Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие личности, субъекта деятельности и индивидуальности




Изменение хода онтогенетической эволюции зависит от степени зрелости человека как личности и субъекта деятельности. «Влияние жизненного пути человека и меры его активности на ход онтогенетической эволюции в период старения неизмеримо больше, чем в ранние годы», — отмечал Б. Г. Ананьев [6, с. 121]. Д. Б. Бромлей [6], в описании процесса старения представил совокупность негативных изменений в психике при одновременном выключении личности и субъекта деятельности из об­щественной и трудовой деятельности.

Между тем имеются многочисленные данные о сохранении высокой работоспо­собности не только в пожилом, но и в старческом возрасте. М. Д. Александровой [1; 2] дается обзор работ советских и зарубежных ученых о влиянии образования, общих и специальных способностей, интересов и рода занятий на сохранность и развитие разных сторон интеллекта в период геронтогенеза. От уровня образования зависит успешность ответов по вербальным тестам (словарный запас, информированность, общая осведомленность). При высоком уровне образования не наблюдается спада вербальных функций до глубокой старости. Тесно с уровнем образования связаныпо­казатели скорости речи, эрудиции и логического мышления.

Важным фактором жизнеспособности человека является не только уровень обра­зования, но и род занятий. Лица пенсионного возраста характеризуются высокой со­хранностью тех функций, которые выступали у них в качестве существенного пси­хического фактора профессиональной деятельности. Так, у ученых не изменялись с возрастом запас слов и общая эрудиция; у пожилых инженеров — многие невербаль­ные функции; старые бухгалтеры выполняли тест на скорость и точность арифмети­ческих действий так же хорошо, как и молодые. В результате экспериментальных исследований М. Д. Александрова [1] пришла к выводу о том, что острота зрения и поле зрения сохраняются на высокое уровне до глубокой старости у водителей, моряков, летчиков. Между тем у лиц, у которых основу профессиональной деятельности со­ставляет восприятие не дальнего, а ближнего пространства (механики, чертежники, швеи), острота зрения с возрастом может значительно снижаться. Высокая сохран­ность глазомерной функции у престарелых людей определенных профессий явля­ется итогом аккумуляции прежнего опыта зрительно-моторной координации. Те функции, которые являются главными компонентами трудоспособности, сенси­билизируются в процессе трудовой деятельности. А. И. Устинова [51], изучавшая чувствительность анализаторов у 185 командиров и вторых пилотов самолетов в воз­расте от 25 до 54 лет, наблюдала у них устойчивость цветоощущения, ночного зре­ния, глубинного глазомера и т. д. Из всего комплекса сенсорных функций ею было обнаружено постепенное снижение с возрастом лишь остроты зрения из-за аномалий рефракции и ослабления аккомодации. Это частичное снижение не сказывалось на общей трудоспособности пилотов.

Трудоспособность как один из видов человеческих ресурсов входит в систему по­тенциалов субъекта деятельности. «Предстоят еще поиски связей между общей трудоспособностью и специальными способностями, с одной стороны, и общей жиз­неспособностью, — с другой», — считал Б. Г. Ананьев [6, с. 169]. Одним из путей опре­деления трудоспособности, по его мнению, является прямое испытание психофизио­логических функций, адаптированных к профессиональным видам труда.

В связи с изучением факторов травматизма под нашим руководством было выпол­нено комплексное исследование [44], в результате которого получены данные о су­щественных различиях как между отдельными сенсорными показателями, так и меж­ду корреляционными структурами сенсорно-перцептивной организации в группах рабочих с разной производственной адаптивностью в цехе холодного проката одного из металлургических заводов. Группа операторов в возрасте 44-57 лет, подвержен­ных травматизму, в отличие от группы операторов того же возраста, но не имеющих производственных травм, характеризуется гораздо большим объемом памяти на от­рицательные события, низким уровнем концентрации внимания, низкими показате­лями глазомерной функции, меньшим объемом поля зрения. В то же время такие эле­ментарные сенсорные функции, как цветовая, проприоцептивная чувствительность, по определенным показателям обнаруживают возрастную сохранность. В результате про­веденного исследования было выявлено диагностическое значение психофизиологи­ческих показателей как существенных компонентов трудоспособности. В группах лиц предпенсионного возраста, отличающихся высокой адаптированностыо к производ­ственной деятельности, оказываются сохранными те психофизиологические функции, которые обеспечивают успешность профессиональной деятельности. В группах, менее адаптированных к условиям производства, напротив, имеет место значительное ухудшение показателей профессионально значимых функций и возрастная сохран­ность тех, которые не входят в трудовой потенциал данного профиля. В результате происходит искажение структуры трудоспособности, что оказывает влияние на про­цесс профессиональной дезадаптации, усиливающейся с возрастом и особенно в пе­риод позднего онтогенеза.

