Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегический менеджмент».




Тема № 1. Введение в стратегический менеджмент. Предпосылки возникновения и этапы развития стратегического управления. Понятие стратегического менеджмента. Исторические предпосылки возникновения и этапы развития стратегического менеджмента. Отличия стратегического менеджмента от оперативного менеджмента. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности. Жизненные циклы организаций и стратегическое управление. Соотношение стратегического, тактического и оперативного (внутрифирменного) управления в системе менеджмента корпорации и ее подразделений.

Тема № 2. Стратегии и организационные формы корпоративных образований. Стратегии корпоративных организаций как результат развития концентрации, централизации и структуризации бизнеса и эволюции корпоративных структур. Интеграция, дифференциация и структуризация корпоративного бизнеса: формы и виды. Корпоративные (портфельные), конкурентные (деловые), ролевые (поведенческие), функциональные, отраслевые, региональные и глобальные (международные) стратегии. Жесткие корпоративные структуры, реализующие стратегическое управление: трест, концерн, конгломерат, консорциум. Мягкие корпоративные структуры, реализующие стратегическое управление: картель, синдикат, пул, ассоциация, стратегический альянс. Стратегические бизнес-единицы (хозяйственные подразделения) корпоративных структур. Стратегические зоны хозяйствования, стратегическое развертывание сетевых структур

Тема № 3. Школы стратегического менеджмента: дизайна, планирования, позиционирования. Школа дизайна: формирование стратегии как процесс осмысления. Школа планирования: формирование стратегии как формальный процесс. Школа позиционирования: формирование стратегии как аналитический процесс.

Тема № 4. Школы стратегического менеджмента: предпринимательства, когнитивная, обучения. Школа предпринимательства: формирование стратегии как процесс предвидения. Когнитивная школа: формирование стратегии как ментальный процесс. Школа обучения: формирование стратегии как развивающийся процесс.

Тема № 5. Школы стратегического менеджмента: власти, культуры, внешней среды, конфигурации. Школа власти: формирование стратегии как процесс ведения переговоров. Школа культуры: формирование стратегии как коллективный процесс. Школа внешней среды: формирование стратегии как реактивный процесс. Школа конфигурации: формирование стратегии как процесс трансформации.

Тема № 6. Управленческая стратегия: формирование и реализация. Понятие управленческой стратегии. Стратегия как конкретный план достижения стратегической цели и как долгосрочное качественно определенное направление развития организации. Соотношение стратегических, тактических и оперативных целей. Элементы стратегии: видение, миссия, цели, задачи. Генеральные, корпоративные, конкурентные, функциональны, операционные стратегии. Типы стратегий. Содержание стратегии как документа. Стратегические решения. Стратегическое прогнозирование. Процесс формирования стратегий. Проблемное поле, стратегическая проблема и стратегический фокус. Реализация стратегии.

Тема № 7. Организация стратегического планирования. Сущность и содержание планирования как функции менеджмента. Специфика и виды стратегического планирования. Цикл и методы стратегического планирования. Типы плановых структур. Методология стратегического планирования: сущность и содержание, логика, принципы. Методы, формы и показатели стратегического планирования: Стратегическое планирование как разработка системы стратегических плановых документов. Формы реализации стратегического планирования. Программно-целевое планирование как форма оперативно-стратегического планирования. Взаимосвязь стратегического планирования, целевого программирования и бюджетирования. Бизнес-план как форма оперативно-тактического планирования. Проекты как форма оперативного планирования

Тема 8. Конкурентные преимущества, стратегические способности и конкурентоспособность компании. Понятие, виды источники и факторы конкурентоспособности корпорации. Понятие, виды, типы и источники конкурентных преимуществ компании. Ключевые факторы успеха, стратегические способности и конкурентоспособность корпорации.

Тема № 9. Стратегический позиционный анализ компании. Позиционный анализ.Виды, типы и характеристика конкурентных позиций. Алгоритм оценки конкурентной позиции. Основные виды и типы стратегического конкурентного позиционирования компании. Наступательные, оборонительные и смешанные стратегические позиции компании.

