Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение по учебным отделениям




Медицинский осмотр:

 Для распределения по учебным отделениям проводится медицинский осмотр. После него все студенты в каждом вузе распределяются по учебным отделениям: основное, специальное и спортивное. Распределение проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья, физического развития и спортивно-технической подготовленности, интересов студентов. На основе этих показателей каждый студент попадает в одно из трех отделений для прохождения обязательного курса физического воспитания. Каждое отделение имеет определенное содержание, целевую направленность занятий и специфические задачи.

·   Основная медицинская группа (I группа здоровья).

К этой группе относятся те люди, у которых нет отклонений в здоровье и физическом развитии. Их организм хорошо функционирует, либо имеются какие-то совсем незначительные отклонения. Отнесенные к этой группе занимаются физической культурой в полном объеме учебной программы воспитания с использованием здоровьенаращивающих технологий.

При этом следует помнить об некоторых противопоказаниях к занятиям спортом. При близорукости или астигматизме нельзя заниматься боксом, прыжками в воду, прыжками на лыжах с трамплина, горнолыжным спортом, тяжелой атлетикой и мотоспортом; перфорация барабанной перепонки является противопоказанием к занятиям всеми видами водного спорта; при круглой или кругло-вогнутой спине не рекомендуются занятия велосипедом, греблей, боксом, усугубляющими эти нарушения осанки. Остальные виды спорта разрешены.

·   Подготовительная медицинская группа (II группа здоровья).

К данной группе относятся те люди, которые имеют те или иные морфофункциональные отклонения, либо слабую физическую подготовку, либо входят в группы риска по возникновению каких-либо патологий, либо с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3-5 лет. Те, кто отнесен к этой группе, может заниматься по учебной программе физического воспитания при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожной дозировки физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.

Тестовые испытания и участие в спортивно-массовых мероприятиях разрешается лишь после дополнительного медицинского осмотра. К занятиям большинством видов спорта и участия в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Однако им рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.

·   Специальная медицинская группа.

Разделяется еще 2 группы. Заключение о направлении в какую-либо группу делает врач после дополнительного осмотра.

В первую специальную группу (III группа здоровья) относят людей с постоянными отклонениями в здоровье (хронические заболевания, врожденные пороки развития) или с отклонениями временного характера в физическом развитии, не мешающие выполнению обычной работы, но требующие ограничения в физических нагрузках. Людям, относящимся к этой группе, разрешаются занятия оздоровительной физкультурой по специальным программам, под руководством преподавателя физической культуры или инструктора, окончившего специальные курсы повышения квалификации.

При занятиях оздоровительной физкультурой учитывается характер и степень выраженности отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и уровне функциональных возможностей занимающегося. При этом резко ограничивают упражнения на быстроту, силовые, акробатические; подвижные игры умеренной интенсивности. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной физкультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.

Ко второй специальной группе (IV группа здоровья) относят людей имеющих значительные постоянные отклонения в состоянии здоровья (хронические заболевания в стадии субкомпенсации (наличие редких обострений)). А так же отклонения временного характера. При этом отсутствует выраженное нарушение самочувствия, и нет противопоказаний по посещению теоретических занятий в образовательных учреждениях.

Тем, кого относят к этой группе, рекомендуются занятия ЛФК в отделениях лечебной физической культуры местной поликлиники, врачебно-физкультурного диспансера. Допустимы регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом ЛФК. Обязательным является неукоснительное выполнение режима и других элементов ЗОЖ. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной физкультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.

Распределение по учебным отделениям:

· Основное учебное отделение (12-15 человек)

 В нем занимаются студенты, отнесенные по результатам медицинского обследования к основной и подготовительной медицинским группам, т.е. не имеющие отклонений в состоянии здоровья, но физически слабо подготовленные.

Занятия в основном учебном отделении характеризуются направленностью на всестороннее физическое развитие студентов, повышение уровня их общей физической, профессионально-прикладной подготовленности, а также формирование активного отношения и интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Они имеют заметно выраженную комплексную направленность с акцентом на воспитание аэробной выносливости, так как именно она обеспечивает повышение общей физической работоспособности и деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Должное внимание уделяется воспитанию силовых и координационных способностей, обучению технике движений в рамках как общей, так и профессионально-прикладной направленности. Методика занятий носит преимущественно учебно-тренировочный характер. Моторная плотность не опускается ниже 50%, интенсивность нагрузки по ЧСС колеблется в пределах 130-160 уд/мин.

· Специальное учебное отделение (8-10 человек)

В отделение зачисляются по показателям врачебного осмотра студенты, имеющие определенные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера.

Занятия в специальном учебном отделении характеризуются оздоровительно-реабилитационной направленностью. Вместе с тем в меру возможностей студентов решаются общие задачи курса физического воспитания. В качестве основных средств используется общеподготовительная гимнастика и строго дозированная ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание. В зависимости от характера ограничений включаются волейбол, баскетбол, езда на велосипеде, туризм и другие средства.

Студенты специального отделения в расширенном объеме осваивают программный материал по использованию средств физического воспитания в оздоровительно-гигиенических аспектах, по теоретическому разделу и разделу организационной подготовки, а также приобретают знания и навыки самоконтроля.

Принимая во внимание сравнительно невысокий уровень общей физической работоспособности студентов специального учебного отделения, для них целесообразно увеличивать число занятий по курсу физического воспитания, сокращая их продолжительность. Вместе с тем необходимо особенно тщательно дозировать нагрузку в упражнениях, требующих проявления выносливости, исключать упражнения, связанные с длительной задержкой дыхания, натуживанием, острой кислородной недостаточностью.

