Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расширение функций налоговых органов.

Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР» были определены задачи, права, обязанности и ответственность Нало­говых органов. Впоследствии в этот Закон был внесен ряд изменений. В настоящее время этот Закон действует как Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (в ре­дакции Федерального закона от 8 июля 1999 г.). В 1992 г. на ГНС РФ были возложены дополнительные функции по сбору платежей в до­рожные фонды.

В 1993 г. на налоговые органы возлагаются обязанности по контро­лю за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприяти­ях, по наложению на виновных штрафов.

До 1988 г. органом, осуществляющим государственную политику в области производства и оборота спиртосодержащей продукции, был Государственный комитет по обеспечению монополии на алкоголь­ную продукцию. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998г. «Вопросы Государственной налоговой службы Рос­сийской Федерации» на ГНС РФ было возложено осуществление "функций по вопросам государственной политики в области производ­ства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, лицензирования и контроля за этой деятельностью. Для осуществления налогового контроля в этой сфере и повышения его эффективности указанным постановлением было также разрешено со­здание государственных налоговых инспекций межрегионального и межрайонного уровней. В дальнейшем во всех территориальных нало­говых инспекциях были созданы подразделения по обеспечению госу­дарственной монополии на алкогольную продукцию, налоговых по­ступлений в этой сфере. Для усиления государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта в организациях, которые его производили, были созданы постоянно действующие налоговые посты. Отмеченные организационные мероприятия способствовали, с одной стороны, увеличению налоговых поступлений по акцизам и НДС со спиртосодержащей и алкогольной продукции, а с другой сто­роны, выявили необходимость выделения «акцизных подразделений» налоговых органов в качестве самостоятельной вертикально интегри­рованной структуры.

В постановлении Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. было указано, что МНС России является федеральным органом исполни­тельной власти, обеспечивающим выработку и проведение единой го­сударственной налоговой политики, взимание налогов и сборов, координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов в РФ, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах  и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также за производством и оборотом спирта этилового и алкогольной продук­ции.

Федеральным законом от 8 июля 1999 г. на налоговые органы была

возложена еще одна функция — осуществление валютного контроля.

Важным мероприятием по усилению налогового контроля стало проведение с 1996 г. ежемесячного мониторинга центральным аппаратом ГНС динамики недоимки по 500 крупнейшим предприятиям, на которые в то время приходилось около 65% всей суммы задолженнос­ти всех налогоплательщиков. Аналогичные действия стали осущест­влять региональные и территориальные налоговые органы по 5 тыс. крупнейших предприятий всех отраслей экономики. В материалах ГНС РФ указывалось, что на все предприятия, у которых задолжен­ность федеральному бюджету по налогам превышала 10 млрд. руб., были назначены представители территориальных налоговых инспек­ций; за предприятиями с задолженностью свыше 100 млрд. руб. были закреплены представители центрального аппарата службы.

В 1998г. мониторингом налогоплательщиков, имеющим наиболь­шую задолженность федеральному бюджету, было охвачено 7184 ор­ганизации. В 1999г. продолжался мониторинг задолженности круп­нейших налогоплательщиков федерального бюджета (21,8 тыс. орга­низаций).

В 1996г. ГНС начала систематическую работу по выявлению предприятий, осуществляющих расчеты через счета третьих лиц и др.                             Постановлением Правительства РФ от 6 января 1998 г. была образо­вана специализированная налоговая инспекция по работе с крупней­шими налогоплательщиками. В 1998г. ГНС подписала соглашения с нефтяными компаниями, ОАО «Газпром», МПС России о фиксиро­ванных суммах поступления налогов.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. были ут­верждены Правила ведения Единого государственного реестра нало­гоплательщиков. В том же году была начата работа по присвоению Идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) физичес­ким лицам и контролю за их применением работодателями при пред­ставлении налоговой отчетности о выплаченных работникам доходах. Для упорядочения работы определенное значение имел Регламент ведения информационного обмена между налоговыми органами.

Приказом министра от 12 ноября 1999г. была создана Межрегиональная государственная инспекция МНС России по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг, а приказом от 24 декабря 1999г. было утверждено Положение о данной инспекции.     

