3.Понятие о деятельности. Структура деятельности.
3. Понятие о деятельности. Структура деятельности. Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива Структура деятельности: Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл. Действие имеет структуру: цель – мотив, способ – результат. Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувствительные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные) Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд. Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком. Интериоризация – процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию. Экстериоризация – процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие. 4. Сущность мыслительной деятельности.
Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации, который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения, и т. п. ). Выделяют четыре стадии решения проблемы: · подготовка; · созревание решения; · вдохновение; · проверка найденного решения. Структура мыслительного процесса решения проблемы: 1. Мотивация (желание решить проблему). 2. Анализ проблемы (выделение " что дано", " что требуется найти", какие недостающие или избыточные данные, и т. д. ). 3. Поиск решения: 4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения. 5. Реализация решения. 6. Проверка найденного решения. 7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2). Операции мыслительной деятельности: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому Абстрагирование (отвлечение) – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Обобщение – мыслительное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Основными формами логического мышления являются понятие, суждение, умозаключение.
Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными. Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства) Качества мышления и структура интеллекта Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного. Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки. Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|