Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что является высшей ценностью в РФ?




Согласно статье второй Конституции РФ, главной и основной ценностью для государства является человек, а также его "права и свободы", которые государство обязуется признавать, соблюдать, а также защищать в том случае, если кто-то пытается посягнуть на жизнь, здоровье, достоинство, жилище, собственность человека, а также ограничить его свободы на вероисповедание, слово и пр. В свою очередь, человек обязуется не нарушать прав и свобод других членов общества.

 

 

№21. Какие вы знаете обязанности государства, закреплённые в Конституции России?

Рассматривая конституционные обязанности государства применительно к современному российскому праву, необходимо отметить, что в современной научной литературе этот вопрос разработан незначительно. Впервые за всю историю развития российской государственности Конституция Российской Федерации 1993 г., отразив перемены, происшедшие во всех сферах российского общества, провозгласила приоритет общечеловеческих интересов над всеми другими ценностями государства. Закрепив основную обязанность государства - признание, соблюдение и защиту прав человека и гражданина, она не только поставила Российскую Федерацию на один уровень с современными цивилизованными государствами, но и породила новое направление в российском конституционном праве.

Можно сформулировать следующее определение конституционной обязанности государства. Это действие (условие), подлежащее обязательному (безусловному) исполнению государством и его органами, осуществляющими управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры согласно закону, общественным требованиям или внутренним убеждениям, закрепленное (выраженное) в Конституции.

Первая группа обязанностей возникает у Российской Федерации как субъекта международного права., Выделяют и характеризуют следующие основные обязанности государства: воздерживаться в международных отношениях от совершения актов агрессии, от любых других проявлений силы или угрозы ее применения; уважать суверенитет и не вмешиваться во внутренние дела друг друга; обеспечивать сохранение окружающей среды и др.

Ко второй группе относятся обязанности государства по отношению к своим гражданам..

№22. Кем осуществляется государственная власть в РФ?

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. (статья 11)

№23. Что означает «Российская Федерация - светское государство»?

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, существующие в таком государстве, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).

Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции РФ (ст. 14), "не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Содержание этого положения раскрывает Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", в котором установлено, что все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. Государство в вопросах свободы вероисповедания и убеждений нейтрально, не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения.

№24. Основные периоды государственного развития России, краткая харпктеристика.

1. Рабовладельческий тип государства и права характеризуется наличием класса рабов и класса рабовладельцев; этот исторический тип представлен древним Боспорским царством, Хазарией и Волжской Булгарией и т. д.

2. Феодальный исторический тип государства и права сложился в Древней Руси и характеризуется дальнейшим распадом Древнерусского государства на самостоятельные феодальные государства и началом формирования крепостной зависимости крестьян.

3. Образование Русского (Московского) централизованного государства. На данном историческом этапе формируется собственно Российское государство, происходят процессы объединения раздробленных феодальных государств в единое.

4. Середина XVI—середина XVII вв. – период сословно-представительской монархии. Наибольшие государственные и правовые реформы этого периода связываются с правлением Ивана IV, присоединением новых территорий к Российскому государству.

5. Вторая половина XVII–XVIII вв. – период становления абсолютной монархии. Он характеризуется значительным увеличением самодержавия в России, которое главным образом связано с именами Петра I и Екатерины II, которые своими реформами не только объединили всю власть в руках государя, но и значительно ослабили влияние на общественные отношения церкви.

6. Период формирования буржуазно-капиталистических отношений в России начался с крестьянской реформы 1861 г. Он характеризуется реформами Александра II: судебной, военной, земской, городской и др.

7. Начало XX в. – период попытки становления конституционной монархии. Он ознаменовался распространением политических идей Великой буржуазной революции в дворянских кругах России, созданием первой Государственной Думы.

8. Падение феодального типа государства и права в России – Февральская буржуазно-демократическая революция.

9. Октябрь 1917 г. – Великая октябрьская социалистическая революция. Она породила новый тип государства и права – социалистический тип, который в свою очередь делится на периоды:

1) социалистическая революция и создание советского государства;

2) переходный период или период НЭПа;

3) период государственно-партийного социализма;

4) период кризиса социализма.

10. Современный период развития демократического государства и становления государства и права Российской Федерации. Его начало связывается с распадом СССР и принятием 12 декабря 1993 г. действующей Конституции РФ.

