Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель профессиональной деятельности педагога-психолога




При анализе такой многомерной реальности, какой является труд психолога, целесообразно исходить из трех базовых катего­рий психологии, имеющих для нее определяющее значение, — это деятельность, общение и личность.

Профессионально-компетентным является такой труд психо­лога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется его практическая психологическая деятельность, социально-пси­хологическое взаимодействие, реализуется личность психолога и в котором достигаются хорошие результаты — превращение кли­ента из объекта помощи в субъект самопомощи.

Профессиональная деятельность практического психолога обра­зования — это технология труда психолога; межличностное взаи­модействие — климат и атмосфера этого труда; личность самого психолога — ценностные ориентации, установки, личностные смыслы, отношения и особенности.

Любая профессиональная деятельность — это процесс, имею­щий определенные этапы. Она состоит из цепочки взаимосвязан­ных действий, которые и образуют ее структуру. Выделяют три основных компонента в структуре профессиональной деятельно­сти: мотивационно-ориентировочное звено (ориентация в обста­новке, постановка целей и задач, возникновение мотивов); ис-

полнительское звено (реализация); контрольно-оценочное звено (результат). На первом этапе психолог формулирует психологи­ческие цели и задачи (в любом виде деятельности), на втором — подбирает необходимые социально-психологические средства для их осуществления, на третьем — анализирует и оценивает соб­ственные действия.

Эффективность профессиональной деятельности заключается в реализации всех ее компонентов.

На каждом этапе профессиональной деятельности психологом реализуются определенные функции: диагностическая, планиро­вания, организаторская (первый этап); коммуникативная, побу-

Направления профессиональной деятельности психолога

Психодиагностика личности и социально-педагогической ситуации ее развития Организация воспитательно-образовательных взаимодействий с проблемной личностью, нуждающейся в помощи
Набл юдение Беседа Опрос экспертов И нтервьюирование Анкетирование Изучение документов Психодиагностика личности Социально-психологическая диагностика Отношения участия Поддержка детей из семей риска Содействие в решении проблем Сотрудничество с семьей, школой и общиной Посредничество в личностной само­реализации Побуждение личности к самоорганиза­ции и самостоятельности
Социально-психологическая помощь и поддержка, личности в кризисных ситуациях - Коррекция отношений, способов социального действия, посредничество в творческом развитии личности и группы
Прояснение проблемы Отреагирование проблемы Выбор программы и плана действий Обсуждение путей решения проблемы Помощь в организации выхо­да из проблемы Координация усилий ближай­шего окружения личности Создание группы поддержки Моделирование ситуаций для нового опыта Моделирование сфер успешной дея­тельности Организация диалога и сотрудничества Организация микросреды с изменен­ными отношениями Помощь в разблокировке позитивных эмоций Создание и оценка ситуаций успеха Изменение предстаачений личности о своем «Я» Поддержка инициатив Создание условий для творчества

дительная, формирующая (второй этап); аналитическая, оценоч­ная, координации, коррекции и совершенствования (третий этап). Рассмотрим их более подробно.

Функции педагога-психолога:

образовательно-воспитательная — обеспечивает целенаправлен­ное психолого-педагогическое влияние на поведение и деятель­ность детей и взрослых, осуществляет психологизацию педагогов и родителей, дает рекомендации по гуманизации целостного пе­дагогического процесса, использует возможности личности ре­бенка как субъекта собственного развития;

диагностическая — изучает индивидуально-типологические, личностные и возрастные особенности детей и подростков, соци­ально-психологические факторы и условия их воспитания, обу­чения и развития, их проблемы;

организаторская — организует общение и деятельность детей и взрослых в различных формах профессиональной деятельности (уроки психологии, факультативы, кружки, деловые игры, кор-рекционно-развивающие группы, социально-психологические тренинги и консилиумы и др.), обеспечивает взаимодействие спе­циалистов образовательного учреждения и родителей в решении психологических проблем ребенка;

прогностическая — участвует в программировании, прогнози­ровании и проектировании педагогического процесса, осуществ­ляет разработку критериев его результативности в терминах раз­вития личности его субъектов;

предупредительно-профилактическая и психотерапевтическая — учитывает и приводит в действие психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание психологической поддержки и психологического сопро­вождения личности в педагогическом процессе. По своему про­фессиональному назначению призван предотвратить психологи­ческую проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику отклонений в разви­тии и поведении детей, их общении;

организационно-коммуникативная — способствует включению добровольных помощников* в социально-психологическую рабо­ту, руководит их деловыми и личностными контактами, налажи­вает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.

Для выполнения такого широкого круга функций психологу необходимы разносторонние знания.

Профессиональные знания психолога — это сведения из общей, социальной психологии, психологии личности, психодиагности­ки, возрастной, педагогической и практической психологии, дру­гих общепрофессиональных и специальных дисциплин, составля­ющих суть профессии и определенных Государственным стандар­том соответствующего образования.

Можно представить профессиональные знания в определен­ной иерархии:

теоретико-методологические — комплексное знание о челове­ке как биосоциопсихокосмическом существе; основные методо­логические подходы и принципы исследования психики челове­ка; психологические закономерности воспитания, обучения, раз­вития личности во всех стадиях онтогенеза, влияние среды на про­цессы социализации и индивидуализации личности; цели, зада­чи, содержание и принципы профессиональной деятельности пси­холога образования;

методические — современные технологии социально-психоло­гической работы с разными возрастными группами детей в раз­личных социально-педагогических ситуациях; практические ос­новы прогнозирования, проектирования, моделирования профес­сиональной деятельности;

прикладные — способы, приемы, виды психологической диа­гностики и коррекции, психологического сопровождения и кон­сультирования личности и малой группы в педагогическом про­цессе.

