В в е д е н и е и з а к л ю ч е н и е в р е ф е р а т е
Во всякой научной работе присутствует введение и заключение. Они являются необходимым компонентом текста, сборника научных статей, материалов научных конференций, крупной статьи, дипломной работы студента, курсовой работы и т.д. Иногда в статьях введение и заключение не выделяются в подзаголовках, но фактически скрытно присутствуют. Если мы вспомним, как в средней школе учат учеников писать сочинения, то станет ясным, что вступление, основная часть и заключение в школьном сочинении соответствуют введению, содержанию глав и заключению в тексте научной статьи, реферата или монографии. В любой работе введение подготавливает читателя к восприятию того круга идей, о которых предполагается говорить в основной части. Основными структурными элементами текста введения являются следующие. Во-первых, во ведении обосновывается актуальность темы. В нём не просто формально говорится об этом, но, по возможности, даются ссылки на факты, высказывания, практические потребности, которые эту актуальность подтверждают. Во-вторых, во введении формулируются цели и задачи исследования. Причём, под целью понимается какая-то стратегическая задача, необходимость доказывания какого-либо научного тезиса, подтверждения гипотезы. Под задачами понимаются более конкретные действия (типа «доказать», «подтвердить», «найти», «обосновать», «определить» и т.п.), которые могут помочь достичь поставленную в реферате цель исследования. В-третьих, во введении обозначаются проблемы, о которых пойдёт речь в реферате. Обычно они совпадают или явно присутствуют в названиях параграфов. В-четвёртых, во введении указываются две-три основные проблемы, решение которых может привести к достижению поставленной цели. Эти основные проблемы становятся, как правило. содержанием глав реферата. В-пятых, во введении можно говорить о практической значимости исследования, то есть о том, где, в какой области культуры или практической деятельности могут быть применены достигнутые результаты. Эффект воздействия полученных результатов на умы людей, на культуру, на сложившиеся стереотипы в науке может только предполагаться. Но он также говорит о практической значимости исследования.
Текст введения должен представлять единое целостное образование, где основные компоненты введения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Начинать текст введения надо с актуальности темы, и этому вопросу следует уделить больше места, нежели остальным – ввиду его определяющей роли. Далее следует излагать по схеме, определённой выше, другие части введения, уделяя каждой одно-три предложения. Общий объём введения должен составлять одну-полторы страницы текста. Большой объём введения делать не рекомендуется, так как это будет растворять цели, задачи и проблемы исследования в размытой информационной структуре. Текст введения предполагается как пропедевтика всего исследования, которая должна быть лаконичной и аккумулирующей в себе необходимость изучения именно тех проблем, о которых пойдёт речь в основной части. Целостность текста введения совсем не обязательно требует восприятия его в виде отдельной и неделимой части. Во введении могут присутствовать как разделение на два-три смысловых хода, на две-три смысловые задачи, которое требует деления текста на абзацы. Однако абзацы во введении должны быть не слишком отдалены друг от друга по смыслу и стилю изложения. Иначе целостность введения будет нарушена. Нельзя во введении описывать задачи и проблемы в реферате от первого лица, как-то: «Я считаю», «Я ставлю задачу в реферате» и т.п. Такие выражения не приняты в научном изложении. Целесообразнее писать: «Мы ставим задачей в реферате…», «Мы приходим к выводу…» или «Задача состоит…», «Из этого следует вывод…» и т.п. Такая терминология более сдержанно выражает точку зрения автора.
Заключение реферата является даже более важной его частью, чем введение. Заключение представляет собой краткое изложение содержания, в котором акцентируется внимание на выводах глав и делается основной вывод всей работы, или обобщение содержания. Заключение есть освобождённая от побочной информации научная истина, сформулированная в реферате. Но одни афористичные выражения в заключении, одна констатация результатов мало убеждают того, кто должен просто поверить в научную истину. Истина должна быть сообщена убедительно – чтобы произвести должное впечатление. Поэтому в структуре заключения должен присутствовать весь ход мыслей автора, использованных для достижения истины. Если содержание каждого из четырёх параграфов текста, выводы двух глав, общий вывод реферата будут изложены последовательно, то это и будет итоговой аргументацией автора. При условии, что на каждый компонент такой структуры будет затрачено по два предложения, в каждом из которых будет по две строки текста, всё это может быть изложено в четырнадцати предложениях, или на двадцати восьми строках. Добавив несколько фраз о значимости достигнутых результатов, об их перспективе в науке и об их практической пользе, аспирант получит заключение на полторы-две страницы, в котором будет представлена квинтэссенция всей работы. Нелишне будет напомнить, что у выдающихся учёных в их монографиях и статьях заключения почти всегда представляли собою самостоятельные части текста. В них не только содержались в сжатом виде основные идеи всей научной работы, но и были импровизации, модельные гипотезы и отмечались перспективы в науке и культуре для тех идей, которые были достигнуты в работе. В качестве примера можно привести заключение в книге П.Тейяра де Шардена «Феномен человека». Структура содержания книги включает четыре главы: Преджизнь. Жизнь. Мысль. Сверхжизнь. В книге идёт речь об эволюции материи сначала к ступени жизни, затем – к ступени сознания, а затем – к обобществившемуся сознанию, духовной оболочке на планете Земля, или ноосфере. Автор построил заключение по той же схеме: 1) сначала он пишет, что существует космический закон сложности сознания, проявляющийся через органическое свёртывание мира к самому себе. Это – процесс, противоположный физическому процессу расширения Вселенной; 2) затем он пишет, что индивидуальная ступень мышления (тождественная человеку) появляется на стадии рефлексии сознания. На этой ступени появляется «порог» необратимости в развитии сознания; 3) эта необратимость, или обречённость человека на сознательную жизнь, возможна за счёт социальности людей, за счёт перехода к коллективной ступени мышления (сознания). Таким образом, ход мыслей Тейяра де Шардена в заключении повторяет конструкцию всей книги, выделяя в ней существенные элементы. Это – своего рода модель всего исследования учёного под названием «Феномен человека». Из этого следует новая мысль автора о том, что человек, во-первых, есть всего лишь часть космического процесса эволюции. И, во-вторых, человек есть участник заключительного активного этапа эволюции. Она состоит в интеграции индивидуальных сознаний под влиянием двух факторов: внутреннего (самого сознания) и внешнего (таинственной точки Омега в космосе, притягивающей к себе индивидуальные сознания). Вот эти дополнения к основной схеме книги, указание на то, куда пойдёт космическая эволюция, делают заключение не просто констатацией содержания книги, но развитием её идей. Они логически продолжают идеи четырёх глав и превращают заключение в образную модель, по которой можно судить и обо всей книге, и об основной идее книги.
Если аспирант творчески подойдёт к пониманию заключения, будет считать, что в нём должна быть представлена целостная модель всего его исследования, в которой необходимо есть и его сердцевина, ядро, то он создаст самостоятельную часть текста. Это не будет простой компиляцией из отдельных глав и параграфов. Это будет лицо реферата, по которому можно судить о работе в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|