Развитие субъекта деятельности и его трудоспособности осуществляется во взаимо­связи с личностными особенностями человека. На тесную связь личности и субъекта деятельности указывал Б. Г. Ананьев, имея в виду молярный уровень человеческой активности. «В единой структуре человека характеристика субъекта деятельности или иначе взаимосвязана с характеристиками человека как личности, т. е. члена определенного общества, класса, сословия, профессиональной группы и т. д.» [6, с. 141]. В позднем онтогенезе усиливается роль личности, ее социального статуса и включенности в систему общественных связей, осознание ею социальной значимости выполняемой деятельности как внутреннего фактора сохранения трудоспособности и структуры субъекта разных видов деятельности.

В результате монографического исследования жизненного пути групп лиц в возрасте 61-75 лет нами совместно с Л. Н. Кулешовой были выявлены типы людей, раз чающихся по степени влияния личностного фактора на формирование их способностей. «Качества личности вопреки неблагоприятным историческим событиям военного времени и при недостаточных природных данных, сниженной жизнеспособно способствовали не только сохранности трудоспособности, но и ее высокому развит при достижении сравнительно высокого социального статуса. Случаи недостаточной зрелости личности человека, выразившиеся в ограниченности социальной активности рамками главным образом семейной сферы, коррелировали с недостаточным развитием такого важного свойства субъекта, как его трудоспособность, несмотря то, что природные задатки создавали благоприятные возможности для ее формирования» [43, с. 58]. В ходе исследования была выявлена регулирующая роль рефлексивных свойств личности, их тесная связь с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками. Рефлексивные свойства выполняют функции саморегулирования и самоконтроля развития, способствуя тем самым сохранное трудоспособности в позднем онтогенезе. О возрастающей роли личностного фактора в сохранении потенциалов субъекта деятельности и о нарастании противоречий в сфере неформального общения и в сфере труда свидетельствуют результаты, полученные Л. Н. Кулешовой [45] при обследовании на одном из предприятий точного приборостроения рабочих разных возрастных групп. Рабочие 51-59 лет показа высокий уровень субъективного контроля в области производственных отношен и вместе с тем очень низкие показатели интернальности в области межличностных и семейных отношений.

Особое значение в качестве фактора, противостоящего инволюции человека в целом, имеет его творческая деятельность. В результате изучения биографий выдающихся людей была показана их высокая творческая продуктивность в позднем онтогенезе в разных сферах науки и искусства. Выдающиеся ученые и деятели искусства сохраняли высокую работоспособность не только в пожилом, но и в старческом возрасте. В исследовании Л. А. Рудкевича [40] содержатся интересные сведения о творческом долголетии. Согласно его данным, после 70 лет успешно работали многие известнные ученые: П. Ламарк, М. Эйлер, К. Лаплас, Г. Галилей, Им. Кант и др. А. Гумбольдт писал «Космос» с 76 до 89 лет, И. П. Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» — в 77 лет. Среди писателей и поэтов высоким творческим потенциалом в поздние годы жизни отличались В. Гюго, Вольтер, Б. Шоу и мн. др. В. Гете создал вторую часть «Фауста» в 70-80 лет. Л. Н. Толстой написал в 71 год «Воскресение», в 72 — «Живой труп», а в 76 лет — «Хаджи Мурат». Многие выдающиеся музыканты, художники на протяжении всей жизни сохраняли способность к творчеству, создавая выдающиеся произведения в глубокой старости. Например, Микеланджело успешно работал вплоть до 79 лет, Клод Мане — до 86 лет, Огюст Ренуар — до 78 лет, Эль Греко — до 73 лет.

