Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Размещение монтажных кранов




РАЗРАБОТКА ОБЪЕКТНОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА

 

Учебное пособие

 

 

Томск

Издательство ТГАСУ

УДК 658.512.6:69(075.8)

П 80

Прокофьева, Г.И. Разработка объектного строительного генерального плана [Текст]: учеб. пособие / Г.И. Прокофьева, А.М. Гусаков, В.Н. Лукашевич. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2010. – 96 с. + 2 вкл. –

ISBN 978-5-93057-367-1.

 

В учебном пособии по дисциплине СД.Ф.12. «Организация, управление и планирование строительного производства» излагается методика выполнения курсового и дипломного проекта по организации строительного производства. Учтены некоторые методические положения по разработке объектного строительного генерального плана, освещены вопросы проектирования механизации работ. Методические требования проиллюстрированы практическими примерами. В приложениях приводятся необходимые нормативно-справочные материалы.

Пособие предназначено для студентов специальности 270102 «Промышленное и гражданское строительство» очной и заочной форм обучения.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Томского государственного архитектурно-строительного университета.

 

Рецензенты:

А.А. Алексеев канд. техн. наук, доцент, ТГАСУ;

С.А. Тайлашев заместитель главы администрации Кривошеинского района по экономическим вопросам реального сектора экономики.

 

 

ISBN 978-5-93057-367-1 © Томский государственный

архитектурно-строительный

университет, 2010

© Г.И. Прокофьева, А.М. Гусаков,

В.Н. Лукашевич, 2010

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
И ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Стройгенплан (СГП) – это генплан строительной площадки, на которой показано размещение строящихся и существующих зданий, временных складов и дорог, временных зданий и сооружений производственного и административно-бытового назначения, а также временных сетей электро- и водоснабжения.

Цель проектирования стройгенплана – рациональное размещение строительного хозяйства для обеспечения максимальной эффективности его использования в период строительства, сокращения сроков строительства и снижения сметной стоимости возводимого объекта. Различают общеплощадочный и объектный стройгенпланы.

Общеплощадочный стройгенплан разрабатывается на всю территорию строительства комплекса объектов (промышленного предприятия, жилого квартала и т.п.). В состав общеплощадочного стройгенплана входят: существующие и проектируемые объекты, временные здания и сооружения, складские зоны, основные инженерные коммуникации, временные и постоянные дороги, строительные машины и механизмы, обслуживающие нужды строительства комплекса объектов в целом. Общеплощадочный стройгенплан разрабатывается проектной организацией в составе раздела проекта «Организация строительства» на стадии проекта или рабочего проекта в масштабе 1:1000, 1:2000 и 1:5000.

При одностадийном проектировании, связанном обычно с небольшими стройками, общеплощадочный стройгенплан не разрабатывается.

Объектный стройгенплан разрабатывается только на площадку, прилегающую к конкретному зданию или сооружению, и определяет расположение временных зданий, инженерных сетей, строительных машин и механизмов, необходимых для возведения отдельного объекта строительства. Объектный стройгенплан разрабатывается строительной организацией на стадии рабочей документации в составе проекта производства работ (ППР) на основании СГП в составе проекта организации строительств (ПОС) в масштабах 1:50, 1:100, 1:200 или 1:500.

В зависимости от стадии проектирования и строительства стройгенпланы разработываются на отдельные периоды возведения объекта: подготовительный, выполнения работ нулевого цикла, возведения надземной части здания и др.

Со стадийностью проектирования и строительства связано также назначение строительного генерального плана.

В составе ТЭО или проекта разрабатывается схема стройгенплана, используемая на начальном этапе строительства для получения разрешения на производство подготовительных работ, устройство котлованов и фундаментов в инспекции Госархстройнадзора.

