Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел IV. Методика работы школьного психолога с детьми




Овчарова Р. В.

Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.

ISBN 5-7695-0899-Х

В учебном пособии освежены: технология основных направлений ра­боты практического психолога; методика работы психолога с детьми раз­ного возраста; технологии психологического сопровождения детей и под­ростков группы риска; методика работы психолога с семьей и педагоги­ческим коллективом учреждений образования.

Может быть рекомендовано практикам — психологам и педагогам.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие................................................................................................. 3

Раздел I. Введение в специальность практического психолога.................4

Глава I. Нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования.............................................................4

1.1.1. Практическая психология образования и ее технологии.... 4

1.1.2. Правовой'статус практического психолога образования... 14

1.1.3. Квалификационная характеристика педагога-психолога... 18

1.1.4. Профессиональная этика практического психолога...........25

Глава 2. Примерная модель личности и профессиональной

деятельности психолога образования....................................30

1.2.1. Требования кличности педа го га- психолога.......................30

1.2.2. Психолог как специалист, в системе образования..............35

1.2.3. Модель профессиональной деятельности

педагога-психолога..................................................................40

1.2.4. Взаимодействие психолога и педагогов в совместной деятельности............................................................................48

Глава 3. Организация труда практического психолога........................59

1.3.1. Рабочее место психолога.......................................................59

1.3.2. Планирование работы психолога.........................................63

1.3.3. Школьный психолог.и его.позиции....................................67

1.3.4. Особенности организации практической деятельности психолога..................................................................................70

Глава 4. Содержание и формы работы психолога в учреждениях

образования..............................................................................83

1.4.1. Субъектно-объектные отношения в психологической деятельности............................................................................83

1.4.2. Авторские модели психологической службы......................87

1.4.3. Специфика работы психолога в детском саду.....................96

1.4.4. Специфика работы школьного психолога

в учреждениях интернатного типа.......................................ЮЗ

Раздел II. Стратегия психологической службы образования

и основные направления работы практического психолога..... 118

Глава 1. Гуманизация целостного педагогического процесса как

цель психологической службы образования........................I1°

11.1.1. Гуманистическая парадигма педагогического процесса... 118

11.1.2. Сравнительный анализ гуманистической и рациона­листической моделей педагогического процесса................121

11.1.3. Методологические основы гуманизации педагогического процесса.....................................................

II. 1.4. Роль психологической службы в гуманизации

педагогического процесса.....................................................

Глава 2. Психодиагностика как основа практической деятельности психолога образования..........................................................

11.2.1. Современное понятие психодиагностики........................

11.2.2. Процедура и методы школьной психодиагностики........

П.2.3. Получение информации в работе психолога

и ее использование................................................................

11.2.4. Психологический мониторинг в практике психологической службы образования................................

Глава 3. Психологическое консультирование в системе

деятельности педагога-психолога.........................................

11.3. 1. Общее представление о психологическом консультировании..................................................................

11.3.2. Основные подходы к консультированию и его виды.....

11.3.3. Особенности возрастно-психологического

и психолого-педагогического консультирования...............

11.3.4. Методика индивидуального консультирования...............

Глава 4. Психокоррекция "как направление деятельности

практического психолога в учреждениях-образования.......

11.4.1. Сущность и принципы психологической коррекции......

11.4.2. Содержание и методы психокоррекционной работы

с детьми и подростками.......................................................

11.4.3. Специфика и особенности психокоррекционного процесса.................................................~...............................

11.4.4. Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками.....'......................................................

Раздел III. Методика работы педагога-психолога с различными

возрастными группами............................................................

Глава 1. Психологическая помощь детям дошкольного возраста.....

III. 1.1. Психологическое сопровождение.естественного развития дошкольника..........................................................

111. 1.2. Игровая коррекция в работе с дошкольниками............

111. 1.3. Коррекция аффективного поведения детей дошколь­ного возраста..........................................................................