Высокий творческий потенциал в период геронтогенеза обусловлен целым рядом факторов, в том числе психологических, которые действуют на протяжении всего жизненного пути человека. К числу характерных отличительных особенностей твор­ческих людей относится широта их интересов. Активность творческой личности вы­ходит за пределы семейных и узкопрофессиональных интересов и выражается в уча­стии в общественной и педагогической деятельности. В работе М. Д. Александровой [2] даются описания возрастной динамики творческой активности и продуктивнос­ти выдающихся деятелей в разных сферах: в музыкальной, юридической и писатель­ской. В качестве примера высокой творческой продуктивности, продолжавшейся до самой смерти, М. Д. Александрова рассматривает жизнедеятельность индийского писателя и общественного деятеля Рабиндраната Тагора (1861-1941), для которого были характерны разносторонние интересы и способности как в творческой деятель­ности, так и в других сферах жизни. Ярко выраженная поливалентность интересов у Р. Тагора выразилась в многообразии жанров его литературных произведений. Он писал стихи, пьесы, романы, повести и рассказы. Кроме того, он был искусствоведом, педагогом, политическим деятелем. После 60 лет начал заниматься живописью и со­здал ряд замечательных полотен. М. Д. Александрова в результате количественного анализа литературного творчества Р. Тагора выделяет три пика продуктивности: 34, 49 и 69 лет. В целом творчеству Р. Тагора присущи разнообразие, динамичность, поиски нового, исключительно строгое отношение к себе, огромная работоспособ­ность и отсутствие стереотипов в системе мировоззрения.

Интерес представляет и другой пример М. Д. Александровой — исследование жиз­ни композитора Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750). Творчество композитора отличалось исключительным разнообразием. Он писал духовную, оркестровую, ка­мерную и танцевальную музыку, сочинял произведения для органа и хора, органа и сольного пения, для клавира, скрипки с оркестром. И. С. Бах писал фуги, сонаты, прелюдии, кантаты, хоралы, концерты. Уменьшение количества сочинений в после­дние годы жизни композитора связано с их монументальностью. Музыковеды осо­бенно выделяют, пишет М. Д. Александрова, написанные в эти годы сочинения, ко­торые являются вершиной творчества зрелого мастера: «Музыкальные приношения», «Искусство фуги» и др. Уменьшение количества произведений в эти годы связано так­же с его педагогической и литературной деятельностью. В преклонные годы И. С. Бах пишет не только музыку, но и о музыке, выступая в качестве музыковеда.

Приведенные примеры демонстрируют разнообразие и широту интересов твор­ческих личностей. Их интересы носят активный характер, реализуясь не только в раз­личных формах профессиональной деятельности, но и в других социально значимых сферах, что способствует реализации разнообразных потенциальных возможностей личности в период геронтогенеза.

Другая существенная черта пожилых людей, занимающихся творчеством, заклю­чается в специфике мотивации их деятельности. Американские ученые Д. Пельц и Ф. Эндрюс [33] отмечают, что спад продуктивности труда выражен слабее у тех научных работников, которым присущи внутренняя мотивированность, большой ин­терес непосредственно к самой работе, к процессу творчества. Важной чертой твор­ческих людей является целеустремленность, направленность на реализацию своих творческих планов и новых идей, желание достигнуть поставленной цели подчас в ущерб здоровью. Их целенаправленность на воплощение своих оригинальных смыслов отличается огромной побудительной силой, способной увлечь целые коллективы на реализацию этих замыслов. Поэтому нередко крупные ученые и деятели искусства становятся основателями целых школ и новых направлений в своей области. Высокоразвитая самоорганизация также присуща творческому человеку и усиливается, в поздний период его жизни. В мыслительной деятельности саморегуляция выражена в высокоразвитой критичности по отношению к результатам своей работы, в адекватной, самооценке и в то же время в гибкости ума, отсутствии косности мышления. При обследовании научных работников в возрасте от 23 до 69 лет В. Р. Пятрулис в своей диссертации, выполненной под нашим руководством [37], выявил особенности рефлексии креативности в связи с их творческой продуктивностью с помощью специально разработанных опросников. Был сделан важный вывод о том, что уровень рефлексируемой креативности в целом не зависит от пола и возраста научных работников. Структура рефлексии собственной креативности у научных работников целостная: между ее элементами (рефлексия интуитивности, фантазии, стремления к новизне, гибкости, оригинальности, критичности, инверсивности, т. е. склонности к переходам от одного состояния к другому и «ребячливости») имеется множество умеренных положительных связей. Тот факт, что не существует прямой зависимости креативности от пола и возраста, свидетельствует о ведущей роли деятельностного фактора в раскрытии потенциальных возможностей человека. Сильно выраженные мотивы творчества и целеустремленность наиболее полно реализуются в деятельности лишь при условии развитых личностных качеств, таких, как трудолюбие, упорство, организованность.