Основными принципами проектирования стройгенпланов являются [1, 2]:

– согласованность его решений с остальными разделами проекта организации строительства, проекта производства работ, технологическими картами и картами трудовых процессов;

– принятые в стройгенплане решения должны отвечать требованиямтехники безопасности и условиям охраны окружающей среды;

– решения стройгенпланов должны отвечать требованиям строительных нормативов (СНиПам по организации строительства и техники безопасности, порядку составления и утверждения ПОС и ППР);

– площадка СГП должна быть по возможности минимальной. Это достигается компактным размещением временных зданий, сетей и коммуникаций;

– временные здания располагают в местах, не подлежащих в дальнейшем застройке. Это позволяет сэкономить средства на их перебазирование;

– расстояние транспортирования грузов к месту монтажа должно быть минимальным. Это достигается правильным и рациональным размещением кранов, производственных установок, площадок укрупнительной сборки конструкций;

– на строительной площадке должны обеспечиваться в полной мере бытовые нужды работающего персонала. Это достигается размещением полного комплекта временных административно-бытовых и санитарно-гигиенических зданий;

– на строительной площадке должны в полном объеме обеспечиваться требования техники безопасности и пожарной безопасности. Это достигается размещением на стройплощадке противопожарных щитов, пожарных гидрантов, ограждений крана, указательных знаков опасных зон действия крана;

– затраты на временное строительство должны быть минимальными. Это достигается опережающим строительством постоянных зданий и использованием существующих строений, подлежащих в дальнейшем сносу.

 

 


2. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ
ОБЩЕПЛОЩАДОЧНОГО СТРОЙГЕНПЛАНА

Общеплощадочный стройгенплан разрабатывается на строительство промышленного или производственного комплекса, микрорайона, квартальной застройки или крупного предприятия, включающего группу разнородных объектов, объединенных выпуском общей продукции или на отдельные сложные здания и сооружения [1, 2].

Цель общеплощадочного СГП – разработать принципиальные решения по организации строительного хозяйства всей площадки в целом.

Для разработки общеплощадочного СГП используют следующие исходные данные:

– генплан площадки строительства;

– сводный календарный план;

– условия присоединения к инженерным сетям;

– данные геологических, гидрологических и инженерно-экономических изысканий;

– расчеты временного строительства и другие материалы ПОС.

Общеплощадочный стройгенплан включает в себя пояснительную записку (ПЗ) и графическую часть.

В пояснительной записке приводится расчет по укрупненным показателям временных зданий и сооружений, открытых и закрытых складов, потребности во временном электро- и водоснабжении с подбором соответствующего источника электроснабжения и диаметра водопровода.

В графической части приводится общеплощадочный СГП, экспликация постоянных и временных зданий, условные обозначения и основные технико-экономические показатели.

Для оценки общеплощадочного стройгенплана используют следующие технико-экономические показатели:

– площадь временных зданий и сооружений (F вр.зд);

– площадь складских площадок и складов (F скл);

– протяжность линий водоснабжения (L в);

– протяженность дорог (L д);

– протяженность электроснабжения (L эл);

– площадь участка (F уч);

– площадь застройки (F з);

– коэффициент использования площади (K исп):

K исп = ;

– коэффициент застройки (К з):

K з = ;

– удельная протяженность дорог:

;

– удельная протяженность сетей водоснабжения:

;

удельная протяженность сетей электроснабжения:

.

Порядок проектирования общеплощадочного СГП:

1. На основе календарного плана строительства определяется потребность в трудовых ресурсах, воде, электроэнергии.

2. Определяются виды и перечень временных зданий различного функционального назначения.

3. На генплане участка, содержащем существующие и проектируемые здания, намечают границы строительной площадки.

4. Намечаются места подключения необходимых сетей и коммуникаций к существующим.

5. Осуществляется размещение и привязка монтажных кранов и складских площадок.

6. Осуществляется размещение и привязка временных административно-бытовых зданий, производственных установок.

7. Определяется местоположение и трассировка временных дорог с указанием ширины полос и радиуса закругления.

8. Определяется расположение временных сетей водо- и электроснабжения и их подключение к временным и строящимся зданиям.

