Образовательная деятельность
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями. На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций. Учебный план Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся; №56. Как в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» трактуются следующие понятия: инклюзивное образование и участники отношений в сфере образования? Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; Участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения; №57. Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; №60 Конфликт интересов педагогического работника Общие положения. Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность, например, госслужащего, влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и законными интересами других лиц, способное привести к причинению вреда таким законным интересам.Под личной заинтересованностью понимается возможность получения, служащим при исполнении им должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми служащий связан финансовыми или иными обязательствами .Следовательно, конфликт интересов — одна из разновидностей конфликтной ситуации, где на один интересный предмет претендуют две (или более сторон). Что делать? В случае возникновения у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Урегулированием конфликтов интересов занимаются представитель нанимателя и специально созданные для урегулирования конфликтов интересов комиссии.
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения служащего от занимаемой должности. Правовое обеспечение конфликта интересов на государственной, муниципальной службе определяется федеральной и региональной нормативной базой, а на уровне самих служб – их локальными актами. Конфликт интересов в сфере образования конечно существовал и до принятия закона «Об образовании в Российской Федерации» как объективная реальность. Теперь он приобрел законодательное оформление. Согласно закону «конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся», т.е. под конфликтом интересов подразумевается заинтересованность педработника в получении материальной выгоды при выполнении им своей работы.
Под указанное определение конфликта интересов в общеобразовательной организации попадает множество конкретных ситуаций, в которых педагогический работник может оказаться в процессе выполнения своих должностных обязанностей, поэтому составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых моментов, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным: учитель ведет уроки и платные занятия у одних и тех же учеников;репетиторство с учениками, которых он обучает; получение подарков и услуг; участие в формировании списка класса, особенно первоклассников; сбор денег на нужды класса, школы; участие в жюри конкурсных мероприятий, олимпиад с участием своих обучающихся; небезвыгодные предложения педагогу от родителей учеников, которых он обучает или у которых является классным руководителем; участие в распределении бонусов для учащихся; небескорыстное использование возможностей родителей обучающихся; нарушение установленных в общеобразовательном учреждении запретов и т.д. Конфликт интересов педагогического работника в случае его возникновения рассматривается на комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее — комиссия). Она создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Решение комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений, подлежит исполнению в сроки, предусмотренные принятым решением, и может быть обжаловано в установленном законодательством РФ порядке. Работа с документом. Для реализации настоящего требования закона об образовании следует разработать, принять и утвердить: Положение о конфликте интересов педагогического работника общеобразовательной организации;Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений общеобразовательной организации;Кодекс педагогического работника по предотвращению конфликта интересов (по желанию организации).4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
№61. 9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;14) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования №62. 18) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; 19) организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности; 20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; 24) практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
№63. Как в ФЗ «Об образовании в РФ» трактуются следующие понятия: качество образования; присмотр и уход за детьми Согласно статьи 2 ФЗ «Об образовании в РФ», под качеством образования понимают комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Комментарий к статье: Разумное сочетание теории и практики способствует повышению качества образования. Фактически, качество призвано определить степень эффективности взаимодействия образовательной организации и ее педагогических работников с обучающимися, степень усвоения знаний, приобретения навыков и умений. При этом следует учитывать, что в рамках образовательного процесса качество образования, как правило, определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации. Однако, наиболее актуальная оценка качества образования производится, на наш взгляд, не применительно к теоретическим знаниям и абстрактным навыкам, а применительно к практике их реализации, поскольку при достаточно высоких результатах проводимой аттестации обучающийся не всегда может реализовать полученные знания на практике, т.е. конечный результат образовательного процесса в таком случае достигнут не в полной мере. Присмотр и уход за детьми согласно ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» - это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Комментарий к статье: Таким образом, присмотр и уход за детьми - это совокупность действий, направленных на обслуживание детей, привитие им санитарно-гигиенических навыков, оказание им помощи в удовлетворении бытовых потребностей. На подзаконном уровне в содержание понятия "присмотр и уход" включаются, например: сопровождение на прогулки, одевание, раздевание, умывание, закаливание, кормление, купание, укладывание детей в постель, просушивание одежды, однако очевидно, что Федеральный закон трактует данное понятие несколько шире, включая в него, в частности, не просто кормление, а организацию питания, которая, в свою очередь, подразумевает целый комплекс организационных действий. Комментарий к статье: С понятием образования и его составляющими неразрывно связана и квалификация - свойство обучающегося, подтверждающее его готовность к осуществлению профессиональной деятельности по выбранной им специальности. При этом следует обратить внимание, что в отличие от самого образовательного процесса квалификация не ставится в зависимость от наличия или отсутствия документа о получении соответствующего уровня образования. Квалификацию следует рассматривать как качественный критерий образования, определяющий практическую готовность к выполнению трудовой функции. Согласно статьи 2 ФЗ «Об образовании в РФ». Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Комментарий к статье: Непосредственным руководством к действию участников образовательного процесса является образовательная программа - комплекс основных характеристик и необходимых условий образования. Структура образовательной программы нормативно регламентирована и включает в себя такие элементы, как объём, содержание, планируемые результаты, формы аттестации, календарный учебный график, рабочие программы, а также иные компоненты. Следует заметить, что указанный перечень носит открытый характер и может дополняться иными необходимыми элементами с учетом особенностей вида и уровня образования, а также иных особенностей образовательного процесса. При этом следует отметить, что наряду с понятием "образовательная программа" предусматривается и понятие " примерная образовательная программа ", рассматривая ее как комплекс учебно-методической документации. Введение указанной нормы устранило существовавшее длительный период времени восприятие примерной образовательной программы как комплекса образовательных услуг. Определение программы как комплекса документации в большей степени соответствует ее сущности. Определение структуры и содержания примерной образовательной программы позволяет субъектам образовательных отношений сформировать надлежащим образом образовательную программу в отношении каждого отдельно взятого образовательного процесса. На практике основной целью разработки примерной образовательной программы является формирование руководящих начал для специалистов при разработке ими образовательной программы. Реализация образовательной программы осуществляется в рамках образовательной деятельности.
