Комбинированные упражнения
1. Игроки 1, 6, 5 с мячами ударом направляют мячи на заднюю линию противоположной стороны площадки. Прием мяча на игрока у сетки, тот бьет в принимавшего подачу — снова прием на игрока у сетки — передача для н/у игроку задней линии и н/у в игрока задней линии противоположной площадки. Действия игроков далее те же, что и в начале упражнения. 2. Н/у в зону 5 — прием на игрока 1 — удар в 6 — прием в 1 — передача для н/у игроку 5 и н/у через сетку в 6 или 4. Далее, как в начале упражнения. После каждого розыгрыша мяча смена троек, а в тройках, смена зон. 3. Подача в 6 — прием на связку — передача в зону 4 или 2 — н/у — поставить групповой блок. Принимавший подачу игрок занимает зону атаковавшего игрока, а атаковавший — на прием.
5 6
3 4
4. После подачи — страховка блокирующих игроков. После блока игрок из зоны 2 идет на подачу, а страхующий занимает место в зоне 3.
5. После блока — отход от сетки игроков зон 2 и 4 для приема мяча после подачи и последующего розыгрыша для атаки.
6. Подача — прием — передача — н/у. После блока — отход всей тройки от сетки для приема подачи и организации атаки.
7. После подачи — поочередный прием мячей в защите в зонах 1, 6, 5. В зоне 5 прием мяча на связующего игрока, который переходит с другой стороны площадки — передача для н/у и н/у игроком 1 против группового блока.
8. Подача в 5 — прием мяча в 2 — перебивание мяча из 2 в 6 другой стороны площадки. Далее игрок, подававший подачу, пасует мяч в зону 4 и н/у в зону 5. Контроль за уровнем технической подготовленности Контроль предполагает три вида оценки технический подготовленности: оценка самой спортивной техники; определение результата, достигнутого благодаря использованию данной техники; оценка эффективности применения техники в соревновательных условиях.
1. Проверка правильности выполнения технических приемов с помощью кинографии, хроноциклографии, видеозаписи и т.п. 2. Определение результата: а) подача на точность в зоны площадки; б) верхние передачи с 4-6 м в баскетбольное кольцо или вертикальное кольцо (диаметр 50 см) на высоте 3 м; в мишень (диаметр 50 см) на стене на высоте 3-4 м; в) прием подач в горизонтальное кольцо (диаметр 1 м) на высоте 150-180 см (расстояние до кольца 3-5 м); г) прямые н/у и удары с переводом вправо-влево в цели на площадки из различных зон.
Каждый технический прием выполняется не менее 6-10 раз подряд. 3. Запись эффективности применения техники в соревновательных условиях.
Тактическая подготовка Общие положения Тактика игры — это целесообразные, согласованные действия игроков, направленные на достижение победы в соревнованиях. В настоящее время техническая, физическая, психологическая подготовленность сильнейших команд находится примерно на одинаковом уровне. Поэтому победы на крупных соревнованиях очень часто определяются в конечном счете зрелостью тактического мастерства волейболистов. Высокий уровень тактической подготовленности волейболистов характеризуется: — развитым тактическим мышлением (умение анализировать игру, быстро переключаться с одних действий на другие, умение прогнозировать и быстро решать двигательные задачи); — постоянной соревновательной активностью (она достигается за счет максимального напряжения волевых и физических возможностей спортсменов и управление ею осуществляется самим игроком, тренером или лидером команды); — хорошей ориентировкой на площадке и взаимодействием с партнерами;
— эффективным использованием технических приемов; — вариативностью тактических действий. Основными задачами тактической подготовки волейболистов являются: 1. Развитие психофизиологических способностей и физических качеств 2. Приобретение тактических знаний (общие основы теории тактики волейбола, анализ тактических действий, основы взаимодействия 2-х, 3-х, 4-х игроков, тактика сильнейших спортсменов и команд и др.). 3. Обучение практическому использованию приемов, элементов, вариантов тактики. 4. Совершенствование тактического умения с учетом игровых функций волейболистов. 5. Формирование умения быстро переходить от нападения к защите и наоборот. 6. Формирование умения эффективно использовать технические приемы и тактические действия в различных игровых ситуациях. 7. Изучение применяемых игровых систем в защите и нападении и их вариантов.
