Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изложенному в главе II. (лексикология)




 

1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические сред­ства языка. М.: Наука,1974.

2. АхмановаО.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М.:

3. Учпедгиз, 1957.

4. Звегинцев В. А. Семасиология. Изд. МГУ, 1957.

5. Касарес X. Введение в современную лексикографию / Русский пер. М., 1958.

6. Левковская К. А. Теория слова, принципы ее построения и аспекты изучения лексического материала. М.: Высш. шк., 1962.

7. Лексикографический сборник. Вып. I-VI. М.: Гос. изд-во иностран­ных и национальных словарей, 1957-1963.

8. Покровский М.М. Избранные работы по языкознанию. М.:

9. Изд. АН СССР, 1959.

10. Уфимцева А. А. Опыт изучения лексики как системы. М.: Изд. АН СССР, 1963.

11. Уфимцева А. А. Лексическое значение. Принцип семиологи-ческого описания лексики. М.: Наука, 1986.

12. Цейтлин P.M. Краткий очерк истории русской лексикографии (Словари русского языка). М.: Учпедгиз, 1958.

13. Шмелев Д. Н. Очерки по семасиологии русского языка. М.: Про­свещение, 1964.

14. Шмелев Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики. М.:

15. Наука,1973.

16. Юшманов Н.В. Грамматика иностранных слов // Словарь ино­странных слов, вошедших в русский язык. М., 1933, или Словарь ино­странных слов. М., 1937. С. 689- 728; 2-е изд. М., 1941. С. 797-831.

17. Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М.: Наука, 1972.

18. Языковая номинация. Общие вопросы. М.: Наука, 1977.

19. Языковая номинация. Виды наименований. М.: Наука, 1977.

ОСНОВНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ СЛОВАРИ (РУССКОГО ЯЗЫКА)

 

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 3-е изд.; Под ред. И. А. Бодуэнаде Куртенэ. М., 1903-1909; 4-е изд.;

2. Под ред. И.А.Бодуэна де Куртенэ. М., 1912-1914; 5-е изд. - 1994. Переиздание изд. 2 (1880-1882) - 1935, 1955, 1980, 1992.

3. Толковый словарь русского языка; Под ред. проф. Д. Н. У ш а к о -в а. Т. 1-4. М.: Гос. ин-т. “Советская энциклопедия”, 1935-1940.

4. Словарь русского языка в четырех томах. Т. 1-4. М.: Гос. изд-во ино­странных и национальных словарей, 1957-1961.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 1-е изд. М.: Гос. изд-во ино­странных и национальных словарей, 1949; 6-е изд., стереотипное с 4-го. М.: Сов. энцикл., 1964. Новое изд: Ожегов С. И., Ш в е д о в а Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.

6. Словарь современного русского литературного языка. Т. 1-17. М.- Л.: Наука, АН СССР, 1950-1965.

7. Фразеологический словарь русского литературного языка; Под ред. А. И. Ф е д о р о в а. Т. 1-2. Новосибирск, 1991; 2-е изд., 1995.

8. Фразеологический словарь русского языка; Под ред. А. И. М о л о т -к о в а. 5-е изд. М., 1994.

9. Словарь иностранных слов; Под ред. И. В. Л е х и н а, С. М. Л о к ш и н о и, Ф. Н. Петрова, Л. С. Ш а у м я н а. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Сов. энцикл., 1964.

10. Бабкин А.М.,Шендецов В. В. Словарь иноязычных выра­жений и слов. Л., 1981-1987. Т. 1. 1981; Т. 2. 1987.

11. Преображенский А. Этимологический словарь русского язы­ка (последнее издание в двух томах вышло в Гос. изд-ве иностранных и национальных словарей. М., 1959).

12. Vasmer M. Russisches etymologisches Worterbuch. T. 1-3. Heidel­berg, 1950-1958; Русское изд. словаря: Ф а с м е р М. Этимологический словарь русского языка / Пер. О. Н. Трубачева. М.: Прогресс, 1964-1973. Т. 1. 1964; Т. 2. 1967; Т. 3. 1971; Т. 4. 1973.

13. Bielfeldt H. H. Rucldaufiges Worterbuch der russischen Sprache der Gegenwart (Обратный словарь современного русского языка). Ber­lin, 1958.

14. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М., 1977.

15. Правильность русской речи. Словарь-справочник; Под ред. С. И. Оже­гова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 1965.