№25 Образова́ние — процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «формирования ума, характера и физических способностей личности. Важнейшей задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, гуманизации общества, роста культуры, это важная составляющая политики государства, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества. Образовательная политика включает три важнейших элемента. Во-первых, нормативно-правовую политику, как установку границ поведения субъектов образовательного процесса, компетенции. Во-вторых, культурно-идеологическую политику, т.е. ориентации общественного сознания, влияющие на выбор решения. В-третьих, финансовую политику – распределение и использование средств.

 

№26 Концепция фундаментального ядра содержания общего образования

Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Основным назначением Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:1)

системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;2)системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; 3)системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования. Для реализации этой функции Фундаментального ядра содержания общего образования в нем фиксируются:базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;

основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;

универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия. Определение Фундаментального ядра содержания общего образования –важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретного содержания общего образования.

Первая проблема – общественно-политическая. Она связана с выявлением и фиксацией обобщенных современных запросов и ожиданий в сфере образования и требований к нему с точки зрения личности, семьи, общества и государства. Вторая проблема имеет научно-методический характер и соответственно должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.

 

№27 Ценности это те предметы, явления (материальные и духовные), которые для человека наиболее важны в жизни.

Есть ценности, важные во все времена. Их можно назвать общечеловеческими. К таким ценностям относятся истина, свобода, справедливость, красота, добро, польза.

Идеал (от франц. ideal) — образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. Он обозначает то, что кажется достойным подражания.

Культура воспитания в различные исторические эпохи: 1 Воспитания в первобытном обществе Воспитание в первобытном обществе осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимого ряда навыков, умений и обрядов. 2. Содержание спартанской, римской, афинской систем воспитания и образованияДревневосточные цивилизации дали первые образцы школ, первые представления об идеале образованного человека. Существовало две модели обучения и воспитания:1. спартанская, ориентированная на общественное и военно-физическое воспитание;2. афинская как ориентированная на всестороннего и гармонично развитого человека.

Проблеме обучения и воспитания большое внимание уделялось древними философами. 3. Христианский взгляд на воспитание в средние века.Если в Древней Греции воспитание было направлено на формирование людей, которые будут служить обществу, то в средневековом христианском обществе оно имело целью формирование людей для служения христианскому идеалу.Образ идеальной личности средневековья представлялся как религиозная личность, любящая и почитающая Бога, а также человек, который ценит своего ближнего.Особенно строгое воспитание давали в монастырях, где стремились достигнуть совершенной духовной жизни, заполненной добродетелями чистоты, благородной бедности и покорности.Цель такого воспитания заключалась в том, чтобы вырастить хороших людей и приготовить их к загробной жизни.

4. Культура воспитания в эпоху ВозрожденияПедагогический идеал в эпоху Возрождения нашел свое выражение в идеале рыцарского воспитания, предполагавший овладение различными умениями и навыками, широкой культурой, высокой нравственности, именно в нем выражена идея разностороннего развития личности.

5. Педагогический идеал Реформации и ПросвещенияВ основе представлений Реформации о воспитании лежал идеал общины, подчиняющей себе личность. Педагогическим идеалом Реформации был человек, умеющий работать совместно с другими людьми, уважающий физический труд, исповедующий христианские идеалы, в первую очередь - общности и трудолюбия. средневековье культура возрождение. В эпоху Просвещения, также как и в эпоху Возрождения, в связи с утверждением идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности, с преимущественной ориентацией на воспитание воли и разума в человеке, и осуществляются попытки их реализации:

6. Современное представление о культуре воспитания.Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром. Следует отметить, что при всем различии педагогических и философских школ в понимании сущности и процесса воспитания развитой личности, существует два педагогических идеала личности:1. Один - высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Его предназначение быть маяком, ориентиром, высшим образцом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе.2. Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется. Его можно назвать «реальным идеалом». Реальный идеал - это герой своего времени, это тот, которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться.Очевидно, что цели воспитания в ходе истории человеческого общества соответствовали представлениям людей об идеале человеческой личности. И на сегодняшний день педагогический процесс строится, основываясь на общечеловеческих представлениях об идеальном гражданине своего государства.