111. 1.4. Коррекция межличностного взаимодействия в группе детского сада..........................................................................

Глава 2. Методика работы психолога с младшими школьниками.....

111.2.1. Младший школьник как объект психологической помощи...................................................................................

111. 2.2. Готовность ребенка к школьному обучению..................

111. 2.3. Мотивация учения и адаптация ребенка к школе.........

111. 2.4. Коррекция страхов и школьной тревожности

у младших школьников.........................................................

Глава 3. Технология работы психолога с подростками....................;

111. 3.1. Психические новообразования и трудности подросткового возраста.........................................................^

111. 3.2. Технология психологической работы с подростками

в школе................................................................................... ~i

111. 3.3. Групповая психотерапия при акцентуациях характера

у подростков...........................................................................3

111. 3.4. Социально-психологический тренинг для подростков, имеющих коммуникативные проблемы............................... 7

Глава 4. Технология решения психологических проблем учащихся старших классов..................................................................... 1

111. 4.1. Юность и ее психологические проблемы.......................;

111. 4.2. Новая парадигма профессиональной консультации старшеклассников..................................................................^

111.4.3. Программа «Лидерство» для старшеклассников............I

111. 4.4. Методика интеллектуального оргдиалога при обучении старшеклассников общению................................................. 1

Раздел IV. Методика работы школьного психолога с детьми

группы риска............................................................................ 1

Глава 1. Психологическая помощь детям в случаях социально-педагогической запущенности.............................................. 7

1V.1.I. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте.................................................................................. 1

IV. 1.2. Комплексная диагностика социально-педагогической запущенности детей.............................................................. 1

IV. 1.3. Принципы ранней профилактики и коррекции

социально-педагогической запущенности детей................ 1

IV. 1.4. Методика психологической помощи социально

и педагогически запущенным детям....................................:

Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков в аспекте

деятельности практического психолога...............................:

IV.2.1. Адаптивное и отклоняющееся поведение.......................:

IV.2.2. Причины и факторы девиантного поведения

школьников............................................................................:

IV.2.3. Установление контакта с девиантными подростками...: IV.2.4. Диагностика девиантного поведения..............................:

Глава 3. Нарушения поведения, их профилактика и коррекция....:

IV.3.I. Психология агрессивного поведения.............................. ':

1V.3.2. Коррекция агрессивных проявлений: общие прин­ципы и направления............................................................. ':

1V.3.3. Аутоагрессия и ее профилактика.....................................j

IV.3.4. Алдиктивное поведение как вид саморазрушения

личности; мишени его психокоррекции.............................:

Глава 4. Психологическая помощь детям и подросткам

в кризисных ситуациях..........................................................:

IV.4.1. Психологический кризис и виды кризисных ситуаций....:

IV.4.2. Переживание-преодоление критических ситуаций как фактор диагностики и коррекции девиантного поведения подростков..........................................................

IV.4.3. Психологическая помощь детям и подросткам,

пострадавшим от насилия....................................................

IV.4.4. Психологическая поддержка подростков-инвалидов....

Приложение I...........................................................................................

Приложение 2...........................................................................................

Приложение 3...........................................................................................

ПРЕДИСЛОВИЕ

Развитие практической психологии в системе образования, психологическое обеспечение учебно-воспитательной работы свя­заны с необходимостью гуманизации российской школы. При смене парадигмы педагогического процесса обращенность к личности ребенка, его индивидуальности потребовала разработки профес­сиональных способов психологического сопровождения растущей и формирующейся личности. С созданием психологической служ­бы в школе появилась потребность в подготовке педагогов-психо­логов, ориентированных в профессиональной деятельности на про­блематику, связанную с обучением и воспитанием детей.

До последнего времени подготовка практических психологов для учреждений образования носила академический характер. Вла­дея необходимой информацией, психологи затруднялись в ее прак­тическом использовании. Это было связано с недостаточной раз­работанностью методических вопросов в данной отрасли науки. Многие технологические подходы в работе с детьми и подростка­ми заимствованы из зарубежного опыта без их достаточной адап­тации к российским социокультурным условиям.

