Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастная динамика психофизиологических функций




Период взрослости отличается от предыдущего, юношеского, тем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений. Ocобое значение для понимания умственной деятельности взрослых имеют экспериментальные данные об онтогенетической эволюции психофизиологических функций, поскольку последние, как подчеркивал Б. Г. Ананьев, «являются собственно онтогенетическими феноменами» [7, с. 96].

Проведенное нами экспериментальное исследование [8] показало, что фактор возраста имеет разное значение для зрительно-пространственных функций. Для остроты зрения и глазомера он составляет всего 25 % от общего числа факторов. В то же время для поля зрения возрастной фактор составляет 70 %. Это значит, что обусловленное структурой проводящих путей и корковыми проекциями поле зрения в наибольшей степени зависит от процесса созревания мозга, от его общего состояния. В результате экспериментальных исследований чувствительности различных мс дальностей (периферическое зрение, слух, кинестезия) у людей разных возрасте П. П. Лазарев [33] пришел к выводу о том, что она зависит от возраста и описываете кривой возрастных изменений ее средних значений. При этом оказывается, что оптимальные значения разных видов чувствительности относятся не к детству, а к двадцатилетнему возрасту. Оптимум цветовой чувствительности и ее частных видов наблюдается в 25 лет [14]. Сходная картина возрастной эволюции обнаруживается и в показателях сенсомоторных реакций при сравнительно-возрастном сопоставлении данных об изменении времени реакций различных видов (непроизвольных и произ­вольных, двигательных, речевых, простых реакций и реакций выбора на различные сигналы). Общая закономерность состоит в постепенном сокращении времени реак­ции на различные стимулы с возрастом, оптимум которой относится к 20-25 годам [12].

Подтверждением того, что ранняя взрослость является оптимальным периодом для сенсомоторного развития, служат возрастные характеристики спортивных рекор­дов и победителей Олимпийских игр. Средний возраст победителей Олимпийских игр среди женщин — 23,6 года, а среди мужчин — 25,3 года (данные 1960-1972 гг.). Возрастные лимиты высших достижений для некоторых видов спорта располагаются в более широком возрастном диапазоне в пределах от 24 до 35 лет. Возраст рекордсме­нов, например в толкании ядра, колеблется в пределах 26-32 лет, в ходьбе на 20 км — в пределах от 24 до 33 лет, в метании диска — в диапазоне 24-35 лет и в метании мо­лота - от 29 до 32 лет [67].

Психофизиологическая эволюция носит сложный характер, который определяет­ся действием закона гетерохронности. Разновременность проявляется в созревании различных сторон одной и той же функции, например: в развитии абсолютной и раз­ностной чувствительности зрительного анализатора [31; 33], в развитии кинестети­ческой чувствительности [27], в возрастных изменениях слуховой [9] и вибрацион­ной [2] чувствительности.

Гетерохронность имеет место и при сопоставлении возрастных кривых различных психических функций. На основе анализа данных, полученных Д. Б. Бромлей на взрослых людях в возрасте 20-80 лет, Б. Г. Ананьев пришел к выводу о несовпаде­нии онтогенетической эволюции разного рода интеллектуальных функций. Отмечая снижение невербальных функций, которое становится резко выраженным к 40 годам жизни, он обращает внимание на то, «что вербальные функции именно с этого пери­ода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая самого высокого уровня после 40-45 лет. Несомненно, что речемыслительные, второсигнальные функции противо­стоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги зна­чительно позже всех других психофизиологических функций. Эти важнейшие при­обретения исторической природы человека становятся решающим фактором его он­тогенетической эволюции» [7, с. 111]. Прогрессивное развитие вербальных функций в период взрослости происходит в то время, когда сенсорно-перцептивные функции, и прежде всего различные виды абсолютной чувствительности, постепенно снижают свой функциональный уровень.

Систематические исследования интеллектуальных функций взрослых людей, проведенные под руководством Б. Г. Ананьева [4; 5; 6; 48; 49], носили комплексный характер и осуществлялись методами «микровозрастных срезов» и лонгитюда в воз­растном диапазоне 18-35 лет. В результате была показана чрезвычайная подвиж­ность микровозрастных функциональных изменений на протяжении всего периода взрослости.

