Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фонетическое членение речи




 

Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчинен­ные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими едини­цами языка, следующими друг за другом во времени.

Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи - это 1) фразы, 2) такты, 3) слоги и 4) звуки. Таким образом, звуки речи употребляются не изолированно, а в условиях слогов, тактов и фраз.

1. Ф р а з а (фраза - от французского phrase - в том же значении) - это самая крупная фонетическая единица; фра­зы разделяются в речевой цепи паузами, т. е. остановкой звучания, разрывающего звуковую цепь; во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фра­зы. Ни в коем случае нельзя отожествлять грамматическую еди­ницу (предложение) и фонетическую (фразу), так как одна фраза может охватывать несколько предложений и предложение может распадаться на несколько фраз.

Объединяется фраза интонацией; каждая произнесенная фра­за обладает определенной схемой интонации.

Интонация относится к просодическим элементам язы­ка, и это явление сложное. Она состоит:

а) из повышений и понижений голоса; это мелодика речи, имеющая в каждом языке свой рисунок. Так, в русском языке легкое повышение голоса в приступе к фразе, ровная середина и резкое понижение на отступе в повествовательной фразе или рез­кое повышение на отступе в вопросительной'; Различие “нормальной” мелодики легче всего проследить на интонации сче­та на разных языках (см. ниже, гл. IV, § 54).

б) из соотношений сильных и слабых, долгих и кратких сло­гов, что само по себе является фактом такта, но в пределах фразы придает ей ритм.

Наиболее загруженной частью фразы в русском является ее конец, там сосредоточено “фразовое ударение”; перенос резкого понижения (реже - повышения) с отступа в середину фразы обыч­но называют логическим ударением, т. е. смещенным фразовым ударением (подробнее см. ниже, гл. IV, § 54);

в) из скорости или медленности протекания речи во времени, из ускорений и замедлений, что образует темп речи;

г) из силы или слабости произнесения, из усиления и ослабле­ния выдыхания, что образует интенсивность речи;

д) из наличия или отсутствия внутрифразовых пауз, которые могут выделять отдельные части фразы или делить фразу на полу­фразы (Вороны сидели / на старой березе). Внутреннее паузирова-ние отражается на ритмике фразы;

е) из общего тембра2 высказывания, который в зависимос­ти от целевой установки высказывания может быть “мрачным”, “веселым”, “игривым”, “испуганным” и т. д. Тембр речи не следует смешивать с тембром голоса (сопрано, контральто, тенор, баритон, бас) и с тембром звука.

2. Фраза распадается на такты. Т а к т - это часть фразы (один или несколько слогов), объединенная одним ударением'. Такты объединенные наиболее сильной точкой - ударным слогом, раз­граничиваются минимумом интенсивности, т. е. в тех отрезках звуковой цепи, где сила предыдущего ударного слога уже в про­шлом, а усиление к последующему ударному слогу еще в буду­щем. В большинстве языков все знаменательные слова выделяют­ся в отдельные такты, так как имеют свое ударение; слова незна­менательные, не имея своего ударения, примыкают спереди и сзади к слову, имеющему ударение, образуя с ним один такт. Примыка­ние спереди называется проклйзой (проклиза, проклитика - от греческого proklino - “наклоняю вперед”), а само примкнувшее спереди безударное слово - проклитикой (например, на дому, без шляпы, три года, мой дядя, что он, ты ходил), где без-? ударные на, без, три, ты, мой, что, ты - проклитики. Примыка ние сзади называется энклйзой (энклша, энклитика - от греческого enklino - “склоняюсь”), а само примкнувшее сзад] безударное слово - энклитикой (например, видел ли, ходи. бы, кто-то, кто это, что он, на дом, где ли, был, то, это, он, дом - энклитики).

Иногда и знаменательные слова могут становиться проклити-ками и энклитиками, что особенно заметно в стихах; чаще всего это бывает в тесных словосочетаниях, стремящихся лексикализо-ваться (например: “Старый дом, старый друг, посетил я опять в запустенье тебя...” (Огарев), где слово старый - проклитика), или если слово употребляется как обращение или как вводное (например: “Шумим, братец, шумим” (Грибоедов), где слово братец - энклитика).

3. Такты распадаются на слоги. С л о г - это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все зву­ки могут образовать слог, т. е. быть слоговыми (или слогообразу­ющими). Для этого не годятся в составе слов звуки мгновенные, т. е. взрывные и аффрикаты. Мгновенные звуки могут быть слоговыми в изолированном (искусственном) употреблении, например “слоговые [к] и [ц]”. Длительные могут быть слоговыми по степени сонорности, в первую очередь максимально сонор­ные - гласные, во вторую - сонорные согласные и, наконец, фрикативные, ср. русское перст, где слоговое е, сербское прет, где слоговое р, и французское pst!, где слоговое s. В таких языках, как сербский, слоговые согласные - особые единицы (сербск. прcт - “палец”, срп - “серб” и т. п.).