Профессиональные умения психолога — это его способность при­менять полученные профессиональные знания в своей деятельно­сти. Их можно классифицировать следующим образом:

гностические (поиск, восприятие и отбор информации);

проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирова­ние);

конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств);

организаторские (создание условий, стимулирующих целена­правленное и природосообразное изменение обучаемых);

коммуникативные (контактность, общение, взаимоотношения);

оценочные (восприятие и критический анализ действий субъек­тов педагогического процесса);

рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельно­сти и общения).

Рассмотрим более подробно профессиональные умения педа­гога-психолога, отражающие специфику его деятельности.

Коммуникативные умения:

вступать в контакты с разными людьми;

устанавливать профессиональные отношения;

осуществлять индивидуальный подход к людям со специфи­ческими проблемами;

сотрудничать, вступать в деловые контакты;

создавать атмосферу комфортности, доброжелательности;

вызывать доверие у клиентов, соучаствовать в решении их про­блем;

соблюдать конфиденциальность в работе и такт;

побуждать человека к действию, творчеству, проявлению ми­лосердия;

влиять на общение, отношения между людьми в микросоциуме;

правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.

Прикладные умения:

исследовательские — анализ, сбор, учет, обработка информа­ции, подготовка аналитических материалов, разработка программ, подготовка аннотаций, статей, докладов;

психолого-педагогические — анализ социальной ситуации раз­вития ребенка, его психологических проблем, планирование, про­гнозирование, формы и методы психологической помощи;

социально-психологические — психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и др.

Организаторские умения:

ставить конкретные задачи, направленные на решение проблем;

организовывать подопечных на их выполнение;

рационально организовывать свое рабочее время;

планировать этапы и средства деятельности;

планировать индивидуальную работу с клиентом;

организовывать отдельные виды психологической работы, вы­полнение программ и проектов;

определять нужды клиентов и помогать им найти соответству­ющие их потребностям службы;

выявлять и поддерживать полезную инициативу, создавать ус­ловия для ее реализации;

объединять людей на основе их общих интересов, духовной близости.

Аналитические умения:

изучать личность, ее микросоциум, ставить психологический диагноз;

анализировать конкретные жизненные ситуации клиента, пред­видеть и предотвращать жизненные кризисы;

проектировать конечный результат профессиональной деятель­ности;

анализировать полученные результаты в сопоставлении с ис­ходными данными, выдвигать новые задачи;

анализировать недостатки своей профессиональной деятель­ности;

анализировать опыт и практику работы специалистов психоло­гической службы образования;

творчески перерабатывать необходимую информацию;

анализировать конкретную социальную ситуацию, причины и истоки проблем.

Педагогические умения:

обучать других искусству помогать людям, прикладным умени­ям и навыкам;

выявлять резервные возможности личности, открывать поло­жительное в человеке и организовывать процесс его самопомо­щи;

обучать социальным повседневным жизненным навыкам;

стимулировать положительные проявления, гуманность, ми­лосердие в поступках, поведении человека, в отношении к дру­гим людям;

воздействовать на подопечного, группу средствами педагоги­ческой техники (речь, голос, жесты, ораторское мастерство);

передавать клиенту знания, полученные в процессе профессио­нального обучения и собственного опыта;

излагать материал доступно, логично, образно, выразительно.

Умения саморегуляции:

контролировать свои эмоции в любой ситуации;

управлять своим настроением;

предъявлять к себе повышенную требовательность;

переносить большие нервно-психические нагрузки;

поступаться своими интересами ради интересов подопечного;

снимать психологическое напряжение.

Результаты многолетних исследований доказывают (М.В.Мо-локанова), что успешность деятельности психолога определяется уровнем сформированности коммуникативных умений: уровнем сформирован ности антропоцентрической направленности личности; уровнем чувствительности к объекту, процессу и результатам психо­логической деятельности; уровнем сформированности проективных умений (или силой воздействия на поведение других людей).

Умения, как и деятельность в целом, также могут быть рас­смотрены с качественной стороны: автоматизированные, репро­дуктивные, поисковые и творческие.

В соответствии с уровнем сформированности профессиональ­ных умений определяется уровень профессиональной деятельно­сти. Так, Н. В. Кузьмина выделяет следующие уровни деятельно­сти:

1) репродуктивный — умение сообщать другим знания, кото­рыми владеешь сам (однако даже самые глубокие знания не явля­ются признаком профессиональной квалификации);

2) адаптивный — достижение нового уровня знаний и уме­ний, включающего в себя знание не только предмета деятельно­сти, но и особенностей его восприятия и понимания;

3) локально моделирующий знания — умение не только пере­давать и транслировать знания применительно к конкретной ауди­тории, но и конструировать их;.

4) системно моделирующий знания — владение стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целрм;

5) системно моделирующий творчество — владение стратеги-ей формирования творческой личности, способной к развитию.

Можно выделить три уровня осуществления профессиональной деятельности психолога: 1) копирование чужих образцов, 2) осу­ществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств и 3) творческое осуществление деятельно­сти, исходя из ее системного понимания.

Профессиональная деятельность психолога может быть представ­лена в виде примерной модели. Это комплекс взаимосвязанных дея-тельностей, направленных на разные объекты, для осуществления которых необходимы определенные профессиональные знания, умения и навыки, а также профессионально важные качества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...