Основные типы экономических систем
Смешанная экономика -способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
Рынок Многообразие рынков
Рынок -совокупность всех отношений, форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Признаки рынка Функции рынка
Равновесная цена -цена, при которой спрос на товар равен предложению товара.
Регулирующая роль рынка: v Рынок подсказывает производителю через рыночные цены, что, как и для кого производить. v Рынок поддерживает в условиях конкуренции рационального производителя. v Рынок уравновешивает затраты и результаты производства, способствуя рациональному использованию ограниченных ресурсов. v Рынок стимулирует научно-технический прогресс, способствуя ресурсосбережению в обществе.
Виды рынков
Основные параметры, регулирующие поведение участников рынка - это спрос, предложение и цена.
Цена - определяется на рынке, зависит от спроса и предложения. Спрос -отражает готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени.
Протекционизм -политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов путем повышения таможенных пошлин на импорт. Величина спроса -количество товара, которое может приобрести по некоторой цене за определенный промежуток времени при неизменности факторов, влияющих на спрос. Неценовые факторы спроса: § Цены на сопряженные товары § Потребительское предпочтение § Число покупателей § Ожидания изменения цены § Доход. Р Р D2 D1 P1 D1 Цена Цена товара D2 товара P2 0 Q 0 Q Количество товара Q1 Q2 Количество товара Рис.1. Изменение спроса Рис.2. Изменение величины спроса Цена спроса -максимальная цена, по которой потребители готовы купить определенное количество товара за определенный период времени.
Закон спроса -существует обратная связь между ценой и величиной спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса, и наоборот. При неизменном доходе человек приобретать больше данного товара по низкой цене, чем по высокой. Предложение -отражает готовность продавца продавать товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Величина предложения -количество товара, которое может быть продано по некоторой цене за определенный промежуток времени при неизменности факторов, влияющих на предложение. Неценовые факторы предложения: § Цены на ресурсы § Налоги и дотации § Цены на другие товары § Технология производства § Число продавцов на рынке § Ожидания изменения цен P P S2 S1 S2 Цена Цена P2 товара товара P1 S1 0 Q 0 Q1 Q2 Q Количество товара Количество товара Рис. 3. Изменение предложения Рис. 4. Изменение величины предложения
Цена предложения -минимальная цена, по которой продавцы готовы продавать некоторое количество данного товара за определенный период времени. Закон предложения -существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения, и наоборот.
Конкуренция -соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли - продажи товаров. Свободная (чистая) конкуренция -такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения. Монополистическая конкуренция -такой тип структуры рынка, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|