9. Осуществляется расположение пожарных гидрантов, пожарных щитов.

Разработанный общеплощадочный стройгенплан согласовывается с генподрядчиком и заказчиком. Затем заказчик согласовывает его со следующими организациями:

– отделом безопасности Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД);

– эксплуатирующими организациями инженерных сетей и коммуникаций;

– органами санитарного и пожарного надзора;

– административной инспекцией и отделами подземных сооружений;

– главным архитектором.

Согласованный вариант общеплощадочного стройгенплана передается в составе проектно-сметной документации на экспертизу.

 


3. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ
ОБЪЕКТНОГО СТРОЙГЕНПЛАНА

Объектный стройгенплан содержит детальные решения по организации и размещению объектов строительного хозяйства для возведения каждого объекта, входящего в общеплощадочный стройгенплан [1, 2, 3, 5].

Цель разработки объектного СГП:

– установить расположение и привязку монтажных механизмов, производственных установок и других объектов строительного хозяйства, связанных с возведением данного объекта;

– получить разрешение на производство подготовительных работ в Главной инспекции Государственного строительного надзора (ГИ ГСН);

– получить разрешение на производство земляных и общестроительных работ в административно-технической генинспекции.

Объектный стройгенплан разрабатывается на основе рабочей документации. Для его проектирования необходимы следующие исходные данные:

– общеплощадочный СГП;

– календарный план по возведению объекта и технологические карты;

– уточненные расчеты потребности в рабочих кадрах, материальных, энергетических и водных ресурсах;

– документы, входящие в состав исходно-разрешительной документации.

Графическая часть объектного СГП содержит те же элементы, что и общеплощадочный СГП (прил. 21, 22).

Пояснительная записка включает в себя:

– расчет различных категорий работающего персонала, определение площади и типов временных административно-бытовых и санитарно-гигиенических зданий;

– расчет площади и подбор типов производственных установок;

– расчет запасов основных материалов и расчет площади открытых складских площадок с раскладкой конструкций по типам и маркам закрытых складов;

– расчет привязки и зон влияния крана;

– проектирование трассировки и конструкции временных дорог;

– определение потребителей электроэнергии, расчет общей расчетной мощности и выбор источника электроснабжения;

– определение потребителей воды в период строительства, суммарного расхода и диаметра временного водопровода;

– расчет основных технико-экономических показателей.

Порядок проектирования:

– уточняем на основе рабочей документации (РД) или рабочего проекта (РП) потребность в ресурсах;

– определяем габариты, типы объектов строительного хозяйства;

– получаем место и условия подключения электроэнергией, водой, теплом, газом от соответствующих эксплуатирующих организаций;

– осуществляем рабочую привязку крана с указанием стоянок крана, привязки крановых путей, зон влияния крана, ограждения крана;

– определяем место открытых складских площадок с указанием раскладки сборных конструкций по типам и маркам;

– определяем расположение временных зданий с указанием их габаритов и привязочных размеров к ограждению площадки, строящемуся зданию, дорогам и между собой;

– определяем направление месторасположения дорог, въездов, выездов, места уширения и конструкцию дорожного полотна;

– осуществляем привязку временных коммуникаций с определением трассировки и мест подключения к существующим сетям, временным зданиям и сооружениям;

– производим указание опасных зон работы механизмов, мест расположения пожарных гидрантов, противопожарных щитов, знаков, расстановки знаков, регулирующих движение, мест хранения огнеопасных материалов.

Объектный СГП согласовывается с генподрядной и субподрядными строительными организациями, другими заинтересованными организациями и утверждается в составе ППР.

 


РАЗМЕЩЕНИЕ МОНТАЖНЫХ КРАНОВ

Общие положения

При размещении кранов на строительной площадке необходимо учитывать:

– безопасные условия работы;

– компактность расположения относительно площадок складирования конструкций;

– сокращение затрат на расстановку и перебазирование.

Наиболее сложной задачей является размещение башенных кранов.

