Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II.I. Объект социологии культуры




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

МОДУЛЬ

для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Социология»

(раздел «Социология культуры»)

для студентов І, ІІ и ІІІ курсов всех форм обучения всех специальностей

 

Одесса 2011
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

МОДУЛЬ

для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Социология»

(раздел «Социология культуры»)

для студентов І, ІІ и ІІІ курсов всех форм обучения всех специальностей

 

 

Утверждено на заседании

кафедры политологии.

Протокол № 11

от 3.06.2011.

 

Одесса 2011


Модуль для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Социология» (раздел «Социология культуры») для студентов І, ІІ и ІІІ курсов всех форм обучения всех специальностей. (Сост. Е.П. Гловацкая, Н.А. Яценко. – Одесса: ОГЭУ, ротапринт. 2011 г. - 44 с.)

 

Составители: Е.П. Гловацкая, старший преподаватель,

Н.А. Яценко, канд. соц. наук, доцент

 

Рецензенты: Л.А. Сандюк канд. филос. наук, доцент

(внешний рецензент)

С.О. Матвеев, д-р экон. наук, профессор

Н.С. Назарова, канд. истор. наук, профессор

 

 

Корректор: М.М. Васильева


СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие …………………………………………………………………………. 4

I. Основные термины (глоссарий) и их толкование ………………………….... 5

II. Конспект лекции …………………………............................................................ 8

II.I. Объект социологии культуры ………………………………………… 8

II.II. Предмет социологии культуры. Подходы к изучению

культуры ………………………………………………………………………12

II.III. Базисные компоненты культуры ………………………………….. 18

II.IV. Соотношение понятий «доминирующая культура», «субкультура», «контркультура», «антикультура» ……………………. 21

II.V. Элитарная, массовая и народная культура ……………………..… 23

II.VI. Функции культуры ………………………………………………..… 25

II.VII. Особенности социокультурных изменений в

современной Украине …………………………………………………….... 26

III. План семинарского занятия ………………………………………………..... 30

IV. Самостоятельная работа студентов ……………………………………….... 31

IV.I. Темы, выносящиеся для самостоятельной работы

студентов ………………………………………………………………….…. 31

IV.II. Тематика индивидуальных заданий …………………………….... 31

IV.III. Перечень статей для аналитического разбора ……………….… 32

V. Вопросы для самоконтроля …………………………………………………... 35

VI. Тестовые задания ……………………………………………………………... 36

VII. Список рекомендованной литературы …………………………………… 44

 

 


Предисловие

 

Предлагаемый модуль предназначен для студентов и аспирантов, изучающих социологию культуры. Необходимость разработки данного модуля обусловлена, главным образом, нехваткой учебной и методической литературы по социологии культуры.

Цель модуля – дать представление об особенностях социологического подхода к анализу культуры, социальных формах ее существования и развития, социальных функциях и базисных компонентах культуры, а также о ее типах.

 


І. Основные термины (глоссарий) и их толкование

Культура – совокупность способов и методов материальной и духовной человеческой деятельности, объективно воплощенных в материальных и духовных носителях, которые передаются из поколения в поколение.

Доминирующая культура – сложная система базовых регуляторов, символов, знаний и верований всего общества; общая культура; совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.

Субкультура – образ и стиль жизни, способы поведения, нормы, ценности, верования, знаки и символы, отличающие социальную группу-носителя от других социальных групп.

Контркультура - разновидность субкультуры, которая бросает доминирующим культурным образцам, содержит образцы поведения, иногда могущие шокировать представителей доминирующей культуры, но признает базовые культурные ценности общества и не представляет опасности для жизней окружающих.

Маcсовая культура – тиражируемые СМИ произведения искусства, предназначенные для оформления досуга широкого потребителя, не требующие значительных интеллектуальных усилий для понимания зрителем (читателем). Чаще всего продукты массовой культуры вырабатываются быстро, конвейерным способом по определенным шаблонам.

Материальная культура – большая группа элементов культуры, включающая в себя все целенаправленно созданные человеком вещи, доступные нам в ощущения (их можно потрогать, рассмотреть, попробовать и т.д.).

Духовная культура – подсистема культуры, находящаяся в области сознания человека. Проявляется в его осмысленных действиях и включает в себя символическую, регулятивную и информационную подгруппы. Элементы духовной культуры распространяются в обществе устно или через материальные носители.