Тема № 10. Стратегическая позиционная оценка компании. Позиционная оценка фирмы: фирмы–лидеры, фирмы–последователи лидера с сильной позицией, фирмы–последователи лидера со слабой позицией, фирмы- аутсайдеры с кризисной позицией. Основные стратегические позиции компании в зависимости от ее положения на рынке.

Тема № 11. Стратегический комплексный ситуационный анализ потенциала и рыночного положения компании (SWOT, PEST). Ситуационный анализ. Стратегический анализ основных компонентов внутренней (миниэкономической) среды фирмы: персонал, производство, организация управления, маркетинг, финансы и учет. Стратегический анализ внешней (микроэкономической) среды прямого воздействия: отраслевого рынка. Стратегический анализ внешней (макроэкономической) среды косвенного воздействия фирмы: тенденций и факторов пространственных секторов рыночной экономики (мировой, национальный, региональный). Алгоритм проведения комплексного ситуационного анализа внутренней и внешней среды компании методом PEST-анализа. Факторы политики, экономики, технологий, социума в системе PEST-анализа. Алгоритм проведения комплексного ситуационного анализа внутренней и внешней среды компании методом SWOT-анализа. Факторы сильных и слабых сторон внутренней среды фирмы, угроз и возможностей её внешней среды в системе SWOT-анализа.

Тема № 12. Стратегическое позиционирование компании относительно жизненных циклов товаров (матрица Артура Литтл). Концепция жизненного цикла товара и стратегическое позиционирование компании. Фазы жизненного цикла товара. Жизненные циклы товаров и экономические циклы. Виды товаров по циклическому состоянию: инновационные, зрелые и устаревшие. Портфельная матрица фирмы относительно фаз жизненного цикла товара Arthur D. Little (ADL/LC). Сочетание характеристик конкурентных позиций фирмы и стадий жизненного цикла товара. Алгоритм стратегического планирования и рекомендации матрицы ADL/LC.

Тема № 13. Стратегическое позиционирование компании относительно жизненных циклов отраслей (матрица Хофера-Шендела). Концепция жизненного цикла отрасли и стратегическое позиционирование компании. Жизненные циклы отраслей и длинные экономические волны.Фазы цикла отрасли: зарождение, рост, зрелость, стагнация, спад. Виды отраслей по циклическому состоянию: развивающиеся, зрелые и стагнирующие. Портфельная матрица фирмы относительно фаз жизненного цикла отраслиХофера-Шендела. Сочетание характеристик конкурентных позиций фирмы и стадий жизненного цикла отрасли. Алгоритм стратегического планирования и рекомендации матрицы Хофера-Шендела.

Тема 14. Стратегический анализ перспектив рыночной позиции компании посредством матрицы БКГ. Понятие, сущность, предназначение и общая схема реализации стратегического портфельного анализа компании. Портфельная матрица Бостонской консультативной группы (БКГ) как метод оценки позиции фирмы на рынке. Показатели матрицы классификации предприятий на рынке: относительная доля рынка и темпы роста отраслевого рынка. Гипотезы матрицы БКГ. Типы фирм и товаров по классификации матрицы БКГ: «Звезды», «Дойные коровы», «Собаки», «Знаки вопроса». Желательная последовательность развития производства и реализации товаров фирмой. Варианты траектории динамики портфеля корпорации: «Новатора», «Последователя», «Неудачи», «Перманентной посредственности». Достоинства и недостатки матрицы БКГ.

Тема 15. Стратегический анализ перспектив рыночной позиции компании посредством матриц Мак-Кинси и «Шелл». Портфельная матрица Мак-Кинси ( McKincey–General Electric) как метод оценки рыночной привлекательности и конкурентных позиций фирмы. Показатели матрицы: привлекательность отрасли и стратегическая конкурентоспособность бизнес-единицы. Основные стратегические альтернативы матрицы: «удержать позицию», «улучшить позицию», «восстановить утерянную позицию», «собрать урожай», «доинвестировать». Алгоритм матрицы McKincey–GE. Портфельная матрица направленной политики компании «Шелл». Показатели матрицы: привлекательность отрасли и стратегическая конкурентоспособность бизнес-единицы компании. Основные стратегические альтернативы матрицы.