Привязка башенных кранов на строительной площадке предполагает выбор типов и марок крана, их продольную и поперечную привязку и расчет зон действия кранов с учетом существующих на площадке ограничений.

Башенные краны (табл. 4.1) подбирают по грузоподъемности (Q), высоте подъема (H), вылету стрелы (L).

Таблица 4.1

Технические характеристики башенных кранов

Наименование крана Грузоподъемность Q Высота подъема Н, м Длина стрелы L, м
Миним. Максим.
Liebherr 30 LC 2,5      
Liebherr 280 EC-H 12 Litrionic     55,8  
Simma GT-187-B-2,5     53,2  
КБ-100        
КБ-160        
КБ-308А     32,5  
КБ-403 4,5      
КБ-408        
КБ-502        
КБ-504А   12,5    
КБ-674А 6,3      
КБ-676 5,6 12,5    

От правильного выбора типа и числа кранов, их расположения зависит размещение дорог и площадок для складирования конструкций.

Основными факторами выбора типа крана и его параметров [6] являются принятые методы монтажа конструкций, габариты и конфигурации зданий (рис. 4.1).

б


а

 

г
в

 

 

Рис. 4.1. Варианты привязки кранов при возведении многоэтажных зданий:

а – кран расположен с одной стороны здания; б – краны расположены с двух сторон; в – краны расположены на общих путях; г – краны расположены с одной стороны при сложной конфигурации

Схема привязки крана а используется при строительстве многоэтажных зданий, имеющих большую протяженность и простую прямоугольную форму.

Схема привязки б может быть использована, если ширина здания превышает вылет стрелы или масса элемента больше грузоподъемности при необходимом рабочем вылете стрелы.

Схема привязки в имеет место в случае, если объемы монтажных работ не могут быть выполнены в заданные сроки.

Схема г применяется при сложной конфигурации здания, не позволяющей использовать один кран.

 

 

Привязка башенных кранов

4.2.1. Поперечная привязка подкрановых путей
башенных кранов вблизи котлована или траншей

Привязку башенных кранов вблизи котлована производят исходя из необходимости соблюдения безопасного расстояния крана и края откоса котлована, зависящего от его глубины и характеристики грунта (рис. 4.2).

 

 

Рис. 4.2. Поперечная привязка подкрановых путей башенных кранов вблизи котлована:

1 – котлован; 2 – балка БРП; 3 – балластная призма; 4 – водоотводная канава; 5 – ограждение крана

Поперечную привязку башенных кранов, располагаемых вблизи котлованов, определяют по формуле

Lk min = (H кр + b ж/б) 0,5 + L 0 + L б + L к,

где Lk min минимальное расстояние от низа котлована до оси крана; H кр – база крана (расстояние между центрами рельсов) (табл. 4.2); b ж/б – ширина железобетонной балки БРП (b = 0,8 м); L 0 – минимальное расстояние от конца балки БРП до верхнего края балластной призмы (L 0 = 0,2 м); L б– размер заложения балластного слоя; L к – минимальное расстояние от основания откоса котлована до нижнего края балластной призмы.

L к = 1,5 h к + 0,4 м,

для остальных грунтов

L к = h к + 0,4 м,

где L з – расстояние от бровки траншеи до ограждения монтажного крана.

Таблица 4.2

Данные для привязки башенных кранов

Марка База крана, м Задний габарит, м Размеры балластного слоя, м (толщина / заложение) Минимальное расстояние от стены до рельса, м
КБ-100 4,5 3,5 0,3/0,45 2,05
КБ-160.2   3,8 0,35/0,5 1,50
КБ-308А   3,8 0,4/0,5 2,0
КБ-403   3,8 0,2/0,3 2,0
КБ-408 7,5 3,8 0,45/0,7 1,7
КБ-502 8,0 5,5 0,4/0,6 2,45
КБ-504А 7,5 5,5 0,4/0,6 2,5
КБ-674А 8,0 4,5 0,45/0,7 2,0
КБ-676 8,0 4,5 0,5/0,7 2,2
Liebherr 30 LC 7,5 4,5 0,6/0,8 3,0
Liebherr 280 EC-H 12 Litrionic 8,0 5,2 0,65/0,9 3,2
Simma GT-187-B-2,5 8,0 5,2 0,7/0,9 3,2

