Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики




Денежно - кредитная политика Бюджетно - налоговая политика Правовое регулирование ?

 

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «потребитель». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Спрос, расход, цена, прибыль, ассортимент, реклама, страховой полис.

 

В3. Установите соответствие между видами статей в государственном бюджете и их конкретным выражением: к каждой позиции, данной в правом столбце, подберите соответствующую позицию из левого столбца.

КОНКРЕТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ВИДЫ СТАТЕЙ

СТАТЕЙ БЮДЖЕТАБЮДЖЕТА

А) акцизные сборы 1) расходные статьи

Б) обслуживание государственного долга 2) доходные статьи

В) личный подоходный налог

Г) выплата жалования госслужащим

Д) проценты по государственным облигациям

 

В4. Условием повышения производительности труда работника является:

1) Высокая квалификация

2) Степень государственного регулирования производства

3) Внедрение достижений науки и техники

4) Разделение труда

5) Неограниченное использование природных ресурсов

6) Монотонный характер труда

 

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)По различным оценкам, в 2002 - 2003 гг. Россия поставила на мировой рынок 16 - 17 млн т зерна. (2) Страна вошла в десятку мировых экспортеров пшеницы и пятерку экспортеров ячменя. (3) Этот успех имеет уверенную тенденцию к сохранению. (4) Экономисты связывают дальнейшее развитие аграрного сектора с приходом туда крупного капитала и созданием агрофирм. (5) Если такое положение сохранится, то можно предположить, что сельское хозяйство страны станет наконец эффективной сферой хозяйственной деятельности.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

В7.Найдите в приведенном ниже списке характеристики, присущие любому налогу. Выбранные цифры запишите в порядке возрастания.

1) Обязательность уплаты

2) Безвозмездность

3) Пропорциональность доходу

4) Возвратный характер

5) Законодательное установление

 

Часть II

1.(С5) Перечислите характерные признаки командно - административной экономической системы (не менее трех).

2.(С6) Раскройте на примере различные проявления регулирующей роли рынка (не менее трех).

3.(С7) В нашей стране в первой половине 90-х гг. из примерно 155 тысяч государственных предприятий было приватизировано около 89 тысяч. Акционерный капитал приватизируемых предприятий распределился следующим образом:

ü внутренние акционеры (работники, дирекция) - 62 % акций;

ü внешние акционеры - 21 % акций;

ü государство - 17 % акций;

ü мелкие внешние акционеры (обычные держатели ваучеров) - 10 % акций.

Можно ли на основании этих данных сделать вывод о создании крупного частного сектора в экономике страны? Превратилась ли основная масса населения страны в собственников предприятий? Аргументируйте свои выводы.

4.(С8) Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Государство в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать тему.

5.(С1 - С4) Прочитайте текст и выполните задания.

Менеджмент предлагает две основные модели построения системы управления организацией. Линейная модель представляет собой пирамиду, построенную на подчиненности людей: у каждого руководителя более высокого уровня находятся в подчинении руководители более низкого уровня. Каждый исполнитель имеет непосредственного руководителя. Примеров применения такой системы управления множество: армия, служба спасения, пожарная команда, система «скорой помощи». По такому принципу организована работа в компании «Макдоналдс».

Основное преимущество такой системы управления - простота, прямые взаимосвязи между управляющими каждого уровня и исполнителями. Каждый четко знает, кому он подчиняется, чьи указания должен выполнять. Основной же ее недостаток состоит в том, что руководитель не может быть узким специалистом в своей области, а должен обладать разносторонними знаниями.

Функциональная модель управления построена на выделении различных функций, которые осуществляет каждая организация. В ее основе лежит подчиненность не конкретных людей, а выполняемых ими работ. Например, университет возглавляет ректор. У него есть заместители - проректоры, каждый из которых отвечает за свою область… Следующий уровень управления - деканы факультетов. Получается, что по вопросам воспитательной работы декан подчиняется проректору по воспитательной работе, по учебным вопросам - проректору по учебной работе и т.д.

При функциональной системе управления каждый руководитель отвечает за свое направление деятельности и должен быть высококвалифицированным специалистом в данной конкретной области знаний. Это значительно повышает эффективность управления. Но принцип единоначалия в функциональной модели, безусловно, нарушается.

