Программа физического воспитания студентов
Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются и утверждаются Министерством образования РФ. Государственная программа физического воспитания определяет обязательный для студентов всех вузов объем физкультурных знаний, двигательных умений и навыков и уровень развития физических качеств. Учебная дисциплина "Физическая культура" включает в качестве обязательного минимума следующие единицы: · Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов · Социально-биологические основы физической культуры · Основы здорового образа и стиля жизни · Оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика) · Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через теоретический (формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре), практический и контрольный (определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов) разделы программы. Практический в свою очередь состоит из двух подразделов: · Методико-практический (обеспечивающий систематическое овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности) · Учебно-тренировочный (содействующий приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей) и контрольного (определяющего дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов).
Практический раздел программы содержит учебный материал для всех учебных отделений, который направлен на решение конкретных задач физической подготовки студентов. В содержание занятий всех учебных отделений включаются разделы: · Гимнастика. · Легкая атлетика. · Плавание. · Лыжный спорт. · Туризм. · Спортивные игры. · Стрельба. Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию. В условиях свободы выбора студентом деятельности и самостоятельной стратегии общекультурной подготовки материал программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, региональные условия и традиции развития культуры. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию элективных и факультативных курсов, в том числе авторских, интегративных и других. Теоретический раздел. Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Содержание обязательных лекций в обобщенном виде должно включать в себя:
· Основные понятия и термины · Ведущие научные идеи · Основные закономерности, теории, принципы, положения, раскрывающие сущность явлений в физической культуре, объективные связи между ними · Тематическую информацию и научные факты, объясняющие и формирующие убеждения. По некоторым темам лекции включают в себя рекомендации по предметно-систематическому использованию полученных знаний и приобретению практического опыта в занятиях избранным видом спорта или системой физических упражнений. Обязательный лекционный материал может дополняться теоретическими занятиями, темы которых определяются вузом самостоятельно. К каждой лекции кафедра физического воспитания должна предоставить студентам список рекомендуемой (доступной) литературы. Знания сообщаются преподавателями кафедры в виде лекций. Лекционный курс читается по следующим темам: · «Физическая культура и спорт в вузах РФ» · «Организация и управление физического воспитания в вузах» · «Здоровый образ жизни» · «Врачебный контроль в системе физического воспитания» · «Профессионально-прикладная физическая подготовка» и т.д. Кроме того, студенты получают и углубляют знания на практических занятиях и путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы. Практический раздел. Учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формированию необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта. Этот раздел программы реализуется на практических и учебно-тренировочных занятиях. Практический раздел предусматривает как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств. Как было упомянуто выше, практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Методико-практические занятия. Предусматривают освоение, самостоятельное расширенное и творческое воспроизведение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.
Деятельность студентов на этих занятиях направлена на овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов. В качестве форм методико-практической подготовки могут использоваться ролевые, имитационные, психотехнические игры, социально-психологический тренинг, проблемные ситуации, тематические задания для самостоятельного выполнения, в процессе которых выявляется степень готовности студентов к практическому овладению определенной методикой. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой. Учебно-тренировочные занятия. Направлены на приобретение опыта творческой практической деятельности, достижение высоких результатов в избранном виде спорта, развитие самодеятельности в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности. Средства практического раздела, направленные на обучение двигательным действиям, развитие и совершенствование психофизических способностей, личностных качеств и свойств студентов, определяются в рабочей программе по учебной дисциплине кафедрой физического воспитания каждого вуза самостоятельно. Обязательными видами физических упражнений для включения в рабочую программу по физической культуре являются: отдельные виды легкой атлетики, плавание, спортивные игры, лыжные гонки, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности. Подбор упражнений на практических занятиях должен предусматривать совершенствование ранее изученных и обучение новым двигательным действиям (умениям и навыкам), а также развитие качеств: выносливости, силы, быстроты движения, ловкости и гибкости. Используются физические упражнения из различных видов спорта, упражнения профессионально-прикладной направленности, оздоровительных систем физических упражнений. На занятиях могут использоваться тренажеры и компьютерно-тренажерные системы. Практический учебный материал для специального учебного отделения разрабатывается кафедрами физического воспитания с учетом показаний и противопоказаний для каждого студента, включает специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и функциональном состоянии организма. При его реализации необходим индивидуально-дифференцированный подход в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности, характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных временными или постоянными патологическими факторами.