Тема 16. Корпоративные (базовые) стратегии компании. Понятие, виды и типы корпоративных (базовых) стратегий. Понятие и структура портфеля корпоративного образования. Финансовый и реальный капитал, рыночные сферы предпринимательской деятельности и организационная структура корпорации. Стратегии пассивного роста, прогрессирующего роста, сокращения, комбинированные. Стратегии пассивного роста и их особенности. Стратегии прогрессирующего роста: интенсивного (концентрированного), интеграционного и диверсификационного. Стратегии интенсивного роста: постоянных улучшений (интенсификации усилий на рынке), рыночной экспансии (развития рынков), продуктовых инноваций (товарной экспансии). Стратегии интеграционного роста: горизонтальной и вертикальной (прямой и обратной) интеграции. Стратегии диверсификационного роста: оборонительные и наступательные мотивы, критерии привлекательности, «затрат на вхождение», дополнительных выгод. Реализация диверсификации способами покупки, создания «с нуля», создания совместного предприятия. Стратегии сокращения: сокращения расходов, отсечения лишнего (отделения), «сбора урожая/снятия сливок», ликвидации. Комбинированные стратегии и их особенности. Финансовые последствия реализации базовых стратегий.

Тема 17. Конкурентные (деловые) стратегии компании. Понятие, виды и типы конкурентных (деловых) стратегий. Конкурентные стратегии лидерства в низких издержках: снижение элементов затрат без изменения их структуры и с преобразованием цепочки затрат. Конкурентные стратегии дифференциации: продуктовая, сервисная, имиджа. Способы реализации стратегий дифференциации. Конкурентные стратегии фокусирования (узкой специализации): отдельный рыночный сегмент, особая группа покупателей, определенная группа товаров, географический сектор рынка. Условия и риски, связанные с реализацией стратегии фокусирования.

Тема 18. Ролевые (поведенческие) стратегии компании. Виолентные (силовые) стратегии доминирования на обширных рынках крупных фирм («слонов»). Патиентные (нишевые) стратегии доминирования различных компаний с узкой специализацией («лис»). Коммутантные (приспособленческие) стратегии мелких фирм («серых мышей»), направленные на производство неспециализированной часто меняющейся продукции. Эксплерентные (пионерные) стратегии быстро растущих малых и средних фирм («ласточек»), осваивающих новую продукцию.

Тема 19. Производственные функциональные стратегии. Производственные функциональные стратегии. Стратегии размещения и специализации производства: приближение к дешевым источникам сырья, приближение к дешевой рабочей силе, приближение к районам сбыта, размещение с учетом жесткости экологических требований, размещение с учетом социально-политической стабильности. Ресурсные стратегии: привлечения ресурсов, сохранения ресурсов. Стратегии прибыли: максимизации сверхприбыли, оптимизации убытков. Стратегии качества: прорыва и непрерывного совершенствования. Стратегия и техническая политика предприятия. Стратегии управления технологическим развитием: глобального центра, полицентризма, распределенного технологического развития, интегрированного технологического развития. Стратегии управления НИОКР: наступательная (разработка новых технологий), защитная (усовершенствование имеющихся конкурентных технологий), поглощающая (приобретений лицензий), разбойничья (захват чужих технологий).

Тема. 20. Финансовые функциональные стратегии. Стратегии управления финансами компании: виды, типы, особенности. Стратегии управления долгосрочными финансовыми операциями. Стратегическое финансовое планирование. Стратегии привлечения финансовых средств. Стратегии инвестирования. Стратегии управления текущими финансовыми операциями и обеспечения финансовой устойчивости фирмы. Стратегии управления дебиторской задолженностью. Стратегии управления издержками. Стратегии выплаты дивидендов. Стратегии финансовых инвестиций. Стратегии защиты от финансовых рисков.