№ 65. Как в ФЗ «Об образовании в РФ» трактуются следующие понятия: обучающийся; организации, осуществляющие образовательную деятельность Согласно статьи 2 ФЗ «Об образовании в РФ». Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе под обучающимся понимают физическое лицо, осваивающее образовательную программу. Комментарий к статье: В отношении указанного субъекта не применяются в полной мере общие требования Гражданского кодекса РФ, установленные применительно к субъекту правоотношения, поскольку в части получения общего образования обучающийся не обладает полной дееспособностью, а его интересы представляют его законные представители. Тем самым, применительно к категории обучающихся как субъектов правоотношений целесообразно говорить о самих лицах, проходящих обучение по той или иной образовательной программе, а также об их законных представителях, реализующих функции в защиту прав и интересов недееспособного обучающегося, независимо от причин его недееспособности. В качестве отдельной категории обучающихся комментируемый закон выделяет лиц с ограниченными возможностями здоровья. Определяющим признаком такого субъекта выступают отклонения в здоровье, которые не позволяют ему проходить обучение без создания специальных условий. Однако в рамках данной правовой нормы представляется нецелесообразным подобное разграничение указанной категории лиц, поскольку содержание правоотношений охватывает собой сам факт освоения образовательной программы, а не создание специальных условий для обучения. При этом следует учитывать, что отдельные особенности здоровья человека, несмотря на то, что они рассматриваются в качестве ограниченных, не являются препятствием для обучения, а соответственно нивелируют практическое значение данной градации субъектов образовательных правоотношений. Одновременно комментируемый закон разграничивает понятия " образовательная организация" и "организация, осуществляющая обучение". Обучение наряду с воспитанием представляют собой составные части образования, исходя из чего указанные два вида организаций, являются тождественными. Применительно к образовательной организации основным требованием выступает ее правосубъектность. В отношении организации, осуществляющей обучение, помимо правосубъектности обязательным условием выступает и соблюдение иных нормативно установленных требований, в частности, получение лицензии на осуществление образовательной деятельности. При этом в отличие от образовательной организации, организация, осуществляющая обучение, наряду с данным видом деятельности осуществляет и иные. Для первой категории субъектов образовательная деятельность является основным видом деятельности; для организаций, осуществляющих обучение, - дополнительным. Согласно статьи 2 ФЗ «Об образовании в РФ». Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, образовательная организация - это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Комментарий к статье: № 66. Как в ФЗ «Об образовании в РФ» трактуются следующие понятия: направленность (профиль) образования; отношения в сфере образования Согласно статьи 2 ФЗ «Об образовании в РФ». Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, отношения в сфере образования - это совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование. Комментарий к статье: Отношения в сфере образования, другими словами - это совокупность общественных отношений по реализации субъектами права на образование, следует акцентировать внимание на том, что в данном случае нормы комментируемого закона противоречат Конституции РФ, поскольку определяют указанные отношения как отношения по реализации гражданами права на образование, в то время как право на образование носит всеобщий характер и не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у лица гражданства РФ. В то же время следует учитывать и сферу применения норм федерального закона, которая охватывает собой правоотношения не только с участием граждан РФ, но также и с участием иных лиц, на законном основании пребывающих на территории Российской Федерации. Таким образом, под действие норм комментируемого закона подпадают и иностранные граждане, и лица без гражданства, реализующие в России право на образование. Одновременно при определении комплекса отношений, составляющих предмет регулирования комментируемого закона, следует разграничивать образовательные отношения и отношения в сфере образования, которые соотносятся как общее и частное. Отношения в сфере образования представляют собой более широкое понятие, в состав которого входят и образовательные отношения. При этом комментируемый закон определяет в рамках дефинитивного аппарата лишь общее понятие, оставляя за рамками правовой нормы образовательные отношения - основную категорию правоотношений, составляющих его предмет. Согласно статьи 2 ФЗ «Об образовании в РФ». Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, направленность (профиль) образования - это направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|