С о с т а в л е н и е б и б л и о г р а ф и ч е с к о г о
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 С п и с к а
Библиография. или список литературы, используемой автором, является важной частью реферата. Добротная библиография является показателем научности реферата и проработанности содержательных идей в нём. Подобно тому, как количество тренировочных упражнений, их специфика и их цикличность говорят о тренированности спортсмена, так и количество и специфика литературных и иных источников в реферате говорят об уровне подготовленности автора к раскрытию темы в реферате. Цензоры, научные оппоненты при ознакомлении с работой, как правило, прежде всего смотрят введение, заключение и библиографию в диссертации, монографии, реферате. Уже по их содержанию можно составить представление о качестве рецензируемой работы. Библиографический список можно разделить на разделы, которым дают самостоятельные подзаголовки, выделяя их более крупным шрифтом, или курсивом. Первый раздел этого списка – монографии, сборники научных статей, коллективные работы, материалы конференций и другая научная литература. Второй раздел – диссертации и авторефераты, в которых можно найти много нестандартной информации, и что самое главное, - в них содержится научный материал строго по проблеме: его не надо выискивать в тексте книги или большой статьи. Третий раздел – иностранные источники, используя которые автор может показать место рассматриваемых проблем на широком информационном пространстве. Четвёртый раздел – Интернет-ресурсы, в которых можно быстро найти справочную информацию и где можно быстро ознакомиться с минимумом источников по интересующему нас вопросу. Расположив источники в алфавитном порядке внутри каждого раздела, аспирант получит системно организованный список литературы, в котором будет легче разбираться и ему самому, и читателю реферата. Нумерация источников в таком списке делается сквозной, то есть по порядку и независимо от деления на разделы.
Другой приём составления библиографического списка – это расположение работ в алфавитном порядке по фамилиям авторов и по названиям работ, если авторы не указаны на обложке книги. В этом случае референт не классифицирует работы, а просто перечисляет их, независимо от их объёма, их значимости и их особенностей. Такое расположение больше подходит для небольших статей, для рефератов – из-за их малого объёма. Отбор источников для библиографического списка осуществляется самим автором. В то же время аспирант должен прислушиваться к советам научного руководителя и включать в список те работы, которые по мнению руководителя являются ключевыми для освещения темы. Всю литературу в библиографии можно подразделить на следующие основные категории: 1. Фундаментальные работы в той области науки, где присутствуют обсуждаемые в реферате проблемы. Без этих фундаментальных работ и их использования реферат не будет имеет обоснованности идей. Фундаментальные работы – те, в которых даются формулировки основных принципов в отдельных научных отраслях, в которых излагаются научные достижения выдающихся учёных. Ссылки на эти работы являются важными аргументами в рассуждениях референта. 2. Монографии современных авторов, опубликованные за последние пять лет. Без знания этих работ нельзя иметь представления о современном уровне науки. 3. Статьи в сборниках научных работ, статьи в научных журналах, материалы научных конференций за последние пять лет. Эта литература позволяет быть в курсе современных проблем науки. Она даёт возможность узнать, в каком направлении идут поиски учёных, какие вопросы и задачи для науки являются наиболее актуальными.
4. Материалы диссертаций. Информация из диссертаций может быть процитирована только в закрытой для широкой аудитории работе, то есть в диссертации, курсовой или дипломной работе, аспирантском реферате. В книгах и журнальных статьях её не принято использовать. 5. Ресурсы Интернета. Особенность информации в Интернете в том, что она, как правило, не имеет нумерации страниц и на неё нельзя сделать точных ссылок. Другой её недостаток – затруднённость её визуального восприятия на экране монитора. Читатель такого текста напоминает телезрителя, наблюдающего футбол не на стадионе, а на экране телевизора. Телеизображение не даёт ширины охвата всего поля и не даёт возможности наблюдать всю картину игры. Точно также и книга из Интернета оставляет вне рассмотрения много информации, находящейся за пределами дисплея. 6. Иностранные источники рекомендуется использовать в аспирантском реферате творчески Если фундаментальные работы зарубежных учёных не переведены на русский язык, то их желательно использовать – и с целью увеличения веса своих аргументов, и для придания тексту разнообразия, и для создания полноты освещения информационного поля, на котором идёт обсуждение научной проблемы. Аспирант, заранее зная об этих условных рубриках в его библиографическом списке, может брать информацию из той или иной рубрики при написании разных разделов реферата. Функционально литература из этих рубрик может выполнять роль инструмента, который используется при создании текста. Разные инструменты дают разное качество обработки информационного поля и разные эффекты восприятия текста. Главное при этом, чтобы чтобы ссылки на литературу не принижали роль самостоятельных рассуждений автора, не портили целостность текста и не искажали, а наоборот, усиливали бы гармоническое впечатление при восприятии текста. Образец оформления библиографического списка приводится ниже.