В теоретический и практический разделы рабочей программы по физической культуре в каждом вузе включается содержание системы специальных знаний, умений, навыков и средств акцентированного развития жизненных, прикладных психофизических качеств, предусматривается формирование ценностного отношения к ним. Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся по назначению и расписанию кафедры физического воспитания для студентов, не справляющихся с зачетными требованиями, а также желающих углубить свои знания и практические навыки в интересующих их вопросах физической культуры и спорта. В каждом семестре система практических занятий, имеющая методическую и учебно-тренировочную направленность, строится как законченный модуль, соответствующий прохождению различных разделов программы. Каждый модуль завершается выполнением студентами на контрольных занятиях соответствующих контрольных заданий и тестов, характеризующих степень усвоения учебного материала. Контрольный раздел. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании двигательной активности не ниже определенного минимума, обязательных и дополнительных тестов, разрабатываемых кафедрой физического воспитания для студентов разных учебных групп по видам спорта (элективные курсы), по профессионально-прикладной физической подготовке с учетом специфики подготовки специалистов в вузе. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. Оперативный контроль обеспечивает информацию о ходе выполнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамены) дает возможность выявить уровень сформированности физической культуры студента и самоопределения в ней через комплексную проверку знаний, методических и практических умений, характеристику общей физической, спортивно-технической подготовленности студента, его психофизической готовности к профессиональной деятельности.
Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию о степени усвоения учебного материала. В конце семестра и учебного года студенты всех учебных отделений, выполнившие учебную программу, сдают зачет по физической культуре, состоящий из трех разделов: . Теоретические и методические занятия, овладение методическими умениями и навыками 2. Общая физическая и спортивно-техническая подготовка . Жизненно необходимые умения и навыки. Прием тестов по программе кафедры осуществляют судейские бригады, сформированные из преподавателей кафедры «Физическое воспитание». Прием тестов у студентов, подавших заявления в институт военного обучения, а также у студентов, являющихся слушателями института военного обучения, осуществляют судейские бригады, составленные из преподавателей кафедры «Физическое воспитание» и преподавателей института военного обучения. Обязательные тесты определения физической подготовленности: · Тест на скоростно-силовую подготовленность: Бег 100м (сек) · Тест на силовую подготовленность. Для девушек: поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа ноги закреплены, руки за головой (кол-во раз). Для юношей: подтягивание на перекладине (кол-во раз) · Тест на общую выносливость. Для девушек: бег 500м (мин,сек). Для юношей: бег 1000м (мин,сек). · Прыжок в длину с места. Студенты специального отделения выполняют те разделы программы, требования и тесты, которые доступны им по состоянию здоровья. Примерные контрольные упражнения для оценки физической подготовленности студентов специального учебного отделения (мужчины и женщины): . Сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (женщины, опора высотой до 50 см). 2. Подтягивание на перекладине (мужчины) . Поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (женщины). . Прыжки в длину с места. . Бег 100 м. . Бег: мужчины - 3 км, женщины - 2 км (без учета времени). . Тест Купера (12-минутное передвижение). . Плавание. . Передвижение на лыжах: мужчины - 3 км, женщины - 2 км (без учета времени). . Приседание на одной ноге, стоя на скамейке с опорой о гладкую стену. . Упражнения на гибкость. . Упражнения на координацию движений. . Оценка выполнения в баллах определяется с учетом особенностей индивидуальных отклонений в состоянии здоровья у студентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|