Тема. 21. Маркетинговые функциональные стратегии. Место маркетинга в стратегическом управлении компанией. Виды маркетинга. Основные концепции маркетинга. Стратегии управления маркетингом. Функции стратегического маркетинга. Стратегия и тактика управления маркетингом. Маркетинговые стратегии управления жизненным циклом товара. Маркетинговые стратегии управления товародвижения. Маркетинговые стратегии ценообразования. Маркетинговые стратегии воздействия на потребителей.

Тема. 22. Кадровые функциональные стратегии. Общее понятие стратегии управления персоналом. Внешние и внутренние факторы формирования стратегии управления персоналом. Кадровые функциональные стратегии. Стратегии привлечения и отбора персонала. Стратегии развития персонала. Стратегии перемещения персонала. Стратегии регулирования занятости на предприятии.

Тема. № 23. Стратегическое управление компанией в развивающихся отраслях экономики. Фаза инновационного зарождения жизненного цикла отрасли и особенности динамики зарождающихся отраслей. Особенности, преимущества и проблемы развивающихся отраслей. Проблемы, ограничивающие развитие зарождающихся отраслей. Специфика рынков новых продуктов на раннем и последующих этапах. Стратегическое управление компаниями в зарождающихся (инновационных) отраслях. Базовые стратегии компании в развивающихся отраслях: наступательные, оборонительные, имитационные. Стратегии «снятия сливок» и «цен прорыва». Стратегии инновационного продвижения на новый рынок - наступательная, выжидательная, промежуточная стратегии. Стратегии освоения новаций – опоры на собственные силы, кооперации с партнерами, закупки новинок. Основные типы инновационного конкурентного поведения фирмы: виолентное, патиентное, эксплерентное, коммутантное.

Тема №24. Стратегическое управление компанией в стабильных отраслях экономики. Фаза стабильности жизненного цикла отрасли и особенности динамики зрелых стабильных отраслей. Изменения в отрасли в период её перехода от фазы зарождения к фазе зрелости. Стратегическая дилемма, обостряемая нарастанием зрелости отрасли. Особенности, преимущества и проблемы зрелых отраслей. Стратегическое управление компаниями в зрелых отраслях. Особенности, источники, конкурентных преимуществ и проблемы зрелых отраслей. Специфика конкурентных стратегий компаний в зрелых отраслях экономики. Стратегические ловушки переходного периода отрасли. Организационные последствия зрелости отрасли.

Тема № 25. Стратегическое управление компанией в сокращающихся отраслях экономики. Фаза спада жизненного цикла отрасли и особенности динамики стагнирующих отраслей. Общие и специфические, внешние и внутренние факторы нарастания кризисного развития организации. Структурные факторы конкуренции на этапе спада отрасли. Барьеры выхода из отрасли в период её спада. Стратегическое управление компаниями в отраслях, переживающих спад. Важнейшие особенности, конкурентные преимущества и стратегические проблемы стагнирующих отраслей. Стратегические альтернативы конкурентного поведения компаний в период отраслевого спада. Управляемы и неуправляемы процессы антикризисного развития. Роль стратегии в антикризисном управлении. Базовые стратегии антикризисного управления.

Тема № 26. Стратегическое управление компанией в глобальных отраслях мировой экономики. Стратегия внешнеэкономической деятельности компании. Длинные экономические циклы и структурное развитие мирового индустриального хозяйства. Международная экономическая интеграция и глобализация мирового хозяйства. Глобализация национальных экономических связей и возникновение глобальных отраслей. Транснациональные корпорации и стратегические лидеры глобального отраслевого ценообразования мирового рынка. Глобальная конкуренция и глобальные конкурентные преимущества. Источники преимуществ и препятствия глобальной конкуренции. Эволюция превращения отрасли в глобальную. Особенности конкуренции и стратегические альтернативы в глобальных отраслях. Стратегии конкурентного поведения компании на международных рынках: глобальное лидерство по издержкам, глобальная сегментация, глобальное дифференцирование, проникновение на национальные рынки, учет национальных особенностей.

 

Управление проектами»

Тема 1. Основные понятия и сущность управления программами и проектами. Понятия проекта, программы. Типичные определения и черты проекта. Классификация проектов. Особенности инновационных программ и проектов. История развития управления проектами за рубежом и в России. Формирование инновационной деятельности. Структуры управления инновационной деятельностью. Национальная инновационная система. Проектное управление инновационными процессами.