Книги, монографии: Фамилия И.О. Название. Место издания, год издания. Например: Иванов А.А. Философия науки. - СПб., 2001. Если книга многотомная, то указывается количество томов и (если нужно для конкретизации) номер тома.
Например: Иванов А.А. Философия науки: В 2-х тт. – СПб., 2001. Или, если используется конкретный том: Иванов А.А. Философия науки: В 2-х тт. Т.1. – СПб., 2001. Если место издания не одно, то в качестве разделителя используется точка с запятой. Например: Петров С.Е. Философия экономики. – М.; Тверь, 2004. Если у книги два автора, то они указываются перед названием. Например: Абрамов И.М., Царёв И.С. Философские проблемы права. – М.; СПб., 2005. Если у книги больше двух авторов, то они указываются после названия и после наклонной черты. Например: Философия физики в России / Гринберг Ю.А., Леонов А.П., Синицын Е.Ф. и др. – М., 2006. Сборники статей: Название. Фамилия И.О.редактора. Место издания, год издания. Например: История психологии / Под ред. А.А.Иванова.– М., 2006. Если у сборника есть составители или научные редакторы, то их надо указывать. Например: Философские проблемы математики / Сост. и ред. Груздев Е.М., Сидорова Г.В. – СПб.: Наука, 2007. Статьи в сборнике указываются следующим образом: Иванов А.А. Моя психология // Психология в России в конце ХХ в. - Екатеринбург: Наука; Академический Проект, 2007. С. 68-92.
Статьи в периодических изданиях: Фамилия И.О. Название статьи // Название издания. – Год издания. – Номер издания. – Номера страниц, на которых находится статья. Страницы, на которых находится статья, надо указывать обязательно. Например: Титов Е.С. Философия художественного творчества // Вопросы философии. – 2006. - № 9. – С. 71 – 81. Иностранные издания: При ссылке на иностранные издания используются те же правила оформления. Буквенные обозначения тома, страницы и т.д. даются на соответствующем языке, согласно стандартным требованиям. Интернет-ресурсы: При указании обычных сведений по Интернет-ресурсам помимо упоминания ресурса желательно указывать порядковый номер издания (если он имеется). Например: http://www.girafe-info.net http://Ilibertaire.free.fr http://www.auditorium.ru/books/171/ Создание библиографического списка нужно делать не после написания реферата, а в процессе сбора информации по теме. При этом следует включать в список наиболее ценные в содержательном смысле и с информационной точки зрения работы. Можно включать в список не только работы строго по теме реферата, но и находящиеся в содержательной связи с ними, относящиеся к единому информационному пространству, в рамках которого находится тема. Такие работы как бы усиливают фундамент текста, служат дополнительным фактором надёжности его идей.
В целом, хорошая библиография помогает самому автору понять, в каком круге проблем существует его научная проблема, каково её место среди существующих информационных источников. Для читателя библиография является важным показателем качества текста: его обоснованности, актуальности, убедительности и гармоничности. Количество работ в библиографическом списке не рекомендуется делать менее двадцати - двадцати пяти. Меньшее количество не позволяет создать информационную полноту и разнообразие источниковой базы, без чего нельзя добиться обоснованности и хорошего качества текста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|