Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II.II. Предмет социологии культуры. Подходы к изучению культуры




 

Культура, характеризующая все социальные субъекты, объясняет со своей позиции социальную дифференциацию. Культурные различия обуславливаются этническими, религиозными и прочими различиями.

Социология культуры – отрасль, изучающая культуру как социальный феномен, ее место и роль во взаимодействии с другими системами общества, а также взаимодействия личности, институтов, общностей и общества.

Социология культуры – одна из специальных социологических теорий (теория среднего уровня). Она получает эмпирические данные, которые характеризуют культуру как одну из социальных подсистем и, обобщая эти данные, разрабатывает ее теоретическую модель в общетеоретической социологии.

Предмет социологии культуры – прежде всего, взаимодействие культуры и общества, она концентрируется прежде всего на социальном измерении культуры, на ее влиянии на социальное поведение, на общих правилах, образцах поведения, способах мотивации.

Или по другому, предметом социологии культуры является социальный механизм развития культурной сферы и поведение в этой сфере социальных субъектов.

Внутри социологии культуры есть множество подходов, которые, в свою очередь, предметом своим избирают какой-либо аспект культуры и изучают ее, отталкиваясь от этого аспекта как от отправной точки. Приведем в пример некоторые из наиболее популярных на сегодняшний день подходов к изучению культуры:

1. Функциональный подход понимает культуру как функцию, организующую и упорядочивающую ценности и систему действий.

2. Конфликтный подход рассматривает культуру как арену конфликта по причине социального неравенства, лежащего в основе устройства общества – неравенства самого различного плана: от экономических различий до разницы в манере объясняться с собеседником. В основе любого культурного взаимодействия с точки зрения такого понимания, всегда будет заложен конфликт. Иначе – просто нет начального стимула для взаимодействия.

3. Синтез первых двух подходов. Функциональный и конфликтный подходы с первого взгляда противоположны друг другу. Для функционалистов культура работает как отлаженный механизм, состоящий из множества функционально структурированных деталей, для конфликтологов же – все время бурно развивается, сталкивая между собой свои элементы (каждая «деталь» конфликтует с соседней, борясь за свои интересы). Соединяются эти подходы через понятие дисфункции социальных институтов (Роберт Мертон), – отлаженная система функционирует и развивается, постепенно претерпевая внутренние конфликты – ситуации, когда какая-либо структурная единица (например, какая-нибудь древняя традиция) устаревает и мешает развиваться остальным элементам системы. Тогда дисфункциональную единицу нужно выбросить или заменить (традиция отмирает, несмотря на сопротивление старшего поколения).

4. Деятельностный подход рассматривает культуру как систему социального действия, определяемого образом мышления и образцами поведения. Определение культуры, принятое в начале данного модуля, лучше всего отражает этот подход, изучающий культуру как (а) специфический способ деятельности, характерный для данной группы и (б) как выработанную человеком внебиологическую систему.

Сторонники этого подхода исходят из способности человека вырабатывать внебиологические средства и механизмы, благодаря которым контролируется биологическая природа индивидов, программируется и направляется их поведение в требуемом для социальной жизни русле, обеспечивается специфический обмен веществ между общественной системой и природой.

5. Ценностный (аксиологический) подход видит культуру как предметный мир с точки зрения значимости для человека, ценности и как воплощение ценностей-идей в мире сущем. Другими словами, с этой точки зрения вся культура – сложная система ценностей, поскольку все материальное и духовное, что производит человек разумный, обладает значимостью и практическим смыслом. В любой продукт осознанной деятельности человека вложена какая-либо идея, какой-либо проект.

6. Семиотический подход (семиотика – наука о знаках и символах, об информационных кодах) становится популярным во второй половине двадцатого века. С точки зрения семиотиков культура – процесс аккумуляции и передачи социального опыта и средств его фиксации (знаковой системы) путем знаков.

Культура стремится организовать мир человека, упорядочить реальность. Только в структурности образуется социальная среда. Культура структурируется посредством языка – прежде всего естественного (пример – русский, немецкий языки). Естественный язык преображает «мир реалий» в «закрытый мир имен» и таким образом помогает человеку ориентироваться. Сама культура понимается как метаязык, включающий в себя всю систему языков – в том числе искусства (язык танца, красок, музыки и пр.)

7. Близок к семиотическому коммуникативный подход. Его мы рассмотрим более подробно.

Культура с точки зрения этого подхода является коммуникативным процессом. Все взаимодействия между носителями культуры – процесс передачи информации по разным схемам.

При этом процесс передачи информации логического и эстетического содержания имеют в своей основе разные механизмы кодирования.

Структура коммуникативного акта (обобщенная):

 

 

Для развития коммуникативного процесса необходимо постоянное возрастание информации, сопряженное с коммуникативными трудностями, из-за которых возникает культура как метаязык

Искусство обладает, кроме всего, компенсаторным свойством (компенсирует недостающее в жизни человека).

Художественная культура включает в себя искусство и еще нечто. Художественная культура перекодирует информацию, полученную из объективной реальности и научного знания, превращая ее в художественную информацию.

Абраам Моль разделил информацию на семантическую и эстетическую.

Семантическая – большинство информации, получаемой человеком о внешнем мире и его развитии. Она служит для подготовки и принятия решений, указывает способы надлежащего поведения, стандарты, нормы, ритуалы, стереотипы и т.п. Основывается на законах формальной логики, апеллирует к человеческому разуму. Ее можно без труда перевести с одного естественного языка на другой (научные тексты, своды законов, правила и т.д.).

Структура обычного коммуникативного акта

 

 

 

К средствам передачи можно отнести радио, газеты, непосредственный контакт, мимику и жесты, письменную и устную речь и т.д. К средствам приема – слух, зрение и т.д.

К помехам можно отнести как шумы, неполадки в средствах приема и передачи (дефект дикции или слуха, например), так и трудности кодирования и раскодирования, неадекватное понимание вследствие культурных различий, языковые барьеры и т.д.

Контекст – социальная ситуация, обстоятельства коммуникативного акта, – также влияет на помехи.

Эстетическая информация не опирается на законы логики, может быть алогичной, «неразумной», иррациональной. Не сводится к универсальному набору символов. Не обязательно выражается естественным языком. Слова могут приобретать иной смысл (в художественных текстах часто используются гиперболы, метафоры, аллегории и т.д.). Апеллирует не к разуму, а к бессознательному, к эмоциям, интуиции. Художественный текст трудно перевести, сохранив всю информацию, которую хотел донести автор (из-за идиом, игры звукосочетаний, неологизмов и др.)

 

Структура художественного коммуникативного акта

 

 


На начальном этапе происходит вынашивание автором идеи, концепции текста; на втором – создание и оформление самого произведения: сюжета, контекста, побочных линий и деталей. Третий этап начинается после выхода произведения в свет, и достижения своего адресата. Даже чтение произведения давно умершего автора, с которым никак нельзя связаться и выразить ему свои соображения будет приобретать с точки зрения этого подхода характер диалога. Художественный текст сам по себе – развивающаяся система символов, имеющая в начале творческий импульс и, после публикации, живущая самостоятельной, независимой от автора жизнью. Четвертый этап отражает процесс понимания получателем послания автора, раскодировки его идей, и обнаружения побочных смыслов, которые сам автор может иногда не видеть. Пятый, завершающий этап, – обратная связь, отклик, идущий от читателя (зрителя, слушателя) к автору и рождающий вдохновение и новый импульс диалога «художник–мир». Так цикл творчества автора заходит на новый виток.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...