Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совершенствование технических приемов




В волейболе техника приобретает ведущее значение, т.к. подвергает­ся оценке судьи и тем самым непосредственно влияет на результат.

Высокий уровень технической подготовленности мастера волейбола характеризуется следующими критериями:

— надежностью — стабильным выполнением технических приемов, несмотря на сбивающие факторы;

— разносторонностью — владением всеми техническими приемами и умение выполнять их совершенными способами;

— приспособляемостью — умение использовать арсенал техничес­ких приемов и способов в различных игровых ситуациях при активном противодействии соперника;

— специализацией — владением в совершенстве комплексом при­емов при выполнении определенных функций в команде;

— координированностью.

Процесс совершенствования техники сугубо индивидуален, но ос­новная направленность тренировок для всех волейболистов такова, чтобы посредством различных упражнений и методических приемов вырабо­тать у игроков надежность, разносторонность и помехоустойчивость технических действий в процессе соревнований. Этого совершенства можно добиться только многократным повторением упражнений, со­здавая определенные трудности (сбивающие факторы) при выполне­нии технических приемов (дополнительная физическая нагрузка, не­стандартное выполнение заданий, психическая нагрузка, тренировки не идеальными мячами, в залах с недостаточным освещением и т.д.).

В практике волейбола используются (как основные) упражнения, приближенные к характеру игры с решением индивидуальных такти­ческих задач, комплексные упражнения, игровые формы совершен­ствования.

Используя комплексные упражнения и игровые формы трениров­ки, тренер обязан помнить о том, что игрокам надо предлагать только технически посильные упражнения, продумывать детали при совершен­ствовании элементов техники, воспитывать способность понимать, над чем работают спортсмены, почему тренируются так, а не иначе, совер­шенствовать технику только при хорошем самочувствии.

Ниже приведены примерные комплексы упражнений для совершен­ствования технических приемов волейбола. При творческом подходе к тренировочному процессу, сохраняя структуру самих упражнений, мож­но увеличить количество вариантов данных упражнений.

 

 

Упражнения для совершенствования технических приемов волейбола

Условные обозначения:

Подача. Подача — одно из средств активного нападения, с помо­щью которого можно выиграть очко или нарушить организацию атаку­ющих действий соперника. Это достигается точностью, разнообразием и силой подач. Анализ игры команды соперника позволяет игроку, вы­полняющему подачу, решить одну из выигрышных тактических задач:

— подавать в зону нападения, к лицевой и боковым линиям;

— подавать на слабо владеющего приемом мяча, на выходящего для второй передачи, на выходящего на замену, на допустившего ошибку при приеме мяча;

— подача между игроками.

По данным исследований, чистый выигрыш от подач составляет 7-10%, при этом затруднение в приеме мяча с подачи имеет место в 35-60% случаев.

При совершенствовании техники подач необходимо выполнять сле­дующие положения:

— сначала точность, потом сила;

— в одной попытке выполнять 5-10 подач;

— выполняемую подачу связывать с ее приемом, Идеальной для совершенствования подач является односторонняя игра.

Примерные упражнения:

1. Подачи в зоны площадки.

2. Серия подач через 5 с на точность при одинаковой удаленности цели от сетки.

3. Подача между сеткой и шнуром над сеткой (0,7 — 1м).

4. И.п. игрока в зоне подачи спиной к сетке. После подбрасывания мяча повернуться лицом к сетке и выполнить подачу в цель.

 

 

5. Серия подач на точ­ность после имитации бло­кирования в зонах 3 и 2, имитации приема мяча с падением и др.

6. Подача на точность, затем перемещение в зону 5 и прием мяча в защите от игрока зоны 4. Перемещение в зону 1 — прием мяча в защите от игрока зоны 2. Перемещение в зону 6 — прием мяча в защите от тренера и на подачу.

7. Серия подач на точность — планирующая, силовая (чередовать виды и способы подач).

8. Подача в уязвимые места на площадке (6 игроков в расстановке сознательно создают уязвимые места на площадке).

