Сущность понятия «способности»
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Развитие математических способностей
Под способностями понимаются индивидуальные особенности личности, позволяющие успешно выполнять ту или иную деятельность. Рассмотрим различные подходы к трактовке способностей в философской и психолого-педагогической литературе: природа способностей, их классификация, разграничение понятия «способности» и смежных ему понятий. Понятие «способность» ввел в науку Платон. Он полагал, что нет способностей субъекта без их объекта. Его последователем был Аристотель: он определял способности как побудительное свойство души, определенное объектом, о котором сообщают его познавательные способности и чувства удовлетворения или неудовлетворения. Гален развил учение о способностях, рассматривая их как «то, при помощи чего». Уже в то время четко наметились две линии понимания способностей: их врожденность (Аквинский, Августин); их зависимость от внешних условий (Аристотель, Платон, Гален). Я.А Коменский впервые показал, что способности приобретаются в опыте. В педагогике и психологии, исходя из личностно - деятельностного подхода, одни авторы (Ю.Б. Гиппенрейтер и др.) считают, что способности определяются как индивидуально - психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Другие авторы (В.Г. Ананьев, С.Г. Рубинштейн), рассматривают способности как свойство функциональных систем, реализующих определенные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в деятельности и своеобразии выполнения деятельности. В современной и зарубежной психологии и педагогике существует несколько направлений, рассматривающих сущность природы и направления развития способностей, особенно в аспекте соотношения в этом развитии биологических и социальных факторов:
1. Биологизаторское направление (З. Фрейд, А. Адлер) (врожденность способностей, унаследованных от родителей); 2. Социальное направление (А.И. Галич, А.Н. Леонтьев) (развитие способностей происходит исключительно под воздействием определенной среды воспитания); 3. Биосоциальное направление (А. Роджерс, Э. Торндайк) (способности развиваются как результат одновременного развития биологического и социального факторов). С.Л. Рубинштейн в своих работах прослеживает гармоническую и взаимообусловленную связь биологических и социальных факторов развития способностей. Сходные взгляды на природу способностей и динамику их развития высказывает Б.М. Теплов. Он формулирует три признака способностей: 1. Под способностью разумеются индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2. Способностями называют лишь такие индивидуальные особенности личности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности; . Способности не сводятся к наличным знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у данного человека, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков. Б.Г. Ананьев, рассматривая природу и структуру способностей, определяет их как сочетание «весьма различных образований функциональных, операционных и мотивационных». В психологии способности определяются как индивидуальные особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Понятие «способности» связано с понятиями «личность» и «деятельность». К.К. Платонов рассматривает соотношение способности и личности следующим образом: выделяя «динамическую функциональную структуру личности», он не вводит способности в число основных подструктур личности. По его мнению, способности надо рассматривать как основные качества личности, влияющие на все составляющие структуры личности. Это с одной стороны. С другой стороны, выступая в качестве условий этого развития.
Соотношение способности и деятельности имеет две стороны: во-первых, соответствие способностей требованиям предъявляемой деятельностью; во-вторых, влияние самих способностей на характер деятельности. Интересной является и взаимообратная связь способностей и знаний, умений и навыков. Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам. Умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, то есть в том, насколько при прочных равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно - важным для данной деятельности. Говоря о способностях, необходимо охарактеризовать их качественные и количественные особенности. Для педагога в равной мере важно знать, и к чему обнаруживает способности ученик, а следовательно, какие индивидуально-психологические особенности как обязательное условие ее успешности (качественная характеристика способностей), и в какой мере способен ученик выполнять требования, предъявляемые деятельностью, насколько быстрее, легче, и основательнее он овладевает навыками, умениями, знаниями по сравнению с другими (количественная характеристика способности). Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а формирование их происходит в процессе обучения и воспитания. Самый верный путь определения способностей - это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения. Наблюдая за тем, как с помощью взрослых ребенок приобретает знания и умения, как по-разному принимает эту помощь (один, получив ее, тем не менее продвигается весьма медленно, другие в тех же условиях показывают заметные успехи), можно делать основательные выводы о величии, силе и слабости способностей.
Способности существуют в постоянном процессе развития. Способности, которые не развиваются, которыми на практике учащиеся перестают пользоваться, со временем теряются. Только благодаря постоянным упражнениям, связанными с систематическими занятиями, сложными видами человеческой деятельности, в частности математикой, педагог поддерживает и развивает дальше у учащихся существующие способности. Вывод: анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы: 1) способности - это такие психологические особенности человека, которые являются субъективными условиями успешного выполнения определенной деятельности; 2) в процессе обучения способности ученика, проявляются как его психологические особенности, являющиеся условием успешного приобретения им знаний, умений и навыков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|