Прослеживая микровозрастные сдвиги, Б. Г. Ананьев отмечал противоречивое совмещение разнородных процессов, образующее сложную структуру развития пси­хофизиологических функций взрослого человека в период не только ранней, но и средней зрелости. В этой структуре наименьшая частота моментов относится к стабилизации функционального уровня, а наибольшая — к положительным сдвигам (по­вышение функционального уровня). Имеется также значительное число отрицатель­ных сдвигов (моменты понижения). Б. Г. Ананьев полагал, что поскольку ряд отри­цательных сдвигов предшествует оптимумам, то моменты понижения представля­ют собой скрытый период перестройки функций, подготавливающий ее подъем. Определенное соотношение моментов стабилизации, снижения и повышения было выявлено в развитии как интеллектуальных функций (мышление, память, внима­ние), нейродинамических характеристик (сила и динамичность нервных процес­сов), так и психомоторных и физиологических показателей, связанных с энергети­ческими процессами (основной обмен, теплопродукция). Вместе с тем ни по одной из функций на всем возрастном диапазоне не отмечено доминирование моментов ста­билизации.

Развитие взрослого человека, состоящее из серии микропериодов, противоречи­во сочетает в себе разные процессы становления: нарастание продуктивности одних функций, понижение работоспособности других и стабилизацию уровней функцио­нирования третьих. К примеру, в работе Л. А. Головейи и И. Я. Круминя [18] сила рук как правой, так и левой у мужчин 18-19 лет значительно выше мышечной силы муж­чин в возрасте 30-35 лет. Скорость двигательных реакций (время обведения фигур, скорость ходьбы) 18-19-летних превышает время двигательных реакций старшей группы. Однако точность ходьбы (степень отклонения от прямой в градусах) у стар­ших в 2 раза выше при открытых глазах и в 5 раз — при закрытых. При обведении фигур точность движения старших оказалась также более высокой.

В результате выполненного под руководством Б. Г. Ананьева комплексного иссле­дования психофизиологических функций у взрослых людей разного возраста был выявлен сложный, противоречивый характер их возрастной динамики, свидетель­ствующий о нервнопсихическом развитии после наступления зрелости не только в связи с прогрессом второй сигнальной системы, но и в связи с общим развитием аналитико-синтетической деятельности мозга. Подтверждением того, что онтогенети­ческие закономерности характеризуют ход индивидуального психического развития взрослого человека, явились данные лонгитюдинального изучения взрослых людей в период с 18 до 23 лет, полученные Л. И. Гольбиной и В. Н. Панферовым [19; 20]. Оказалось, что уровень одних функций и процессов в ходе их развития повышается (объем поля зрения, глазомер, дифференцированное узнавание, пространственное представление, константность опознания, внимание), других — понижается (остро­та зрения, кратковременная зрительная память) или стабилизируется (наблюдатель­ность, общее интеллектуальное развитие). В результате специального микровозраст­ного комплексного изучения психофизиологических характеристик были получены возрастные синдромы функционального развития психики человека как индивида на различных стадиях его взрослой жизни.

В качестве основного сенсибилизирующего фактора выступает трудовая деятель­ность, а также практический опыт и тренированность [63]. М. Д. Александровой [1; 2] были получены данные о высокой сохранности зрительно-пространственных функ­ций человека, включенных в профессиональную деятельность. Такие функции, как поле зрения, острота зрения, глазомер, были в норме или выше нормы, оставаясь сохранными вплоть до пенсионного возраста, у лиц водительских профессий. Ход онтогенетической эволюции психофизиологических функций взрослого человека может значительно изменяться под влиянием профессиональной деятельности. Отмечая решающее влияние систематической нагрузки на проявление действительного потен­циала психофизиологических функций, Б. Г. Ананьев писал: «Имеется, следователь­но, существенное сходство эволюционно-инволюционных отношений в тактильно-вибраторных функциях руки, а также в функциях рече-слуховой и зрительной пространственно-ориентационных систем. Это все сенсорные системы, включенные в постоянную практическую деятельность, служащие средствами связи в процессе общения и повседневного регулирования процессов поведения» (7, с. 148).

Раскрывая условия сенсибилизации функций, Б. Г. Ананьев подчеркивает роль инструментально-технического оснащения деятельности и коммуникации, что обус­ловливает формирование аппарата перцептивных действий, в системе которых рабо­тают сенсорные функции. Достижение новых, более высоких уровней функциональ­ного развития в зрелые годы, в процессе трудовой деятельности возможно благодаря тому, что психические функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, уси­ленной мотивации, операционных преобразований. Одновременно с этим функции, не имеющие таких условий, в относительна молодые годы постепенно снижают свой уровень. Сравнение хода эволюции различных функций у лиц разного уровня обра­зования и одаренности дало возможность С. Пако [42] сделать вывод о том, что у более одаренных людей интеллектуальные функции характеризуются более дли­тельным прогрессом и замедлением инволюционных процессов. Другим фактором, способствующим замедлению процессов старения интеллектуальных функций, яв­ляется уровень образования.