Прием подач. Прием подач является средством тактической подго­товки нападающих ударов и должен соответствовать по направлению, длине и высоте особенностям расположения игроков на площадке и выбранного стиля игры. Прием подач всегда увязан с атакой, и поэтому посылаемый связующему или атакующему игроку мяч должен быть лег­кообрабатываем, т.е. должна быть точная посылка мяча в намеченную точку. Почти все команды используют основной способ приема подач в современной игре — прием мяча снизу двумя руками.

Перед приемом мяча необходимо сосредоточиться, расслабить мыш­цы туловища, принять исходное положение для приема подачи, посто­янно переступая ногами, определить способ подачи и возможную траекторию полета

мяча, не «дергаться» преждевременно и не бросаться в последний момент к мячу.

Принимая пода­чу, перемещаться устойчивым

мелким ша­гом, помня об условной

зоне своих действий

Примерные упражнения:

1. Подача в стену — прием (расстояние от стены 9-12 м).

2. Подача в парах через сетку (один пода­ет, другой принимает над собой и подача в первого).

3. Игрок в центре площадки спиной к сетке. По сигналу на подачу мяча, поворачивается лицом к сетке и принимает мяч в цель.

4. 4-5 игроков располагаются в шеренге у сетки лицом к подающим подачи игрокам. Подача в зону 5. После подброса мяча для подачи левофланговый игрок

у сетки быст-

 

 

ро перемещается в зону 5 и принимает мяч, после чего вста­ет в шеренгу справа (вариант: прием по­дачи на левофланго­вого игрока у сетки, тот выполняет пере­дачу для нападающе­го удара за линию нападения игроку, принявшего подачу, и тот атакует).

5. То же, но расположение принимающих подачу игроков в левой стороне площадки и подача в зону один (вариант: в любую зону подача).

6. Прием мяча двумя (тремя) игроками. После каждого приема сме­на зон.

7. Прием мяча двумя парами игроков. Синхронная подача из зоны 1 в зону 5 и из зоны 5 в зону 1. После приема мяча пара отходит за лицевую линию. Принимает подачу другая пара. На следующую попыт­ку в паре смена зон.

Примечание: в каждом упражнении прием мяча в зону нападения по заданию, или на связующего игрока, или в целевые точки.

Передача сверху двумя руками — один из важнейших, точных технических приемов. Условно, передачи сверху можно разделить на первые и вторые. Первые передачи применяются в приеме — передаче мяча после подачи и перекидки, когда мяч переходит на сторону оборо­няющейся команды с небольшой скоростью, а вторые передачи пред­назначены для подготовки нападающего удара.

Совершенствование передач может быть индивидуальным, группо­вым с помощью комбинированных упражнений и игровых форм тре­нировки.

Максимум внимания следует уделять передачам у сетки.

Примерные упражнения:

Индивидуальная подготовка

1. Передача мяча в стену — траектория полета мяча — высокая, низ­кая; лицом-боком к направлению передачи; в прыжке.

2. Передача в стену в цель, затем поворот на 360°

3. Передача в стену, отскок от пола, выход под мяч и передача в цель.

4. Передача в стену с перемещением влево-вправо.

5. Передача над собой — передача за голову, быстро повернуться, выйти под мяч — передача над собой — за голову и т.д.

6. Передача над собой — сесть, сидя передача над собой — встать.

7. В углу зала передача в лицевую и боковую стену поочередно.

 

 

 

В парах.

1. У стенки (в 3-5м) партнеры стоят в колонне. Первый — передача над собой или за голову; второй — передача в стену (варианта: со сме­ной мест).

2. У стены (в 3-5 м) партнеры стоят в шеренге в 2-3 м друг от друга

— передача в стену одним мячом (вариант: в прыжке).

3. Один выполняет дриблинг баскетбольным мячом и пасует, другой

— только пасует.

4. Передача в прыжке вдоль сетки (после передачи имитация блока).

5. И.п. игроков — рядом. Один бьет мячом в пол, второй делает ры­вок к мячу — передача над собой и партнеру, после чего быстро возвра­щается на и.п. После серии передач партнеры меняются ролями.

6. Один игрок стоит спиной к партнеру на расстоянии 6-8 м. Пер­вый выполняя передачу, дает условный сигнал, второй, повернув­шись, выполняет ответную передачу и поворачивается спиной к парт­неру.

7. И.п. игроков, рядом на лицевой линии. Один игрок ударяет мя­чом об пол, перемещается под мяч и выполняет передачу над собой. Другой игрок после перемещения к мячу выполняет передачу в зону 2 или 4.