Анализ деятельности психологов показывает, что профессио­нальные затруднения чаще связаны с технологическими аспекта­ми практической работы в системе образования, начиная с об­щей организации труда, путей и способов взаимодействия с пе­дагогическим коллективом и кончая конкретными методиками, применяемыми в работе с различными возрастными группами и в наиболее распространенных случаях.

Технология практической деятельности психолога, представ­ленная в системе, дает будущему специалисту целостное пред­ставление не только о том, что делать, но и о том, как это делать. Предлагаемое учебное пособие апробировано автором на психо­логическом факультете Курганского государственного универси­тета. Оно может помочь студентам в изучении таких дисциплин специализации «Психология образования», как «Введение в про­фессию психолога», «Организация психологической службы в системе образования», «Технологии возрастного подхода в работе психолога с детьми и подростками», «Психология девиантного поведения», «Технологии работы психолога с педколлективом», «Психология семьи» и многие другие. Наименования отдельных глав и разделов соответствуют вопросам, рассматриваемым на учебных занятиях.

Раздел I

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Глава 1

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО

ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ

Практическая психология образования и ее технологии. — Право­вой статус практического психолога образования. — Квалифика­ционная характеристика педагога-психолога. — Профессиональ­ная этика практического психолога.

1.1.1. Практическая психология образования и ее технологии

Практическая психология — отрасль психологической науки, предметом изучения которой является индивидуальность, непов­торимость человека и конкретных обстоятельств его жизни [1]. Она также ставит своей задачей обоснование воздействий на личность с целью проявления ее потенциальных возможностей. Практиче­ская психология одновременно является видом профессиональ­ной деятельности, цель которой — решение конкретных психоло­гических задач и оказание психологической помощи отдельным людям и группам людей.

Объектом практической психологии как профессиональной деятельности является индивидуальность человека и его психоло­гической ситуации.

Предметом практической деятельности психолога выступает та или иная грань психической реальности человеческой индивиду­альности.

Социальный заказ ориентирован на работу, с учащимися разно­го возраста, относящимися к категории психической нормы.

Клиентом практического психолога становится человек (взрос­лый или ребенок), который сообщает о себе психологическую информацию и включен в процесс ее получения.

Заказчик на работу практического психолога (педагог, роди­тель и т.д.) сообщает психологическую информацию о клиенте, будучи отчужденным от нее. Информация о конкретном человеке дополняет и уточняет обобщенное психологическое знание и обес-

печивает обоснование для воздействия на него в работе практи­ческого психолога.

Психологическая служба также рассматривается как вид науч­ной и практической деятельности, представляя собой часть прак­тической психологии. Ее целью является решение проблем психо­логического обеспечения учебно-воспитательного и управленче­ского процессов в образовании. И.В.Дубровина выделяет три ас­пекта психологической службы:

научный — одно из направлений возрастной, педагогической и практической психологии, изучающее закономерности развития личности с целью разработки методов и средств профессиональ­ного применения психологических знаний в условиях современ­ной школы;

прикладной, методический — разработка технологий психоло­гического обеспечения учебно-воспитательной работы;

практический — непосредственная работа психолога в учреж­дении образования.

Задачами психологической службы образования являются:

содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе;

обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе его психолого-педагогического изучения;

профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.

Целью практической психологической работы с детьми может быть достижение психического здоровья ребенка, а его психи­ческое и личностное развитие — условием и средством достиже­ния этой цели [7].

Принято выделять взаимосвязанные между собой соматическое, психическое и социальное здоровье человека.

Соматическое (биологическое, физическое) здоровье — это от­сутствие хронических заболеваний, физических дефектов, функ­циональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособ­ность человека. Для оценки здоровья детей и подростков исполь­зуются три основных критерия: соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям; достигнутый уровень физической работоспособности, отражаю­щий функциональные возможности организма; наличие хрони­ческих заболеваний и физических дефектов, степень резистентно-сти (сопротивляемости) организма.