В русской речи постоянно встречаются слоговые согласные, и прежде всего сонорные. Но они не являются особыми единица­ми, а их слоговое свойство обычно замещает исчезнувшую слабую гласную, например [ф̭с̭ḁ́м̥̕/д̭’э̭̥л̭’и̥э] из в

самом деле, где о между двумя м пропало, а м стало слоговым, или: [м̭ḁ́р’ивáнна) из Марья Ивановна, где вместо исчезнувшего -ое- предшествующее сосед­нее н стало слоговым (ср. сочетание хмарь и ванна, где нет слого­вых согласных, а слогов на один меньше). Этими свойствами рус­ских согласных объясняются такие рифмы, как Фёдор - бодр, ре­гистратор - театр (А. К. Толстой) или Врубель - в рубль (И. Северянин), веники - на четвереньки, ора­торов - психиатров, томики - потомки, душный - отдуши­ны (В. В. Маяковский)[244].

Определение слога представляет большие трудности, хотя каж­дый говорящий может произносить по слогам. Обычное опреде­ление слога “часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков и произносимая за один выдох” наталкивается на возраже­ние, что можно произносить слоги и без выдоха (например, изо­бражая звук поцелуя или почмокивания на лошадей), но зато один слог нельзя произнести более чем за один выдох.

Л. В. Щерба предложил теорию пульсации, т. е. объяснял сло­ги как отрезки речи, соответствующие чередованиям нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата во время произношения. Акустическая теория слога, признающая членение речевой цепи на отрезки с вершиной сонорности и менее сонорным окружени­ем, не противоречит указанным выше артикуляционным теориям.

По своему звуковому строению слоги можно подразделить на открытые (кончается гласной) и закрытые (кончается со­гласной), при этом слоги, кончающиеся сонорными согласными, можно называть полуоткрытыми (это важно для понима­ния слогораздела); неприкрытыми (начинающиеся глас­ной) и прикрытыми (начинающиеся согласной). Это можно показать следующей таблицей:

 

Чем: Начинается Кончается
Гласной   Неприкрытый Открытый
a, at а, ta
Согласной Прикрытый Закрытый
ta, lat at, tat

 

- любая гласная, t - любая согласная)

 

Таким образом, например, в слове ива первый слог (и -) не­прикрытый и открытый, а второй (- ва) - прикрытый и откры­тый; в слове же ивам второй слог (- вам) прикрытый и закрытый.

Бывают и такие слоги, в которых имеется более одной глас­ной; сочетание двух гласных в пределах слога называется диф­тонгом (дифтонг - от греческого di(s) - “дважды”, “двойной” и phtongos - “го­лос”, “звук” - “двоезвучие”), при этом одна из этих гласных будет слоговой, дру­гая - неслоговой. Слоговой будет та гласная, которая обладает большей длительностью и на которую может падать ударение, хотя последнее и не обязательно, так как дифтонги могут встречаться и в безударных слогах, например в немецком Fräulein, Einheit и т. п.; где ударение только на первом слоге.

Если в дифтонге первая гласная слоговая, то это нисхо­дящий дифтонг, например в немецком Faust [faëst], Eisen [aεzǝn], в английском boy [bëi], house [haʊs], в испанском Aires [aires] и т. п.; если же вторая гласная слоговая, то это восходящий дифтонг, например в испанском buenos, puerto, suares и т. п.

Русскому языку дифтонги чужды, поэтому, заимствуя из других языков слова с дифтонгами, русские разлагают их на два слоговых монофтонга (монофтонг - от греческого mono(s) - “один” и phtongos - “голос”, “звук”), вследствие чего получается лишний слог, или же превращают неслоговую гласную дифтонга в согласную, под­гоняя под свои сочетания ай, ой, эй, ий, уй (й [j] в русском относится к системе согласных, хотя чаще произносится как гласный звук [и] «и – неслоговое»), ав: например, немец­кое односложное Faust [faëst] или дает двусложное: Фауст (литературный герой), или односложное сочетание с одной гласной: фавст (собственное имя).

Слоги разграничиваются слогоразделами. Определе­ние слогоразделов различно по языкам. Так, для русского языка слогораздел проходит обычно между наиболее контрастными по сонорности соседними звуками, учитывая невозможность внутри слова закрытых слогов; например, слово пачка делится по слогам на па-чка, так как слогораздел проходит между а (максимально сонорный звук - гласная) и ч (минимально сонорный звук - мгновенная глухая согласная); такие же контрасты дают л и я и к и а, но п не может образовать слога, а сочетание панк - закрытый слог внутри слова, что не свойственно русскому языку. Слова же палка, пайка, Парка делятся на слоги пал-ка, пай-ка, Пар-ка, так как контраст сонорности между я и л, и, р меньший, чем между л, и, р и к; это полузакрытые слоги (см. выше)[245].

4. Слоги разделяются на звуки. Таким образом, с точки зрения данной классификации звук речи- это часть слога, произ­несенная за одну артикуляцию, т. е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии; если же экскурсий и рекурсий будет более чем по одной, то это уже не одна артикуляция, а следовательно, и не один звук, а звукосочетание; например, в русском [ц] один звук, где в экскурсии смычка, а в рекурсии мгновенный выход в щель с фрикацией, а [те] - звукосочетание, где две экскурсии и две ре­курсии (для [т] и для [с]); ср. произносящиеся по-разному две фамилии: Коц и Котс (а также кот-с).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...