Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая защита в ходе игры




Непосредственно в день игры основная направленность регулирую­щих воздействий — создание спокойной боевой уверенности. При этом воздействия в основном перемещаются из сферы сознания спортсмена в сферу бессознательного, т.е. нередко средства регуляции только обо­значаются условными знаками и как бы не замечаются.

Психологическая работа начинается с создания чувства увереннос­ти в успехе. При этом могут использоваться следующие формулы само­внушения:

1. Я полностью контролирую свое поведение.

2. Я вижу трудности сегодняшней игры и знаю, как их преодолеть.

3. Я контролирую свои мысли и эмоции — я этому научился.

4. В последнее время я с каждым днем чувствовал себя все лучше и лучше.

5. Я в состоянии достигнуть своей цели и сыграть успешно.

6. Мы в состоянии достигнуть своей цели и выиграть сегодня.

7. Мое сильное тело и мозг — едины.

8. Моя команда — едина.

9. Я представляю себя счастливьм и успешным.

10. Я представляю нашу команду счастливой и успешной. Игроки и команды используют разные ритуалы, причем тренер дол­жен неназойливо поддерживать это и уметь находить объяснение в каж­дом конкретном случае, когда ритуал «не сработал» и команда проиг­рала. Исследования показали, что больше помогают индивидуальные, интимные ритуалы. Командные ритуалы эффективны только тогда, когда стали устойчивой традицией и связаны с большими спортивными побе­дами.

 

 

 

Игроки используют мысленно произносимое слово, которое явля­ется как бы ключом к началу успешных действий. Например, перед первым свистком судьи: «Пошли!, «Началось!», «Вперед!» и другие та­кого рода слова. Полезно добавлять про себя на первых минутах игры:

«Я контролирую ситуацию». Последняя формула помогает формировать чувство уверенности в своих силах и способствует психическому само­контролю. Ключевое слово может постоянно использоваться и в ходе игры. Перед подачей противника это может быть команда «Концентра­ция!». При собственной подаче: «Сильно и точно!»

После каждого ошибочного действия, в первой же паузе, рекомен­дуют применять средства психической защиты. Например, подача со­рвана, мяч отдают сопернику. Можно сделать несколько энергичных шагов и сказать про себя ключевое слово, при этом голова слегка на­клонена вниз, взгляд устремлен вперед — вниз. Главное здесь — при­вычное ключевое слово.

Ключевое слово, но уже другое, произносится и перед подачей (на­пример, «Сильно!» или «Точно!»), может быть и другая команда, если спортсмен принял какое-то тактическое решение, например, «На чет­вертый номер!» Важно, чтобы с момента начала выполнения подачи никаких самоприказов уже не подавалось.

В паузах игры в качестве средства переключения используются такие приемы, как спокойный анализ своих технических ошибок (желатель­но незначительных), а также так называемых «меню», когда спорт­смен быстро перебирает в памяти эпизоды игры и кратко останавлива­ется на наиболее удачных, расставляя их как бы по рангам: «Вот здесь я сыграл хорошо, а здесь — еще лучше».

Регулирующий эффект имеют и замечания тренера по ходу игры. Известный бельгийский специалист АЛефевр писал, что замечания тре­нера, которые направлены лучшим игрокам команды, должны отли­чаться по содержанию и тону от замечаний, которые делаются другим игрокам. Как правило, замечания лидерам более сдержанны, в них дол­жна звучать надежда, что они не подведут. Нельзя делать резких заме­чаний маргиналам, иначе они потеряют веру в свои возможности. Бо­лезненно реагируют на резкие замечания игроки мнительные, неурав­новешенные, психически быстро утомляемые.

 

Варианты индивидуализации психологической подготовки

Психическое состояние волейболиста, особенно перед игрой, во многом определяется индивидуальными особенностями свойств нервной системы.

Спортсмены с неуравновешенной нервной системой могут быстро переходить из состояния повышенного возбуждения в заторможенное. Они то уверены в своих силах, то впадают в пессимизм.

 

 

 

Такие спортсмены должны разминаться долго и интенсивно, В первой части разминки — спокойные, размашистые, широкие движения, кото­рые снимают чувство скованности, во второй — преимущественно прыж­ковые упражнения. В паузах — дыхательные упражнения (полное дыхание). Важно упражнения с мячом начинать с точных, тщательно контролируе­мых движений: небрежность перед игрой таким спортсменам противопо­казана. Также тщательно выполняются идеомоторные действия.

