенко, которые не соответствовали достигнутому уровню науки и экспериментальным фактам, но были поддержаны руководством страны. Поэтому в науке получили распространение догматизм, начётничество, цитатничество, отрыв теории от жизненной практики, мнение партийных авторитетов.
Постановления ЦК 1946-48 годов были прямо направлены против художественной интеллигенции. Это постановления «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «0 репертуаре драм», «Об опере «Великая дружба» Мурадели. В этих произведениях писатели, журналисты, композиторы, деятели театра и кино обвинялись в аполитичности, безыдейности, пропаганде буржуазной идеологии. В них содержались декларативные призывы к деятелям литературы и искусства создавать высокоидейные художественные произведения, отражавшие трудовые свершения советского народа. Причём в области музыки в антинародности и формализме обвинялись наиболее талантливые композиторы Шостакович, Прокофьев, Мясковский, Шебалин, Хачатурян, чьи произведения представляли (как показало время) лучшие образцы не только советской, но и мировой музыкальной культуры. В музыке, как ни в каком другом искусстве, остро стоит проблема восприятия. В те годы эта проблема трактовалась примитивно: любое произведение должно быть понято слушателем сразу, если же произведение было непонятно (как сложная формула), воспринималось не сразу, то считалось, что оно народу не нужно. А исторический опыт подтверждает совершенно другое, особенно если художник в творчестве опережает своё время. Конечно, этот объективный судья - всепоглощающее время произвело свой отбор. О многих произведениях, отмеченных сталинскими премиями как «о достижениях социалистического реализма» в настоящее время даже не вспоминают.
Процесс демократизации жизни общества, развернувшийся с середины 50-х годов после смерти Сталина, создавал благоприятные условия для развития культуры. Более демократической становится система руководства культурой. Регулярно стали собираться съезды художественной интеллигенции. Были восстановлены с 1956 года Ленинские премии за выдающиеся работы в области науки, техники, литературы и искусства, упразднённые в 1935 году. Демократическая система руководства культурой способствовала постепенному преодолению административных методов жёсткой регламентации культурной жизни. Однако инерция старых привычных методов руководства была очень велика. Так в биологической науке продолжали господствовать теории Лысенко, публичной проработке подверглось творчество Пастернака за роман «Доктор Живаго», изданный на Западе, резко критиковалось творчество молодых художников. После осуждения в партийных документах культа личности Сталина, постепенно преодолевались настроения обшей подозрительности, страха, шло оздоровление нравственного климата. Были восстановлены добрые, талантливые имена деятелей науки, литературы и искусства, ставшими жертвами сталинских репрессий: Вавилова, Мейерхольда, Пильняка, Мандельштама, Бабеля, Серебряковой. Исправлялись несправедливые оценки творчества литераторов, художников, композиторов. Были ликвидированы постановления ЦК об оценке опер «Великая дружба» и «Богдан Хмельницкий», в 1958 году вышел на экраны фильм Лукова «Большая жизнь», изданы поэтические сборники Ахматовой, Есенина, сатира Зощенко. Оживление культурной жизни способствовало публикации новых и возобновление закрытых литературно-художественных журналов «Нева», «Иностранная литература», «Наш современник», «Молодая гвардия», «Творчество», «Музыкальная жизнь» и другие. Со второй половины 50-х годов активизировались международные связи советской культуры: стал регулярным Московский кинофестиваль, высокий авторитет в музыкальном мире приобрёл конкурс П.Чайковского, восстановлена экспозиция Музея изобразительных искусств имени Пушкина, переведённая перед войной в запасники. Регулярно стали проводиться художественные выставки зарубежных собраний, международные фестивали молодёжи и студентов.