8. Изучение команд соперника (технико-тактическая и волевая подготовленность) 9. Анализ участия в соревнованиях. Общие и специальные знания составляют необходимую предпосылку изучения тактических действий и развития тактических навыков. Источники знаний в области тактики многообразны: литература по волейболу, лекции, беседы, семинары, наблюдения на соревнованиях, практические занятия и их анализ и др. Обучение тактике и совершенствование в ней основываются на правилах и положениях образования двигательных навыков (подразд. 5.5.1). Ведущее место в тактической подготовке занимают упражнения по тактике (индивидуальные, групповые, командные) двусторонние, контрольные, календарные игры, теория тактики волейбола, а также подготовительные упражнения для развития быстроты реакции и перемещения, ориентировки, подвижные и спортивные игры, упражнения на переключение внимания и др. Методы тактической подготовки те же, что и при решении задач технической подготовки, но с учетом специфики тактики. При показе необходимо использовать макеты площадки, фильмы, схемы, плакаты, видеофильмы и др. При изучении тактических действий и их совершенствовании применять определенные ориентиры, сигналы. Тактическая подготовка должна быть органически связана с физической, технической, волевой и теоретической подготовкой.
Главное средство обучения и совершенствования тактики игры — многократное выполнение упражнений, действий, элементов.
* * *
Любое тактическое действие, направленное на оптимальный успех, должно строиться в соответствии с тактическими знаниями, техническими навыками, уровнем развития физических способностей, волевых качеств и другими компонентами. В условиях постоянного восприятия информации и оценки наблюдаемых явлений возникает возможность по особенностям движений партнеров или соперника, по траектории полета мяча определить их тактический замысел и последующие действия. Это осуществляется в результате запоминания. Психомоторные процессы тактического действия совершаются в трех главных фазах: — восприятие и анализ соревновательной ситуации; — мыслительное решение тактической задачи; — двигательное решение тактической задачи. Эти три фазы находятся в тесной взаимосвязи, причем решающую роль здесь играет память. Качество восприятия зависит от объема и поля зрения, устойчивос-
ти внимания и его концентрации, быстроты протекания мыслительных процессов, от тактического опыта. Воспринимая и анализируя соревновательную ситуацию, спортсмен определяет тактическую задачу, которую он должен решить сначала мысленно, а потом двигательно. Игрок должен принимать лишь такие решения, которые он сумеет выполнить двигательно. Двигательное решение фактически и есть тактическое действие, которое требует проявления как интеллектуальных, так и физических способностей и навыков. Тактическое мышление развивается с помощью абстрактных, наглядных пособий и практических упражнений. Становление тактического действия идет в следующей последовательности: — образование тактического навыка (автоматизированный ряд движений) в стандартных условиях; — проявление вариантов тактического навыка (в определенных ситуациях различные способы решения тактических задач); — самостоятельное творческое мышление, благодаря которому игроки находят субъективно новые решения.
Такой подход к становлению тактического действия позволяет соблюдать основные принципы спортивной тренировки: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, принцип профилизации и др. В период начального обучении и на этапах совершенствования разучиваемые тактические действия и комбинации внедряются в практику соревнований не сразу, а по мере постепенного количественного накопления знаний и тактического опыта. Освоение и совершенствование волейболистами тактических действий должно идти в следующей последовательности (организация упражнений): — без сопротивления партнеров; — с пассивным сопротивлением; — с активным «управляемым» противником; — в соревновательной форме с партнерами по команде; — в соревновательной форме с противником; Период начального обучения тактике условно можно разделить на 4 этапа: I этап — главное внимание уделяется развитию специальных качеств, необходимых для реализации тактических действий в игре — быстроты сложных реакций, быстроты отдельных движений и действий, ориентировки, быстроты перемещений, наблюдательности, переключения с одних действий на другие (основу тренировки составляют задания в ответ на зрительные и слуховые сигналы). II этап — формирование тактических умений в процессе обучения
техническим приемам (выполнение упражнений по заданию, по сигналу, на точность). III этап — обучение индивидуальным тактическим действиям с помощью упражнений по тактике (суть упражнений сводится к тому, чтобы создавать условия, при которых игроки должны выбирать действия в зависимости от направления и траектории полета мяча, от действия нападающих или защитников и др.). IV этап — изучение групповых тактических действий и на этой основе освоение командных тактических действий с помощью подготовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике и тактике игры. Тактику игры в волейбол принято делить на тактику нападения и тактику защиты, а в зависимости от принципа организации действий игроков различают индивидуальные, групповые и командные действия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|