По-иному должна выглядеть предыгровая подготовка спортсмена с инертной нервной системой, из-за чего они медленно «врабатываются», долго достигают оптимального уровня возбуждения. У них часто бывает, что эмоциональная и интеллектуальная готовность отстают по времени от моторной. Поэтому таким спортсменам особенно необходимы мен­тальные воздействия за час-полтора до начала игры. Вызываются образы собственных не только удачных, но и неудачных действий; важно, что­бы ментальный тренинг закончился образами эффективной игры. В раз­минке мимика должна отражать бодрое и даже несколько агрессивное настроение. При упражнениях с мячом полезно выполнить несколько рискованных уверенных действий. Такие действия чередуются со спокой­ными действиями с установкой на максимальную точность.

Известно, что определенному складу людей соответствуют опреде­ленные реакции на ту или иную напряженную обстановку. Это отно­сится и к темпераменту, и к характеру. В волейболе при выборе средств психического воздействия необходимо учитывать не только тип темпе­рамента или характера спортсмена, но и специфику игрового амплуа.

Выполнено исследование (А.В.Родионов, А.А.Беляев) с целью вы­явления зависимости успешности действий в волейболе от свойств лич­ности волейболистов. Оно позволило определить типы спортсменов и подобрать им адекватные средства психологической подготовки.

Рассмотрим наиболее характерные варианты.

Связующие игроки.

Первый тип: выраженная сила процессов возбуждения, экстравертированность, независимость, сильное «Я».

Такие спортсмены обычно играют эффективно, но любят сыграть и эффектно. В тактическом отношении они склонны к импровизации. На фоне хорошего эмоционального состояния способны увлечь за собой всю команду. Вторая передача у них стабильная, с высоким качеством и точно соответствует возможностям партнера.

Таким игрокам необходимо активно настраивать себя на игру. Все действия перед началом игры должны быть завершенными и несколько замедленными, речь — спокойной, размеренной. В разминке основное внимание надо уделять качеству выполнения каждого элемента. Любой неудачный прием мяча анализируется с вводом необходимых техни­ческих коррекций.

В сложной, фрустрирующей ситуации, после 2-3 ошибок, нередко начинается «поиск виноватых», предъявляются претензии к партнерам,

 

 

 

апелляции к тренеру. Если ошибки повторяются, такой игрок может совсем опустить руки. Надеяться на самостоятельный выход из срыва нет оснований.

В таком случае со стороны тренера больше всего подходят эмоцио­нально окрашенные реплики сугубо тактического характера. Бесполез­но говорить: «Соберитесь!», «Внимательней!» Лучше давать конкрет­ное задание типа: «В первом розыгрыше сыграй «крест», во втором-«впрыжку». В таких репликах должен быть оценочный элемент, кото­рый направлен не на игрока, а на соперников. Например: «Подача сложная. Не торопись с выходом». Нельзя сдерживать такого игрокам не давать ему возможности выплеснуть эмоции. При повторных одно­типных ошибках игрока лучше заменить и посоветовать спокойно по­смотреть на игру со стороны. При этом сразу замечания не делают, и лишь после паузы наступает краткий аргументированный разбор оши­бок. Обратная замена в этом случае должна произойти достаточно бы­стро.

Второй тип: спортсмены с уравновешенной нервной системой, интравертированные, со слабо выраженным собственным «Я», с сильной зависимостью от группы.

Таких связующих не так много, но, как правило, это не только одаренные, но и добросовестные игроки. Они нуждаются в поддержке со стороны тренера и лидеров команды (сами они лидерами практичес­ки не бывают).

В напряженных ситуациях игры стабильность передач снижается, появляются, казалось бы, изжитые ошибки. Чрезмерная мнительность резко снижает уверенность в своих возможностях. Реплики тренера в таком случае должны носить оценочно-экспрессивный характер: «Об­рати внимание на такого-то партнера», «Встань ближе (дальше) к сет­ке», «Не получилось, но задумано хорошо». У таких спортсменов редко бывают конфликты с другими игроками, но если они возникли, ста­вить на игру такого игрока нельзя.

