Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолог как специалист в системе образования




Профессиональная деятельность является одним из факторов типизации образов мира, их большего или меньшего сходства у разных людей как субъектов труда. К. М. Гуревич выделяет три типа профессий: 1) те, в которых каждый здоровый чело­век может достичь общественно приемлемой эффективности дея­тельности; 2) те, в которых далеко не каждый человек может Достичь успеха, и 3) профессии, которые предполагают необхо­димость достижения высших ступеней мастерства, т.е. доступные избранным. Профессии третьего типа предъявляют специфиче­ские требования к индивидуальным особенностям человека. К ним,

несомненно, относится профессия практического психолога об­разования. Более того, инструментом профессиональной деятель­ности психолога является собственная личность. Поэтому выбор данной профессии предполагает большую внутреннюю работу. Человеку необходимо проанализировать свои личные ресурсы и требования профессии, осознать потенциальное несоответствие между первыми и вторыми и оценить возможность либо невоз­можность его коррекции.

Раскрывая роль психолога в обществе, Е.А.Климов так опре­деляет его основные предназначения:

предоставление отдельным людям, группам, коллективам, со­обществам и обществу в целом информации по воспитанию де­тей, самосовершенствованию, совершенствованию общего и про­фессионального образования, организации труда и отношений в трудовом коллективе, восстановлению, сохранению и укрепле­нию психического здоровья и многое другое — области использо­вания психологической информации столь разнообразны, сколь различны области человеческой деятельности;

систематическая работа по повышению психологической гра­мотности и психологической культуры населения. Осуществление этой функции — необходимое условие признания психологии в обществе и, следовательно, возникновения потребности в психо­логическом обслуживании даже у лиц, которые еще не имеют опыта использования психологической информации.

Выделяют следующие области использования психологической помощи в сфере образования:

психологическое и духовное развитие детей;

экзистенциальные и личностные проблемы подростков;

детско-родительские проблемы семьи;

помощь при психических и соматических заболеваниях;

психотерапия детского горя;

помощь детям и подросткам в кризисных и критических ситуа­циях;

школьное консультирование;

профессиональное консультирование.

Проблема адаптации психолога в педагогическом коллективе. Школьный психолог является представителем относительно но­вой профессии. Исследователи выделяют перечень трудностей его профессиональной адаптации в образовательных учреждениях (О.А.Мальцева):

недостаточный уровень профессионального согласия между субъектами образования;

затянувшийся процесс становления психологической службы;

разрыв между социальными ожиданиями в связи с появлением школьной психологической службы и ее реальной практикой;

низкий уровень востребованности психологической помощи;

противоречия между образами школьного психолога у заказ­чиков, клиентов и представлениями самого психолога;

неготовность психолога к адекватной самоподаче и самопре­зентации.

Выявлены следующие неадекватные требования-ожидания пе­дагогов к личности психолога и его деятельности:

мгновенное реагирование психолога на любой запрос;

пассивность клиента и активность психолога;

постоянное энергетическое донорство, эмоциональная и мо­ральная поддержка клиента со стороны психолога;

жертвенность психолога, полное бескорыстие и благородство;

помощь психолога в «борьбе» с «трудными» для заказчика пе­дагогами и учащимися, исполнение им карательных санкций в отношении клиента;

потенциальная опасность со стороны психолога, оценивающе­го педагога по известным лишь ему параметрам, возможно, обра­щенным против клиента;

желание видеть психолога в качестве научного руководителя всего учебно-воспитательного процесса, идеолога педагогической системы школы;

стремление видеть в психологе"супервоспитателя, мотивирую­щего детей учиться и посещать школу;

представление о психологе как о специалисте, занимающемся постановкой диагноза;

опасение возможного тайного воздействия психолога на пси­хику клиента.

Негативное отношение к психологу проявляется в том, что пе­дагоги воспринимают его в первую очередь как чужого, таинствен­ного и непонятного, независимого-, изменчивого, часто мешаю­щего им человека, выполняющего «грязную» работу. Ему нередко отказывают в праве на собственные негативные эмоции.

Позитивным полюсом представлений становится мнение о психологе как «инструменте» для создания благоприятного пси­хологического климата, гармонизирующем добром волшебнике, обладающем обширными знаниями и способном сотворить чудо. В этом случае от него ожидается самоотверженность, умение рис­ковать и благородство.

С приходом психолога в систему образования связаны большие социальные ожидания. Они не всегда адекватны статусу психолога и задачам психологической службы. Школа с нарушенной систе­мой отношений видит в психологе помощника по борьбе с конф­ликтными педагогами, трудными учащимися и неблагополучны­ми семьями, ожидает от него карательных санкций. Педагоги пу­гают и провинившихся и несостоятельных учащихся и бывают весьма разочарованы, если психолог вдруг занимает позицию за-Щитника и опекуна.

Школа с низким уровнем обучения и воспитания попытается переложить на психолога часть педагогических проблем и ответ­ственности за свою педагогическую несостоятельность. Она пре­доставит ему на первых порах обширное поле деятельности. Мно­гие начинающие психологи в такой ситуации поддаются соблазну самоутверждения: они берутся вести все педсоветы, выступать на родительских собраниях, проводить вместо классных руководите­лей классные часы и т. п. Когда же они понимают наконец, в чьи обязанности входит решение той или иной проблемы и пытаются передать ответственность за нее конкретным лицам, это воспри­нимается последними как нежелание помочь и приводит к разо­чарованию и недовольству.