В тройках

1. И.п. ифоков — два в зонах 1 и 5 на лицевой линии, третий — на линии нападения. Поочередная передача двух мячей от лицевой линии к линии нападения в сторону от игрока на 2-3 м.

2. И.п. игроков в зонах 4,3,2. Путь передачи: 4-3-2-4. Игрок в зоне 4 пасует над собой, поворот на 180° и передача партнеру назад за голову в зону 3; тот пасует назад за голову в зону 2; игрок зоны 2 пасует в зону 4 (вариант: в прыжке).

3. И.п. игроков в зонах 1,2,4. Передача из зоны 1 в 2, из 2 в 4, из 4 в 5, из 5 в 1 и т.д. После передачи переход в противоположную сторону от передачи (из 1 в 5, из 2 в 1, из 4 в 2, из 5 в 4).

4. И.п. игроков в зонах 4, 6, 2. Игрок зоны 4 ударом направляет мяч в зону 6, прием мяча в зону 2, оттуда передача в зону 4 и т.д.

5. Передача двух мячей по кругу (вариант: в прыжке; назад за голову).

6. Два игрока в зоне 2, один в зоне 4. Передача из зоны 2 в 4 и смена мест вслед за мячом (варианты: в прыжке и за голову). Четыре и большее количество игроков. 1. И.п. — по два ифока на боковых линиях (2 — 3 м между игроками). Передача двумя мячами в парах. На­чало передач с одной стороны. Пос­ле передачи смена мест на линии.

2. Игроки 2 и 3 выполняют пе­редачи назад за голову (вариант:

двумя мячами начинают игроки 1 и 4 одновременно.


 

 

3. Игрок зоны 3 первый мяч ад- 4. Передача тремя мячами од-

ресует игроку зоны 4, второй — новременно (перемещение вслед

игроку зоны 2. Далее по схеме, за мячом).

5. Игрок зоны 1 поочередно вводит 3 мяча. - 6. После передачи игроки у Передачи мяча по схеме — 1-2-6- 4-5-3-1 и т.д. сетки имитируют блокирование в зоне 3, после чего быстро возвращают- ся на исходные позиции. Игроки задней линии выполняют одну пе­редачу над собой.

Передача для нападающего удара. Вторые передачи должны соот­ветствовать (по направлению, длине, высоте, скорости) индивидуаль­ным особенностям нападающих игроков и являются важным средством подготовки атаки. Темп атак регулирует связующий игрок.

В практике волейбола в основном применяются передачи вперед, за голову, передачи боком к сетке, в прыжке.

Выполняя вторую передачу для нападающего удара, связующий иг­рок должен:

— оценить качество первого приема;

— видеть расположение блокирующих и защитников соперника;

— видеть, кто из партнеров находится в наиболее удобной позициидля атаки;

 

 

— учитывать, кто из нападающих игроков наиболее результативен в данной игре;

— быть активным на протяжении всей игры;

— из трудных положений передачу мяча осуществлять простым спо­собом без риска.

Основу при совершенствовании второй передачи составляют упраж­нения, выполняемые в стандартных и усложненных условиях с целе­вой установкой и с выполнением специфических заданий:

а) передача по мишени у сетки (в зоне нападения);

б) упражнения с нападающим игроком;

в) упражнения с приемом подач нападающим игроком, с блоком.

Примерные упражнения

1. Передача в мишень (вертикальное или горизонтальное кольцо на стойке диаметром до 70 см) из зон 3 и 2 в зону 4 после передачи над собой.

2. То же, но мяч адресуется связующему игроку из зоны 6 ассистен­том после приема подачи.

3. То же, но передача в мишень из глубины площадки.

4. То же, но после перемещения связующего игрока к месту встречи с мячом (прием мяча неточный).

5. Передачи в мишени на стене с расстояния 3-5 м от стены (три мишени диаметром 50 см расположены вертикально друг над другом:

1-я на высоте 5 м., 2-я на высоте 4 м, 3-я на высоте 3 м от пола).