Для отвлечения перед ответственными соревнованиями необходимо формировать определенные доминантные установки: или подолгу отра­батывать технический прием, если в этом и нет необходимости, или выполнить достаточно большой объем сложных прыжковых упражнений (важно установить достаточный объем). Рядом с таким спортсменом по­стоянно должен быть человек, который может формировать «внутренние психические опоры», лучше всего партнер — оптимистичный, эмоцио­нальный, реактивный. Одно дело — поддержка со стороны тренера, ко­торая иногда воспринимается как искусственная, другое дело — искрен­няя реакция партнера.

Нападающие.

Первый тип: выраженная сила тормозных процессов, инертность, интравертированность личности, зависимость от группы, трудолюбие, упорство.

 

 

 

По некоторым признакам такой тип похож на второй тип связую­щего игрока. Однако у нападающих, как правило, интравертированность, зависимость от группы, инертность выражены более сильно, чем у связующих.

Для нападающих такого типа характерна довольно однообразная игра. Когда ситуация требует гибкости игровых действий, эффективность снижается. У таких игроков нет лидерских наклонностей, и игра цели­ком зависит от игры партнеров. При относительно простой игре они обычно стержень нападения. Но если попадают в полосу кризиса, выхо­дят из него трудно, и в таком случае лучше сразу сделать замену. Вся программа психических воздействий в подобной ситуации больше на­правлена на подготовку к следующей игре. Большинство приемов регу­ляции похожи на те, которые рекомендованы второму типу связующих игроков: искренняя поддержка со стороны тренера и партнеров, аргу­ментированный разбор прошедшей игры с исключением упреков. Под­ходит прием, который в психологии называется «снятие запрета на ошиб­ку». Схема убеждения примерно такая: «Вчера спад в игре был случай­ным, сегодня ты можешь не только сыграть хорошо, но и решить исход игры. Не бойся ошибиться. Ты сильный нападающий и пробьешь любой блок».

Второй тип: преобладание возбудительных процессов над тормоз­ными, неуравновешенность, слабый самоконтроль на фоне сильной мотивационной установки.

Такие игроки, как правило, талантливы, но трудноуправляемы. Их игра не поддается никаким видимым закономерностям, а потому не­надежна. Большинство технических ошибок — из-за сильного перевоз­буждения и неадекватной оценки ситуации. Поэтому средства психи­ческой регуляции должны быть примитивными, т.е. применяться до появления признаков перевозбуждения.

Особую роль должна играть та часть специальной разминки, кото­рая связана с имитацией игры: перемещения в низкой стойке, упражне­ния с элементами акробатики, имитация действий в защите. В перерыве между такими упражнениями — приемы концентрации. В качестве объекта концентрации подходит сетка. Полезно также при перемещениях по пло­щадке четко контролировать свое место на ней. Например, выполнив падение, сразу оценить, что сзади на расстоянии одного метра — лице­вая линия.

Чрезмерно возбудимые игрока должны перед игрой выговориться, дать выход эмоциям. Различные ритуальные действия для них играют особую роль.

Все эти методические рекомендации являются лишь канвой, кото­рая обозначает практические пути индивидуализации психологической подготовки волейболистов. Реально должно быть так: сколько есть спорт­сменов, столько должно быть индивидуализированных систем подго­товки. Для этого необходимо изучение психологических особенностей

 

 

 

волейболистов и средств психорегуляции, наиболее соответствующих специфике игровой деятельности волейболистов. Пока таких исследова­ний явно недостаточно.

 

Техническая подготовка

Техническая подготовка — это процесс обучения волейболиста тех­нике движений и действий, служащих средством ведения игры, а также их совершенствования. Спортивная техника должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств. Чем выше уровень физической подготовленности, тем успешнее идет обучение и совершенствование.

Основными задачами технической подготовки являются:

1. Расширение запаса разнообразных навыков и умений, что позво­ляет правильно выполнять новые движения и быстрее овладевать ими.

2. Овладение рациональной техникой (правильная структура движе­ний, выполнение их без излишних напряжений).

3. Улучшение деталей техники за счет выявления причин появления ошибок (при выполнении технических приемов) и устранения этих ошибок.

4. Совершенствование техники за счет изменения формы движе­ний, создавая определенные трудности при выполнении технических приемов.

