Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диалектика знака и значения




Е.И.РАЧИН

 

КАК ИЗУЧАТЬ КУРС

 

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

Учебно-методическое пособие для аспирантов

 

Москва, 2008

 

IV. КАК ПИСАТЬ РЕФЕРАТ

З а д а ч и и ц е л ь н а п и с а н и я р е ф е р а т а

 

Реферат по дисциплине «История и философия науки» является важной научной работой. В ней аспирант должен показать твёрдые навыки написания научных текстов, умение аргументировано излагать научную проблему и научно и философски анализировать её. Реферат не есть оригинальная статья, содержащая новые идеи и даже открытия. Как правило, он представляет собой обзор литературы по проблеме, избранной аспирантом, интерпретацию разных точек зрения на проблему, включающую и самостоятельное видение автора.

Главная цель написания реферата – демонстрация аспирантом обоснованности своих претензий на научную степень, обнаружение им эрудиции и умения научно мыслить.

Задачей аспиранта является воспитание в себе стиля научного мышления, который он должен проявить в тексте реферата. Этот стиль в отличие от публицистического или художественного означает строгость употребления терминов, или соблюдение логического закона тождества. В научном тексте недопустимы противоречия, фантазии, употребление цитат без ссылок на источники, голословные суждения без доказательств, которые допускаются в журналистике, художественной литературе. Главная характеристика научного текста – аргументированность суждений автора, доказательность идей и научных положений.

Другой важной задачей при написании реферата является обнаружение в тексте навыков системного видения научных проблем. Система есть совокупность элементов, находящихся во взаимодействии. Устойчивая связь между элементами системы называется структурой. Учёный обязан быть системным во всём: и в умении видеть свою научную проблему в рамках избранной научной области в способности различать многообразные связи изучаемого объекта, и во всестороннем рассмотрении проблемы с помощью разных методов. Односторонние высказывания, не допускающие иных подходов, не приняты в науке. Сам текст реферата, его деление на главы и параграфы, связь между абзацами должны обнаруживать систему суждений, мыслей, понятий и аргументов. Текст должен представлять собою системное целое, содержащее в себе одну или две главные идеи, которые автору следует обоснованно изложить и подкрепить примерами, ссылками на точки зрения авторитетных авторов, ссылками на законы природы и общественной жизни.

Реферат пишется также с целью показать автором умение владеть аналитическим методом при изложении материала. Сделать анализ научной проблемы –это значит проникнуть внутрь предмета, отделить существенное от несущественного. Существенное и составляет ядро истины, несущественное заслоняет истину и в конечном счёте может привести учёного к заблуждению. Анализ помогает разобраться в структуре объекта исследования, помогает выстроить иерархию отношений и ценностей в проблеме. Соединённый с синтезом, он даёт возможность построить целостную картину бытия объекта, определить модель взаимоотношений объекта с окружающей его средой. Аспирант, пользуясь аналитико-синтетическим методом, должен суметь сконструировать текст с определённой структурой, которая требуется обстоятельствами – разработанностью проблемы, информационным обеспечением, востребованностью обществом. Референт – это не просто лицо, повествовательно говорящее о проблеме. Это ещё и архитектор текста, умеющий привязать его к окружающему основную проблему кругу идей, образующих научно-информационную среду, в рамках которой и происходит исследование.

Важной задачей аспиранта является также демонстрация им в реферате своей научной эрудиции. Нелишне будет показать знакомство с основными теориями и гипотезами по проблеме, процитировать фундаментальные источники, основательно аргументировать свою точку зрения. Если автор обладает ещё и творческой интуицией, то её можно обнаружить и в предлагаемых им гипотезах и моделях, и в апелляциях к практике.

Автор реферата по возможности должен излагать текст не только системно, но и гармонично, перемежая научные термины с афористичными высказываниями и образами, модельно иллюстрирующими текст. Одним словом, научная эрудиция должна сопровождаться эстетическим чутьём текста, которое может быть не только дано от рождения, но и воспитано путём многократных упражнений и чтения научной и художественной литературы.

В ы б о р т е м ы

Тема реферата не может быть выбрана автором произвольно и спонтанно. Если бы это было допустимо, то это не соответствовало бы духу самой науки, ибо она отрицала бы свои системность и опору на разум. Написание реферата на определённую тему должно быть не формальным делом, совершаемым «для галочки», но научной работой, которая принесёт пользу. Тема должна, во-первых, находиться в круге научных интересов аспиранта и, по возможности, быть максимально приближена к проблематике будущей кандидатской диссертации. Во-вторых, тема должна отвечать научным интересам кафедры философии и профилирующих кафедр, которые занимаются комплексным исследованием своих научных проблем. В этом случае аспирант после написания своего реферата может быть включён в число авторов коллективных кафедральных работ, тематика которых может меняться через каждые два-три года. В-третьих, тема должна быть актуальной, востребованной практикой. Абстрактные темы, выбранные с ориентацией на давнюю историю, совершенно не связанные с профилем научной специальности, не принесут никакой пользы для аспиранта и лишь отвлекут его от главных научных проблем, поставленных в его диссертации. Если аспирант стремится выбрать какую попало тему, то это может означать одно из двух: или он предполагает написать компилятивную работу полегче без особого напряжения ума, или он хочет совершить обычный «осовремененный плагиат», то есть из двух или трёх написанных ранее рефератов составить текст нового и выдать его за свою «научную» работу. В любом случае это недопустимо, так как это и непрофессионально, и аморально.