6. Нападающий удар со сторо­ны А в зону 1 — прием мяча свя­зующим игроком. Игрок 6 бросает мяч в зону выхода — передача мяча для нападающего удара в зону 4. Действия игроков на стороне А такие же (вариант: связующий иг­рок блокирует атаку и выполняет передачу из глубины площадки).


 

7. Игрок зоны 6 направляет мяч связующему, который чередует пе­редачи для атаки в зоны 4 и 2. Иг­роки этих зон тихим ударом на­правляют мяч через сетку в зоны 1 и 5. Игроки этих зон возвраща­ют мяч в зону 6. Все игроки меня­ются местами.

 


 


8. Тренер посылает мяч через сетку игроку зоны 4 (2), который принимает мяч в зону выхода свя­зующего игрока. Связующий вы­полняет передачу в зону 4 (2) для атаки. После атаки повторение за­дания.


 

9. Нападающий удар из зоны 4 стороны А. Связующий на сторо­не Б ставит блок. После приземле­ния ему идет передача на 3 м от сетки от игрока зоны 4. Передача на удар, связующий на стороне А ставит блок и т.д.



10. Нападающий удар с соб­ственного подброса со стороны А. Прием мяча на связку, который выполняет передачу игроку 6 для атаки. Нападающий игрок стороны А ставит блок.


 

11. Прием подач на связку меж­ду зонами 2-3 — розыгрыш ком­бинаций, после чего тренер набра­сывает 2-3 мяча на линию нападе­ния, которые связка должен «под­нять» и занять и.п. для выхода из зоны 1.


Нападающий удар. Нападающий удар является основным такти­ческим средством ведения борьбы с соперником. Нападающий игрок, в зависимости от направления и высоты передач, зоны атаки, располо­жения блока и защитников соперника, старается выбрать наиболее ра­циональный (для конкретной обстановки) способ удара. Отсутствие вариативности в технике нападающих ударов приводит к проигрышу очка или подачи.

Игрок, выполняющий удар, должен:

— оценить качество второй передачи и выбрать способ выполнения нападающего удара;

— следить за перемещениями блокирующих и защитников соперника;

— с «неудобных» передач не проиграть мяч;

 

 

— владеть ударами с переводом мяча влево-вправо, обманными уда­рами, ударами от блока и т.д.;

— перед разбегом для нападающего удара — быстрый взгляд на сто­рону соперника для оценки расположения игроков обороняющейся ко­манды.

Совершенствование техники нападающих ударов включает следую­щие группы упражнений:

а) нападающие удары со всех видов передач по цели;

б) нападающие удары против одиночного и группового блока с оп­ределенным заданием для противоборствующих сторон;

в) нападающие удары в защитников с определенным заданием для противоборствующих сторон;

г) нападающие удары после приема подач против блока и защитни­ков.

Примерные упражнения

1. Нападающий игрок в зоне 4. Передача из зоны 6 в 3, из 3 в 4 и н/ у. Далее нападающий игрок имитирует блок в зоне 3 — перемещается в зону 2, выполняет н/у с передачи игрока зоны 3, далее блок в зоне 3, н/у в зоне 4 и т.д.

2. Н/у с низких, коротких передач перед связующим игроком и за его спиной (первая передача из глубины площадки).

3. Н/у со всех видов передач в зоны свободные от защитников (в момент разбега нападающего игрока 1-2 защитника меняют зоны свое­го первоначального расположения).

4. Н/у от блока в аут (первая передача из глубины площадки).

5. Н/у против одиночного блока с низких и коротких вторых передач перед связующим игроком и за его спиной (первая передача из глубины площадки).

6. Серийные нападающие удары из зоны 4 (2,3) со второй передачи после приема подач нападающим игроком (удар по цели). После каждо­го удара прием мяча в защите (удар от тренера).

7. То же, но с одиночным, групповым блоком, с одним и двумя защитниками.

8. Серийные н/у со второй передачи из всех зон нападения после приема подач не нападающим игроком:

— со всех видов передач по цели;

— против одиночного и группового блока;

— против блока и защитников.

9. Н/у с первых передач из разных зон нападения без блока, с оди­ночным блоком (первая передача выполняется из разных зон после пе­рекидки мяча с другой стороны площадки).

10. Н/у 1-ми 2-м темпом после приема подач не атакующими игро­ками, с блоком и защитниками.

