Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные типы экономических систем




 

Линия сравне ния Традиционная Командно - административная Рыночная
Что произво дить? Продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства (натуральное хозяйство). Производится мало продуктов и услуг. Что производить определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно Полное государственное регулирование всей экономической жизни. Централизованное планирование хозяйственной деятельности. Большой удельный вес военно - промышленного комплекса в производстве. Свобода хозяйственной деятельности. Формы собственности разнообразны, преобладает частная. Права собственности защищены законом. Спрос определяет предложение.  
Как произво дить? Производят так и тем, как и чем производили предки. Технический прогресс ограничен. Определяется государственным планом. Централизованное принятие основных экономических решений. Отсутствие конкуренции между производителями. Централизованное назначение цен (без учета закона спроса и предложения). Отсутствие материальной заинтересованности в производстве товаров хорошего качества и в достаточном количестве.   Определяют сами производители. Развитие предпринимательства. Существует здоровая конкурентная среда, поддерживаемая государством. Свободное ценообразование.    
Ктополучает товары и услуги? Большинство людей существуют на грани выживания. Добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям. Государственная собственность на все ресурсы страны. Частная (личная) собственность только на предметы личного обихода, домашнего хозяйства, жилище. Уравнительная оплата труда работников. Дефицит большинства товаров повседневного спроса и длительного пользования. Потребители получают столько, сколько хотят или могут приобрести. Производители - получают от этого прибыль. Цены устанавливаются под влиянием спроса и предложения. Отсутствие дефицита. Готовность к предпринимательству.
Определение Способ организации экономической жизни, базирующейся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц.

 

Смешанная экономика -способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

 

 

Рынок

Многообразие рынков

 

Рынок -совокупность всех отношений, форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Признаки рынка

Функции рынка

 

 

Равновесная цена -цена, при которой спрос на товар равен предложению товара.

 

Регулирующая роль рынка:

v Рынок подсказывает производителю через рыночные цены, что, как и для кого производить.

v Рынок поддерживает в условиях конкуренции рационального производителя.

v Рынок уравновешивает затраты и результаты производства, способствуя рациональному использованию ограниченных ресурсов.

v Рынок стимулирует научно-технический прогресс, способствуя ресурсосбережению в обществе.

 

Виды рынков

Основа классификации Виды рынков
Действующее законодательство   · Легальный (законный) · Нелегальный (теневой)
Товары и услуги     · Потребительских товаров (товарный биржи, ярмарки, аукционы) и услуг · Средств производства · Рынок недвижимости · Инвестиций, т.е. долгосрочных вложений · Иностранных валют · Ценных бумаг (фондовые биржи) · Научно - технических разработок и инноваций · Информации · Рынок патентов и лицензий  
Труд   · Рынок рабочих мест · Рынок рабочей силы  
Пространственный признак · Мировой · Региональный · Национальный · Местный  
Тип конкуренции   · Чистой (свободной) конкуренции · Несовершенной конкуренции: чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии  

 

Основные параметры, регулирующие поведение участников рынка - это спрос, предложение и цена.

 

Цена - определяется на рынке, зависит от спроса и предложения.

Спрос -отражает готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени.

 

Факторы, определяющие спрос
ЦЕНОВОЙ ФАКТОР (цена товара или услуги) НЕЦЕНОВОЙ ФАКТОР · Численность потенциальных покупателей · Величина дохода населения · Пристрасти и потребности покупателей в зависимости от возраста, религии, пола, климата, моды, рекламы · Наличие заменителей товара или услуги · Ожидаемое поведение цены · Государственная политика - протекционизм

 

Протекционизм -политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов путем повышения таможенных пошлин на импорт.

Величина спроса -количество товара, которое может приобрести по некоторой цене за определенный промежуток времени при неизменности факторов, влияющих на спрос.

Неценовые факторы спроса:

§ Цены на сопряженные товары

§ Потребительское предпочтение

§ Число покупателей

§ Ожидания изменения цены

§ Доход.

Р

Р D2

D1 P1 D1

Цена

Цена товара D2

товара P2

0 Q 0 Q

Количество товара Q1 Q2

Количество товара

Рис.1. Изменение спроса Рис.2. Изменение величины спроса

Цена спроса -максимальная цена, по которой потребители готовы купить определенное количество товара за определенный период времени.

Закон спроса -существует обратная связь между ценой и величиной спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса, и наоборот. При неизменном доходе человек приобретать больше данного товара по низкой цене, чем по высокой.

Предложение -отражает готовность продавца продавать товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени.

Величина предложения -количество товара, которое может быть продано по некоторой цене за определенный промежуток времени при неизменности факторов, влияющих на предложение.

Неценовые факторы предложения:

§ Цены на ресурсы

§ Налоги и дотации

§ Цены на другие товары

§ Технология производства

§ Число продавцов на рынке

§ Ожидания изменения цен

P P

S2

S1 S2

Цена Цена P2

товара товара

P1 S1

0 Q 0 Q1 Q2 Q

Количество товара Количество товара

Рис. 3. Изменение предложения Рис. 4. Изменение величины

предложения

 

Цена предложения -минимальная цена, по которой продавцы готовы продавать некоторое количество данного товара за определенный период времени.

Закон предложения -существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения, и наоборот.

 

Конкуренция -соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли - продажи товаров.

Свободная (чистая) конкуренция -такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.

Монополистическая конкуренция -такой тип структуры рынка, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...