Психическое здоровье — в литературе нет однозначного толко­вания этого понятия, равно как и его критериев. Часто этот тер­мин используют в медицинской практике, в том числе в психиат­рии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья тесно связано с психосоматической медициной, связы-

вающей любое соматическое нарушение с изменениями в психи­ческом состоянии.

В психологическом словаре понятие психического здоровья оп­ределяется как состояние душевного благополучия, характеризу­ющееся отсутствием болезненных психических проявлений и обес­печивающее адекватную условиям окружающей действительно­сти регуляцию поведения, деятельности. Отмечается также, что содержание понятия психического здоровья не исчерпывается только медицинскими и психологическими критериями, в нем отражены также общественные и групповые нормы и ценности.

Для оценки психического здоровья используются сле­дующие критерии:

осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентич­ности своего физического и психического «Я»;

чувство постоянства и идентичности переживаний в однотип­ных ситуациях;

критичность к себе, своей деятельности, ее результатам;

адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

способность планировать свою собственную жизнь и реализо-вывать это;

способность изменить способ поведения в зависимости от сме­ны жизненных ситуаций и обстоятельств.

Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) установлено, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического раз­вития, так и с различными внешними неблагоприятными факто­рами, воздействующими на психику. Нарушения психического здо­ровья в детстве имеют две важные характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, мно­гие их проявления можно рассматривать как реакцию на специ­фические ситуации.

И.В.Дубровина вводит понятие «психологическое здоровье». По ее мнению, это то, что делает личность самодостаточной. Об­щество же извне задает ей нормы и рамки. Оно вооружает ее сред­ствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контек­сте взаимодействия с другими людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окру­жающего мира.

Социальное (личностное) здоровье — это определенный уровень развития, сформированное™ и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психиче-

ского и личностного развития, позволяющий успешно реализовы-вать это взаимодействие (И. В. Кузнецова). Антиподом социально­го здоровья является состояние социальной запущенности.

Критериями социального здоров ья детей и подро­стков могут служить:

адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада, класс);

овладение ведущими и другими видами деятельности (игро­вая, учебная, учебно-профессиональная);

овладение нормативным, правилосообразным поведением;

уравновешенность процессов социализации и индивидуализа­ции;

выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);

наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависи­мости от обстоятельств;

общая средовая адаптация — интеграция в общество.

Основываясь на принципе функционального единства организма (П.К.Анохин), обусловливающего взаимосвязь и взаимовлияние всех видов здоровья, педагог-психолог ориентирован на сохране­ние и укрепление психологического и личностного здоровья де­тей и подростков как средства и условия их полноценного психи­ческого здоровья. Он подходит к решению данной проблемы ком­плексно, т.е. работает с детьми, педагогами и родителями.

Основными направлениями деятельности психологической служ­бы и видами работы психолога являются психодиагностика, пси­хопрофилактика, развитие, коррекция и консультирование.

Психопрофилактическая работа — это формирование у педаго­гов и детей потребности в психологических знаниях, желания ис­пользовать их в работе с ребенком" или в интересах собственного развития, создание услйвий для полноценного психического раз­вития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное пре­дупреждение возможных нарушений в становлении личности.

Психодиагностическая работа — это углубленное психолого-пе-дагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода до­школьного и школьного детства, выявление его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии.

Развивающая и коррекционная работа — это активное воздей­ствие психолога на развитие личности и индивидуальности ре­бенка и обеспечение соответствия этого развития возрастным нор­мативам, оказание помощи педагогическим коллективам в инди­видуализации воспитания и обучения детей, развитии их способ­ностей и склонностей.

Консультативная работа — это консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения и воспитания.