5. Совершенствование техники игры в соревновательных условиях. Техническая подготовка — это многолетний процесс, который ус­ловно можно разделить на два этапа — начальное обучение технике

игры и ее дальнейшее совершенствование.

 

Начальное обучение

Структура отдельных технических приемов кажется довольно про­стой, но ее эффективное применение в игре связано с определенными трудностями:

— кратковременность касания мяча, вследствие чего невозможно исправить ошибку;

— малая площадь соприкосновения с мячом усложняет достижение точности выполнения приема;

— три касания мяча требуют высокой точности исполнения и целе­направленности.

Поэтому овладение рациональной техникой игры — главная задача в технической подготовке волейболистов. Выполнение этой задачи бу­дет успешным, если в тренировочном процессе используются:

а) принцип постепенности при обучении технике игры (не закре­пив один двигательный навык, не переходить к другому);

 

 

б) целенаправленная физическая подготовка как основа для обра­зования двигательных навыков;

в) знание биомеханических закономерностей движения и действий при выполнении технических приемов волейбола;

г) знание причин возникновения ошибок при обучении и совер­шенствовании техники игры и исправление этих ошибок;

д) подводящие упражнения, тренажеры, обучающие устройства, которые делают технику движений доступной для детей без искажения ее сущности.

Обучение осуществляется посредством восприятия и переработки соответствующей информации. Для качественного изучения техники нужна точная информация.

Этапы обучения. В начале обучения важно добиться согласованности в работе звеньев тела. При дальнейшем обучении условия выполнения приемов усложняются путем изменения исходных положений, после предварительного перемещения, увеличение площади действия, созда­ние простейших игровых ситуаций, введение некоторых сбивающих факторов. Процесс овладения техникой игры в волейбол подчиняется закономерностям формирования двигательных навыков.

При формировании двигательного навыка различают фазы, следу­ющие в определенном порядке друг за другом, и их надо рассматри­вать с физиологической, психологической и методической точек зре­ния.

1-я фаза — в ней создается первое представление о двигательном действии и формируется первоначальное умение (этап начального ра­зучивания). Сначала упражнение выполняется неверно и лишь прибли­зительно похоже на конечный вариант. Выполнение сопровождается излишними мышечными усилиями и значительным повышением об­мена веществ. Здесь отмечается генерализация возбуждения централь­ной нервной системы (ЦНС). Недостаточное совершенство координа­ции в работе мышц приводит к скованности движений.

Методическая задача и приемы обучения — овладеть основами тех­ники и общим ритмом действия (внимание устранению ненужных дви­жений и лишних мышечных напряжений). Обучение сконцентрировано по времени, ибо длительные перерывы между занятиями снижают его действенность. Слишком частые повторения упражнения в течение од­ного занятия нецелесообразны, поскольку образование новых коорди­нации быстро утомляет нервную систему. Изучение сложного техничес­кого приема (например, нападающего удара) целесообразно по частям, а более простых — в целом.

Используются словесные, акустические, зрительные способы пере­дачи информации.

2-я фаза — формирование умения совершенного выполнения дви­гательного действия (этап углубленного разучивания). Двигательные ощущения становятся более четкими. Появляется возможность уточ-

 

 

нить движения. В коре больших полушарий происходит концентрация нервных процессов с развитием внутреннего торможения.

Методическая задача и приемы обучения — детальное изучение дви­гательного действия с исправлением выявленных ошибок. Число повто­рений в одном занятии повышено. Перерыв между занятиями в 2-3 дня не снижает эффективности в обучении.

Используются методы обучения, которые опираются на двигатель­ное восприятие (словесный, наглядный, сопряженного воздействия, идеомоторный).

3-я фаза— стабилизация и автоматизация действия (этап закрепле­ния и дальнейшего совершенствования двигательного навыка). При выполнении действия не требуется сосредоточения внимания. Движе­ние устойчиво к сбивающим факторам и не поддается внешнему тор­можению.

Методическая задача и приемы воздействия — дальнейшее совершен­ствование технических деталей двигательного действия, доводя его до автоматизма; достижение вариабельного навыка (гибкого, подвижно­го), не поддающегося влиянию помех (шум, свет и др). Совершенство­вание мастерства должно происходить в соответствии с индивидуаль­ными особенностями спортсмена.

