Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель, задачи и функции физического воспитания студентов




Организация занятий по физическому воспитанию в вузе

Выполнил: Казакова Е.Е.

Проверил: Федосеев В.Н.

 

Новосибирск 2013


Введение

физический спорт организм

 Физическая культура является особой самостоятельной областью общечеловеческой культуры. Это специфический процесс, направленный на физическое совершенствование личности. Физическая культура затрагивает все жизненно важные стороны человека. Кроме того, она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Основой физической культуры является двигательная деятельность в форме физических упражнений, которые позволяют формировать необходимые умения и навыки, физические способности, сохранить состояние здоровья и работоспособность.

Физическую культуру можно рассматривать как особую культуру, результаты деятельности которой полезны для общества и личности. В социальной жизни, в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура показывает свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение - совместная деятельность людей по использованию и распространению ценностей физической культуры.

Физическая культура является человековедческой дисциплиной, направленной на развитие целостной личности, гармонизацию ее духовных и физических сил. Она охватывает те свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, труда и отдыха. Достигнув такой гармонии, личность обеспечивает себе социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, а так же создает ей психический комфорт.

Когда человек активно использует разнообразные физические упражнения, его физическое состояние улучшается и совершенствуется. Физическое совершенствование можно рассматривать как динамическое состояние. Оно характеризует стремление личности к целостному развитию путем того или иного вида спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий её социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию с её индивидуальности. Поэтому физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры.

Результат деятельности физической культуры - физическая подготовленность, определенное совершенство двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты, один их эффективных механизмов слияния общественных и личных интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Её особенным ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие её нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение её сущностных сил во внешний результат. Общий характер такой деятельности делает её мощным средством повышения социальной активности личности.

Таким образом, физическая культура - вид культуры общества, продукт деятельности общества, средство и способ физического совершенствования людей и практического выполнения социальных обязанностей в обществе.

В процессе физического воспитания в ВУЗе студент должен получить высокие моральные и физические качества, сохранить и укрепить свое здоровье. Как итог, должен выйти высококвалифицированный и гармонично развитый специалист.


Основные понятия

Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Она является частью культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития

Физическое воспитание - органическая составная часть общего воспитания - учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал.

  Физическое развитие - комплекс морфофункциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени.

 Физическая и функциональная подготовленность - результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками. В развитии физических качеств с одновременным увеличением физиологических резервов организма, обусловленных повышением уровня деятельности его функциональных систем: сердечнососудистой, дыхательной, нервной, эндокринной, пищеварительной, выделительной и др.

 Профессиональная направленность физического воспитания - это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному качественному труду с помощью определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей выбранной профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста.

Физическое развитие - закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.

 Физическая культура личности - вид культуры личности, результат реализации социальной программы физического развития, выступающей как средство и способ выполнения человеком социальных обязанностей.

ЗОЖ (здоровый образ жизни) - образ жизни, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения, однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума.

 ЛФК (лечебная физическая культура) - метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма - движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания.


Цель, задачи и функции физического воспитания студентов

 

С каждым годом число студентов в России увеличивается. В соответствии с законодательством высшее учебное заведение, решая задачи профессиональной подготовки, должно обеспечить и физическую подготовку студентов. Физическое воспитание студентов, таким образом, рассматривается как неотъемлемая, важнейшая часть общего воспитания студенчества.

 Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

· Понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности

·   Знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни

·   Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом

·   Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре

·   Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии

 Роль физического воспитания и других форм направленного использования физической культуры в вузах многогранна. Технический прогресс, стремительное развитие науки и все возрастающее количество новой информации, необходимой современному специалисту, делают учебный труд студента все более интенсивным, напряженным. Соответственно возрастает значение физической культуры как средства оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранения и повышения работоспособности студентов на протяжении всего периода обучения в вузе. Наряду с этим посредством физической культуры обеспечивается общая и специальная физическая подготовка применительно к условиям будущей профессии.

Решая специфические задачи, физическое воспитание студенчества играет в то же время существенную роль в нравственном, волевом и эстетическом развитии, вносит значительный вклад в подготовку высокообразованных и всесторонне развитых специалистов.

Повышение роли направленного использования средств физической культуры в период обучения в вузе специалистов обусловлено, в частности, тем, что рабочий режим студента характеризуется малоподвижностью, однообразием рабочей позы на протяжении 10-12 часов. Физические упражнения в этих условиях - основной фактор противодействия отрицательным последствиям гиподинамии, а также умственной и нервно-эмоциональной нагрузки. Затраты времени на занятие физическими упражнениями при этом компенсируются благодаря повышению общей работоспособности, в том числе и умственной.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

В процессе физического воспитания студентов решаются следующие основные задачи:

·   Укрепление здоровья средствами физической культуры, формирование потребности в поддержании высокого уровня физической и умственной работоспособности, самоорганизации здорового образа жизни

·   Освоение студентами теоретических знаний, спортивно-прикладных умений и навыков

·   Повышение уровня физической подготовленности

·   Совершенствование психомоторных способностей, обеспечивающих высокую производительность профессионально-технических действий

·   Создание у студентов системного комплекса знаний, теоретических основ и практических навыков для реализации их потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании на производстве, в быту, семье и рациональной организации свободного времени с творческим освоением всех ценностей физической культуры

·   Создание условий для полной реализации творческих способностей студента

·   Нравственное, эстетическое, духовное и физическое развитие студентов в ходе учебного процесса, организованного на основе современных общенаучных и специальных технологий в области теории, методики и практики физической культуры и спорта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...