Психологическое сопровождение — это вся система профессио­нальной деятельности психолога. Она направлена на создание со-

циально-психологических условий для эмоционального благопо­лучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организу­емых в рамках образовательного учреждения (Р. М. Битянова). Ре­бенок является активным участником взаимодействия. Педагоги транслируют ему обще культурные и социальные ценности, ори­ентируя на определенные пути развития: их роль носит формиру­ющий характер. Родители являются носителями социокультурных ценностей и выполняют регулирующие функции. Психолог пре­имущественно участвует в развитии как сопровождающий, он создает условия для продуктивного движения ребенка по тем пу­тям, которые он выбрал сам и на которые его ориентировали педагоги и родители. Важнейший принцип сопровождения — без­условная ценность внутреннего мира каждого ребенка, приори­тетность потребностей его развития.

В своей практической деятельности психолог руководствуется нормативными документами, регламентирующими его права, обязанности, основные направления деятельности, ее цели и за­дачи. Основным таким документом является Положение о психо­логической службе (приложения 1,2).

Общая классификация технологий и методов работы педагога-психолога. Как любая другая новая область человеческой деятель­ности, практическая психология интенсивно разрабатывает и ос­ваивает собственные технологии и отдельные методы или заим­ствует их из смежных дисциплин: различных отраслей психологии и педагогики, социальной работы и социологии, медицины и др. На этапе становления неизбежны методологические дискуссии в науке. «Путаница ролей» происходит и в сфере практической дея­тельности. Чаще всего это связано с уточнением функционально-содержательной иерархии и особенностей применения техноло­гий, особенно относящихся к другим профессиональным облас­тям. Возникает проблема уточнения сущности и специфики по­следних, их упорядочения в общей системе, составляющей фонд практической психологии образования.

Понятие «технология» используется в разных значениях. С од­ной стороны, это способы материализации знаний, навыков и опыта человека в процессе деятельности по преобразованию пред­мета труда или социальной реальности. С другой — это рациональ­ная последовательность использования инструментария с целью достижения качественных результатов труда. В широком смысле слова технология — это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения. Характерными признаками технологии являются процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности; совокупность методов

изменения объекта и проектирование процесса изменения. Техно­логии предполагают эффективность работы при наименьших за­тратах времени и сил, воспроизводимы в различных условиях, имеют четко выраженные этапы, связанные между собой, и под­вергаются корректировке на основе обратной связи. Общая клас­сификация технологий может осуществляться по самым разным параметрам: видам деятельности, характеру решаемых задач, уров­ням и сферам применения и др.

Классификация технологий практической психологии образования

Основания классификации Вилы технологий
1. Сферы применения Универсальные Региональные Локальные
2. Объекты Групповые Общинные Индивидуальные
3. Характер решаемых задач Организационные Обучающие (информационные) Инновационные (поисковые) Моделирование, проектирование Прогнозирование
4. Область заимствования методов Социально-психологические Социально-педагогические Психолого-педагогические Социально-медицинские
5. Направления психологической работы Собственно психотехнологии: Психодиагностические (психологической экспертизы) Развивающие Психопрофилактические Психологического информирования Психологического консультирования Социально-психологической адаптации Психокоррекционные Психотерапевтические Психологической реабилитации Психологического сопровождения

Социально-психологические технологии — это диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых являются соци­ально-психологические явления, влияющие на поведение людей, включенных в различные социальные группы.

Социально-педагогические технологии — это совокупность педа­гогических приемов и методов, целенаправленно воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена соци­ума в процессе его социализации, адаптации в новых социальных условиях и в социально ориентированных видах деятельности.

Психолого-педагогические технологии — это определенная сис­тема содержания, средств и методов обучения и воспитания, на­правленных на решение психологических задач (примером явля­ется технология развивающего обучения).

Социально-медицинские технологии — это совокупность взаимо­связанных социальных и медицинских приемов и методов воздей­ствия, направленных на сохранение здоровья человека и форми­рование здорового образа жизни.

