Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3 Коммуникация и её специфика в современном мире. Формы научной коммуникации. Культура ведения научной дискуссии




 

Под коммуникацией принято понимать обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. Коммуникация это сложный, символьный, личностный, транзакционный и часто неосознаваемый процесс [1, С. 521]. Коммуникация позволяет участникам выразить некоторую внешнюю по отношению к самим участникам информацию, внутреннее эмоциональное состояние, а также статусные роли, в которых они пребывают друг относительно друга. Р. Якобсон выделяет шесть компонентов коммуникативного акта     [21, С. 78]. Это адресант (отправитель), адресат (получатель), сообщение, контекст, код и контакт. Каждому из этих компонентов по Якобсону соответствует особая коммуникативная функция. Коммуникация рассматривается как конститутивный фактор поведения и деятельности людей, а не как простой обменный процесс между пользователями информации.

Научная коммуникация – это совокупность видов и форм профессионального общения в научном сообществе, а также передачи информации от одного его компонента к другому [8, С. 36-23]. Хотя наличие коммуникации как формы интенсивного информационного обмена между членами научного сообщества всегда признавалось существенной характеристикой научной деятельности, объектом специального анализа она становится лишь в конце 50-х – начале 60-х годов XX века. Этот анализ был инициирован так называемым «информационным взрывом» и преследовал изначально цель разработать оптимальные пропорции и структуры научного архива, по К. Попперу, «3 мира», а также массива публикаций и научно-технической информации в мировой в послевоенных условиях. Обоснование моделей научной коммуникации позволило выделить и проанализировать различные её виды и формы, представив, таким образом, науку как сложный тип духовного производства, интегрированный различными коммуникационными взаимодействиями учёных на всех стадиях научно-исследовательской деятельности.

Научная коммуникация может быть односторонней и двусторонней. В первом случае участник акта коммуникации выступает либо только в качестве коммуникатора (сообщающего ту или иную информацию), либо только в качестве реципиента (воспринимающего эту информацию). При двусторонней коммуникации участники попеременно воспринимают и сообщают информацию. Двусторонняя коммуникация имеет место, в частности, в случае диалога. Следует обратить внимание на то, что аудитория, участвующая в процессе научной коммуникации, имеет ограниченный (не массовый) характер. В связи с этим научную коммуникацию классифицируют как частную коммуникацию в противоположность коммуникации общественной, направленной на массовую аудиторию, которая включает представителей различных социальных слоев с разнообразным культурным и образовательным уровнем.

Выделяются также три типа научной коммуникации: внутридисциплинарная, междисциплинарная и внешненаучная [17, С. 56].

Во внутридисциплинарной коммуникации происходит интерпретация понятий с помощью других понятий этой научной дисциплины.

В процессе междисциплинарной коммуникации понятия одной научной дисциплины интерпретируются в понятиях другой научной дисциплины либо выстраиваются новые системы понятий.

Наконец, в процессе внешненаучной  коммуникации понятия, употребляемые в обыденном языке, преобразуются в понятия языка науки, и, наоборот, научные понятия конвертируются в понятия обыденного языка. Значение внешненаучной коммуникации при этом трудно переоценить, так как именно в ней происходит концептуализация проблемных ситуаций, возникающих в современном обществе и уже нашедших выражение в понятиях обыденного языка, и трансляция знаний в общество, и их популяризация в обществе.

Различают следующие формы научной коммуникации:

1. Формальная и неформальная коммуникация; первая предполагает документальную фиксацию научного знания в виде статьи, монографии или иной публикации; вторая – базируется на таких технологиях общения, которые не требуют письменного оформления и последующего воспроизведения в научной литературе либо электронных средствах информации. Средства формальной коммуникации, в свою очередь, могут быть разделены на первичные и вторичные. К первичным относятся научная статья, монография, опубликованные тезисы докладов на научных конференциях и др. Вторичные средства включают в себя рефераты различных научных публикаций, аналитические обзоры, рецензии, тематические библиографии и др. В последние десятилетия в качестве важного источника вторичной информации нередко используют издаваемый Филадельфийским институтом научной информации «Указатель научных ссылок» («Science Citation Index»), или индекс цитирования. Он представляет собой непрерывно пополняемую систему информационных баз данных по всем областям современной науки, существующую в виде систематических ссылок на работы предшественников в той или иной сфере исследований.

Помимо вышеназванных, существуют и иные способы формальной коммуникации:

    - Аннотация - это предельно сжатая характеристика первоисточника, имеющая чисто информационное значение. Она должна дать общее представление об основном содержании книги или статьи. Аннотация отвечает на вопрос: о чём говориться в первоисточнике. Различают аннотации двух типов: описательные и реферативные. Описательная аннотация приводит лишь описание материала, не раскрывая его содержания. В реферативной аннотации указывается, что именно содержится в аннотируемом материале (статье, научном труде), то есть материал излагается в связной, хотя и предельно сжатой и обобщенной форме. Как описательная, так и реферативная аннотация может иметь следующую структуру:

 1) библиографическое описание (автор, название статьи/книги, номер тома или издания, место издания, количество страниц, иллюстраций;

 2) общие сведения (сжатая характеристика) материала;

 3) дополнительные сведения (о работе и его авторе).

      - Реферат, в отличие от аннотации, отвечает на вопрос: какая информация содержится в первоисточнике. Он сообщает новые и наиболее существенные положения и выводы реферируемого источника. Цель реферата не только в том, чтобы в наиболее краткой форме передать содержание подлинника, но и выделить то особо важное или новое, что содержится в реферируемом материале. При необходимости переводчик должен дать общую оценку (положительную или критическую) изложенных положений в комментарии.