 

Минимальное расстояние от оси подкрановых путей до ограждения крана () определяется по формуле

= (H кр + L ж/б) 0,5 + L 0 + L б + L B + L Т + L 3,

где L B – расстояние от нижнего края балластной призмы до верха траншеи (LB = 0,4 м); L Т – ширина траншеи по верху (L Т = 0,7 м).

 

 

4.2.2. Поперечная привязка подкрановых путей
башенных кранов вблизи здания

Ось подкрановых путей (рис. 4.3) для башенных кранов с поворотной платформой, расположенной в ее нижней части (грузоподъемностью до 10 т), определяется по формуле

L min = R з.г + d,

где R з.г– задний габарит крана (радиус поворотной платформы), принимаемый по табл. 4.2; d – минимально допустимое безопасное расстояние от выступающей части здания до заднего габарита крана d = 1 м.

Рис. 4.3. Поперечная привязка башенных кранов вблизи здания:

1 – существующее строение; 2 – ограждение крана; 3 – зона складирования материалов; 4 – водоотводная канава

 

При привязке башенных кранов без поворотной платформы расстояние от оси подкрановых путей до наружной грани здания определяется по формуле

L min = (H кр + b ж/б) 0,5 + 0,2 + L б + L без,

где H кр– база крана, определяемая по справочникам, м, (см. табл. 4.2); b ж/б – ширина железобетонной балки БРП (b ж/б = 0,8 м); 0,2 – минимальное расстояние от конца железобетонной балки до откоса балластной призмы; L б – размер заложения балластного слоя; L без – безопасное расстояние от нижнего края балластной призмы до габарита здания, принимаемое 0,7 м на высоте до 2 и 0,4 м на высоте более 2 м.

При этом необходимо учитывать, что расстояние между ближним рельсом и внутрипостроечной дорогой составляет от 6,5 до 12,5 м.

 

 

4.2.3. Поперечная привязка
стреловых самоходных кранов

При возведении подземной части стреловой самоходный кран устанавливают на бровке котлована или внутри выемки.

Установка самоходных стреловых кранов на бровке котлована производится исходя из соблюдения безопасного расстояния между краном и котлованом.

Минимальное расстояние для автомобильных кранов, работающих без опор, определяется от низа котлована до ближайшей оси колеса (рис. 4.4, а). Для автомобильных кранов, работающих с выносными опорами – от низа котлована до ближайшей оси опор (рис. 4.4, б). Для гусеничных кранов – от низа котлована до ближайшего края гусеницы (рис. 4.4, в).

Минимальное допустимое расстояние позволяет расположить кран за пределами призмы обрушения грунта. Данное расстояние зависит от глубины котлована и типа грунта (табл. 4.3).

а б в

 

 

Рис. 4.4. Поперечная привязка стреловых самоходных кранов вблизи выемок:

а – автомобильного крана; б – пневмоколесного крана; в – гусеничного крана; h к – глубина выемок; l к – расстояние от основания до ближайших опор.

 

Таблица 4.3

Наименьшее допустимое расстояние по горизонтали
от откоса выемки до ближайшей опоры машины, м

Глубина котлована, м Грунт (ненасыпной)
Песчаный Супесчанный Суглинистый Глинистый
  1,5 1,25 1,0 1,0
  3,0 2,4 2,0 1,5
  4,0 3,6 3,25 1,75
  5,0 4,4 4,0 3,0
  6,0 5,3 4,75 3,5

 

Привязка стреловых кранов при возведении надземной части здания основывается на выборе оптимального вылета стрелы. Базовым размером является расстояние от ближайшей точки здания до стрелы крана (Е), которое не должно быть меньше 1 м (рис. 4.5).