Психотехнологии — это диагностические, коррекционно-раз-вивающие и психотерапевтические процедуры, объектом которых является психическая реальность конкретной личности, а пред­метом — изменения тех или иных граней этой психической реаль­ности, влияющих на поведение человека.

Названия направлений психологической работы и соответству­ющих им технологий совпадают, что вызывает определенные за­труднения при характеристике последних. Их можно преодолеть, если определить направление как возможное поле деятельности, ее содержание, а соответствующую технологию — как реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с определенным содержанием, формами и методами работы, со­ответствующими задачам конкретного случая.

Психологическая диагностика как технология — это специально организованный процесс познания, в котором с помощью соот­ветствующих методов происходит сбор информации о личности или группе с целью постановки психологического диагноза.

Технология развития направлена на формирование психических процессов, свойств и качеств личности в соответствии с требова­ниями возраста и индивидуальными возможностями ребенка. Она предполагает учет не только зоны актуального развития ребенка, но и его завтрашних возможностей (зоны ближайшего развития). Технология психопрофилактики — это система психолого-педа­гогических мер, направленных на создание оптимальной соци­альной ситуации развития ребенка, психогигиену педагогической среды. Профилактика — это предупредительные меры, связанные с устранением внешних причин, факторов и условий, вызываю­щих те или иные недостатки в развитии детей. Она может преду­сматривать решение еще не возникших проблем. Например, мно­гие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и са­мостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфан­тилизм и пассивность. Другие профилактические меры принима-

ются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при обнаружении у ребенка пробелов в знаниях, умениях и навыках образовательного и социально-этического характера с ним про­водится индивидуальная работа, предупреждающая его социаль­но-педагогическую запущенность.

Профилактические меры, принимаемые в отношении уже воз­никшей проблемы, предупреждают появление новых. Например, психолог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, останавливая развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а тре­тий — к специальной. Можно называть специальной профилакти­кой систему мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, неуспеваемости и т.п.

В последние годы много внимания уделяется ранней профи­лактике отклонении в развитии личности ребенка. Это обусловле­но тем, что детство является тем периодом, в котором закладыва­ются фундамент личности, нравственные и этические эталоны, формируется правилосообразное поведение и нормативная дея­тельность. Нервная система ребенка чрезвычайно пластична и спо­собна к изменению; в этом периоде°он обладает повышенной вну­шаемостью, подражаемостью, зависим от взрослого, а родители и педагоги — его главные авторитеты.

Технология психологического информирования по своей сути яв­ляется педагогической, обучающей. Другое дело, что средства, ко­торыми пользуется психолог при ее применении, могут быть как педагогическими (рассказ, беседа, лекция, анализ проблемных ситуаций, деловая игра), так и психологическими (диагностиче­ская и консультативная беседа, «телефон доверия» и др.).

Технология психологического консультирования — это обуслов­ленная проблемой и ситуацией клиента целенаправленная проце­дура создания психологических условий для эмоционального от-реагирования, прояснения смысла, рационализации этой пробле­мы и нахождения вариантов ее решения.

Технология социально-психологической адаптации детей и подрост­ков — это целенаправленная взаимосвязанная деятельность всех субъектов целостного педагогического процесса (родителей, педа­гогов, социального педагога, психолога) и ребенка, которая спо­собствует овладению социально-этическими знаниями и нормами, накоплению позитивного социального опыта, содействуя успеш­ной социализации и индивидуализации ребенка в микросоциуме.

Технология психологической коррекции и психотерапии — это си­стема психологических или психотерапевтических средств, направ­ленных на устранение, сглаживание недостатков или их психоло­го-педагогических причин. Результатом ее применения являются такие изменения в психике ребенка, которые позитивно влияют на его состояние, деятельность, общение и поведение в целом.

Технология социально-психологической реабилитации детей и под­ростков — системный, целенаправленный процесс их возвраще­ния, включения, реинтеграции в общество (семью, школу, класс, коллектив сверстников), способствующий полноценному функ­ционированию в качестве социального субъекта.