На практике в производственных коммерческих предприятиях применяется смешанная система управления, сочетающая в себе и линейное подчинение, и функциональное.

(По материалам энциклопедии для школьников)

С1. Какие две модели управления организацией анализируются в тексте?

С2. Используя содержание текста, заполните таблицу.

Модели управления Преимущества Недостатки
1.    
2.    

С3. Опираясь на содержание текста, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите по одному собственному примеру использования каждой из моделей управления. Кратко прокомментируйте каждый свой пример.

С4. Какая система управления, по мысли автора текста, позволяет преодолеть недостатки каждой из двух моделей управления? С опорой на знания обществоведческого курса и личный социальный опыт выскажите два предположения о принципах ее существования.

 

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Часть I

А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
                   
А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18 А19 А20
                   

Часть I

В1 -программирование

В2 - прибыль

В3 - 2 1 2 1 2

В4 - 1 3 4

В5 - А А Б А Б

В7 - 1 2 3

Часть II

1.(С5) - Характерные признаки командно-административной эк-кой системы: контроль за производством и распределением со стороны государства; преобладание государственной собственности на средства производства; централизованное ценообразование.

2.(С6) - Регулирующая роль рынка:

§ Рынок подсказывает производителю через рыночные цены, что, как и для кого производить.

§ Рынок поддерживает в условиях конкуренции рационального производителя.

§ Рынок уравновешивает затраты и результаты производства, способствуя рациональному использованию ограниченных ресурсов.

§ Рынок стимулирует научно-технический прогресс, способствуя ресурсосбережению в обществе.

3.(С7) - Вывод 1: В экономике страны создан крупный частный сектор. Аргумент: более половины предприятий приватизированы, т.е. перешли в собственность к частным лицам.

Вывод 2: Основная масса населения страны в собственников предприятий не превратилась. Аргумент: потому что на долю обычных держателей акций пришлась только десятая часть акционерного капитала.

4.(С8) - План по теме «Государство в рыночной экономике»:

1. Рынок и его функции.

2. Сильные и слабые стороны рыночной экономики.

3. Экономическая политика любого государства.

4. Механизмы государственного регулирования в рыночной экономике.

5.(С1) - Какие две модели управления организацией анализируются в тексте?

1) линейная модель

2) функциональная модель

(С2) - Используя содержание текста, заполните таблицу.

Модели управления Преимущества Недостатки
1.Линейная Простота, прямые взаимосвязи между управляющими каждого уровня и исполнителями. Руководитель не может быть узким специалистом в своей области, а должен обладать разносторонними знаниями.
2.Функциональная Каждый руководитель должен быть высококвалифицирован-ным специалистом в данной конкретной области знаний. Это значительно повышает эффективность управления. Принцип единоначалия нарушается.

 

(С3) - Опираясь на содержание текста, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите по одному собственному примеру использования каждой из моделей управления. Кратко прокомментируйте каждый свой пример.

Собственный пример -- краткий комментарий:

1) Руководство строительным предприятием как пример линейной модели -- бригадир непосредственно руководит коллективом рабочих и подчиняется прорабу, прораб - начальнику участка, начальник участка - начальнику строительства.

2) Управление школой как пример функциональной модели -- у директора школы есть заместители, отвечающие за учебную, воспитательную работу, социальные вопросы, хозяйственную часть; все они осуществляют руководство учителями и другими работниками школы в пределах своей компетенции.

 

(С4) - Какая система управления, по мысли автора текста, позволяет преодолеть недостатки каждой из двух моделей управления? С опорой на знания обществоведческого курса и личный социальный опыт выскажите два предположения о принципах ее существования.

1) Названа система управления - смешанная;

2) Высказаны два предположения:

§ в руководстве компанией выделены функциональные должности, могут быть названы специальные подразделения (например, кадровое, бухгалтерия, секретариат, дизайнерское или конструкторское и т.п.)

§ при этом непосредственное руководство работниками осуществляют менеджеры по персоналу, которые объединяют решения функциональных подразделений и должностных лиц.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...