 

Рис. 4.5. Привязка стреловых самоходных кранов при монтаже самоходных кранов

 

4.2.4. Продольная привязка подкрановых путей
башенных кранов

Привязка подкрановых путей башенных кранов ведется в следующей последовательности:

– устанавливаем места крайних стоянок;

– определяем длину подкрановых путей и корректируем ее величину;

– осуществляем привязку ограждения подкрановых путей.

Определение крайних стоянок крана (рис. 4.6) ведем следующим образом:

– из предыдущих расчетов устанавливаем ось подкрановых путей (L min);

– из крайних углов внешнего габарита здания со стороны, противоположной крану, раствором циркуля, соответствующим максимальному рабочему вылету стрелы крана () делаем засечки на оси движения крана (рис. 4.6, а);

– из крайних стоянок внешнего габарита здания со стороны работы крана раствором циркуля, соответствующим минимальному вылету стрелы крана(L min), на оси крана делаем засечку (рис. 4.6, б);

– по полученным крайним засечкам определяем расстояние между крайними стоянками (L кр ), (рис. 4.6, в, г).

а
б


г
в

 

Рис. 4.6. Определение крайних стоянок крана:

а – из условия максимального рабочего вылета стрелы; б – из условия минимального вылета стрелы; в, г – случаи определения расстояния между крайними стоянками крана

 

 

Рис. 4.7. Определение минимальной длины подкрановых путей башенного крана:

1 – крайние стоянки крана; 2 – тупик; 3 – конец рельса; 4 – строящееся здание

 

Длину подкрановых путей (L п.п) определяем по формуле

L п.п = l кр + H кр + 2 l торм + 2 l туп,

где l кр– расстояние между крайними стоянками крана; H кр– база крана, определяемая по справочникам, м; l торм – величина тормозного пути (l торм ³ 1,5 м); l туп расстояние от конца тормозного пути до конца рельса (l туп = 0,5 м).

Для ориентировочных расчетов:

L п.п l кр + H кр + 4.

Полученную расчетом длину подкрановых путей корректируем в сторону увеличения с учетом кратности длины полузвена (Пзв = 6,25 м), соблюдая при этом условие:

L п.п = 6,25 n зв ³ 25 м,

где 6,25 – длина одного полузвена подкрановых путей; n зв – количество полузвеньев.

Если кран устанавливается на одном звене, т.е. на приколе, звено должно быть уложено на жестком основании, исключающем просадку подкрановых путей. Для этого могут быть использованы сборные фундаментные блоки или специальные сборные конструкции.

4.2.5. Привязка ограждения подкрановых путей
башенного крана

Привязку ограждения подкрановых путей производят исходя из необходимости соблюдения безопасного расстояния между конструкциями крана и ограждения в следующем порядке (рис. 4.8).

Привязку осуществляем в следующей последовательности:

1. Определяем расстояние от оси ближнего к ограждению рельса до ограждения (l пп)

,

где – ширина колеи крана, м (принимают по справочникам); принимают равным 0,7 м.

2. Размещаем контрольный груз и осуществляем его привязку (L гр, L з)

L гр ³ 1 м,

где L гр – минимальное расстояние от конца рельса до контрольного груза;

L з ³ 1 м,

где L з – минимальное расстояние от контрольного груза до ограждения крана.

 

Рис. 4.8. Привязка ограждения подкрановых путей башенного крана:

1 – крайние стоянки крана; 2 – привязка крайней стоянки к оси здания; 3 – контрольный груз; 4 – канава; 5 – место установки тупика; 6 – база крана

 

3. Устанавливаем минимальное расстояние от оси ближнего рельса к ограждению крана (L р)

L р = 2 – 2,5 м,

где L р – расстояние от оси рельса до ограждения крана.

4. Устанавливаем расстояние от конца рельса до ограждения крана (L о)

L о ³ 1 м,

где L о – расстояние от конца рельса до ограждения крана.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...