Реабилитация в психолого-педагогическом аспекте может рас­сматриваться как процесс восстановления психических проявле­ний и способностей ребенка после какого-либо нарушения. В ре­зультате создается определенное равновесие в психике и поведе­нии ребенка, отвечающее норме, адекватной его возрасту и тре­бованиям среды. Это возможно лишь при восстановлении ребенка как субъекта деятельности (игра, учение) и общения в условиях обучения и воспитания. В этом плане реабилитацию часто называ­ют перевоспитанием.

Социально-педагогическая реабилитация в образовательных уч­реждениях заключается в преодолении школьных и семейных ре­прессий по отношению к детям и подросткам; преодолении об­струкции по отношению к ним соостороны сверстников; коррек­ции их общения и поведения; разрешении конфликтных ситуаций.

Технология психологического сопровождения — это комплекс вза­имосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных раз­ными технологиями, которые осуществляются всеми субъекта­ми целостного педагогического процесса в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохране­ния психического здоровья и полноценного развития личности ребенка.

В основе рассмотренных технологий лежит целесообразное со­четание определенных методов. Всякий раз, когда психолог стал­кивается с необходимостью инструментального обеспечения про­грамм профессиональной деятельности, ему приходится анали­зировать фонд известных методов и выбирать из них наиболее адек­ватные.

В психологической практике метод ~ это совокупность спосо­бов и приемов решения практической психологической задачи. Клас­сификация основных методов практической психологии (см. с. 13) основана на двух параметра*: области заимствования (педагоги­ческие, социально-педагогические, собственно психологические) и виде или направлении профессиональной деятельности (психо­логической экспертизы, психокоррекции и др.). Среди собствен­но психологических методов можно выделить психодиагно­стические, психокоррекционные, методы консультирования и психотерапии. В некоторых случаях психолог, реализуя ту или иную технологию, использует методы, заимствованные из других обла­стей. Например, в психологическом информировании он может применять лекции, беседы, деловые игры и практикумы на пси­хологические темы.

Классификация основных методов, используемых педагогом-психологом

Психологические Социально-педагогические Педагогические
Психодиагностические методы: тесты интеллекта и способностей, личностные опрос­ники, тесты достижений, проективные тесты, рисуночные тесты, социометрия. Методы психологиче­ского консультирова­ния:эмпатическое слу­шание, интерпретация, идентификация, фасилитация, выдвижение ги­потез. Психокоррекционные методы:психогимнастика, игровая коррекция, игротерапия,арттерапия, диагностический обучающий экспери­мент, социально-психоло­гический тренинг, -тренинг поведения. Методы психотерапии:суггестия, самовнушение, рационализация, психоанализ, трансактный анализ, групповая терапия, поведенческая те­рапия, семейнаяпсихоте­рапия. Методы социального воспитания: метод мотивирова­ния иприобщения к действию, метод репродуциро­вания, метод закрепления и обогащения, метод содействия исотворчества. Методы социально-педагогического воздействия:на сознание, на чувства? на поведение. Методы организации социально-педагогиче­ского взаимодействия:методы целепола-гания, методы ценностного ориентирования, методы организа­ции деятельности, методы общения, методы оценки, методы самореали­зации. I Организационный метод: педагогический эксперимент. Методы педагогиче­ской диагностики: педагогическое наблюдение, естественный экс­перимент. Методы обучения:словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция); наглядные (иллюст­рация, демонстрация, работа с учебником); практические (уп­ражнения, лаборатор­ные и практические работы, дидактические игры, творческие за­дания и проблемные ситуации). Методы воспитания:положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и нака­зание, внушение, упражнение, перспектива, игра, доверие, организация успеха, самовоспитание.

Владение технологиями позволяет педагогу-психологу оптими­зировать свою профессиональную деятельность, подняться на уро­вень профессио<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...