Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как особый тип самоопределения личности патриотизм противостоит негативизму, действиям и поступкам, намеренно противоположным требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.




Патриотическое самосознание предполагает также высокий уровень развития коллективной идентичности – отождествления себя и своих отличительных черт с большими общностями людей и культурно-политическим единствами (народом, страной, государством). Патриотическое самосознание заключает в себе также огромный коммуникативный потенциал коллективного общения, восприятия больших масс людей, практически никак не связанных друг с другом, как единого, сплоченного коллектива. Для патриотического воспитания общественный характер воспитательной системы, соединение в ней не абстрактных ролей, а конкретных людей по интересам, увлечениям, на основе общего дела – не просто важное, но одно из главнейших условий достижения реальных результатов. Без этого условия невозможно естественное и необходимое для патриотического самосознания сочетание коллективизма с коллективистским самоопределением и мотивированной коллективистской идентификацией личности.

Как общественный процесс патриотическое воспитание зависит от принятых в обществе культурных образцов поведения, от того, насколько эти образцы соответствуют представлениям о долге, верности и служению Родине. Если такие представления укоренены в базовой культуре общества, ярко воплощены в ее смыслах, образах, символах и устойчиво принимаются разными поколениями, то возникает прочный механизм самовоспитания патриотических качеств личности; процессы патриотического воспитания и формирования личности переплетаются между собой.

В теоретическом плане и весьма условно общественное (гражданское) основание патриотического воспитания может быть разделено на социально-нравственное (гражданские идеалы и ценности), социально-психологическое (коллективообразование, коллективообразующая роль воспитательных систем), морально-психологическое (этос общества, его морально-психологическое состояние), социокультурное культурно-историческое (культурные образцы развития личности, самовоспитания человека, историческая память, культурно-исторические традиции патриотизма).

Гражданские установки патриотического воспитания, следовательно, тяготеют к уровню нравственных смыслов, ценностей и мотиваций.
Важно не потерять из виду в воспитательном процессе эти традиции. Они поднимают его содержание и цели на общественно-нравственную высоту. На высокий уровень коллективообразования и коллективистского самоопределения личности, что так важно и необходимо в гражданско-патриотическом воспитании. Появляется возможность понять и зафиксировать прямую связь между тем, что мы хотим получить в результате такого воспитания (коллективизм, ориентация на общественные интересы, единство и консолидацию общества) и тем, что можем и должны предпринять для достижения этих результатов (создать необходимый нравственно-психологический климат для воспитания патриотизма). Эту связь выражают следующие принципы гражданско-патриотического воспитания: 1). Ориентация на нравственные отношения в коллективе, нравственный принцип воспитания: «улучшить общество, улучшив самих себя». Наиболее полно и последовательно этот принцип выражают ценности альтруизма, альтруистического отношения к окружающим; 2). Личностная ориентация нравственного воспитания, направленность его на формирование сознательной жизненной позиции воспитуемых. Этот принцип предполагает развитие мотивов альтруизма, реализацию потребности в самоуважении через готовность к альтруистическим поступкам; 3). Комплексный подход к нравственному воспитанию, охватывающий последовательно основные моменты как собственно воспитательного процесса (переживание – потребность и мотив деятельности – действие – практическая деятельность), так и процесса самовоспитания личности (осознание – самосознание – поступок); 4). Культурно-исторический контекст воспитания, формирующий понимание и знание российских традиций и ценностей, роли России в истории и мире. Коллективообразующий результат (эффект) нравственного и культурно-исторического воспитания – интеграция субъектов и участников воспитательного процесса в коллектив, общность, скрепленные морально-психологическим единством и оказывающие целенаправленное воздействие на окружающую социальную среду.

10 Роль краеведения в формировании чувства национального самосознания и патриотизма..

Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является историческое краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. Школьное краеведение есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения. В которое включены осознание своей принадлежности к определённой нации и, как следствие – гордость за это

Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированный в функционирующем Государственном общеобязательном стандарте образования и в Государственной программе по патриотическому воспитанию граждан РФ.

Воспитание патриотизма через краеведение – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края даёт возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе.

Система образования и связанная с ней активизация методов учебно-воспитательной работы направлена на развитие у школьников интереса к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности. В этой связи возрастает роль истории края.

В воспитании духовных основ патриотизма педагог должен помнить важное методологическое требование – комплексность в краеведческой работе, которая помогает учащимся:

∙ развивать наблюдение, мышление, научную любознательность;

∙ повышать интеллект и культурный уровень личности;

∙ расширять кругозор, эрудицию;

∙ приобщать к творческой деятельности;

∙ психологически готовиться к самостоятельной жизни;

∙ повышать нравственность;

∙ воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него – к Родине.