В 50-е годы был взят курс на ускорение научно-технического прогресса и соединение науки с производством. Для этого были созданы Комитеты по новой технике и координации научно-исследовательских, работ. Было открыто много новых институтов в области физико-математических наук и ядерных исследований. Были сформированы крупные научные центры на Востоке страны. Это Сибирское отделение Академии наук с филиалами на Дальнем Востоке, в Западной и Восточной Сибири. Фундаментальные теоретические исследования советских физиков Ландау, Басова, Прохорова, по химии Семёнова получили признание во всём мире и были удостоены Нобелевских премий. В 1957 году под руководством Векслера, Ефремова, Камара был запущен самый мощный ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон. В 1954 году была пущена первая в мире атомная электростанция и спущен на воду атомный ледокол «Ленин». В 1956 году впервые в воздух поднялся турбореактивный самолёт ТУ-104, был произведён запуск первого в мире искусственного спутника Земли, а затем с человеком-майором Ю.Гагариным. В связи с космическими и другими открытиями родились новые науки - космическая генетика и бионика, выросло значение экономической науки.
Задача перехода к всеобщему среднему образованию растянулось на долгие годы. Имелись недостатки и в содержании обучения. Школьные программы слабо учитывали современные достижения науки и техники и были оторваны от жизни. С 1955 года в средней школе вводились новые учебные планы и программы с наличием политехнического обучения. Новый закон об образовании 1958 года вводил обязательное восьмилетнее образование, соединение обучения с производительным трудом, расширением профессионально-технического обучения. Эта школьная реформа в значительной, степени себя не оправдала, поскольку школы не обладали необходимой материальной базой, предприятия-шефы не были заинтересованы в работе школьников, поэтому профессиональная подготовка носила чисто формальный характер. Рост потребности в специалистах стимулировал расширение высшего и среднего специального образования. Необходимо было готовить специалистов широкого профиля на современном научно-техническом уровне. Широкое распространение получили Формы заочного и вечернего обучения, приём в институты с трудовым стажем или отслуживших в армии, то есть обладающих производственным или жизненным опытом. Процессы, происходившие в духовной жизни общества, нашли своё отражение в литературе и искусстве. Основным направлением поисков писателей и художников стали попытки показать жизнь такой, какая она есть, без парадности и шумихи, без надуманного героизма, то есть жизнь обыкновенных людей с их повседневными заботами, огорчениями и радостями. В кинематографии появился новый тип героя - рядового человека, далёкого от идеала, но привлекательного своими нравственными качествами, близкого и понятного зрителям. Подобные образы были воплощены Рыбниковым в фильмах «Весна на Заречной улице», «Высота», Баталовым в фильмах «Большая семья», «дорогой мой человек», «Дело Румянцева» режиссёра Хейфица. К образам прошедшей войны и повседневной жизни обращается изобразительное искусство этого периода, для которого характерен драматизм и наблюдательность в подходе к жизненным явлениям, хотя многие работы этого периода не лишены парадности и демонстративности. Большой успех выпал на картину Непринцева «Отдых после боя» (Василий Тёркин), которая также не лишена указанных недостатков. В характере личных воспоминаний о войне выполнены талантливые картины Неменского «Мать», «Сестры наши», «Дыхание весны», в историко-военной живописи картина «Конец» Кукрыниксов, рассказывающая о крушении третьего рейха, в жанровой живописи работают Локтионов, Решетников и другие художники. В послевоенные годы раскрылось дарование Пластова, работавшего в приуральском селе Прислониха, исполненные им картины рассказывают о тяжёлом крестьянском труде и быте. Это «Витя подпасок», «Жатва», «Ужин трактористов», «У мельницы», «Весна», «Март». Портретный жанр представлен галереей односельчан с разными судьбами у Пластова, портреты Горького, Нестерова, Игумнова, Коненкова у Корина. Пейзажный жанр прежде всего связан с индустриализацией, но и лирическая тема продолжает выдвигать новые имена - Ромадина, Грицая, Мешкова, Нисского.
