Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 11. Развитие в России теории управления общественным производством и формирование российской модели современного менеджмента.




Развертывание в России разработки командно-административной модели управления индустриальной экономики в 30-40 гг. Формирование концепции организации планового производства на государственных казенных предприятиях. Развитие теории и практики директивного планирования. Появление учебников «Организация производства в машиностроении» (1937), «Организация и планирование социалистического промышленного предприятия» (1950). Проблемы реформирования командно-административной системы экономики и развитие теории и практики организации хозяйственного управления в России в 50-х гг. Появление теории оптимального планирования народного хозяйства (Канторович Л. В., Лурье Л.А., Новожилов В.В., Немчинов В.С.) Выделение в сфере управленческих исследований организационно-кибернетического и социально-экономического направлений.

Развитие науки управления в России в период развертывания научно-технической революции. Возникновение трех подходов к трактовке исследований проблем управления. Выделение общих и специфических признаков управления. Развитие аспектного подхода к исследованию проблем управления. Выделение экономических, правовых и социально-психологических аспектов управления общественным производством. Ограниченность аспектного подхода. Разработка комплексного подхода исследованию проблем управления общественным производством. Разделение управления народным хозяйством и управления отдельными предприятиями. Разработка структурно-функционального подхода в управлении. Выделение принципов классификации функций управления общественным производством. Разработка подходов к анализу систем управления общественным производством.

Экономические реформы конца ХХ века и переход практики промышленного управления в России к научному менеджменту. Исторические особенности, условия и факторы формирования и развития современной российской модели менеджмента. Российские национальные традиции хозяйственного и общественно-политического управления. Сравнительный анализ российского менеджмента. Человеческий фактор в российском менеджменте. Инфраструктура российского менеджмента. Управление конкурентоспособностью в российском менеджменте. Проблема эффективности менеджмента. Возникновение и развитие российского стратегического корпоративного менеджмента. Стратегическое планирование и программирование в российском менеджменте. Характерные черты и специфика механизмов российской модели государственного регулирования экономики.

 

II. ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО, ПРОЕКТНОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.

Разработка управленческих решений»

Тема 1. Понятие управленческого решения. Основные термины и понятия курса. Введение в теорию принятия решений. Понятие и определение организации. Организация как система. Свойства организации как системы. Виды организаций. Управление организацией – понятие и определение. Цель управления организацией – понятие и определение. Самоорганизация и осознанное поведение индивидов как фактор развития организации. Система управления организацией. Понятие и определение управленческого решения. Сущность и свойства управленческих решений. Примеры управленческих решений.

Тема 2. Понятие, сущность и виды управленческих проблем. Понятие и определение управленческое проблемы. Сущность и содержание управленческих проблем. Примеры. Управленческая проблема и управленческое решение. Управление организацией как процесс разрешения управленческих проблем путем принятия управленческих решений. Структура управленческой проблемы. Характер и сложность управленческих проблем. Классификация управленческих проблем по критериям: субъект воздействия, объект воздействия, уровень организационной иерархии, время возникновения, уровень риска, степень неопределенности и пр.

Тема 3. Виды, содержание и особенности управленческих решений. Процесс принятия решений. Стороны процесса принятия управленческого решения. Важнейшие аспекты управленческих решений. Ресурсы, необходимые для управленческих решений. Критерии качества управленческих решений. Виды управленческих решений в соответствии с классификацией управленческих проблем. Области принятия управленческих решений. Основные и вспомогательные бизнес-процессы. Распределение функций и задач управления в организации. Управленческие бизнес-процессы. Делегирование полномочий при принятии управленческих решений. Особенности и отличительные свойства процесса подготовки и принятия управленческих решений.

Тема 4. Понятие лидерства и стратегического лидера. Концепция стратегического лидерства как ответ на сложность и неопределенность внешнего окружения организации. Понятие стратегического лидерства. Примеры стратегических лидеров. Факторы эффективности лидерства. Компетенции эффективных лидеров. Стратегическое мышление. Стратегическое планирование. Стратегическая эрудиция. Стратегическое влияние. Умение осуществлять стратегические инициативы. Стратегическое лидерство как основа управления в крупнейших корпорациях. Группы стратегического лидерства.

Тема 5. Стратегические инициативы и замыслы стратегического лидера. Понятие и определение стратегических инициатив. Примеры. Влияние стратегических инициатив на управление организацией. Роль стратегических инициатив в установлении целей управления организацией. Миссия и видение будущего как выражение стратегических инициатив. Стратегическая логика. Модель хозяйственной деятельности организации. Виды бизнес-моделей. Выбор стратегических альтернатив. Стратегическая позиция.

Тема 6. Стратегия развития и политика управления как основа для подготовки и принятия управленческих решений. Стратегические и оперативные управленческие решения. Понятие стратегии развития организации в контексте процесса принятия и реализации управленческих решений. Стратегия как документ, определяющий настоящее и будущее организации. Использование стратегии при идентификации управленческих проблем, выработке и исполнении управленческих решений. Разработка стратегии развития как ключевая управленческая проблема в процессе стратегического управления организацией. Взаимосвязь стратегических и оперативных решений. Политика управления организацией.