Ранее уже отмечалось повышение или отсутствие спада показателей интеллектуальных функций, включенных в профессиональную деятельность людей, тех функций, которые тренируются, сенсибилизируются, становятся устойчивыми к старению. Остальные же функции, не включенные в активную деятельность, инволюционируют в той или иной степени и с различной скоростью. У лиц, занимающихся творческим трудом, происходит мобилизация различных функций, включен в общую структуру интеллекта как целостного образования, устойчиво противостоящего процессу старения.

Творчество предполагает выраженное в максимальной степени единство личности и субъекта деятельности. Непосредственный интерес к процессу творчеств конвергирует с социальной направленностью, включенностью в общественные отношения, что определяет личностный смысл самого творчества. Оценка деятельности ученого художника со стороны общества может не совпадать с теми критериями, которыми руководствуется творческая личность, но она всегда ориентирована на вклад, пол не отдельным группам, а обществу в целом, и чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена ее ориентация на будущее, на социальный прогресс. «Художник верит в будущее, ибо живет в нем», — говорил М. П. Мусоргский.

Однонаправленность личности и субъекта деятельности непосредственно творчество, на социально полезный результат собственной деятельности определяет развитие человека как индивидуальности и тем самым вносит существенные коррективы в действие общих законов онтогенеза, гетерохронности, стадиальности и процесса структурообразования. Саморазвитие, целостность, внутренняя взаимосвязанность основных компонентов индивидуальности являются следствием и ус­ловием творческой деятельности и осуществляемой на ее основе самоорганизации жизнедеятельности. Процесс экстериоризации, создание социально значимых цен­ностей способствуют повышению уровня саморегуляции индивидуального разви­тия.

Повторяемость творческого цикла в поисках решения все новых задач, установка на новизну приводят к использованию разнообразных форм деятельности, что отли­чает в высокой степени одаренных людей. Общим эффектом сочетания в человеке со­циально зрелой личности и субъекта творческой деятельности является формирова­ние такого свойства, как обучаемость. Она становится важнейшим внутренним фак­тором непрерывного развития человека как индивидуальности. Действие этого фактора усиливается с возрастом, в поздние годы онтогенеза. После 70 лет среди уче­ных, выдающихся деятелей науки и искусства редко встречается та или иная форма старческой деменции. Творческая деятельность в известной мере выступает в каче­стве фактора не только психологического и социального, но и биологического долго­летия [22; 32; 40].

Возрастная динамика старения может развиваться в двух противоположных на­правлениях: конвергентного развития регуляторных систем и дивергентного их раз­вития. «Общеизвестно, что именно в глубокой старости наиболее контрастны инди­видуально-типические особенности в смысле общего жизненного тонуса и умствен­ной сохранности» [4, с. 273]. Дивергентный тип развития, по мнению Б. Г. Ананьева, возможен в поздних фазах онтогенеза, где главную компенсаторную роль выполняет механизм билатерального регулирования, сочетающий управление информационны­ми и энергетическими потоками. Иными словами, развитие субъекта творческой де­ятельности в период позднего онтогенеза противостоит биологическому геронтогенезу и может вступать в сложные противоречивые отношения с процессом старения индивида. Потенциалы личности и субъекта творчества в это время оказываются не только не исчерпанными, но, напротив, усиливаются в процессе самой деятельности. Этому также способствует интегрированность субъекта общения, познания, творче­ства и личностных свойств, направленная на самоорганизацию жизнедеятельности, что способствует долголетию и сохранности индивидных свойств в структуре чело­века. Самоорганизация жизнедеятельности имеет первостепенное значение в пери­од позднего онтогенеза как одно из важнейших условий долголетия человека и даль­нейшего развития его индивидуальности.