Элитарная культура – произведения искусства, создающиеся профессионалами высокого уровня для представителей высшего класса (элиты), имеющие высокую рыночную стоимость (иногда говорят, что они «бесценны») и понятные далеко не всем представителям доминирующей культуры.

Инкультурация – процесс вхождения человека в социокультурную среду путем усвоения им культурных элементов.

Цивилизация – совокупность научно-технических достижений человека в освоении природы. Может противопоставляться духовной культуре.

Язык – символический код культуры, классифицирующий объекты реальности и оформляющий мировоззрение, образ мышления, практическую деятельность людей, а также организующий обмен информацией в обществе.

Культурный элемент – любая (духовная или материальная) составляющая культуру единица.

Коммуникативное взаимодействие – любой комплекс осмысленных поступков двух и более социальных субъектов по отношению друг к другу, рассматриваемый как обмен информацией.

Обычай – идущий из древности устойчивый общепринятый в социальной среде способ как обрядово-ритуальных, так и повседневных действий, не всегда находящий рациональное объяснение у своих исполнителей.

Традиция – передаваемый из поколения в поколение комплекс обычаев, основанный на какой-либо ценности, сопровождающийся мифом, свято почитаемых и не подлежащих рациональному осмыслению и изменению.

Социокультурая среда – социальная группа-носитель субкультуры; близкое культурное окружение социального субъекта; иногда употребляется в том же смысле, что и субкультура.

Культурные ценности – объекты окружающего (как материального, так и духовного) мира, обладающие значимостью и практическим смыслом для людей.

Культурные нормы – социальные предписания, формирующиеся на основе распространенных в культуре представлений о должном (ожидаемом, одобряемом) поведении социального субъекта.

Этноцентризм – этнический эгоизм, свойственная любому этносу склонность приписывать себе главную роль в мировых процессах.

 


II. Конспект лекции и вопросы к самоконтролю

План лекции

1. Объект социологии культуры.

2. Предмет социологии культуры. Подходы к изучению культуры.

3. Базисные компоненты культуры.

4. Соотношение понятий «доминирующая культура», «субкультура», «контркультура», «антикультура».

5. Элитарная, массовая и народная культура.

6. Функции культуры.

7. Особенности социокультурных изменений в современной Украине.

 

II.I. Объект социологии культуры

 

Феномен культуры – ровесник человека разумного. Безусловно, он более стар, нежели феномен общества. О наличии культуры в группе людей можно говорить, как только в этой группе наблюдается общение с помощью знаков и нормативная регуляция взаимоотношений, т.е. всегда. Поэтому для социолога было бы не только неэтично, но и безграмотно называть какого-либо человека «некультурным».

Слово латинского происхождения «культура» первоначально означало возделывание, обработку земли. Возделывание стало одним из поворотных изобретений человека, предполагающим духовное и материальное воплощение. С возникновением аграрной деятельности человек стал получать от природы такой жизненный ресурс, что смог выделить себе свободное время для того, чтобы задуматься над сферой своей духовной жизни, дать ей название, посмотреть на нее со стороны. Понятие культуры расширяет свое значение, переносясь на всю сферу деятельности, мышления и поведения человека, переносится на все процессы, происходящие в обществе, осмысливается людьми в соответствии с разными аспектами возделывания. Затем это расширенное значение начинает доминировать над первоначальным.

Традиционно эти аспекты делят на группы:

1. Духовные аспекты возделывания предполагают:

1) заботу, ухаживание за почвой и выращиваемой в ней культурой, уважительное отношение (слово «культ», подразумевает верования, ритуалы и поклонение), т.е. связь с ценностями и нормами. В основе культуры – практическая деятельность (вначале – земледелие, позже слово «культура» остается, хотя доминировать будут уже другие способы производства). Элементы культуры, зародившиеся в рамках этого аспекта, станут прямыми регуляторами человеческого поведения.

2) информацию, включающую наработки предков, технологии на основе знания о том, как правильно возделывать, – например, приметы, результаты астрономических наблюдений, экспериментов, уроки коллективного опыта, исторической памяти, передаваемые с помощью традиции, преданий, самобытных ремесел, прикладного искусства, рецептов и т.п. Также отбор значимой информации для передачи потомкам и отсев ненужного.