Вернувшись в 1945 году из США, Коненков продолжает работать в портретном жанре, отбирая модели в широком диапазоне «Ниночка», «Наташа», портрет Зелинского, Мусоргского, автопортрет. Обратил на себя внимание Фивейский в скульптуре «Сильнее смерти», Головницкий в скульптуре «Орлёнок», Бабурин в работе «Песня». В области монументальной скульптуры блистательно выступают молодые художники: Аникушин в памятнике Пушкину на площади искусств в Петербурге, Кибальников в памятнике Маяковскому и Орлов в памятнике Юрию Долгорукому в Москве. Новое поколение художников б0-х годов определило отрицание в творчестве натурализма, освобождение от излишней детализации, утвердило лаконизм художественных средств и многообразие художественных мотивов. Эти требования современности внесла в искусство молодёжь в конце 50-х годов: Иванов, бр. Смолины, Жилинский, Попков, Андронов, Никонов, Оссовский, Салахов, бр. Ткачевы. Работы этих художников как «Рязанские луга» Иванова, «Полярники» бр. Смолиных, «Наши будни» Никонова, «Гимнасты СССР» Жилинского отличаются праздничным мажорным тоном. Большое место в творчестве заняла также и лирическая интонация у Загонека, Попова, Стожарова, бр. Ткачёвых. Выразительным оказался и четырехчастный цикл Оссовского «Рубежи Родины», значительное место занимают произведения Моисеенко «Вестники», Годы боевые», «Матери-сестры», «Победа». Для художников этого периода характерна широта свободного письма, пленэрный характер живописи, главная сущность изображаемого. Это характерно для бр. Ткачёвых «Между боями», Гаврилова «Свежий ветер», контрастные цветовые сопоставления в пейзажах Браговского «Волхов. Бани», «Снег идёт», стремление уловить душевный склад человека труда у Попова «Ваше здоровье Александр Мартынович», обобщённое понятие Родины у Лавренко в картине «Русь». Терминология: Квантовая механика - теория, устанавливающая способ описания и законы движения микрочастиц в заданных внешних полях (электронов, протонов и др.) Кибернетика - наука об общих законах по лучения, хранения, передачи и переработки информации. Генетика - наука о законах наследственности. Бионика - направление кибернетики, изучающее особенности строения и жизнедеятельности организмов для создания новых приборов и механизированных систем. Синхрофазотрон - ускоритель протонов с орбитой постоянного радиуса под влиянием магнитного поля.
КУЛЬТУРА В 70-80 ГОДЫ В эти годы ещё больше углубились противоречия между командно-административными методами руководства культурной жизнью и потребностями общества. В стране остро осознавалась необходимость реформ во всех отраслях культуры - в науке, средней и высшей школе, в художественном творчестве. Во второй половине 60-х годов стала очевидной нереальность сроков построения коммунизма и как облегчённое представление о будущем стала разрабатываться концепция развитого социализма, очередного, далеко непонятного словосочетания. Накапливание негативных тенденций в обществе шло постепенно. Это падение интереса к практическим делам, безответственность, безынициативность, пассивность, равнодушие охватило значительную часть общества. Усиление административного нажима можно было проследить в различных сферах культурной жизни, начиная от отстранения главного редактора журнала «Новый мир» Твардовского. Трудные - порой невыносимые условия создавались для педагогов-новаторов, творческих деятелей культуры, которые в этих условиях покидали родину. Всё это вело к разбазариванию интеллектуальных и творческих сил общества, ломало судьбы людей, Продолжал действовать, принятый ещё в довоенные годы, остаточный принцип выделения средств на культурное строительство. Постоянная недостаточность Финансирования, а зачастую и бесхозяйственность тормозили развитие здравоохранения, науки, просвещения, высшего образования. Пренебрежительное отношение к материальной базе культуры привело к закрытию для срочной реставрации Третьяковской галереи, Исторического музея, главного книгохранилища страны Государственной библиотеки. О превращении науки в производительную силу свидетельствует создание новых организационных форм - научно-производственных объединений, например, завод-институт Уралмаш, но и этого было недостаточно. Одной из центральных научно-технических задач было обеспечение энергетических потребностей страны. Поэтому большое внимание уделялось атомной и нефтегазовой энергетике. В области физики успешно развивались исследования по квантовой электронике к лазерной технике, преодолевалось отставание в биологических науках. Успешные открытия в области астрофизики и астрономии связаны с созданием новых мощных астрономических инструментов и космических исследований. В 