В целях снижения образовавшейся задолженности по платежам в бюджет постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999г утвержден порядок и сроки проведения в 1999г. реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, также задолженности по начисленным пени и штрафам перед федеральным бюджетом. Приказом Минфина РФ от 30 сентября 1999г. утвержден порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет.

2.4 Взаимодействие ГНС (МНС) РФ с другими государственными ор­ганами.

14 марта 1994г. в целях организации взаимодействия ГНС РФ и органов Департамента налоговой полиции был издан совмест­ный приказ, в котором определялся порядок проведения проверок, а 24 мая того же года — второй совместный приказ об утверждении По­рядка направления налоговыми органами материалов о нарушениях налогового законодательства в органы налоговой полиции.

Одной из основных проблем в 1990-е гг. в сфере организации сбора налоговых платежей и других государственных доходов была и остается проблема взаимодействия налоговых, таможенных и дру­гих парафискальных органов. Сбором обязательных платежей поми­мо ГНС занимаются Государственный таможенный комитет (ГТК взимает таможенные пошлины и сборы, НДС при импорте товаров и др. платежи), органы государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Госу­дарственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ), нотариусы и судебные органы (взи­мают государственную пошлину), МВД (ГАИ, впоследствии преоб­разованное в ГИБДД). Контрольные функции в сфере налогообло­жения возложены на ФСНП, регистрация предприятия осуществля­ется органами юстиции (с 1 января 2000 г. на эти органы возложена обязанность по регистрации сделок с недвижимым имуществом). В1996г. был осуществлен ряд мероприятий по усилению взаимодей­ствия налоговой службы с другими органами государственного уп­равления: были изданы приказы о взаимодействии органов ГНС РФ с органами государственного горного надзора, государственной ста­тистики, МПС России; письма о взаимодействии с отделениями Фонда социального страхования РФ, органами службы занятости населения, территориальными фондами обязательного медицинского страхования. Указом Президента РФ от 14 декабря 1996 г. было определено, что органы внутренних дел по согласованию с налоговыми органами могут участвовать в обеспечении личной безопасности налоговых сотрудников при проведении контрольных проверок. 21 июля 1997 г. был утвержден Временный порядок взаимодействия территориальных органов федерального казначейства, налоговых и финансовых органов при исполнении доходной части бюджетной системы РФ на региональном уровне (республики, края, области, района), направленный на обеспечение достоверности данных по учету и отчетности доходов, устранению диспропорций зачисления доходов в бюджеты различных уровней и др.

Новый порядок взаимодействия налоговых органов и федераль­ных органов налоговой полиции при осуществлении налогового кон­троля в связи с введением в действие части первой НК РФ был уста­новлен совместным письмом МНС России и ФСНП России. Порядок представления налоговыми органами информации по запросам судеб­ных приставов - исполнителей был определен совместным приказом Минюста России и МНС России от 22 марта 1999г., а порядок обмена информацией между МНС России и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству — совместным приказом от 22 октября 1999 г.

2.5 Мероприятия в сфере образования и информатизации.

В начале 1990-х гг. подготовкой специалистов в сфере налогообложения зани­мались такие высшие учебные заведения, как Московский финансо­вый институт (впоследствии преобразованный в Финансовую акаде­мию при Правительстве РФ), Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Академия народного хозяйства им. Плеха­нова при Правительстве РФ и ряд других институтов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 13 июня 1996г. при­зывникам — выпускникам, получившим финансово-экономические или юридические специальности и поступившим на работу в органы ГНС РФ, стала предоставляться отсрочка от призыва на военную службу.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996г. была создана Всероссийская государственная налоговая акаде­мия ГНС РФ. Главными целями Академии являются: удовлетворение социально-экономических потребностей общества в квалифицирован­ных специалистах по налогообложению в стране, в которой нет нало­говых традиций, полного свода всех законов по налогам; удовлетворе­ние потребностей ГНС (МНС) РФ в подготовке, переподготовке и повышении квалификации руководящих кадров и специалистов ГНС (МНС) РФ; учебно-методическое обеспечение подготовки кадров в системе ГНС (МНС) РФ; проведение научно-исследовательских работ по актуальным проблемам деятельности налоговых органов в России.