3) символическую и коммуникативную системы, служащие для хранения и передачи информации (язык, жесты, знаки и т.д.). Язык дает название всему, с чем человек соприкасается в своей практической повседневной деятельности, отводит место всем названным вещам в мировоззрении человека, упорядочивает этот непонятный мир. Если человек дал феномену название – значит, присвоил значение и место в своей системе ценностей. Язык и другие знаковые и символьные системы выполняют (иногда, скрыто) регулятивную функцию, упорядочивая даже опосредованный грамматическими структурами человеческий образ мышления и действия.

4) созидательное начало, творчество, дополняющее и изменяющее накопленные знания, опыт, ценности и т.д.

5) устоявшийся способ мышления и способ деятельности, характерный для общества в целом, но внутренне различный для составляющих его социальных групп (характеризует уровни коллективной психики – от бессознательного до сознания, выражается в терминах «архетип», «менталитет» и т.п.). Здесь речь идет о глубинных характеристиках культуры, определяющих язык (как попытку осмысления и классификации предметов, окружающих группу: в первую очередь значение, – а значит ценность – и название придают тому, что может быть полезно, значимо. Язык выступает как отражение реальности в мировоззрении), государственность, быт, манеры поведения, религия, обычаи и т.п.

2. Материальные объекты, созданные человеком для каких-либо целей (осознанно, т.е. на основе перечисленных пяти пунктов) – предметы, мебель, здания, машины, фермы Это преобразованная природа, материализованные человеком знания, верования и умения.

Деление на материальный и духовный уровни относительно и не имеет четкого разграничение. Как переходная (третья) группа аспектов может быть рассмотрен поведенческий компонент – внешне наблюдаемое проявление духовного через поступки социального субъекта (личности, группы, института).

Культура – феномен сугубо социальный, поэтому является объектом социологической теории среднего уровня – социологии культуры.

Существует несколько сотен определений понятия культуры. Наиболее распространенное в современных отечественных (постсоветских) учебниках определение взято из большой советской энциклопедии (БСЭ): Культура – это совокупность способов и методов материальной и духовной человеческой деятельности, объективно воплощенных в материальных и духовных носителях, которые передаются из поколения в поколение.

Данное определение очень удачно, поскольку отражает всю систему возможных взглядов на сферу культуры – рассматривает культуру и с точки зрения практической деятельности человека, и с точек зрения феноменов, вторичных от практического освоения реальности человеком: способов мышления, ценностей, регуляторов поведения (норм), системы знаков, а также с точки зрения закодированной в эти знаки информации – на уровне как мифов и теорий, так и прикладных технологий (ремесла, рецепты).

Для социологов важно, что культура – система, включающая в себя социальные институты. Об этом хорошо сказал Толкотт Парсонс, описывая функционирование социальных институтов: «Институты с одной стороны ориентированы на удовлетворение потребностей личности, с другой – вписаны в контекст культуры».

И, как всякий социальный феномен, культура связана с социальной дифференциацией. Каждую социальную группу можно еще назвать социокультурной средой, т.к. у отдельных групп будет своя коллективная память, система знаков, ценностей и прочих элементов культуры.

Иногда под культурой понимают уклад, иногда – воспитанность человека.

Культура в широком смысле – все, что создано человеком,, включая в себя искусство, образование, религию, этику, мораль, политику, все сферы общества. В самом широком смысле культура тождественна обществу. Сторонники этой точки зрения неизбежно придут к выводу, что вся социология не отличается от социологии культуры.

В более узком смысле культура, как правило, противопоставляется цивилизации. Приверженцы такого противопоставления акцентируют внимание на том, что технократическое мышление производит цивилизацию, стремясь к рациональному освоению природы в целях прогресса и тем самым губит ее. Гуманитарное мышление производит культуру и направлено, наоборот, на поклонение природе, гармонию с ней. Наука движет цивилизацию и конфликтует с нравственностью, которая движет культуру. Этот конфликт между поклонением духам природы и ее рационально–критическим осмыслением существует с первобытных времен и заложен в наше подсознание в виде страха перед непознанным, его можно наблюдать в распространенных во всех культурах мифах о золотом веке, который окончился благодаря человеческому любопытству, жажде познания и/или в результате каких-либо культурных изобретений (у нас он отслеживается в библейском мифе о яблоке, ставшем причиной изгнания первых людей из рая).

Кроме социологии, культуру изучают культурология, философия, этика, эстетика, искусствоведенье, история, этнография и т.д.

Итак, объектом социологии культуры является культура как социальное явление; ее возникновение, развитие, тенденции; противоречия и взаимодействия в духовной жизни общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...