Краеведческая работа школьников должна проходить в несколько этапов:

∙ изучение местного материала на уроках, которое исходит из требований

краеведческой тематики программ;

∙ изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края;

∙ изучение архивных документов, памятников истории культуры или природы;

∙ проведение школьных экскурсий, походов и др.;

∙ обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок,

пополнение фондов или организация школьного краеведческого музея (уголка);

∙ использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

Краеведение - это не школьная дисциплина, не наука, это комплекс наук, изучающий малую территорию (улицу, село, город, республику, край), хозяйственную деятельность, историю и культуру местного населения. Это один из способов воспитания патриотических и гражданских позиций учащихся. Краеведение – это связующая нить, тянущаяся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой ареной для применения полученных знаний на практике. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем плотнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Одна из основных целей краеведения – ознакомить учащихся с конкретными природно-историческими условиями родного края, активно участвовать в работе по охране памятников культуры и архитектуры. Систематизация и целенаправленная работа по краеведению требует накопления местного материала, его анализа и дидактической обработки.

В каждом городе и селе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

№11 Что составляет теоретико- методологическую основу гражданско – патриотического воспитания молодежи в современном обществе

В современной политической культуре изменилось содержание патриотизма. В патриотическом сознании формируются предметности, объединенные в единое целое - «Образ Отечества», представляющий собой субъективный образ той социокультурной системы, которая является для личности, социальной группы, нации, государства условием и объектом его деятельности. Особое место в субъективном отражении Отечества принадлежит оценочным аспектам. Для развитого гражданского сознания Отечество представляет собой наивысшую ценность.

Представление об Отечестве как объекте патриотизме изменилось в связи с политическим и социально-экономическими процессами, происшедшими на рубеже XX - XXI вв. вместо единого многонационального государства, объединяющего союзные республики, на карте мира появилось государство Российская Федерация, что в значительной степени сузило патриотизм как социально политический объект, а для многих народов, потерявших идеологическую ориентацию, по сути стало неопределенным понятием.

Это - принципы государственного устройства, специфические особенности взаимоотношений между народами и нациями, однополярность в мире, а также политика, проводимая и диктуемая западными государствами. В результате подвергся изменениям субъект патриотического сознания - люди. Многонациональный народ России имеет ряд черт, не присущих советскому народу. Это: преемственность с патриотическим сознанием народов СССР - ощущение Отечества на всем пространстве СНГ, чувство национального достоинства, имеющего преемственность с величием русского народа, помогающего отстающими странам мира. У россиян не утрачено понятие об Отечестве как величайшей державе в мировом пространстве. В то же время миграционные, социально-экономические процессы, принявшие глобальный характер, привели к ощущению искусственного разрыва с частью Отечества, болезненное стремление восстановить утраченное чувство собственного достоинства, желание возродить могущество великого и самодостаточного государства.

Для большинства российских граждан сложно понять, что сегодня стоит за понятием «я - патриот своей страны». Патриот - это человек, любящий отечество, преданный своему государству, стремящийся служить интересам гражданского общества. В.И. Даль растолковывает значение слова

«патриот» как «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

«Патриотами не рождаются - патриотами становятся» - это не просто слова, это глубоко продуманная политика. Патриотизм воспитывается и приобретается в процессе приобретения человеком жизненного опыта. А, по мнению М.Е. Салтыкова-Щедрина, «сам патриотизм более, нежели другое проявление человеческого духа, находится в зависимости от воспитания...». Поэтому патриотическое воспитание приобретает актуальность во всех сферах жизнедеятельности российского гражданина. Сегодня все чаще можно услышать, что выживет тот народ, та нация, которые имеют высокий духовный потенциал, хорошее физическое и моральное здоровье. Патриотизм - это гражданская позиция человека. Воспитание социально активной личности - это воспитание патриотических чувств. Возрождение патриотических чувств может сыграть положительное значение в консолидации российского общества.

Воспитание - это «в широком смысле функция общества, обеспечивающая его развитие посредством передачи новым поколениям социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с целями и задачами данного общества. В узком смысле - процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый в рамках и под воздействием социальных институтов с целью ее подготовки к выполнению социальных функций и ролей, к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики».