Методика регулирования нагрузок должна отличаться тщательной индивидуализацией, особо строгой соразмерностью их с функциональными возможностями организма, полным исключением моментов форсирования. Это выражается в удлинении подготовительной и заключительной частей занятия, исключении методов упражнения с жесткими интервалами отдыха, относительно невысокой моторной плотности занятий.

Соревнования в этом отделение проводятся со значительными ограничениями и с установкой, главным образом, на технически верное выполнение упражнений.

Значительная часть студентов специального отделения обычно нуждается в постановке правильного дыхания и направленном воздействии на функции сердечнососудистой системы, для чего используются комплексы специальных дыхательных упражнений и упражнения, расширяющие аэробные возможности организма. Необходимо также уделить особое внимание восстановлению или формированию и закреплению навыка рациональной осанки.

Контингент специального отделения находится под углубленным врачебно-педагогическим контролем. Обследование состояния здоровья студентов рекомендуется проводить трижды в год (сентябре, ноябре, апреле). Важным дополнением к текущему контролю могут служить дневники ежедневного самоконтроля.

В основном, физическое воспитание в этом учебном отделении направлено на следующие критерии:

·   Укрепление здоровья

·   Закаливание организма

·   Повышение работоспособности

·   По возможности устранение функциональных отклонений в физическом развитии

·   Устранение отклонений, оставшихся после перенесенных заболеваний

·   Приобретение необходимых и допустимых профессионально-прикладных умений и навыков

Те студенты, которые зачислены на это отделение, должны в обязательном порядке посещать занятия. Объем программы составляет 4 часа в неделю. Сама программа курса этого отделения включает в себя:

·   Теорию

·   Практический материал, обязательный для всех учебных отделений

·   Профессионально-прикладную физическую подготовку

·   Специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии

· Спортивное учебное отделение (до 15 человек)

В это отделение зачисляются студенты, получившие до поступления в вуз спортивную квалификацию или достаточно хорошо подготовленные для начала спортивной специализации. Занятия в отделении направлены на достижение результатов в избранном виде спорта.

Система занятий в спортивном учебном отделении строится в соответствии с основными закономерностями процесса спортивной тренировки. При этом конкретные черты структуры и содержания подготовки спортсменов-студентов отражают особенности периодики учебного процесса (деление учебного года на семестры, сессионные и каникулярные периоды) и другие условия работы в высшей школе. Так, во многих случаях, целесообразно строить тренировочный процесс в форме полугодичных или «сдвоенных» циклов, приурочивая их к учебным семестрам так, чтобы этапы тренировки с повышенными нагрузками и этапы основных соревнований не совпадали с периодами сессий, а предшествовали им или приходились на каникулярное время. Это правило необходимо стараться соблюдать и в тех случаях, когда тренировочный процесс строится в форме годичных циклов. Подготовительный период тренировки тогда нередко совмещают с первым семестром, а соревновательный - с зимними каникулами, не сессионной частью второго семестра и началом летнего академического отпуска. Учитывая, что кумуляция физических и интеллектуальных нагрузок может неблагоприятно сказываться на психической работоспособности студентов, надо на сессионное время планировать снижение напряженности тренировочных занятий. Рекомендуется, в частности, использовать упражнения, отличающиеся умеренной интенсивностью, что позволяет, с одной стороны, избежать чрезмерной кумуляции тренировочных и академических нагрузок, а с другой - не снижать уровня физической подготовленности.

Теоретические занятия уделяют особое внимание вопросам врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учетом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка студентов проводятся с учетом их функциональных возможностей.

При такой подготовке главным является овладеть техникой прикладных упражнений, устранить функциональную недостаточность органов и систем, повысить работоспособность организма. Большую роль играет систематичность занятий, их индивидуализация, строгое отслеживание нагрузки и постепенное ее повышение.

Хотя большую роль играет оздоровительно-восстановительная направленность занятий в специальном учебном отделении, преподаватели так же должны стремиться к обеспечению студентов разносторонней и специальной физической подготовленностью. Студенты должны улучшить свое физическое развитие, чтобы затем перевестись в основное учебное отделение.

Все группы всех учебные отделения закрепляются за преподавателями физического воспитания на весь период обучения. Если в процессе учебных занятий у студентов улучшилось состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, то на основании заключения врача и решения кафедры после окончания учебного года или семестра студенты переводятся в другую медицинскую группу или учебное отделение. Если же по каким-либо причинам наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты переводятся в специальную медицинскую группу, не зависимо от времени учебного года.

    По программе физического воспитания предусмотрена сдача зачетов. Зачет проводится в виде собеседования преподавателя с каждым студентом. На этом собеседовании выясняется уровень знаний студента по теоретическому материалу. К зачету допускаются те студенты, которые полностью выполнили практический раздел учебной программы (выполнение всех контрольных упражнений и нормативов).

Сроки выполнения контрольных требований, упражнений и нормативов определяются учебной частью высшего учебного заведения совместно с кафедрой физического воспитания и доводятся до сведения студентов. Чтобы приступить к выполнению зачетных требований, упражнений и нормативов нужно получить допуск. Допуск получают студенты, которые регулярно посещали учебные занятия и которые получили необходимую физическую подготовку. Выполнение зачета по физическому воспитанию вносится в зачетную книжку каждого студента в конце каждого семестра.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...