Применяются словесный, наглядный, сопряженный, идеомоторный методы тренировки, технические средства с многократным повторени­ем упражнений в стандартных и изменяющихся условиях при макси­мальном напряжении мышечных и волевых усилий.

 

* * *

Овладение спортивной техникой волейбола в процессе обучения осуществляется по следующей схеме (для всех технических приемов игры):

1. Терминологически правильно назвать прием.

2. Показ приема тренером или на слайдах, плакатах, видеотехнике с комментариями о его роли в игре.

3. Объяснить технику выполнения приема с демонстрацией (поло­жение звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после вы­полнения технического приема).

4. Делаются попытки практического выполнения приема — исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям.

5. Упражнения с мячами с партнером в самых простых условиях.

6. Работа на тренажерах, специальном оборудовании (если необхо­димо) с мячами и без мячей.

7. По мере усвоения двигательных действий условия выполнения упражнений усложняются (увеличение количества мячей, партнеров, дополнительные задания и т.д.).

8. Выполнение технического приема (приемов) в условиях, прибли­женных к игре.

Ошибки при обучении. На всех стадиях обучения технике необходимо

 

 

исправлять ошибки сразу же после их возникновения. Чем раньше при­ступают к исправлению ошибок в технике, тем больше вероятность успеха в овладении рациональной техникой.

Типичными причинами ошибок при обучении технике игры в во­лейбол являются:

а) недостатки в развитии физических качеств (ловкости, быстроты, силы);

б) спортсмен неправильно представляет движение в техническом приеме;

в) волейболист неверно ощущает мышечные восприятия;

г) нет анатомических предпосылок для изучения того или иного приема;

д) несистематическое посещение тренировок, в результате чего дви­гательный навык не стабилизируется;

е) спортсмен мало соревнуется, и поэтому нет стабилизации техни­ки приемов.

Зная типичные ошибки и причины их возникновения, можно сфор­мулировать основные методические приемы их исправления:

— ясное понимание спортсменом принципиальных основ техники движений;

— создание условий, в которых неправильное выполнение движе­ния невозможно;

— направленное прочуствование движений с внешней помощью;

— избирательные упражнения в отдельных компонентах движения;

— сопоставление ошибочного и правильного выполнения приема (словесное объяснение, видеозапись, плакаты и др.).

Закрепление техники и ее дальнейшее совершенствование будут про­исходить тем успешнее, чем качественнее будут исправляться ошибки, допускаемые волейболистами. Определять причины ошибок следует со­вместно со спортсменом. Сначала исправляются основные ошибки, так, как второстепенные нередко являются производными от основных.

Ошибки, допускаемые при обучении технике игры, нередко явля­ются результатом неправильных действий самого тренера (недооценка способности спортсмена активно воспринимать показ и объяснение;

недоведение до сознания волейболиста ошибок при выполнении им упражнения, отсутствие индивидуального подхода и др.).

По целевому признаку организации действий техника игры делится на технику нападения и технику защиты.

 

Техника нападения

Техника нападения включает технику перемещений (разновидности стоек и перемещений) и технику владения мячом (подачи, передачи для нападающего удара, нападающие удары и перебивания).

Примерные упражнения для обучения технике перемещений:

 

 

 

1. В стойке, приставные шаги вправо, влево (шагом вперед, назад).

2. В стойке, окрестные шаги вправо, влево; двойной шаг вперед, назад.

3. Скачок вперед — назад в стойку.

4. От линии нападения двойным шагом (скачком) остановиться у сетки и поворот в стойку.

5. По лицевой линии бег из зоны 1 в зону 6, остановка, поворот к сетке в стойку.

6. В стойке перемещения по периметру площадки лицом к сетке.

7. Перемещения по зонам площадки с остановками в стойке.

8. Челночный бег от линии нападения лицом к сетке, остановка в стойке, прыжок вверх — перемещение назад спиной до линии нападе­ния, остановка в стойке, прыжок вверх и т.д.

9. Бег от лицевой линии до линии нападения, далее боком — до сетки, другим боком до линии нападения другой стороны площадки и спиной вперед до лицевой линии (на рубежах — остановка и стойка).

10. В стойке перемещения по сигналу тренера в стороны, вперед, назад, прыжок.

11. Ловля мяча руками после перемещения разными способами, мяч партнер набрасывает неточно.