Прием нападающих ударов. Защитник должен уметь правильно анализировать игровые ситуации и мгновенно реагировать на их изме-

 

 

 

нения, быть в постоянной готовности реагировать на мяч в более ко­роткое время.

При совершенствовании защитных действий необходимо создавать обстановку повышенного эмоционального состояния игроков путем речевой стимуляции тренера и активных действий самих спортсменов, а также разнообразия и усложнения выполнения упражнений.

Техника владения мячом при приеме нападающих ударов в основ­ном складывается из приема мяча снизу двумя руками, приема мяча одной рукой с падением вперед или в сторону (техника этих приемов описана в разделе 3.5.2).

Совершенствование приема нападающих ударов целесообразно раз­бить на две группы упражнений:

группа А — прием нападающих ударов не в игровых условиях (удары не через сетку);

группа Б — прием нападающих уд аров, выполняемых через сетку.

Примерные упражнения группы А:

1. В парах: один бьет, другой принимает мяч.

2. То же, но прием после поворота на 360°

3. То же, но прием мяча после кувырка.

4. В парах: прием силовых и обманных ударов.

5. То же, но после приема игрок обегает партнера, который в это время выполняет две-три передачи над собой.

6. В тройках: игроки стоят в линию (игрок в центре без мяча). Прием мячей центральным игроком с поворотом на 180°

7. Четыре игрока с мячами стоят в углах одной стороны площадки, пятый — в середине площадки. Поочередные удары в игрока, стоящего в центре площадки.

8. И.п. четырех игроков с мячами — на лицевой линии в 2 м друг от друга, пятый — на линии нападения против левофлангового. Прием поочередных ударов, перемещаясь по линии нападения.

Примерные упражнения группы Б:


1. И.п. защитника — в зоне 6. В зависимости от направления н/у защитник перемещается в ту или иную зону для приема мяча.


2. И.п. двух защитников — в зоне 5, а нападающих игроков с мяча­ми—в зонах 4 и 2. Н/у из зоны 2 в 5 — прием мяча первым защитни­ком и быстрое перемещение в зону 4 — прием мяча от игрока зоны 4;

перемещение защитника по линии нападения в зону 2 и прием мяча от

 

 

 

7 4 6

игроки зоны 2; перемещение защитника и зону 1 и прием мяча от игрока зоны 4. Это же зада­ние выполняет и второй защитник. Н/у с соб­ственного подбрасывания.

 

3 5

3. Прием н/у, выполненных

из-за..линии..нападения.


.

 


4. Прием н/у игроками зон

1, 5, 6 на закрытой сетке.

 

.5.Н/у..против..группового..бло­ка


6.Прием нападающих ударов в зоне 5 и страховка троком зоны 1. Н\у

силовые и обманные

 

 

Игрок зоны 6 страхует, игроки зон 1 и 5 выходят из-за блока и принимают мячи. Н/у силовые и обманные.

 


 

.7. Страховка в зоне 4 после- вы­полнения подачи.


 

 

 

Блокирование. Блокирование является первой линией обороны против атаки соперника, и от правильного выполнения блока в значительной мере зависит эффективность страховки блокирующих, выбора места для приема нападающих ударов.

Качество блока зависит от своевременности прыжка и взаимодействия блокирующих при групповом блоке.

В первую очередь блокирующего игрока (игроков) должна интере­совать информация о траектории полета мяча полета после передачи для нападающего удара. Для этого необходимо внимательно следить за мя­чом, примерно до половины его пути, равного отрезку траектории от рук связующего до бьющей ладони нападающего игрока. После этого резко перевести взгляд на нападающего игрока, при этом объектом его прямого зрения должно стать лицо нападающего игрока. Атакующий игрок делает стопорящий шаг с отводом рук назад, и с этого момента блокирующий также начинает активные приготовления к отталкива­нию от опоры (перемещение, сгибание ног). К моменту начала ударно­го движения нападающего игрока блокирующий должен оказаться в оптимальной точке своего прыжка.

Совершенствовать блокирование можно с мячом и без него. Упраж­нения без мяча направлены на развитие скорости перемещения, прыж­ковой выносливости, согласованности при групповом блоке.

Упражнения с мячом применяются с целью совершенствования кон­кретной системы игры команды в защите.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...