70-е годы главными направлениями в освоении космоса стали: работа долгодействующих орбитальных станций, длительные космические экспедиции. Практическая отдача от полетов в космос повысилась. Спутники связи использовались для передачи радио и телевизионных программ, для исследований в геологии, биологии, медицине. Были созданы новые мощные телескопы, среди которых РАТАН стал крупнейшим в мире. Наши учёные внесли большой вклад в развитие экономики страны, но научный потенциал использовался недостаточно эффективно. Многие научные открытия, крупные изобретения десятилетиями не находили практического применения, так как ведомства и их руководители не были заинтересованы в их внедрении. В 60-е годы были созданы условия для введения всеобщего среднего образования. В средней школе на первый план выдвигались вопросы профессиональной ориентации и подготовки молодежи к труду. Эти вопросы стояли и раньше, но с переходом к всеобщему среднему образованию они превратились в серьёзные народно-хозяйственные и социальные проблемы. Противоречия между завышенными социальными ожиданиями и реальностью было серьёзным психологическим испытанием для молодёжи. Это породило много негативных явлений в молодёжной среде. Пассивность, апатия, равнодушие части молодёжи нарастали постепенно и сразу не были осознаны обществом как тревожные симптомы. Для профессиональной подготовки молодёжи создавались учебно-производственные комбинаты, расширялась сеть профессионально-технического образования. Были пересмотрены школьные программы. В условиях научно-технической революции, когда объём информации стал быстро расти, необходимо было менять не только содержание, но и методы обучения, Настало время, когда надо было изменять ориентацию. Необходимо было прививать школьникам умение самостоятельно пополнять знания и воспитывать потребность в самообразовании, умение самостоятельно мыслить. К этому времени в школьном образовании накопились негативные проблемы: падение интереса к учёбе, низкое качество знаний, формализм в учебной и воспитательной работе, которые не преодолены и до сих пор. Оценка деятельности учебных заведений по формальным оценочно-завышенным показателям создавала видимость образовательного благополучия и не отражала реального положения дел. В законе 1984 года предусматривалось дополнить всеобщее среднее образование профессиональной ориентацией, но и эти установки не приносят пока желаемых результатов, так как пустые школьные стены, очевидно, надо наполнить новыми, проверенными на практике методами и деталями из века научно-технической революции. Период 70-80 годов в отношении художественной культуры нельзя однозначно назвать застойным. Художественная культура не была изолирована от повседневной жизни страны, её экономических, политических и идеологических проблем. Нарастание коррупции, воровства, бесхозяйственности, организованной преступности, пренебрежительного отношения к труду, разрыв между политическими решениями и реальным состоянием дел негативно влияли на духовную атмосферу в обществе, порождая у людей чувство бессилия, безразличия, равнодушия. Процессы переосмысления жизни общества 70-80-х годов начались в первую очередь в литературе и искусстве. Большой резонанс имели произведения Ю.Трифонова «Обмен», «Предварительные итоги», «Другая жизнь», в которых автор показывает духовную разобщённость и трагизм повседневного существования городской интеллигенции. Исследование раздвоения сознания и неспособность человека к поступку предпринял Битов в повестях «Дачная местность», «Сад», в романе «Пушкинский дом». Появляются художественно-публицистические произведения, взбудоражившие общественное мнение - повести Распутина «Пожар», Астафьева «Печальный детектив», Айтматова «Плаха», в которых показаны нравственные недуги, поразившие современное общество. Ярким явлением в культуре этого периода стала деревенская проза о многострадальном русском крестьянстве в лице писателей Абрамова, Можаева, Белова, Носова. В эти годы наметился интерес к литературной классике, были экранизированы наиболее значительные произведения русских и зарубежных писателей. Большой популярностью пользовались выставки картинных галерей, особенно старых мастеров из зарубежных музеев. Громадными тиражами издавалась Библиотека мировой литературы и Библиотека мировой литературы для детей. Широкое распространение получил культурно-исторический туризм. Возрождались и творчески осваивались многие национальные традиции в Фольклорных ансамблях, художественных промыслах, народных обрядах. Началось широкое общественное движение по охране памятников истории и культуры, в освоении духовных ценностей прошлого. Так в историю отечественной литературы были возвращены произведения Ремизова, Пильняка, И.