Итак, период геронтогенеза является итогом всего жизненного пути человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Характерной чертой этого периода жизни является усиление действия онтогенетических законов гетерохронности, не­равномерности и стадиальности, что означает нарастание противоречивости в разви­тии различных подструктур человека. Наряду с инволюционными процессами на всех уровнях его организации происходят изменения и новообразования прогрессив­ного характера, направленные на преодоление деструктивных явлений геронтогене­за. Активному долголетию пожилого человека способствует развитие его как соци­ально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой индивиду­альности. И здесь огромную роль играет высокий уровень самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.

Вопросы для повторения и размышлений

1.В чем выражено своеобразие действия общих законов онтогенеза в период герон-тогенеза?

2. Как проявляется противоречивый характер инволюционных и эволюционные процессов в индивидной организации человека в период позднего онтогенеза?

3. Каковы факторы сохранности и прогрессивного развития психофизиологических функций в период старения? Можно ли изменить направление действия онтогенетических законов в этот период жизни?

4. Что значит конвергентный и дивергентный типы старения?

5. В чем состоит значение творческой деятельности и общения для активного долголетия человека?

6. Какой тип регуляции поведения и жизнедеятельности способствует прогрессивному развитию человека и его психики?

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова М. Д. Очерки психофизиологии старения. — Л., 1965.

2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — Л., 1974.

3. Алпатов В. В. Проблема долголетия человека: Проблемы долголетия / Отв. ред. В. В. Алпатов. - М., 1962.

4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.

5. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.

6. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. - М., 1980. - Т. 1.

7. Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие и кoнстантность восприятия. — М., 1968.

8. Андреев А. А. Физиология органов чувств. — М., 1941.

9. Бердышев Г. Д. Эколого-генетические факторы старения и долголетия. — Л., 1968.

10. Богомолец А. А. Продление жизни. — Киев, 1938.

11. Бурльер Ф. А. Старение и старость. — М., 1962.

12. Верхутина-Васютша А. И. Органы чувств в онтогенезе // Известия АПН РСФСР. - М., 1958. - № 97.

13. Вопросы геронтологии и гериатрии /Под ред. Н. Горева и др. — М., 1962.

14. Гаккель А. Б., Зинина Н. Б. Изменения высшей нервной деятельности у людей в возрасте свыше 60 лет // Физиологический журнал СССР. — 1958. — Вып. 5, — Т. 39.

15. Греков Б. А. Образование и переделка речевого стереотипа у лиц старше 70 лет // Процессы естественного и патологического старения. — М., 1964.

16. Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. — М., 1966.

17. ГрмекМ.Д. Геронтология. — М., 1964.

18. Давыдовский И. В. Геронтология. — М., 1966.

19. Далакишвили С. М. Вопросы состояния структуры некоторых полей коры больших полушарий головного мозга в процессе старения. — Тбилиси, 1967.

20. Девятый Международный конгресс геронтологов: В 3 т. / Изд. подготовлено под рук. Д. Ф. Чеботарева, В. В. Фролькиса, А. Я. Минца. — Киев, 1972. — Т. 1,2.

21. Дубина Т. Л., Разумович А. Н. Введение в экспериментальную геронтологию. — Минск, 1975.

22. Иванова Н. В. Опыт исследования интеллектуальных особенностей людей стар­ческого возраста // Вести. Ленингр. ун-та. — Сер. Экономика. Философия. Пра­во. - Л., 1984. - Вып. 1. - №5.

23. Канунго М. Биохимия старения. — М., 1982.

24. Карсаевская Т. В., Шаталов А. Т. Философские аспекты геронтологии. — М., 1978.

25. Комфорт А. Биология старения. — М., 1967.

26. Лазарев П. П. Современные проблемы биофизики. — М., 1945.

27. Медведев Ж. А. Биосинтез белков и проблемы онтогенеза. — М., 1963.

