Фонетическое членение речи
Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени. Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи - это 1) фразы, 2) такты, 3) слоги и 4) звуки. Таким образом, звуки речи употребляются не изолированно, а в условиях слогов, тактов и фраз. 1. Ф р а з а (фраза - от французского phrase - в том же значении) - это самая крупная фонетическая единица; фразы разделяются в речевой цепи паузами, т. е. остановкой звучания, разрывающего звуковую цепь; во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Ни в коем случае нельзя отожествлять грамматическую единицу (предложение) и фонетическую (фразу), так как одна фраза может охватывать несколько предложений и предложение может распадаться на несколько фраз. Объединяется фраза интонацией; каждая произнесенная фраза обладает определенной схемой интонации. Интонация относится к просодическим элементам языка, и это явление сложное. Она состоит: а) из повышений и понижений голоса; это мелодика речи, имеющая в каждом языке свой рисунок. Так, в русском языке легкое повышение голоса в приступе к фразе, ровная середина и резкое понижение на отступе в повествовательной фразе или резкое повышение на отступе в вопросительной'; Различие “нормальной” мелодики легче всего проследить на интонации счета на разных языках (см. ниже, гл. IV, § 54). б) из соотношений сильных и слабых, долгих и кратких слогов, что само по себе является фактом такта, но в пределах фразы придает ей ритм. Наиболее загруженной частью фразы в русском является ее конец, там сосредоточено “фразовое ударение”; перенос резкого понижения (реже - повышения) с отступа в середину фразы обычно называют логическим ударением, т. е. смещенным фразовым ударением (подробнее см. ниже, гл. IV, § 54);
в) из скорости или медленности протекания речи во времени, из ускорений и замедлений, что образует темп речи; г) из силы или слабости произнесения, из усиления и ослабления выдыхания, что образует интенсивность речи; д) из наличия или отсутствия внутрифразовых пауз, которые могут выделять отдельные части фразы или делить фразу на полуфразы (Вороны сидели / на старой березе). Внутреннее паузирова-ние отражается на ритмике фразы; е) из общего тембра2 высказывания, который в зависимости от целевой установки высказывания может быть “мрачным”, “веселым”, “игривым”, “испуганным” и т. д. Тембр речи не следует смешивать с тембром голоса (сопрано, контральто, тенор, баритон, бас) и с тембром звука. 2. Фраза распадается на такты. Т а к т - это часть фразы (один или несколько слогов), объединенная одним ударением'. Такты объединенные наиболее сильной точкой - ударным слогом, разграничиваются минимумом интенсивности, т. е. в тех отрезках звуковой цепи, где сила предыдущего ударного слога уже в прошлом, а усиление к последующему ударному слогу еще в будущем. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение; слова незнаменательные, не имея своего ударения, примыкают спереди и сзади к слову, имеющему ударение, образуя с ним один такт. Примыкание спереди называется проклйзой (проклиза, проклитика - от греческого proklino - “наклоняю вперед”), а само примкнувшее спереди безударное слово - проклитикой (например, на дому, без шляпы, три года, мой дядя, что он, ты ходил), где без-? ударные на, без, три, ты, мой, что, ты - проклитики. Примыка ние сзади называется энклйзой (энклша, энклитика - от греческого enklino - “склоняюсь”), а само примкнувшее сзад] безударное слово - энклитикой (например, видел ли, ходи. бы, кто-то, кто это, что он, на дом, где ли, был, то, это, он, дом - энклитики).
Иногда и знаменательные слова могут становиться проклити-ками и энклитиками, что особенно заметно в стихах; чаще всего это бывает в тесных словосочетаниях, стремящихся лексикализо-ваться (например: “Старый дом, старый друг, посетил я опять в запустенье тебя...” (Огарев), где слово старый - проклитика), или если слово употребляется как обращение или как вводное (например: “Шумим, братец, шумим” (Грибоедов), где слово братец - энклитика). 3. Такты распадаются на слоги. С л о г - это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все звуки могут образовать слог, т. е. быть слоговыми (или слогообразующими). Для этого не годятся в составе слов звуки мгновенные, т. е. взрывные и аффрикаты. Мгновенные звуки могут быть слоговыми в изолированном (искусственном) употреблении, например “слоговые [к] и [ц]”. Длительные могут быть слоговыми по степени сонорности, в первую очередь максимально сонорные - гласные, во вторую - сонорные согласные и, наконец, фрикативные, ср. русское перст, где слоговое е, сербское прет, где слоговое р, и французское pst!, где слоговое s. В таких языках, как сербский, слоговые согласные - особые единицы (сербск. прcт - “палец”, срп - “серб” и т. п.). В русской речи постоянно встречаются слоговые согласные, и прежде всего сонорные. Но они не являются особыми единицами, а их слоговое свойство обычно замещает исчезнувшую слабую гласную, например [ф̭с̭ḁ́м̥̕/д̭’э̭̥л̭’и̥э] из в самом деле, где о между двумя м пропало, а м стало слоговым, или: [м̭ḁ́р’ивáнна) из Марья Ивановна, где вместо исчезнувшего -ое- предшествующее соседнее н стало слоговым (ср. сочетание хмарь и ванна, где нет слоговых согласных, а слогов на один меньше). Этими свойствами русских согласных объясняются такие рифмы, как Фёдор - бодр, регистратор - театр (А. К. Толстой) или Врубель - в рубль (И. Северянин), веники - на четвереньки, ораторов - психиатров, томики - потомки, душный - отдушины (В. В. Маяковский)[244].