 


ГЛАВА Ш. ФОНЕТИКА

 

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕТИКА

 

Речь доступна для восприятия слушающих благодаря матери­альности своих знаков. Знаки эти - звуковые при устном обще­нии и графические - при письменном. Поэтому изучение звуко­вой стороны языка является неотъемлемой частью языковедения. Этот раздел называется фонетикой (фонетика - от греческого phone - “звук”, “звучание”).

Звуковой строй языка - особый ярус в его структуре, и поэто­му фонетика - особый раздел языковедения, имеющий свой осо­бый предмет.

Больше того: не зная фонетики, нельзя понять и современное письмо, нельзя правильно разобраться и в грамматике; так, в школе, где фонетике уделяют очень мало внимания, путают звуки и буквы, а в результате неверно излагают и грамматику, напри­мер, утверждая, что в формах глагола играть и играют одна и та же основа игра- (а конечные части -ть и -ют), на самом деле здесь две разных основы [игра-т'] и [играj-ут], без понимания чего вся система форм глагола получает неправильное объяснение; для правильного же понимания необходимо строго различать буквы и звуки (в данном примере одна буква ю, которая передает два звука [j] и [У]) и уметь понять, из каких звуковых единиц составлены корни, приставки, суффиксы, окончания. Всем известно, что луна, луны, луну - разные падежи, различающиеся между собой. Но чем же они различаются? Тем, что различает звуки [а], [ы], [у], а об этом различии можно узнать только в фонетике.

Фонетика не сразу вошла в науку о языке, несмотря на блестящие достижения в этой области древнеиндийских ученых и удач­ную классификацию звуков у греческих александрийских ученых; в дальнейшем лингвистика мало обращала внимания на звуковую сторону языка. Исключением являются работы француза Кордемуа, видного представителя славянской общественной мысли XVII в. Ю. Крижанича, М. В. Ломоносова (XVIII в.) и некоторых других. Но даже еще в первой половине XIX в. ученые плохо раз­личали звуки и буквы.

Необходимость составлять грамматики туземных языков в ко­лониях, изучение бесписьменных диалектов и сравнительно-исто­рические описания языков и их групп двинули фонетику вперед.

Возникла экспериментальная (экспериментальный - от французского experimental, из латинского experimentum - “опыт”, см. ниже, § 42) фонетика, свя­занная с применением звукозаписывающих инструментов, что по­зволяло не “на слух”, а совершенно объективно наблюдать разли­чия и сходства звучаний по графической записи на закопченной или на ферромагнитной ленте.

Физика, анатомия, физиология, теория пения с разных сто­рон помогали молодой языковедческой дисциплине - фонетике. Однако к концу XIX в. успехи экспериментальной фонетики на­столько поглотили изучение всех остальных сторон звукового строя языка, что фонетику стали рассматривать как естественную нау­ку, не имеющую ничего общего с изучением других сторон языка, подлежащих ведению общественной науки. Выход из создавшего­ся положения был найден в теории фонем, которая, будучи все­цело элементом общественной науки и высшей формой объясне­ния звуковых явлений языка, не отменяет экспериментальных методов, считая их вспомогательным видом исследования.

Мы уже знаем, что материальные знаки языка - звуки (а во-вторых, и буквы) - выполняют две функции: функцию доведе­ния речи до восприятия (звуки - ухом, буквы - глазом) -пер­цептивную и функцию различения значимых единиц языка морфем и слов - сигнификативную. Поэтому следует прежде всего ознакомиться с материальной природой звуков, что необходимо для понимания того, что же мы можем воспринимать органами чувств (ухом).

СВЕДЕНИЯ ИЗ АКУСТИКИ

 

Общей теорией звука занимается раздел физики -акусти­ка (акустика - от греческого akustikos - “слуховой”). С точки зрения акустики, звук - это результат колебатель­ных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляе­мый действием какой-либо движущей силы и доступный для слу­хового восприятия. Тело может быть любого вида (твердое - хло­панье в ладоши, жидкое - всплеск воды, газообразное - звук выстрела). Среда должна быть проводником звука до органа вос­приятия; в безвоздушном пространстве, как известно, звук обра­зоваться не может.

Акустика различает в звуке следующие признаки:

1. Высоту, что зависит от частоты колебаний, причем, чем выше частота колебаний, т. е. чем больше колебаний приходится на единицу времени, тем выше звук; чем ниже частота колеба­ний, т. е. чем меньше их приходится на единицу времени, тем ниже звук.