Характеризуя возникновение межфункциональных связей в структуре интеллек­та взрослого человека, Б. Г. Ананьев [5; 6] выявил основные тенденции и закономер­ности этого процесса. В 18-21 год корреляционная плеяда из разных функций высту­пает в виде относительно простой структуры — цепочки связей. В 22-25 лет корре­ляционные связи образуют сложно-ветвящийся комплекс, группирующийся вокруг двух центров — мнемологического (единая структура памяти—мышления) и ат-тенционного (фактор внимания). Этот комплекс по своей структуре сохраняется, а по количеству положительных и отрицательных корреляций увеличивается. В 30-35 лет весь сложноветвящийся комплекс перестраивается в связи с тем, что еди­ный, мнемологический центр расщепляется и возникают два самостоятельных ядра (мнемическое и логическое) при сохраняющем свое положение аттенционном фак­торе.

В становлении целостности интеллекта, многолетнего и противоречивого процес­са, определяющую роль играют образование (объем усвоенных знаний, общий уро­вень информации) и учение, т. е. деятельность по усвоению знаний, навыков, умений. Именно поэтому в структуре интеллекта (в его корреляционных плеядах) особенно важное положение занимают мышление и память, различные характеристики кото­рых развиваются сопряженно и взаимозависимо. «Регулирование процессов накоп­ления, сохранения и логического преобразования знаний на различных этапах выс­шего образования, очевидно, должно учитывать изменяющиеся взаимоотношения между памятью и мышлением на всем протяжении интеллектуального развития взрослых» [5, с. 15].

Развитие психофизиологических функций осуществляется в виде качественных преобразований межфункциональных и внутрифункциональных структур. Знание микровозрастных синдромов психофизиологических функций позволяет учитывать влияние вышеуказанных факторов (трудовой деятельности, образования, одаренности) не только на повышение уровня продуктивности отдельных психических функций, но и на их различные комплексы, на степень их взаимосвязанности. Наиболее благоприятными для целостного воздействия на психофизиологическую организацию интеллекта являются периоды консолидации структурных функциональных отношений. В целях же изменения структур и оказания влияния на сам характер их развития важны те микропериоды жизни взрослого человека, в которых происходит ослабление или распад межфункциональных связей и тем самым создается возможность их направленного преобразования. В результате проведенных комплексны? исследований Б. Г. Ананьев пришел к следующему выводу: в ходе развития взрослого человека имеет место возрастание степени обучаемости.

Однако не только психофизиологические функции характеризуются оптимумом продуктивности в период взрослости. При различных формах творческой активности наиболее высокого уровня достигает интеллектуальная деятельность. В исследованиях X. Лемана [2; 3] показаны кульминационные моменты научного творчества относящиеся к 35-40 и 40-45 годам жизни. Средний максимум творческой активно­сти для многих специальностей приходится на 35-39 лет. При этом пик творчески способностей проявляется до 30-34 лет в таких науках, как математика, физика, хи­мия. Выдающиеся открытия во многих областях науки делаются чаще всего людьми которым несколько меньше или больше 40 лет, затем вероятность таких открытий с возрастом начинает падать. Д. Пельц и Ф. Эндрюс [43] приводят кривую измене­ний творческого потенциала ученых с возрастом. Они обнаружили пики научного творчества в 30-34 года, в 47 и 57 лет. При этом наиболее выраженной по критериям научного вклада, общей полезности и численности публикаций является продуктив­ность в 47 лет. Таким образом, период взрослости является наиболее продуктивным в отношении высших достижений интеллекта.

Интеллектуальная деятельность, особенно ее высшие творческие формы, глубока связана с личностью человека. Как подчеркивал Б. Г. Ананьев [6], связи интеллекта и личности проявляются в мотивации умственной деятельности, зависящей от установок, потребностей, интересов и идеалов личности, уровня ее притязаний, что во многом определяет активность интеллекта. В свою очередь, характерологические свойства личности и структура ее мотивов зависят от отношения этой личности к действитель­ности, от опыта познания мира, мировоззрения и общего развития интеллекта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...