Методика выполнения выпускной квалификационной работы
ВКР выполняются на основе изучения и анализа материалов учебной и научной литературы (учебников, учебных пособий, монографий, периодических изданий, в том числе и на иностранных языках, нормативной литературы и т.д.), документальных материалов по избранной теме, а также фактов и статистических материалов, полученных из личного опыта работы, проведенных экспериментов, наблюдений и т.п. ВКР выполняются поэтапно. Первым этапом подготовки ВКР является выбор ее темы. При выборе темы необходимо учитывать: - актуальность; - личный опыт практической деятельности (особенно для студентов заочной формы обучения), интерес к той или иной проблеме, необходимость расширения диапазона своих знаний с учетом будущей профессиональной деятельности; - возможность подбора необходимого фактического материала, наличие статистических данных; - возможность последующего более глубокого исследования проблемы, например, при подготовке кандидатской диссертации. После выбора темы и уяснения (с помощью научного руководителя) целевой установки ВКР определяются объект, предмет и границы исследования. В соответствии с утвержденной темой ВКР научный руководитель на первой неделе дипломного проектирования выдает студенту письменное задание на выполнение ВКР. В течение 10 дней с начала выполнения ВКР выпускающая кафедра «ГМУиТД» составляется график выполнения ВКР, который утверждается и вывешивается на информационном стенде кафедры. В процессе подготовки ВКР студент обязан своевременно отчитываться перед научным руководителем в соответствии с графиком выполнения ВКР. Сроки выполнения ВКР определяются в соответствии с графиком учебного процесса на текущий учебный год.
На втором этапе подготовки ВКР производится сбор, накопление и изучение научной и учебной литературы, нормативных документов, материалов, опубликованных в периодической печати, и т.п. Главной целью этого этапа является научно-информационная деятельность студента, то есть составление библиографии, целенаправленный подбор соответствующего материала и его глубокое изучение. Для этого необходимо владеть знаниями современной библиографии и иметь навыки: - работы с указателями, каталогами, обзорами и т.д.; - использования справочных систем типа «Гарант», «Консультант Плюс» и др.; - поиска информации в ведомственной сети ФТС России и сети Интернет; - работы с научной и учебной литературой. Для сбора фактического материала необходимо максимально эффективно использовать все виды проводимых практик. Во время преддипломной практики следует активно вести подбор статистических данных, характеризующих современное состояние рассматриваемой (исследуемой) в ВКР проблемы. Третий этап подготовки ВКР предполагает собственно написание ВКР – изложение материалов исследования и оформление текста ВКР в соответствии с установленными требованиями. Процесс написания ВКР может быть различным. В одном случае подготавливается черновой вариант всей работы, а затем редактируется каждая ее глава, в другом – ВКР может готовиться последовательно по главам: после того, как одна глава полностью отработана и отредактирована, переходят к следующей. Все содержание ВКР должны быть связано единой логикой и продуманной последовательностью изложения рассматриваемой проблемы. В основной части ВКР излагаются главные аспекты ее содержания. В конце каждой главы следует формулировать выводы (1-2 абзаца) по существу изложенного материала. Вывод должен логически завершать проведенные рассуждения. Выводы должны быть краткими, конкретными и непосредственно вытекать из изложенного материала.
В первой главе, как правило, приводится выбор направления исследований, теоретическое обоснование выбранной проблемы исследования, обзор отечественной и зарубежной литературы по разрабатываемой проблеме, раскрываются основные понятия и сущность изучаемого вопроса. Объем первой главы не должен быть более 30 % всей работы. Во второй главе дается характеристика исследуемого объекта с места прохождения преддипломной практики и проводится анализ реального состояния проблемы на примере этого объекта, а именно: 1. Описание деятельности объекта исследования. 2. Характеристика организационно-правовой формы, функциональной направленности, полномочий и структуры управления. 3. Основные виды деятельности, характеристика масштабов деятельности, ресурсов объекта (материальных, товарных, финансовых, трудовых, информационных). 4. Анализ влияния на деятельность объекта факторов внутренней и внешней среды. Также вторая глава содержит описание и результаты самостоятельного теоретического и экспериментального исследования, излагаются общая концепция, основные методы исследования и оценки, алгоритмы решения задач и прочее. Широко представляется табличный и графический материал, характеризующий соответствие теоретических и экспериментальных данных. Следует особо выделить достижения и нерешенные проблемы. Для написания второй главы кроме показателей деятельности объекта используются действующие законодательство, нормативные документы, материалы научно-практических конференций, данные социологических исследований, статистические данные, отражающие социально-экономические процессы как в масштабах страны в целом, так и в рамках конкретных организаций. При обсуждении результатов анализа акцент делается на выявленных недостатках, проблемных вопросах, рекомендациях по оптимизации, ожидаемых результатах. В третьей главе приводятся предложения по совершенствованию тех сторон социально-экономической, управленческой деятельности, проблемные участки которой были выявлены во второй главе, и обоснование предложенных мероприятий. Эти предложения должны также решать те задачи, которые были сформулированы во введении. Предложения необходимо довести до уровня конкретных методик, рекомендаций, до разработки определённых форм документов, формулировок в нормативно-правые акты. Целесообразно предложить мероприятия, которые позволят минимизировать риски негативных последствий внедрения данного предложения. Важным и обязательным в работе является оценка экономической эффективности рекомендаций.
Запрещается вести изложение материала работы от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «разработанный мною метод», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного лица, в которых исключается местоимение «мы», то есть фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (выпускной квалификационной работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение опыта работы структурных подразделений таможенных органов свидетельствует о том, что», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т.п. Ссылаясь в тексте на графики, диаграммы или таблицы, следует пользоваться словами «приведены», «показаны», «изображены», «построены». Например: «Динамика оснащения подразделений таможенных органов современными вычислительными средствами (ПЭВМ) приведена...». В ВКР важно добиться единства стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность. Написанная и оформленная в соответствии с установленными требованиями, ВКР подлежит предварительной защите на выпускающей кафедре (кафедральной предзащите) и рецензированию – это четвертый этап подготовки ВКР. Предварительная защита ВКР проводится по плану кафедры «ГМУиТД» в соответствии с кафедральным графиком выполнения ВКР. Цель предзащиты – оценить степень готовности ВКР к публичной защите и соответствие ее установленным требованиям к ВКР студентов специальности 080115.65 и 036401.65 «Таможенное дело». По результатам предзащиты ВКР выносится решение о допуске ВКР к публичной защите на заседании ГАК; в случае несоответствия ВКР установленным требованиям и (или) замечаниям к выполнению ВКР возвращается на доработку. Все выявленные в результате предзащиты несоответствия и замечания к ВКР должны быть устранены студентом – автором ВКР до публичной защиты на заседании ГАК.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|