 

№28. К основным причинам, вызвавшим коренные изменения в системе ценностей современного поколения,

можно отнести следующее: 1. Разрушение социалистической системы в России; обесценение экономического, политического, социального, духовного ориентиров развития советской эпохи; 2. Утверждение свободы, плюрализма, возможности неограниченного самовыражения и саморазвития без давления внешних факторов;3. Нестабильность рыночной системы, жесткая конкуренция,прагматизм «естественный отбор» и монополизация, необходимость

рассчитывать на собственную активность и способности; 4. Информатизация всех сфер жизни общества, «информационный шок», технократизация мировоззрения, возрастание роли знания, науки в жизни человечества.

5. Глобальные Вызовы цивилизации, хронический многомерный кризис, охватывающий все ключевые сферы жизнедеятельности общества; 6. Культурная, политическая, этническая глобализация, смешение народов и традиций, цивилизационные конфликты и взаимодействие; 7. Повышение уровня жизни; возможность разнообразных вариантов

получения удовольствия; развитие индустрии развлечений; 8. Реализация равноправия мужчин и женщин, феминизация, разрушение четких гендерных границ, разрушение института семьи; 9. Духовный и культурный анархизм, обращение к разнообразным религиозным учениям, появление новых культов; иррационализм, интуитивизм, постмодернистский субъективизм в познании, оценивании реальности; 10. Высокая динамика развития общества, ускорение жизни, умножение возможностей, рост научного знания, постоянные перемены в социальной, политической, экономической сферах.

Перечисленные факторы, конечно, не исчерпывают всю суть проблемы, но позволяют определить широту масштабов, происходящих изменений в жизни современного человека.

№29. Какие задачи стоят сегодня перед школой с учетом социокультурной модернизации общества. В чем особенности современного подхода к воспитанию.

 

В контексте социокультурной модернизации образования образование рассматривается как ведущая социальная деятельность общества, выполняющая ключевую роль в порождении социальных установок, норм, ценностных ориентаций, стереотипов поведения и образа мира населения России.

В фокусе процессов социокультурной модернизации образования как института социализации оказываются такие социальные и ментальные эффекты жизни общества как социальная консолидация и гармонизация общественных отношений; идентичность представителей разных социальных групп и культур населения страны; динамика социальной стратификации и дифференциации общества, успешная социализация подрастающих поколений; культурные модели успеха подростков и молодежи; интеграция детей с по-иному развитыми способностями в обществе; социальная и психологическая адаптация мигрантов в поликультурной среде; приобретение репертуара личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих индивидуализацию, социализацию и профессионализацию личности в мире, рост интеллектуального и социального потенциала как ресурса конкурентноспособности личности, общества и государства.

В период с 2008 по 2011 гг многие положения проекта социокультурной модернизации образования получили свое воплощение в Федеральной целевой программе «Развитие образования /2011-2015/, Программе развития образования Москвы/2011-2016/, проекте доклада социо-экономического развития России «Стратегия - 2020» и других материалах, аналитических публикациях и дискуссиях.

В условиях углубления расслоения российского общества, социально-экономической нестабильности, активизации миграционных процессов вопросы воспитания становятся архиактуальными и архиважными. Традиционные принципы и методы воспитания, которые существовали в советской России, сегодня требуют не только пересмотра и корректировки, но и поиска новых путей их разработки и реализации в обновляющейся России.

С переходом страны к рыночной экономике практически не осталось ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса. Поэтому все большее внимание общества привлекает личность творческая, конкурентоспособная, мобильная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию.

В современной педагогике выделяют следующие основные подходы к воспитанию:

· личностно ориентированный;

· деятельностный (личностно-деятельностный);

· культурологический;

· ценностный;

· гуманистический;

· человекоцентрированный.

 

№30. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

· готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

· готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

· укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

· формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

· развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

· принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

· готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

· способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

· трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

· осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

· свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

· укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

· осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

· готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

· развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

· заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

· осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

· понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

· бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

· законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

· духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

· формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;

· укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

· повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

· повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

· укреплению национальной безопасности.

31. Организация социально открытого пространства духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

  • нравственного примера педагога;
  • социально-педагогического партнёрства;
  • индивидуально-личностного развития;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания.

Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Необходимо существенно повысить государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи. В современных условиях без социально педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Индивидуально-личностное развитие являлось приоритетом отечественной педагогики 90?х гг. ХХ в. и остаётся одной из важнейших задач современного образования. В пространстве духовно-нравственного развития оно приобретает полноту своей реализации. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие. Духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ духовнонравственного воспитания. Одной из таких программ может быть обучение духовным основам религиозной культуры и светской жизни. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся. Это воспитательная задача, на решение которой направлена учебно-воспитательная деятельность. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

· истории России, российских народов, своей семьи, рода;

· жизненного опыта своих родителей, предков;

· традиционных российских религий;

· произведений литературы и искусства, лучших образцов

· отечественной и мировой культуры;

· периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;

· фольклора народов России;

· общественно полезной и личностно значимой деятельности;

· учебных дисциплин;

других источников информации и научного знания. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью. Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

 

№32. Задачи современного российского образования включают:

· реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны;

· приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права;

· подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социокультурных, научных и технологических достижений;

· социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений;

· обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования;

· формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях.

Существует ряд принципов, на которых и основывается система образования РФ:

· демократизм, свобода и плюрализм образовательной сферы;

· гуманизм и приоритет общечеловеческих ценностей в процессах обучения и воспитания;

· мобильность образовательной системы, научная обоснованность, индивидуальность и вариативность ее технологий;

· непрерывность образования и его адаптивность к динамично изменяющимся условиям жизни и потребностям общества;

· преемственность и культуросообразность процессов обучения и воспитания;

· автономность образовательных учреждений;

· адресность и доступность образовательных услуг;

· единство образовательного пространства на федеральном и мировом уровнях.

 

№33.Ос­новные направления государственной политики в сфере обра­зования, реализуемые посредством образовательных стандартов: 1). Создание условий равных возможностей осуществления пра­ва граждан (обучающихся) на образование, соответствие стан­дартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллек­тивов, занимающихся образовательной деятельностью. 2). Взаимное согласие общества и государства в области разра­ботки, принятия и исполнения государственных образова­тельных стандартов. Конкурентность разработки, демократи­ческий характер обсуждения, принятие стандартов как госу­дарственной нормы на основе общественного согласия. 3). Достижение нового качества общего образования в Россий­ской Федерации, создание условий для полноценного раз­вития личности, продолжения образования, для интеграции личности в национальную и мировую культуру. 4). Баланс взаимообязательств и баланс требований в области государственных образовательных стандартов. Обязанность государства обеспечить условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов образования. Обязанность обучаю­щихся использовать предоставленные возможности для по­лучения качественного образования. 5). Государственный контроль и ответственность за полноцен­ность образования, получаемого гражданином (обучающим­ся) в пределах государственных образовательных стандартов. 6). Гуманистический характер содержания стандарта, ориенти­рованность на свободное развитие личности человека и граж­данина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, мораль­но-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе. 7). Сохранение единства образовательного пространства Рос­сийской Федерации. Развитие национально-региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства. 8). Обеспечение прав обучающихся на качественное образование и защиты педагогических работников от необъективной оценки их труда.

№34. ФГОС – это совокупность трех систем требований:

  • Требований к результату образования;
  • Требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность);
  • Требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и др.)

Требования к результатам образования:

  • личностные (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, личностные качества и др.)
  • метапредметные (умение учиться);
  • предметные (знания, умения, навыки)

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный.

Основные образовательные программы общего образования определяет систему норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов. В образовательной программе прописан планируемый результат, система оценивания, учебный план, особенности организации учебного процесса, используемые технологии и др. Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В Стандарте прописаны требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы общего образования: описываются требования к информационному пространству, к материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям.

№35. Государственные стандарты общего образования разрабаты­ваются Министерством образования и науки Российской Феде­рации не реже чем раз в 10 лет на конкурсной основе. Введению стандартов должно предшествовать их широкое обсуждение предусматривающее: 1) обязательность опубликования в открытой печати про­ектов стандартов общего образования и отчетов об их обсуж­дении, полноту представления информации о ходе и поряд­ке вносимых изменений, а также доступность иных сведений по процедурам разработки стандартов общего образования; 2) обязательную открытость для общества и средств мас­совой информации процедур рассмотрения и принятия ре­шений по проектам стандартов общего образования .3)Проекты стандартов общего образования должны подлежать обязательной научно-педагогической, общественной и право­вой экспертизе с целью обеспечения:методологического единства всех разрабатываемых доку­ментов; научной и правовой обо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...