В ведении МНС РФ помимо Всероссийской государственной налоговой академии находятся государственное унитарное предприятие Государственный НИИ развития налоговой системы, Главный научно - исследовательский вычислительный центр, Центры подготовки персонала при инспекции по г. Санкт-Петербургу и инспекции по Нижегородской области, Учебный центр по информатизации налоговых органов, Региональный научно-исследовательский вычислительный центр в Нижнем Новгороде, Региональный вычислительный центр в г. Чебоксары.

В 1999г. был утвержден государственный образовательный стан­дарт высшего профессионального образования по специальности «На­логи и налогообложение». Приказом Министерства образования Рос­сии данная специальность была внесена в Классификатор направле­ний и специальностей высшего профессионального образования. С 1999/2000 учебного года университеты Омска, Нижнего Новгорода, Казани приступили к подготовке студентов по новой специальности.

В 1990-е гг. появляются новые специализированные периодичес­кие издания по вопросам налогообложения: газеты «Налоги», «Нало­говая полиция» (с июля 1994г.), журнал «Налоговый вестник» (с 1995г.).

Для достоверного, полного и оперативного доведения информации о нормативных актах по налогообложению до налогоплательщиков, органов государственной власти и управления, налоговых органов на местах стал шире использоваться созданный в 1997г. сервер МНС России в сети Интернет. В 1999г. руководителям территориальных управлений было предложено рассмотреть возможность создания соб­ственных Web-серверов и Web-страниц в глобальной сети Интернет по согласованию с МНС России. Начат эксперимент по формирова­нию территориальных консультационных пунктов.

Постепенно возрастает роль общественных профессиональных объединений в сфере налогообложения. В 1993г. по инициативе группы российских ученых, специалистов и практиков в области налогового законодательства и государственных финансов было учреждено российское отделение Международной налоговой ассоциации (International Fiscal Association - IFA), Российское отделение ИФА (РосИФА) представляет собой независимую общественную организацию, действующую в соответствии с законодательством РФ, уставом Международной налоговой ассоциации и собственным уставом. Среди учредителей этой организации были Министерство финансов России, Научно-исследовательский финансовый институт, известные финансисты, научные сотрудники, юристы, экономисты, специалисты по аудиту. Наряду с традиционными задачами РосИФА ставит перед собой и некоторые специфические, выполнение которых могло бы способствовать продвижению России в направлении совершенствования налоговой системы, актуализации ее налоговой политики. Предполагается создать на основе РосИФА региональный форум для сравнительного обсуждения налоговой системы и политики в свете мировой финансовой науки и международной практики; принять активное участие в подготовке инициативных работ и предложений по постро­ению российской налоговой системы на принципах и критериях, которые нашли международное признание; обеспечить распространение в России передовых мировых знаний и опыта в области налогообложе­ния. Первая международная конференция «Налоги России сегодня и завтра» была подготовлена совместно РосИФА, ИФА и Финансовой академией при Правительстве РФ и проведена в Москве в декабре 1997г. Вторая конференция «Налоговая стратегия Вашего бизнеса в России — сегодня и завтра» была проведена 22—23 ноября 2000 г. (соорганизатором конференции выступала компания Pricewaterhouse Coopers, конференция проводилась совместно с Министерством фи­нансов РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Финансовой академией при Правительстве РФ).

Налоговая полиция.

Переход России к рыночным отношениям по­родил новый вид преступлений — налоговые, что обусловило созда­ние специализированной государственной службы, призванной бо­роться с сокрытием доходов от налогообложения и уклонением от уп­латы налогов.

История становления Федеральной службы налоговой полиции России ведет свой отсчет от 18 марта 1992г., когда Указом Президен­та России № 262 было образовано Главное управление налоговых рас­следований при государственной налоговой службе РФ (первый ру­ководитель - С.Н. Алмазов).

К середине 1993г. было создано 88 территориальных управлений и отделов Главного управления налоговых расследований со штатной численностью 17 тыс. человек, в том числе 464 районных и городских отделов.

15 июля 1993г. был принят Закон РФ «О федеральных органах

налоговой полиции», который определил их правовые основы, принципы организации и деятельности, систему и структуру, а также полномочия. Налоговая полиция стала самостоятельным ведомством, на которое возлагались следующие задачи: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; борьба с коррупцией в налоговых органах. Направлениями деятельности налоговой полиции стали оперативно-розыскное, контрольно-ревизионное, следственное (дознание), информационно-аналитическое.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...