Тема реферата выбирается самим аспирантом с учётом темы его будущей диссертации, уточняется после консультаций с руководителем философского семинара и со своим научным руководителем. Она может представлять собой формулировку методологической составляющей диссертации. Если аспирант формулирует тему таким образом, что она прямо или косвенно может быть включена в структуру диссертационной работы, то это вполне возможно. Важно только учесть, что философская проблематика не может заменять собою содержание специальных проблем науки. Поэтому соотношение философских проблем и специфических проблем специальных наук в тексте должно быть сбалансированным.

Приведём несколько примеров. Если аспирант экономического факультета имеет тему диссертации «Финансовая стабильность предприятия», то ему целесообразно выбрать тему, связанную со способами обеспечения этой стабильности. Например, можно говорить о таких темах, как «Системное моделирование в экономике», «Информация как фактор обеспечения эволюции и стабильности системы» и др. Для аспирантов-юристов, выбравших научную тему «Истоки преступного поведения» можно рекомендовать такие темы рефератов, как «Факторы, влияющие на формирование личности преступника» (имея в виду внешнюю среду и внутренние психологические особенности), «Категории долга и справедливости в практике права» и др. Аспиранты-лингвисты обычно имеют темы диссертаций, связанные с частными проблемами в бытии языка, например такие: «Текст как инструмент контроля на уроках русского языка» или «Элективный курс как средство реализации национально-регионального компонента». Для этой категории обучающихся в аспирантуре целесообразно выбирать темы или напрямую связанные с методологическими аспектами в своих диссертационных темах, или посвящённые философским проблемам в научном наследии языковедов, деятелей культуры. Например, можно назвать в качестве тем рефератов такие, как: «Текст как инструмент контроля в современной социокультурной среде России», «Философские проблемы текстологии», «Субъект-объектное взаимодействие в процессе чтения элективного курса в лингвистическом классе», «Системное моделирование в процессе преподавания иностранного языка», «Аналитико-синтетические особенности языка Мартина Хайдеггера» и др.

При этом важно учитывать, чтобы тема реферата была развёртываемой, то есть содержала бы в себе несколько аспектов, проблем. В этом случае они могут стать пунктами плана реферата и дать импульс для научно-аналитического мышления аспиранта.

 

3. С о с т а в л е н и е п л а н а

План реферата является его важнейшей составной частью. Правильно составленный план наполовину обеспечивает успех в написании реферата. Без хорошего плана не будет и хорошего реферата, так как план является моделью всей работы и показателем логичности мышления аспиранта. План демонстрирует структуру реферата и одновременно является его образом, показывающим целостность работы и её гармоничность, красоту.

План составляется по определённой технологии. Сначала в выбранной теме реферата выбираются два аспекта, или две проблемы, которые становятся кругом научных изысканий в двух главах работы. В верхней части листа записываются первые сформулированные проблемы (например, для темы «Диалектика знака и значения в английском языке» - «Основные принципы диалектики знака и значения»), в нижней части листа – вторая проблема (соответственно: «Особенности знака и значения в английском языке»). Под этими названиями глав выписываются все менее важные аспекты их содержания: понятие диалектики, структура диалектического процесса, элементы структуры, о понятии знака, о понятии значения, генезис значений в знаке, редукция и её философский смысл, редукция в английском языке, факторы, влияющие на редукцию, толкование значений в английском языке, флуктуация значений в английских текстах, роль субъекта в толковании значений, значение как модель и образ, взаимосвязь предмета, знака и значения и др. Применительно к первой выделенной в плане проблеме называем две основные формулировки, которые могут касаться проблем диссертации аспиранта: «Пять элементов структуры диалектики знака и значения» (имя в виду предмет, знак, образ, модель и значение) и «Генезис значений в знаке» (имея в виду ценность, информацию, пользу, актуальность, структурность знака). Эти две формулировки и станут двумя параграфами первой главы. Во вторую главу в качестве двух параграфов выделяем из перечисленных формулировок две основополагающие: «Редукция в английском языке и её философский смысл» (так как редукция, или спонтанное изменение в языке, и есть выражение диалектики) и «Факторы, влияющие на истолкование значений в английском языке» (так как это касается субъект-объектного взаимодействия при выяснении значений). Остальные проблемы мы не отбрасываем, но можем использовать их как частные случаи при аналитическом исследовании выделенных нами основных формулировок. Таким образом, составленный нами план примет следующий вид:

 

 

ДИАЛЕКТИКА ЗНАКА И ЗНАЧЕНИЯ

В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Введение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...