Вариантов ожиданий такое множество, что невозможно и не нужно соответствовать всем и каждому из них. Необходимо иметь в виду, что помимо субъективных есть и объективные требования к статусу психолога. Поэтому начинающему специалисту важно использовать следующие рациональные способы формирования или коррекции социальных ожиданий:

а) формирование адекватных "социальных ожиданий педкол­лектива через его ознакомление с правами, обязанностями, эти­кой психолога, границами его профессиональных возможно­стей;

б) диагностическое общение со всеми категориями воспитате­лей и воспитанников, предполагающее выяснение их психологи­ческих особенностей и выявление запроса на психологическую помощь;

в) сотрудничество и взаимодействие с педагогами на основе формирования общих гуманистических установок при целепола-гании, планировании, реализации планов и программ и, анализе результатов деятельности.

Какой же психолог нужен современной школе?

1. Он должен иметь высокие общие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скру­пулезным аналитиком и логиком.

2. Ему предстоит работать с людьми, поэтому необходимо быть общительным и контактным человеком, великодушным и легко формирующим коммуникативные группы, хорошо запоминать имена людей, быть любезным, тактичным и дипломатичным в общении.

3. Проводя совместные действия, он должен уметь подчинять интересы личности групповым интересам» быть совестливым, иметь развитое чувство долга и ответственности за другого чело­века, обладать эмпатией.

4. Ему важно быть эмоционально устойчивым, выдержанным, спокойно взвешивать реальную обстановку, быстро решать прак­тические вопросы, смело экспериментировать.

Таким образом, в требованиях к личности психолога выделяют­ся четыре доминанты: интеллектуальность, социабельность, эмо­циональная стабильность и практичность. Не совместимыми с про­фессией психолога считаются такие личностные проявления, как незрелость и невротичность личности, низкая сила «эго», комп­лекс неполноценности или превосходства.

Содержание деятельности психолога образования во многом определяется его профессиональным статусом.

Наиболее благоприятной для профессионального становления представляется ситуация, когда специалист занимается своей ра­ботой практического психолога, ведет уроки психологии, этики и психологии семейной жизни, основы выбора профессии. Как психолог он видит педагогический процесс со стороны, и в дан­ной ситуации наблюдается определенная настороженность по от­ношению к нему педагогов, объединенных профессионально-кор­поративным духом. Как правило, методическая неподготовлен­ность, отсутствие жизненного, педагогического и профессиональ­ного опыта, слабая ориентация в проблемах школьной жизни за­трудняют адаптацию психолога в школьном коллективе.

Значительная доля работающих" в образовании психологов — бывшие педагоги. При возвращении в педагогический коллектив в новом качестве такой специалист часто не умеет абстрагироваться от сложившихся ранее установок, позиций, типов отношений и соответствующих им социальных ожиданий. Большие личностные и статусные изменения, новый профессиональный язык и новые социально-психологические ориентации вступают в противоре­чие со сложившимися стереотипами. Некоторые пытаются дока­зать эффективность новых профессиональных позиций через лич­ное участие в преподавании учебных предметов. Они упускают из виду тот факт, что состояние ролевой неопределенности мешает становлению в новом статусе, а также приводит к внутреннему конфликту и неудовлетворенности профессиональной деятельно­стью. Совмещение должностей — трудное и часто непосильное дело для начинающих специалистов. Такие психологи, хотя и уча­ствуют в анализе педагогического процесса, хорошо зная его «из­нутри», делают это крайне редко и неохотно, так как в большей степени зависят от коллег и администрации. Они слабо и медлен­но входят в новую роль.

Еще более невыгодное положение занимают специалисты, со­вмещающие психологическую работу с административной. Их про­фессиональная позиция становится неопределенной, двойствен­ной. Пытаясь уравновесить свою административную позицию и быть «сверху», они часто вынуждены использовать в общении с клиентами позицию «снизу» и практически никогда не работают в партнерских отношениях. В практической деятельности они ог­раничиваются педагогическими моделями психологического ин-

формирования, консультирования и подготовкой административ­ных мероприятий.

Часть психологов становятся методистами и работают в психо­логических центрах, при департаментах (отделах) образования. Они независимы от администрации и педколлектива, вместе со стату­сом психолога получают статус руководящего работника. Именно последнее вызывает настороженность школьных работников, ко­торые сглаживают психологические проблемы и трудности, ста­раясь «не выносить сор из избы». Как правило, такие специалисты в основном занимаются психологическим мониторингом, аттес­тацией и методической подготовкой своих коллег, слабо владея технологиями профессиональной деятельности практического пси­холога. Неслучайно многие из них, опасаясь дисквалификации, совмещают свою основную деятельность с работой в детском саду или школе.

Таким образом, специфика функций школьного психолога де­лает его работу значимой и напряженной, а к его личности предъяв­ляются повышенные требования. В силу больших социальных ожи­даний практический психолог образования обязан постоянно стре­миться к личностному и профессиональному росту.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...