Человеческое ухо может различать высоту звуков в пределах от 16 до 20 000 Гц (герц - от собственного имени немецкого физика - единица звуковых коле­бательных движений, равная одному колебанию в секунду).

Так называемые инфразвуки (ниже указанных пределов) и ульт­развуки (выше указанных пределов) человеческое ухо не воспри­нимает, тогда как, например, для восприятия собак, лис, летучих мышей и особенно дельфинов ультразвуки вполне доступны.

2. С и л у, что зависит от амплитуды3 (размаха) колебаний (амплитуда - от лат. amplitude - “пространность”, “обширность”), т. е. от расстояния высшей точки подъема и низшей точки падения звуковой волны; чем больше амплитуда колебания (т. е. чем силь­нее размах), тем сильнее звук.

3. Длительность или долготу, т. е. продолжитель­ность данного звука с его количеством колебаний во времени; для языка важна главным образом соотносительная длительность зву­ков. Так, в русском языке ударные гласные длительнее безудар­ных, но во многих языках под ударением бывают и долгие, и крат­кие гласные (в немецком, английском, французском, киргизском, туркменском и др. языках).

4. Тембр (тембр - от французского timbre - “колокольчик”) звука, т. е. индивидуальное качество его акусти­ческих признаков.

Для уяснения этого следует рассмотреть прежде всего типы звуковых колебаний.

Колебания могут быть периодическими (иначе: рав­номерными), когда количество колебаний на единицу време­ни не изменяется, а остается постоянным, и непериоди­ческими (иначе: неравно мерными), когда количество колебаний на единицу времени меняется. В результате периоди­ческих колебаний возникают тоны (таковы в процессе речи колебания голосовых связок и воздуха, заполняющего полости рта и носа); в результате же непериодических колебаний возникают шумы (таковы колебания губ, языка, маленького язычка, звуки трения и взрыва у сближенных или сомкнутых органов речи). Тоны имеют абсолютную высоту, шумы обладают лишь от­носительной высотой, поэтому можно говорить о более высоких и низких шумах, но определить абсолютную высоту шума нельзя. Для образования звуков, и в частности звуков речи, очень важную роль играет резонанс (резонанс - от французского resonance - “отзвук). Резонанс возникает в замкну­той воздушной среде (дека струнных инструментов, полое про­странство в духовых инструментах, помещение, где произво­дится звук, ротовая, носовая и глоточная полости речевого ап­парата).

Благодаря наличию резонатора основной первоначальный тон усиливается и обогащается наслаивающимися на него гармони­ческими обертонами[224] (обертон - от немецкого Oberton - “верхний тон”), более высокими тонами, число ко­лебаний которых является кратным по отношению к числу коле­баний основного тона.

Однако тоны в резонаторе могут возникать и без наличия ос­новного тона. Это резонаторные тоны (или собственные тоны ре­зонатора), возникающие от колебательных движений содержаще­гося в резонаторе воздуха, возбуждаемых движущей силой (на­пример, дуновением, силой дыхания). Каждый резонатор имеет собственную тоновую настройку, которая будет различной в зависимости от объема и формы резонатора, его перегораживания и от состояния стенок резонатора.

Новейшими экспериментальными исследованиями доказано, что резонаторы, через которые проходит воздушная волна (на­пример, полые духовые инструменты, а также ротовая полость человека), резонируют задней и передней частью отдельно, удли­нение и укорочение резонатора также меняет его тоновую на­стройку. Область резонирования (задняя, передняя), а также (ме­тонимически) и результат резонирования (низкие, высокие тоны) называются формантой (форманта - от лат. formans, fonnantis спектрографическую методику). Общий собственный тон резонато­ра - результат наложения формант друг на друга с преобладани­ем какой-нибудь из них.

Роль стенок резонатора основана на известном физическом законе: гладкая поверхность отражает, а рыхлая поглощает. Поэ­тому напряженная мускулатура языка содействует излучению резонаторных тонов, рыхлая же поверхность ненапряженного языка впитывает тоны и смазывает характерные резонаторные тоны.

Таким образом, тембр звука - явление сложное, содержащее в себе основной тон и шум (или их комбинацию), гармонические обертоны (если есть основной тон) и резонаторные тоны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...