Подачи. Изучают подачи в такой последовательности: нижняя пря­мая, нижняя боковая, верхняя прямая с опоры и в прыжке, верхняя боковая. Нижние подачи в современном волейболе почти не применя­ются, но в массовом волейболе (занятия и соревнования в парках куль­туры и отдыха, санаториях, на пляжах, при ДЕЗах и т.д.) они являются основным средством введения мяча в игру.

Важным элементом техники подач является подбрасывание мяча. Только после освоения структуры движения при подбрасывании мяча можно приступать к изучению удара по мячу и согласования работы отдельных звеньев тела в ударном движении.

Примерные упражнения для обучения:

1. Принятие правильного исходного положения.

2. Имитация изучаемого способа подач.

3. Освоение структуры движения при подбрасывании мяча.

4. Из положения руки с мячом чуть ниже пояса — вскинуть мяч вперед-вверх (но не заносить за голову); в конце вскидывания небьющую руку отвести от мяча и выполнить бросок мяча вперед (для верх­них прямых подач).

5. Подброс мяча перед собой на высоту чуть выше вытянутой руки. В момент подброса замах для удара и удар по мячу с поддерживанием мяча небьющей рукой (для верхних прямых и боковых подач).

6. В исходном положении после подброса мяча имитация ударного движения мимо мяча (для нижних подач).

7. Подача в стенку, партнера, через сетку с 3, 6, 9 м.

Ошибки при обучении:

 

 

 

— подброс мяча неоптимальный по высоте;

— подброс мяча не в сагитальной плоскости;

— удар по мячу неточный;

— скорость бьющей руки незначительна;

— встреча бьющей руки с мячом не на оптимальной высоте;

— неправильное исходное положение.

Передача мяча сверху двумя руками осуществляется с места и после перемещения. Последовательность обучения передачам такова:

вперед с опоры с места, потом после перемещения; назад за голову с опоры с места, потом после перемещения; вперед в прыжке без переме­щения, потом после перемещения; назад за голову в прыжке без пере­мещения, потом после перемещения. Главным в обучении передачам является своевременный и точный выход к мячу.

Примерные упражнения для обучения:

1. В стойке имитация передач.

2. В стойке выталкивание набивного мяча (0,5 — 1 кг) вперед-вверх, назад-вверх.

3. В парах: один набрасывает волейбольный (набивной) мяч, другой ловит его в и.п. для выполнения передачи (то же в прыжке).

4. То же, но наброс в сторону от игрока (то же в прыжке).

5. Подброс мяча над собой и передача вперед-назад партнеру (парт­нер ловит мяч в и.п. для выполнения передачи) — то же в прыжке.

6. В паре: один набрасывает мяч точно партнеру, тот выполняет пере­дачу вперед-назад.

7. То же, но наброс неточно (то же в прыжке).

8. Удар мячом об пол, после отскока переместиться под мяч и вы­полнить передачу вперед-назад (то же в прыжке).

9. Передача в стену, в парах, в тройках и т.д. (то же в прыжке).

Ошибки при обучении:

— неточный выход под мяч (мяч не перед лицом);

— большие пальцы направлены вперед;

— локти слишком широко разведены или наоборот;

— кисти рук не образуют «ковш»;

— кисти встречают мяч при почти выпрямленных в локтевых суста­вах руках.

Нападающий удар. Обучение начинается с прямого нападающего удара по ходу, затем переходят к освоению нападающего удара с пере­водами. В дальнейшем, по мере освоения прямого, можно изучать бо­ковой нападающий удар. Обучение проводить только расчленение в та­кой последовательности:

1) прыжок вверх с места толчком двумя ногами с махом рук; 2) разбег вместе с прыжком и замахом; 3) удар по мячу.

Примерные упражнения для обучения:

1. 1. Прыжок с места вверх с махом руками.

2. То же, но с поворотом на 90, 180, 360°

 

 

 

3. Прыжок вверх толчком двумя ногами после одного шага вперед, в сторону.

4. Прыжки с подкидного мостика.

5. Спрыгивание с возвышения.

II. 1. Сделать вперед широкий шаг, ставя ногу на пятку, приставить другую ногу и выполнить прыжок (в момент первого шага руки отво­дят назад).

2. То же, но выполнить быстро.

3. То же, но первый (стопорящий) шаг выполнить скачком.