28. Механизмы старения / Под ред. Д. Ф. Чеботарева. — Киев, 1963.

29. Мечников И. И. Этюды оптимизма. — М., 1907.

30. Михаилова-Лукашева В.Д. Биология старения. — Минск, 1968.

31. Нагорный А. В., Никитин В. Н., Буланкин И. Н. Проблемы старения и долголе­тия. - М., 1963.

32. Пако С. Старение психологических особенностей человека: Основы геронтоло­гии / Под ред. А. Бинэ и Ф. Бурльера. — М., 1960.

33. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. — М., 1973.

34. Проблемы долголетия / Отв. ред. В. В. Алпатов. — М., 1962.

35. Профессиональный труд в пенсионном возрасте / Под ред. В. А. Воробьева, И. И. Лихницкой, А. А. Дискина. — Л., 1975.

36. Процессы естественного и патологического старения: Труды ЛИЭТИН / Под ред. Н. С. Косинской, П. А. Маковейского. — Л., 1964.

37. Пятрулис В. Р. Рефлексия креативности и творческая продуктивность у научных работников // Дисс.... канд. психол. наук: 19.00.01. — Л., 1988.

38. Разумович A. Н. Биоэнергетические процессы и старение организма. — Минск, 1972.

39. Россет Э. Процессы старения населения. — М., 1968.

40. Рудкевич Л. А. Талант: психология и становление: Социальная психология лично­сти / Научн. ред. А. А. Бодалев. — Л., 1974.

41. Рыбалко Е. Ф. Возрастные особенности объема и структуры зрительного поля. — Л., 1969.

42. Рыбалко Е. Ф. Об онтогенетических свойствах зрительно-пространственных функ­ций // Дисс.... докт. психол. наук: 10.00.01. — Л., 1970.

43. Рыбалко Е. Ф., Кулешова Л. Н. Психологические проблемы трудоспособности // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. Экономика. Философия. Право. — Л., 1983. — Вып. 1. — №5.

44. Рыбалко Е. Ф., Максимова Р. А., Резвицкая Ж. И. О психологическом факторе сни­жения травматизма на производстве: Психологическое обеспечение трудовой деятельности / Под ред. А. А. Крылова. — Л., 1987.

45. Рыбалко Е. Ф., Кулешова Л. Н. Психологическая реабилитация пожилых на произ­водстве: Геронтология и гериатрия / Под ред. Д. Ф. Чеботарева и др. — Киев, 1988. -№ 9.

46. Селъе Г. На уровне целого организма. — М., 1972.

47. Сурков М. И. Окислительно-восстановительная теория старения // Проблемы долголетия.

48. Тимофеев Н. В., Покрыволова К. П. Возрастные изменения порогов слышимости: Проблемы физиологической акустики: В 2 т. / Под ред. Л. О. Орбели. — М., 1950. - Т. 2.

49. Усов А. Г. Об особенностях выработки и одновременного осуществления различных двигательных рефлексов у престарелых людей // Журнал высшей нервной деятельности. — 1960. — Вып. 5. — Т. 10.

50. Усов А. Г. К вопросу об инертности нервных процессов при физиологической и патологической старости: Вопросы геронтологии и гериатрии: В 2 т. / Отв. ре Д. Ф. Чеботарев. - Киев, 1962. - Т. 2.

51. Устинова А. И. Зрительные функции и возраст пилотов: Пятое совещание по физиологической оптике / Под ред. А. П. Богословской, Д. Глейзер, В. Г. Самсонова. - М., Л., 1966.

52. Феномен долгожительства / Отв. ред. С. И. Брук. — М., 1982.

53. Физиология и патология старости / Под ред. Н. С. Косинской, П. А. Маковейского. - Л., 1960.

54. Френкель З. Г. Удлинение жизни и деятельная старость. — М.; Л., 1949

55. Фролькис В. В. Природа старения. — М., 1969.

56. Фролькис В. В. Старение и биологические возможности организма. — М, 1975.

57. Шапиро В. Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. — М, 1983.

58. Шейнина Л. И. Состояние структуры некоторых полей лобной области в процессе старения. — Тбилиси, 1968.

59. Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Левч, В. Н. Мясищева. — Л., 1970.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...