Определение слога представляет большие трудности, хотя каждый говорящий может произносить по слогам. Обычное определение слога “часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков и произносимая за один выдох” наталкивается на возражение, что можно произносить слоги и без выдоха (например, изображая звук поцелуя или почмокивания на лошадей), но зато один слог нельзя произнести более чем за один выдох. Л. В. Щерба предложил теорию пульсации, т. е. объяснял слоги как отрезки речи, соответствующие чередованиям нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата во время произношения. Акустическая теория слога, признающая членение речевой цепи на отрезки с вершиной сонорности и менее сонорным окружением, не противоречит указанным выше артикуляционным теориям. По своему звуковому строению слоги можно подразделить на открытые (кончается гласной) и закрытые (кончается согласной), при этом слоги, кончающиеся сонорными согласными, можно называть полуоткрытыми (это важно для понимания слогораздела); неприкрытыми (начинающиеся гласной) и прикрытыми (начинающиеся согласной). Это можно показать следующей таблицей:
(а - любая гласная, t - любая согласная)
Таким образом, например, в слове ива первый слог (и -) неприкрытый и открытый, а второй (- ва) - прикрытый и открытый; в слове же ивам второй слог (- вам) прикрытый и закрытый. Бывают и такие слоги, в которых имеется более одной гласной; сочетание двух гласных в пределах слога называется дифтонгом (дифтонг - от греческого di(s) - “дважды”, “двойной” и phtongos - “голос”, “звук” - “двоезвучие”), при этом одна из этих гласных будет слоговой, другая - неслоговой. Слоговой будет та гласная, которая обладает большей длительностью и на которую может падать ударение, хотя последнее и не обязательно, так как дифтонги могут встречаться и в безударных слогах, например в немецком Fräulein, Einheit и т. п.; где ударение только на первом слоге.
Если в дифтонге первая гласная слоговая, то это нисходящий дифтонг, например в немецком Faust [faëst], Eisen [aεzǝn], в английском boy [bëi], house [haʊs], в испанском Aires [aires] и т. п.; если же вторая гласная слоговая, то это восходящий дифтонг, например в испанском buenos, puerto, suares и т. п. Русскому языку дифтонги чужды, поэтому, заимствуя из других языков слова с дифтонгами, русские разлагают их на два слоговых монофтонга (монофтонг - от греческого mono(s) - “один” и phtongos - “голос”, “звук”), вследствие чего получается лишний слог, или же превращают неслоговую гласную дифтонга в согласную, подгоняя под свои сочетания ай, ой, эй, ий, уй (й [j] в русском относится к системе согласных, хотя чаще произносится как гласный звук [и] «и – неслоговое»), ав: например, немецкое односложное Faust [faëst] или дает двусложное: Фауст (литературный герой), или односложное сочетание с одной гласной: фавст (собственное имя). Слоги разграничиваются слогоразделами. Определение слогоразделов различно по языкам. Так, для русского языка слогораздел проходит обычно между наиболее контрастными по сонорности соседними звуками, учитывая невозможность внутри слова закрытых слогов; например, слово пачка делится по слогам на па-чка, так как слогораздел проходит между а (максимально сонорный звук - гласная) и ч (минимально сонорный звук - мгновенная глухая согласная); такие же контрасты дают л и я и к и а, но п не может образовать слога, а сочетание панк - закрытый слог внутри слова, что не свойственно русскому языку. Слова же палка, пайка, Парка делятся на слоги пал-ка, пай-ка, Пар-ка, так как контраст сонорности между я и л, и, р меньший, чем между л, и, р и к; это полузакрытые слоги (см. выше)[245]. 4. Слоги разделяются на звуки. Таким образом, с точки зрения данной классификации звук речи- это часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т. е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии; если же экскурсий и рекурсий будет более чем по одной, то это уже не одна артикуляция, а следовательно, и не один звук, а звукосочетание; например, в русском [ц] один звук, где в экскурсии смычка, а в рекурсии мгновенный выход в щель с фрикацией, а [те] - звукосочетание, где две экскурсии и две рекурсии (для [т] и для [с]); ср. произносящиеся по-разному две фамилии: Коц и Котс (а также кот-с).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|