Северянина, Мандельштама. Непоследовательные реформы 50-6Ох годов не смогли перестроить административно-командную систему руководства обществом, они продолжали преобладать и в управлении культурой, хотя внешне видоизменялись. Выход в свет фильма, книги, премьеры спектакля сопровождался большим количеством инстанций, для которых запрет был более надёжным средством, чем разрешение. Всякие решения выносились негласно или разрешались на короткое время или незначительным выпуском фильмокопий. Постоянную борьбу за идеалы гуманизма, свободу мысли и творчества вёл театр. Такие спектакли как «Человек со стороны» в театре на Малой Бронной, «А зори здесь тихие», «Гамлет» в театре на Таганке, «Соло часов с боем», «Заседание парткома» во МХАТе стали событиями художественной жизни. Бюрократические преграды в художественном творчестве заставляли авторов постоянно приспосабливаться. Года застоя калечили творческих людей нравственно, которые, теряя веру в свои силы, вырабатывали готовность к компромиссам. Не лучше было положение и кинематографии, где экран заполнили фильмы-эпопеи, выпущенные к очередному юбилею. Поиски талантливых кинорежиссёров, таких как Тарковский, Герман, не стали достоянием широкой киноаудитории. Большей части зрителей не были известны процессы, происходившие в изобразительном искусстве. На юбилейных выставках в Манеже не были представлены течения современной живописи, преобладал круг авторов, работавших в традиционной манере, хотя и здесь были интересные имена, такие как Андронов, Попов, Зверьков, Сидоров, Мыльников, Угаров, Аршакуни, Тюленев. В таких условиях многие честные художники не могли приспосабливаться и заниматься творчеством, а у кого не хватало сил бороться - покидали родину. После запрещения ряда спектаклей, уехал за границу Ю.Любимов, остался работать на зарубежных киностудиях Тарковский, эмигрировали художники Целков, Шемякин,поэты Бродский, Коржавин, Галич, писатель Некрасов, выслан и лишён гражданства Солженицын. Творчество этих писателей, артистов, музыкантов официально было вычеркнуто из истории культуры. Начавшиеся с апреля 1985 года революционные преобразования во всех сферах общественной жизни создали новые условия для культурного развития общества. Процесс демократизации системы управления затрагивает и отрасли культуры. Курс на расширение гласности, критика и самокритика способствовали оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе. По-новому стали работать средства массовой информации. Если раньше в передачах на радио, телевидении создавался мир показного благополучия, то теперь стали отражаться реальные проблемы жизни. Медленно идёт перестройка в организации системы просвещения, где кроме введения 11-летнего обучения, частичного пересмотра программ и учебников, не заметно пока сколько-нибудь реальных сдвигов. Современное состояние школы не соответствует времени. Главное направление в перестройке высшей школы - интеграция образования, производства и науки, усиление взаимной заинтересованности высшей школы и народного хозяйства, повышение уровня подготовки кадров, улучшение их использования на производстве. Но и здесь есть крайности: повальное увлечение коммерческим образованием, что в художественной сфере совершенно недопустимо, если обратиться к мировому опыту. В связи с трудным экономическим положением в стране, в 90-е года культура снова попадает в жёсткие финансовые ограничения, что создаст ещё более сложные проблемы в культурном развитии общества. Другая важная черта культурной жизни - возвращение незаслуженно изъятых из нашей культуры имён и их произведений. Это поэты и писатели Гумилёв, Ходасевич, Иванов, Набоков, Булгаков, Платонов Солженицин, Цветаева, Ахматова, художники Филонов, Лентулов, Малевич, Кандинский, Нестеров. История отечественной культуры - наше духовное богатство. В культуре заключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа. Овладение культурным богатством человечества становится все более настоятельной потребностью времени, а изучение истории отечественной культуры приобретает исключительно важное общественное значение. Терминология: Лазерная технология - обработка металла лазерным излучением. Позволяет осуществить сварку металлов, сверление, резку и т.д. Астрофизика - раздел астрономии, изучающий физические явления Вселенной - физику Солнца, планет, межзвёздной среды и туманностей, космологию. Публицистика - вид произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Интеграция - восстановление, объединение в целое каких-либо частей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|