Внедряя систему патриотического воспитания, надо понимать, что все мероприятия должны быть приемлемы как для атеистов, так и для верующих граждан, что закреплено в Конституции РФ. Несомненно, что огромную роль в современных условиях для духовного возрождения России, утверждения в общественном сознании идей государственности и патриотизма играют традиционные религиозные конфессии, которые являются проводниками политики развития и укрепления в обществе нравственных идеалов и общечеловеческих ценностей. Патриотизм оказывает явное влияние на воссоздание здоровых тенденций в российском обществе. Развитие гражданского общества зависит от патриотической направленности граждан, поэтому так важно патриотическое воспитание молодежи. Именно молодому поколению предстоит осуществлять политическую деятельность и продвигать интересы государства.

Патриотическое воспитание направлено на формирование патриотического сознания, обязанностей по защите Родины. Патриотическое воспитание, по сути, это систематическая, имеющая конкретные цели, деятельность органов государственной власти. Патриотическое воспитание представляет неотъемлемую часть воспитания личности в целом. А.И. Подберезкин указывает на прямую взаимосвязь патриотического воспитания с трудовым, нравственно-эстетическим, военно-патриотическим и физическим. Патриотическое воспитание включает духовно-нравственный, культурно-исторический, социально-политический, военно-патриотический, физический, психологический и педагогический компоненты.

Патриотическое воспитание - это формирование социально и политически активной личности, человека, преданно любящего свою Родину,

свой народ, гордящегося историей своей страны, понимающего место человека и народа в мировом социокультурном пространстве. В социокультурных ценностях проявляется общественная и культурная значимость материальных объектов, социально-политических и духовных образований (общественных институтов, культуры, истории, семьи и т.д.) для человека, коллектива, социальной группы, общества в целом. Социокультурные ценности - это критерии и способы оценки значимости объектов и образований общественной жизни, выраженные в нравственных, политических, этнических нормах, идеалах, принципах и целях, вырабатываемых данным обществом.

У гражданина есть потребность, которые выражены интересами, такими, как: развитие науки, образования, культуры, сохранения национальной самобытности, защита российской идентичности. Возрождение патриотических чувств - одна из главных задач в государственной политике Российской Федерации. Патриотическое воспитание молодежи приобретает особую актуальность. Организация патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма и интернационализма.

Основывающееся на сознании и чувствах патриотического долга деятельное отношение субъекта к объекту патриотизма, вызывающее целенаправленное и желаемое изменение в объекте отражает сущность патриотизма. Именно действие делает патриотизм реальным звеном функционирования социокультурной системы.

Выделяют следующие ценностные ориентации патриотического воспитания молодежи:

Социально-политические (мировоззрение, культура политического мышления, верность конституционному долгу, доминирующие военно-доктринальные взгляды и др.).

Моральные (гражданский долг, честь и достоинство, порядочность, героизм, гордость, доблесть).

Эстетические (прекрасное в искусстве, возвышенное в деятельности, героическое в поступках, эстетический идеал и др.)

Социальные (гражданственность, статус личности, патриотизм, социальная защищенность гражданина и воина).

Профессиональные (военно-порофессиональные, трудовые (боевые) традиции, дисциплина, нравственный кодекс поведения, демократизм, единоначалие и др.

№12 Приоритетные направления воспитательной работы в учебных заведениях РК: 1 ). Гражданско-патриотическое:
- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине; - усвоение ценности и содержания таких понятий, как "служение Отечеству", "правовая система и правовое государство", "гражданское общество", об этических категориях "свобода и ответственность", о мировоззренческих понятиях "честь", "совесть", "долг", "справедливость" "доверие" и др.;
- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии. 2). Нравственное и духовное воспитание: - формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.); - формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнёрства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике; - формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России. 3). Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства; - формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности; - формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда; механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде. 4). Интеллектуальное воспитание: - формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одарёнными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.); - формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.); - формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни. 5). Здоровье сберегающее воспитание: - формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; - формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время; - формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь. 6). Социокультурное и медиакультурное воспитание: - формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях, как "толерантность", "миролюбие", "гражданское согласие", "социальное партнёрство", развитие опыта противостояния таким явлениям, как "социальная агрессия", "межнациональная рознь", "экстремизм", "терроризм", "фанатизм" (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве); - форирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве. 7). Культуротворческое и эстетическое воспитание:
- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры; - формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта; - формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; - формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры; - формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей; - формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя. 8). Правовое воспитание и культура безопасности: - формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры; - развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур. 9). Воспитание семейных ценностей: - формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений. 10). Формирование коммуникативной культуры: - формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную, межкультурную коммуникации; - формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку; - формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения; - формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире. 11). Экологическое воспитание: - формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты; - формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях; формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде; - формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...