К научно-техническим способам коммуникации относятся:

- Патент - юридический документ, удостоверяющий право его обладателя на монопольное использование того или иного изобретения. В патенте даётся лишь наименование изобретения; его же описание, характеристики прилагаются к патенту. Для патентных описаний характерна объективность, логическая последовательность, точность изложения при ёмкости формы. В них широко используется терминологическая и производственная лексика, буквенные сокращения, условные обозначения технических устройств, технологических процессов, марок изделий, аппаратов, приборов, машин, а так же единиц измерения.

- Промышленная реклама включает тексты рекламных проспектов, рекламных листков или брошюр с описанием и изображением изделия, указания места и условий его приобретения, рекламных каталогов на промышленное оборудование, стендовых листков и т. д. В промышленной рекламе сочетается строгое изложение технического содержания (описание конструкций машины или технологического процесса) с собственно рекламным изложением, определяемым коммерческим назначением рекламных изделий.

- Техническая инструкция содержит нормативы общего порядка, способы и методы осуществления мероприятий в пределах разных ведомств или описание пользования различными приборами, продуктами и  т. д. Лексический состав инструкций находится в прямой зависимости от области применения и соответственно предполагаемого адресата. В технической инструкции используется специальная и терминологическая лексика.

К средствам неформальной коммуникации, как правило, относят различного рода беседы, обсуждения, дискуссии, а также совокупность допубликационных научных материалов (рукописи, препринты, научно-исследовательские отчёты и др. ). Эти средства достаточно трудно классифицировать.

2 Устная и письменная коммуникация. В связи с этим разделением важно зафиксировать основные формы трансляции знаний в культуре, в значительной мере, определяющие исторически конкретные типы взаимодействия учёных, как в структуре научных сообществ, так и в более широких социальных контекстах.

3Личностная и безличностная (непосредственная и опосредованная), планируемая и спонтанная формы научной коммуникации. Выделение этих форм позволяет существенно дополнить представление о возможных способах и типах организационно-институциональной структуры современной науки. В частности, определённый интерес в связи с этим, представляет рассмотрение такой специфической формы профессионального объединения учёных, как «невидимый колледж».

Классификация форм научной коммуникации может быть также проведена по средствам передачи информации. В донаучный период развития, несмотря на наличие письменности, ведущим способом такой передачи оставался устный (от учителя к ученику). Письменные фиксированные тексты носили лишь вспомогательный характер, что не соответствовало требованиям научной коммуникации. В науке же  еще с XVII века главной формой закрепления и трансляции знаний была книга (манускрипт, фолиант), где излагались основные принципы и начала «природы вещей». Как базис обучения эта форма дополняла традиционную систему непосредственных коммуникаций «учитель-ученик» и обеспечивала передачу знаний и навыков исследовательской работы от учителя к ученику, а также являлась главным средством фиксации новых результатов исследования природы. По мере развития науки и расширения поля исследовательской деятельности формировалась потребность в такой коммуникации ученых, которая обеспечивала бы их совместное обсуждение не только «вечных» проблем, но и конечных конкретных задач. Как реализация этого социального запроса в XVII в. возникает особая форма закрепления и трансляции знания - переписка между учеными. Переписка включала в себя результаты, описание пути, которым знания были получены. Письмо превращалось в сообщение, обсуждение аргументации и контраргументации; систематическая переписка велась на латыни - языке межевропейского общения. Такой тип сообщества как средство научного общения объединил ученых в так называемую Республику ученых (La Republique des Lettres). С развитием государственных систем образования переписка постепенно утрачивает свой прежний статус, а «Республика ученых» заменяется множеством национальных, дисциплинарно организованных сообществ, связанных внутренней коммуникацией, более интенсивной, чем внешняя. Научное сообщение, например, статья в научном журнале, в силу меньшего объема становится адекватной формой фиксации знания, трансляции и определения приоритета исследования. С того времени, как развитие науки и техники перестало быть уделом отдельных индивидуумов, а превратилось в дело большого количества людей: ученых, творческих работников, инженеров, преподавателей и т. д., появилась такие формы обмена информацией между этими людьми, как конференции, симпозиумы, конгрессы, конкурсы, семинары, совещания, круглые столы, тематические собеседования, научные отчеты, другие творческие, практические, научно-исследовательские и научно-образовательные мероприятия. Серьезные изменения в системе научной коммуникации связаны с развернувшейся во второй половине ХХ в. информатизацией общества. Цифровая среда изменила способы взаимодействия в науке: нормой становится сотрудничество, пересекающее рамки конкретных институтов и даже государств, особенно в технических и медицинских науках. Если предположить отсутствие качественной разницы между личной и опосредованной научной коммуникацией, то становление информационного общества и распространение интенсивной компьютерной коммуникации может привести к переструктурированию системы научной коммуникации, прежде всего благодаря неформальным контактам и сетевым характеристикам научной коммуникации, т. е. растет удельный вес неформальной информации. В целом «фактор интернета» сказывается на социальной организации науки и формах воспроизводства научного знания через слияние отраслей знания, изменение тем исследований, развитие новых научных направлений. Движение в сторону открытого доступа, по мнению наблюдателей, следует рассматривать не как трансформацию научного жанра, а как попытку сместить контроль над научной коммуникацией от индустрии коммерческих издательств назад в научный мир. Таким образом, новая информационная среда способствует значительному росту и интенсификации взаимодействия между учеными различных дисциплин и организаций. Хотя формы научной коммуникации (например, научная статья) по большей части остаются прежними, значительно увеличилось разнообразие тем, подходов и групповых исследований.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...