4. То же, но выполнить с двух, трех шагов.

5.То же, но с доставанием предмета на высоте.

6. То же, но разбег с линии нападения.

При прыжке обе руки махом выносятся вверх.

III. 1. Имитация ударного движения на месте, в прыжке, с разбега.

2. Удар по мячу кистью, стоя на коленях.

3. Удар по подвешенному на высоте вытянутой руки мячу.

4. Удар в стенку через пол на месте и в прыжке.

5. Нападающий удар в парах на месте и в прыжке (один набрасывает мяч и пасует).

6. Броски теннисных мячей через сетку на месте и с разбега.

7. Удар через сетку, стоя на возвышении, с собственного подброса.

8. То же, но мяч набрасывает партнер.

9. Удар через сетку с места в прыжке с собственного подброса (уда­ры из разных зон).

10. То же, но мяч набрасывает партнер.

11. То же, но с одного, двух, трех шагов.

12. То же, но с передачи партнера.

Ошибки при обучении:

— стопорящий шаг на носок;

— остановка перед отталкиванием (за исключением удара «Морита»);

— отсутствие махового движения вперед-вверх небьющей руки;

— удар согнутой в локте рукой;

— в момент удара опускание локтя вниз;

— ранний или поздний разбег;

— неправильные ритм или разбег;

— неправильная глубина приседа перед отталкиванием и постанов­ка стоп;

— медленное отталкивание;

— недостаточная сила удара и неточное наложение кисти на мяч;

— приземление после удара на прямые ноги.

 

Техника защиты

Защитные действия волейболиста складываются из техники переме­щений, стоек и техники владения мячом (прием мяча после подачи, нападающего удара и блокирования).

 

 

 

Прием мяча снизу двумя руками. При выполнении этого приема встречная скорость рук к мячу тем выше, чем меньше скорость полета мяча. При значительной скорости полета мяча в момент соприкоснове­ния рук с мячом движения их в пространстве не происходит. Амортиза­ция обеспечивается за счет незначительного опускания прямых рук вниз.

Примерные упражнения для обучения:

1. В и.п. — имитация приема перед собой и сбоку.

2. То же, но после перемещения.

3. В паре: один кладет мяч на предплечья другому и слегка давит на мяч; второй имитирует прием.

4. В паре: один набрасывает мяч точно перед вторым игроком, тот отбивает его снизу двумя руками.

5. То же, но мяч недоброшен.

6. То же, но мяч набрасывается в сторону от игрока.

7. В паре, от лицевой линии: один ударяет мячом об пол, второй перемещается к мячу и подбивает мяч снизу двумя руками над собой.

8. То же, но второй игрок после приема мяча снизу над собой пово­рачивается кругом и передачей сверху двумя руками возвращает мяч партнеру.

9. В паре: один осуществляет нападающий удар, другой принимает мяч снизу двумя руками.

10. То же, но после нападающего удара через сетку с собственного подбрасывания.

11. Прием мяча, переброшенного через сетку.

12. То же, но после подачи через сетку с 3, 6, 9 м.

Ошибки при обучении:

— в момент приема руки согнуты в локтях;

— руки почти параллельно полу;

— резкое встречное движение руками к мячу;

— при приеме мячей сбоку плоскость рук не под углом к полу;

— прием мяча кистями рук (на кулачки);

— туловище отклонено назад.

Прием мяча одной рукой с падением вперед — изучается только после приобретения определенной физической формы (достаточный уро­вень развития ловкости, гибкости, быстроты, силы мышц плечевого пояса).

Примерные упражнения для обучения:

1. Лежа на груди, вынести руки в стороны, прогнуться в грудной и поясничной частях туловища, согнуть в коленях ноги, отвести их назад и выполнить покачивание на груди.

2. Один игрок в упоре лежа на руках, другой держит его за голенос­топные суставы. Первый игрок сгибает руки и выполняет перекат на груди.

3. С одного шага из низкой стойки игрок толчком одной ногой вы­полняет перекат на груди (на мате).

4. В парах: один против другого. Один в положении глубокого присе-

 

 

да. Партнер набрасывает мяч впереди игрока, который выполняет удар по мячу и далее падение с перекатом на грудь-живот-бедра (на мате).