Тема 7. Процесс поиска и решения управленческих проблем. Области возникновения управленческих проблем в деятельности организации. Идентификация и описание управленческих проблем. Построение и оценка структуры управленческой проблемы. Представление управленческих проблем. Анализ проблемы. Построение дерева решений. Формирование поля альтернативных решений. Поиск оптимального решения. Оценка последствий разрешения управленческой проблемы. Учет интересов бенефициаров.

Тема 8. Методы принятия управленческих решений. Режимы принятия управленческих решений. Методы ситуационного анализа. Методы математического программирования. Экономико-математическое моделирование. Имитационные методы принятия решений. Применение теории игр. Ролевые игры. Социально-экономическое прогнозирование при подготовке решений. Финансово-экономическое моделирование. Методы морфологического анализа. Портфельные методы.

Тема 9. Методы разработки, обоснования и выбора решений в условиях риска и неопределенности. Эвристические методы принятия решений. Управление риском и неопределенностью при принятии управленческих решений. Выявление факторов риска. Оценка степени риска. «Диаграмма-торнадо». Метод творческих групп «Hewlett-Packard». Деловые игры. Планирование сценариев. Ключевые проблемы использования эвристических и экспертных методов в процессе управления.

Тема 10. Системы поддержки принятия решений. Информационные системы, используемые для подготовки управленческих решений. Информационные технологии и экспертные суждения. Система поддержки принятия решений как сложный организационно-технологический механизм.

Тема 11. Процесс подготовки и принятия решений. Общая модель процесса подготовки и принятия управленческих решений. Роли участников процесса принятия решений. Модели принятия управленческих решений на уровне индивидуума, функционального подразделения, стратегического хозяйственного центра, компании в целом, группы компаний. Принятие решений по основным и вспомогательным бизнес-процессам. Принятие решений по управлению проектом. Особенности принятия решений в ассоциациях, союзах, партнерствах. Ошибки анализа управленческих проблем. Причины возникновения ошибочных решений. Распространенные ошибки при подготовке и принятии управленческих решений.

Тема 12. Распределение функций между подразделениями организации в процессе подготовки и принятия управленческих решений. Роли третьих сторон в процессе подготовки и принятия решений. Привлечение внешних консультантов для решения управленческих проблем. Распространенные ошибки при организации деятельности внешних консультантов в процессе принятия решений. Распределение функций и задач в процессе управления рисками в процессе подготовки решения и после его принятия. Распределение функций в процессе управления проектами. Примеры распределения функций при принятии управленческих решений в рамках основных и вспомогательных бизнес-процессов.

Тема 13. Индивидуальное и коллективное принятие решений. Достоинства и недостатки индивидуального или коллективного принятия решений. Методы коллективного принятия решений. Управленческие конфликты: сущность, способы преодоления. Управление изменениями и конфликтами при принятии решений. Проблемы распределения ресурсов и компромиссов в процессе подготовки управленческих решений. Модели переговоров. «Ловушки» при индивидуальном или коллективном принятии решений.

Тема 14. Планово-контрольные задания. Планово-отчетная документация. Понятие планово-контрольного задания как основного документа, цель которого состоит в описании принятого решения и формы контроля его исполнения. Виды распорядительных документов в организации. Организация исполнения приказов и распоряжений в компании. Плановые и отчетные формы: сущность, предназначение, структура и содержание. Планы и показатели деятельности.

Тема 15. Формы и методы контроля реализации управленческих решений. Стили контроля. Внутренние и внешние контролирующие органы. Внутренний контроль. Контроль соответствия нормативно-методическим документам. Контроль со стороны надзорных и регулирующих органов. Внутренний аудит. Стратегический контроль. Контроль реализации проектов. Оценка выполнения принятых решений на основе ключевых показателей деятельности. Распространенные ошибки в оценке степени исполнения принятых управленческих решений.

Тема 16. Формы мотивации и ответственности за принятие управленческих решений. Принципы и формы делегирования полномочий и ответственности за подготовку и принятие управленческих решений в организации. Бизнес-модель и система делегирования полномочий и ответственности. Санкционирование затрат. Полномочия и ограничение свободы высших органов управления в принятии управленческих решений. Принципы построения системы мотивации ответственных лиц за принятие и исполнение управленческих решений. Возможность самоорганизации как стимул.

Тема 17. Основы управления рисками при принятии и реализации управленческих решений. Понятие риска в отношении управленческого решения. Влияние рисков на деятельность организации. Области возникновения рисков. Идентификация, анализ и оценка рисков управленческих решений. Факторы и последствия рисков. Единоличное принятие управленческих решений как ключевой фактор рисков. Примеры ошибок при единоличном принятии решений. Риски, возникающие при принятии коллективных решений. Отслеживание рисков после принятия решений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...