Тема 2. Методология управления программами и проектами. Связь методологии управления проектами с другими управленческими дисциплинами. Факторы, обусловливающие управление проектами. Традиционное управление и управление проектами. Краткий обзор содержания дисциплины. Профессиональные организации по управлению проектами. Обзор подходов, методов и стандартов управления проектами. Актуальность и целесообразность перехода к управлению инновационными программами и проектами. Алгоритм реализации инновационного проекта. Типичные ошибки и заблуждения проектного менеджмента.

Тема 3. Роль программ и проектов в стратегическом управлении организацией. Место и роль программ и проектов в процессе стратегического управления. Эффективная портфельная система управления. Модели выбора проекта. Основные источники инвестирования инновационных проектов. Государственные и международные программы поддержки инновационной деятельности.

Тема 4. Организационные структуры управления программами и проектами. Структура руководства инновационного проекта. Организация проектов в рамках функциональной структуры, по принципу независимых команд, в матричной системе. Выбор подходящей структуры управления проектом.

Тема 5. Роль организационной культуры в управлении программами и проектами. Характерные черты организационной культуры. Значение организационной культуры для управления проектами. Кросс-культурные вопросы. Работа в различных культурах. Разрешение культурного шока.

Тема 6. Выработка основных критериев для оценки параметров программ и проектов. Ограничения, допущения, факторы, влияющие на успешную реализацию программ и проектов. Факторы, влияющие на качество оценки. Горизонт планирования. Бюджет, качество, срок реализации инновационных программ и проектов.

Тема 7. Методы структурирования работ. Жизненный цикл проекта. Основные фазы, стадии, этапы проекта. Иерархическая структура работ проекта. Основные группы в структуре работ. Алгоритм разработки структуры работ.

Тема 8. Методы оценки времени и затрат, ресурсов. Макро- и микроподходы для оценки необходимых на проект времени и затрат. Уровень детализации. Разработка бюджетов. Расчет смет, фондов на случай непредвиденных обстоятельств.

Тема 9. Особенности календарного планирования ресурсов. Проектные ограничения. Классификация проблем календарного планирования. Методы распределения ресурсов. Преимущества календарного планирования ресурсов.

Тема 10. Основные принципы и подходы к развитию проектного плана. Формирование системы планов проекта. Основные принципы построения и анализа системы планов проекта. Комплексная разработка сетевого графика проекта. Методы приближения планов к реальности.

Тема 11. Методы выявления и оценки проектных рисков. Классификация и идентификация рисков. Определение рисков в инновационной сфере. Оценка риска. Развитие ответа на риск. Планирование непредвиденного обстоятельства. Создание резервов. Методы анализа рисков, качественная и количественная оценка рисков инновационных проектов.

Тема 12. Организация управления рисками инновационных программ и проектов. Структура важнейших задач и методов управления риском на основных фазах жизненного цикла проекта. Методы управления рисками инновационных проектов. Инстру­менты управления проектными рисками по сферам деятельности. Схема организации процесса управления рисками. Схема управления риском на предприятии.

Тема 13. Система контроля и мониторинга выполнения работ. Процесс контроля за проектом. Мониторинг времени выполнения работ. Информационная система контроля. Развитие интегрированной системы контроля.

Тема 14. Методы сокращения времени выполнения программ и проектов. Обоснование необходимости сокращения времени выполнения проекта. Методы ускоренного завершения проекта. Добавление ресурсов. Аутсорсинг в проектной работе. Компромисс за счет качества.

Тема 15. Управление и лидерское руководство инновационными программами и проектами. Управление взаимосвязями проекта. Сеть взаимоотношений. Рычаги управления. Качества эффективного руководителя проекта. Управление решением проблем.

Тема 16. Основные подходы к созданию эффективных проектных команд. Сущность проектной команды. Модель развития команды. Факторы, влияющие на развитие команды. Набор персонала для работы над проектом. Разработка общей стратегии. Управление конфликтами. Проведение проектных совещаний.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...