5. То же, но мяч набрасывается чуть дальше от игрока, который делает шаг-выпад к мячу, ударяет по нему и одновременно отталкиваясь сзади стоящей ногой, выполняет перекат на грудь-живот-бедра (на мате).

6. То же, но мяч набрасывается по разным направлениям, с различ­ной скоростью и траекторией полета.

Ошибки при обучении:

— высокая стойка перед приемом;

— перед приземлением нет прогиба в поясничной области туловища;

— приземление на прямые руки;

— ноги перед приземлением не сгибаются в коленных суставах. Прием мяча снизу одной рукой с падением — перекатом на бедро-спину широко применяем женщинами-волейболистками, когда мяч летит в стороне от игрока или падает перед ним. Перед выполнени­ем приема волейболист, находящийся в игровой стойке, начинает пе­ремещение в сторону полета мяча на согнутых ногах. После нескольких приставных или обычных шагов игрок делает последний шаг-выпад в сторону летящего мяча. Во время перемещения волейболист постепенно снижает центр тяжести туловища вниз, к бедру опорной ноги. Рука вытянута вперед-вниз в сторону приближающегося мяча (подготови­тельная фаза). В основной фазе игрок продолжает сгибание ноги, нахо­дящейся в выпаде, смещает туловище за опору, отрывает от поверхнос­ти площадки сзади стоящую ногу и подбивает опускающийся мяч. Пос­ле этого в заключительной фазе следует приземление с опорой на руки, бедро и перекат на спине с переворотом через левое (правое) плечо и выходом в положение упора лежа.

Примерные упражнения для обучения:

1. Имитация приема с одного шага-выпада в сторону;

2. То же, но после двух-трех шагов;

3. Прием мяча наброшенного партнером после одного шага-выпада;

4. То же, но после двух-трех шагов;

5. То же, но после удара мяча партнером.

Подбивание мяча, отскочившего от сетки, — выполняется од­ной и двумя руками. Отскок мяча почти отвесный. Стойка перед выпол­нением приема предельно низкая, расположение игрока близко к сетке. Удар по мячу одной рукой наносится напряженной ладонью, тыльной стороной кисти или ребром ладони, стоя лицом или боком к сетке.

Обучение — многократные броски мяча в сетку с попытками подбивания над собой или возврата мяча в глубину площадки одной или двумя руками.

Ошибки при обучении:

— высокая стойка перед выполнением приема;

— игрок не видит полета мяча;

— при подбивке одной рукой кисти не напряжена.

 

 

 

Блок.

Изучение этого технического приема начинают с одиночного блока на месте, затем после перемещения. Вначале необходимо освоить пры­жок у сетки, далее — вынос рук и постановку их над сеткой, а затем — блок после перемещения.

Примерные упражнения для обучения:

1. Имитация блока с места у сетки

2. То же, но после перемещения вдоль сетки вправо-влево скачком, приставными шагами, бегом.

3. В парах через сетку: имитация блокирования с ударом кистями над сеткой.

4. Броски мяча двумя руками через сетку (внимание на движение кистей).

5. В паре через сетку — один имитирует нападающий удар, другой определяет место и время прыжка по разбегу нападающего, перемеща­ется туда и закрывает руками воображаемое направление полета мяча.

6. То же, но нападающий выполняет удар с собственного подбрасы­вания, а другой игрок ставит блок, закрывая известное ему направле­ние полета мяча.

7. То же, но нападающий удар из зоны 4 (2) с передачи мяча игро­ком зоны 3. Блокирующий стремится закрыть вначале известное на­правление удара, а затем и неизвестное. Это упражнение можно выпол­нять при блокировании нападающих ударов и из других зон.

8. То же, но блокирование нападающих ударов с различных по высо­те, скорости,траектории передач.

Ошибки при обучении:

— неправильный выбор места для блокирования (неправильная оцен­ка траектории передачи и разбега нападающего игрока);

— несвоевременность прыжка на блок (неправильная оценка высо­ты передачи и действий нападающего игрока);

— маховое движение руками перед прыжком;

— пальцы и запястья рук при блоке не напряжены;

— пальцы при блоке не разведены;

— статическая стойка перед прыжком.

Техника группового блокирования (2-3 игрока) предполагает согла­сованность действий игроков. На этой основе и строится методика обу­чения.

Примерные упражнения дл

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...